ВВЕДЕНИЕ 5.
1 Метод проектов 7
1.1. Зарождение проектного метода обучения 7
1.2. Особенности метода проектов 1. 9
1.3. Классификация метода проектов 2. 0
1.4. Основные требования к использованию метода проектов 25
1.5. Структура учебных проектов 26
1.6. Влияние проектной деятельности на развитие учащихся 28
2 Реализация проектного обучения в современной школе 33
2.1. Организация проектного обучения в школе 3.3
2.2. Способы вовлечения учащихся в проектную деятельность 36
2.3. Структура проектной деятельности учащихся 3. 8
2.4. Типология проектной деятельности 47
2.5. Роль учителя в проектной деятельности учащихся 5. 2
2.6. Разработка урока с использованием метода проектов 56
Заключение 64
Список использованных источников 65
Приложение 70
Как известно, относительно недавно были введены федеральные государственные образовательные стандарты. Это заставило учителей задуматься над тем, как сделать новые стандарты доступными для учеников и родителей? Смена модели образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий. Одним из вариантов решения данной задачи может быть использование проектно-модульной технологии обучения, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.
Смысл модульной технологии обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно или с помощью учителя обучается по программе, состоящей из отдельных модулей. Программа обучения, построенная по модульной технологии, представляет собой пакет модулей, позволяющих выстраивать траекторию усвоения содержания, адаптируя и при необходимости корректируя процесс обучения к индивидуальным возможностям обучаемого [12, с. 147].
Актуальность определяется противоречием между задачами
современного обучения физике, решаемыми с использованием
информационных технологий и сложившейся практикой обучения, когда специалист не готовится в высшем учебном заведении к новым способам ведения уроков.
Цель: показать возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя.
Объект: информационные технологии в учебном процессе.
Предмет: метод проектов в деятельности учителя физики.
Задачи:
4. Проанализировать учебно-методический материал по теме выпускной квалификационной работы.
5. Рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования
6. Рассмотреть преимущества и принципиальное отличие метода проектной деятельности от традиционной классно-урочной системы при проведении уроков по физике.
4. Разработать урок по физике для учащихся 9 - 10 классов, в основе которого лежит метод проектной деятельности.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
3. Анализ научно-методической литературы
4. Конструирование.
Практическая значимость исследования: работа будет полезна студентам педагогических вузов и молодым учителям, интересующимся внедрением информационных технологий в процесс обучения.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассмотрели различные типы проектного обучения, особенности метода проектов, описали различные его классификации, основные требования к использованию метода проектов, рассмотрели структуру учебных проектов, рассказали о влиянии проектной деятельности на развитие учащихся. Как итог мы создали план- конспект по физике с использованием метода проектов, который был опробован нами при прохождении практики в школе. Было выяснено, что дети после работы с проектом стали более заинтересованы в изучении физики, повысили свои коммуникационные навыки, умение выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, смогли развить творческие способности.
Во второй главе нами была описана организация проектного обучения в школе, способы вовлечения учащихся в проектную деятельность, структура проектной деятельности учащихся, типология проектной деятельности. Также мы рассказали о роли учителя в проектной деятельности учащихся. Как итог мы создали план-конспект по физике с использованием метода проектов, который был опробован мною при прохождении практики в школе.
Цель нашей выпускной квалификационной работы - показать возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя - была достигнута.
1. Аксимов, М. И. Источники изучения истории советской школы и педагогики : учебник / М. И. Аксимов. - Москва : Просвещение, 2012. - 156 с.
2. Булаева, О. В. Метод проектов и организация проектной деятельности учащихся по физике : Учебно-методическое пособие / О. В. Булаева, Е. А. Рубешта. - Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 20011. - 72 с.
3. Булаева, О. В. Исследовательские проекты в практике школы / О. В. Булаева, Е. А. Румбешта // Директор школы. - 1998. - №7. - С. 28-32.
4. Васильев, Е. А. Общая психология : учебное пособие / Е. А. Васильев; Под ред. В. В. Богословского [и др]. - Москва : Просвещение, 1996. - 506 с.1
5. Вульфсон, Б. Л. Джон Дьюи и советская педагогика / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. - 2011. - №9. - С. 70-100.
6. Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г. В. Голуб, О. В. Чуракова. - Самара, 2012. - 117 с.
7. Горлов, Ю. А. Формирование самоконтроля и самооценки у учащихся в системе развивающего обучения в средней школе / Ю. А. Горлов, Н. Р. Файзуллина //Наука и школа. - 2013. - №2. - С. 12-15.
8. Горячев А. В. Работа над темой. Методические рекомендации / А. В. Горячев. - Москва : ТОО «Гендальф», 1999. - 72 с.
9. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования : учебное пособие / Ю. В. Громыко. - Москва : Московская академия развития образования, 1996. - 56 с.
10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей) / под ред. Н. Л. Селивановой. - Москва: Педагогическое общество России, 2011. -346 с.
11. Гусева, З. В. Пять испытанных инновационных концепций / З. В. Гусева; Под редакцией И. Маарсхаикервеерд. // Общий педагогический учебный центр (APS). - Нидерланды, 1995. -№5. - С. 16-25.
12. Дейнега С. А. Проектно-модульное обучение в техническом вузе//Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №3. - Том 2. - С. 146-151.
13. Дьюи, Д. Школа и общество. Способное воспитание и образование : учебник / Д. Дьюи; под ред. И. Горбунова-Посадова. - Москва: Работник просвещения, 2011. - 143 с.
14. Игнатьев, В. В. Сборник «На путях к методу проектов» / В. В. Игнатьев, М. В. Крупенина. - Москва: Работник просвещения, 2011. - № 3. - 118 с.
15. Казаков, В. Г. Качество образования. Слагаемые обучения / В. Г. Казаков // Методическое обеспечение государственного стандарта начального профессионального образования. - Оренбург, 2011.-№5. - С. 55-59.
16. Казакова, Е. И. Познавательные проблемы в учебниках / Е. И. Казакова // На путях к новой школе. - Санкт-Петербург, 2000/2001. - № 4. С.
46.
17. Кларин, М. В.Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - Москва : Знание, 2013. -194 с.
18. Кошенко, Т. Ю. Проектно-модульное построение учебного процесса как способ реализации системно-деятельностного подхода при изучении физики / Т. Ю. Кошенко // Физика в школе. - 2013. - №1. - С. 43-48.
19. Крылова, О. В. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании / О. В. Крылова // Директор школы. - 1999. - № 2. -
С. 71.
20. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - Москва : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 438 с.
21. Лернер, И. Я. Проблемное обучение : учебник / И. Я. Лернер. - Москва: Знание, 1995. - 263 с.
22. Малькова, З. А. Д. Дьюи - философ и педагог-реформатор / З. А. Малькова // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 223-243.
23. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва : Педагогика, 2011. - 376 с.
24. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - Москва : Педагогика, 2012. -286 с.
25. Моделирование обучения и поведения / под редакцией Н. М. Назаровой. - Москва: Наука, 1995. -184 с.
26. Моисеева, А. М. Внутришкольное управление. Словарь-справочник / под ред. А. М. Моисеева, 2014.-483 с.
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е. С. Полат. - Москва : Academia, 1999. -182 с.
28. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно - экспериментальной работы / под ред. А. Г. Каспржак. - Москва: Сентябрь, 2011. -342 с.
29. Павлова, М. Б. Образовательная область «Технология» : Теоретические подходы и методические рекомендации. / М. Б. Павлова, Дж. Питт. - Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - 456 с.
30. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учебное пособие / Н. Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2013. - 92 с.
31. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты, методология поиска / Н. Ю. Пахомова // Учитель. - 2012. - №1. - С. 18-12.
32. Пахомова, Н. Ю. Учебный проект, его возможности / Н. Ю. Пахомова // Учитель. - 2011. - №4. - С. 17-20.
33. Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие / А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012.-56 с.
34. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии : Пособие для учителей / Е. С. Полат. - Москва : Просвещение, 1997. - 78 с.
35. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат. // Наука и школа. - 1997. - №4. - С. 5-8.
36. Поташник, М. М. Качество образования : проблемы и технология управления: учебник / М. М. Поташник. - Москва : Педагогическое сообщество России, 2012. - 387 с.
37. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Главный редактор В. В. Давыдов. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т.1. - 783 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1999. -478 с.
39. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию : Материалы семинара / под редакцией А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2011. - 143 с.
40. Социальная психология : Учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского. - Москва : Просвещение, 2011. - 157 с.
41. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: учебник / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Международная педагогическая академия, 1995. - 347 с.
42. Фишман, И. С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся : Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. / И. С. Фишман. - Самара: Издательство ЦПО, 2015. - 295 с.
43. Хрестоматия по истории педагогики. / под общей ред. С. А. Каменева. - Москва, 1994. - Т. 3. - 124 с.
44. Чечель, И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11.
45. Чечель, И. Д.Метод проектов : субъективная и объективная оценка результатов / И. Д. Чечель // Директор школы. - 2011. - № 4. - С. 3.
46. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: учебник / Н. И. Шевандрин. - Москва : ВЛАДОС, 1995. -276 с.
47. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - Москва : Российское педагогическое агентство, 2011. - 251 с.
48. Школа Совместной деятельности: концепция, проект, практика развития: учебник / под редакцией Г. Н. Прозументовой. - Томск: Томск, 1997. - 438 с.
49. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США / под редакцией А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского. - Москва: Прометей МГПИ им. В. И. Ленина, 1993. - 114 с.