Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения аддиктивного поведения старших
подростков и особенности профилактической работы с
ними 8
1.1 Изучение понятия аддиктивности и причины ее
возникновения 8
1.2 Проявление аддиктивности у старших подростков 16
1.3 Профилактическая работа, ее виды и содержание в зависимости от
проблемы 22
2 Экспериментальное изучение аддиктивности старших подростков и
определение особенностей профилактической работы с ними 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов констатирующего экспериментального
исследования группы аддиктивных подростков 30
2.3 Организация профилактической работы с аддиктивными старшими
подростками и определение эффективности ее реализации 46
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение
1 Теоретические аспекты изучения аддиктивного поведения старших
подростков и особенности профилактической работы с
ними 8
1.1 Изучение понятия аддиктивности и причины ее
возникновения 8
1.2 Проявление аддиктивности у старших подростков 16
1.3 Профилактическая работа, ее виды и содержание в зависимости от
проблемы 22
2 Экспериментальное изучение аддиктивности старших подростков и
определение особенностей профилактической работы с ними 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов констатирующего экспериментального
исследования группы аддиктивных подростков 30
2.3 Организация профилактической работы с аддиктивными старшими
подростками и определение эффективности ее реализации 46
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение
Проблема аддиктивного поведения старших подростков является на сегодняшний день одной из актуальных. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем подростковой жизни. Аддиктивное поведение может проявляться в употреблении всевозможных психоактивных веществ: курении, алкоголизме и пр., а также в нехимических зависимостях, например, в зависимости от сети Интернет.
Впервые в нашей стране проблемой аддикции заинтересовалась и начала заниматься Новосибирская психологическо-психиатрическая школа под руководством Ц. П. Короленко [13].
Особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. это возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложностями в подростковом возрасте формируются такие важные качества как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться.
При организации профилактической работы с аддиктивными старшими школьниками важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, так как они могут служить возникновению аддикции у подростка.
В связи с этим, целью нашего выпускного квалификационного исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками.
Объект исследования - аддиктивное поведение.
Предметом исследования выступают особенности профилактической работы как метода работы с аддиктивными старшими школьниками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если организовать профилактическую работу на начальном этапе проявления аддиктивного поведения с применением методов рефлексивного анализа и целеполагания, то это будет способствовать уменьшению вероятности развития аддикции у старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть теоретическую сущность понятий «аддиктивное поведение», «профилактическая работа»; охарактеризовать проявление аддиктивности у старших школьников; рассмотреть виды и содержание профилактической работы в зависимости от проблемы.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения склонности к аддиктивному поведению и особенностей личности подростка, провести сравнительный анализ двух групп подростков проживающих в разных городах.
3. Разработать профилактическую программу, направленную на снижение риска возникновения аддиктивного поведения у подростков, и осуществить формирующий эксперимент.
4. Провести повторную диагностику с целью анализа эффективности профилактической работы.
Методы работы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда Акцентуация характера и темперамента личности»; Методика «Аддиктивная склонность» авт. Г. В. Лозовая; Методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики Манна - Уитни.
В процессе исследования нами были использованы следующие методики:
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска, МБОУ «Средняя школа № 98» г. Красноярска. В экспериментальной работе приняли участие ученики 8-9 класса в возрасте от 13 - 15 лет. Выборка исследования составила 61 человек.
Исследование состояло из следующих этапов:
Первый этап (декабрь 2015 г. - март 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для исследования аддиктивного поведения и профилактической работы с подростками; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Второй этап (январь - март 2016 г.) - разработка и апробация профилактической работы с аддиктивными подростками.
Третий этап (февраль - май 2016 г.) - повторное диагностическое обследование, анализ результатов повторной диагностики участников формирующего эксперимента; определение эффективности развивающей работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: получены экспериментальные данные о склонностях к аддиктивному поведению двух групп подростков проживающих в разных городах, также проведен сравнительный анализ. Установлена взаимосвязь между акцентуациями характера и склонности к аддиктивному поведению старших школьников. Разработана и апробирована профилактическая работа, направленная на снижение риска развития аддикций.
Работа выполнена по заказу МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.
Результаты исследования апробированы на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теория и практика» (апрель 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников), 6 приложений.
Впервые в нашей стране проблемой аддикции заинтересовалась и начала заниматься Новосибирская психологическо-психиатрическая школа под руководством Ц. П. Короленко [13].
Особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. это возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложностями в подростковом возрасте формируются такие важные качества как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться.
При организации профилактической работы с аддиктивными старшими школьниками важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, так как они могут служить возникновению аддикции у подростка.
В связи с этим, целью нашего выпускного квалификационного исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками.
Объект исследования - аддиктивное поведение.
Предметом исследования выступают особенности профилактической работы как метода работы с аддиктивными старшими школьниками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если организовать профилактическую работу на начальном этапе проявления аддиктивного поведения с применением методов рефлексивного анализа и целеполагания, то это будет способствовать уменьшению вероятности развития аддикции у старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть теоретическую сущность понятий «аддиктивное поведение», «профилактическая работа»; охарактеризовать проявление аддиктивности у старших школьников; рассмотреть виды и содержание профилактической работы в зависимости от проблемы.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения склонности к аддиктивному поведению и особенностей личности подростка, провести сравнительный анализ двух групп подростков проживающих в разных городах.
3. Разработать профилактическую программу, направленную на снижение риска возникновения аддиктивного поведения у подростков, и осуществить формирующий эксперимент.
4. Провести повторную диагностику с целью анализа эффективности профилактической работы.
Методы работы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда Акцентуация характера и темперамента личности»; Методика «Аддиктивная склонность» авт. Г. В. Лозовая; Методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики Манна - Уитни.
В процессе исследования нами были использованы следующие методики:
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска, МБОУ «Средняя школа № 98» г. Красноярска. В экспериментальной работе приняли участие ученики 8-9 класса в возрасте от 13 - 15 лет. Выборка исследования составила 61 человек.
Исследование состояло из следующих этапов:
Первый этап (декабрь 2015 г. - март 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для исследования аддиктивного поведения и профилактической работы с подростками; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Второй этап (январь - март 2016 г.) - разработка и апробация профилактической работы с аддиктивными подростками.
Третий этап (февраль - май 2016 г.) - повторное диагностическое обследование, анализ результатов повторной диагностики участников формирующего эксперимента; определение эффективности развивающей работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: получены экспериментальные данные о склонностях к аддиктивному поведению двух групп подростков проживающих в разных городах, также проведен сравнительный анализ. Установлена взаимосвязь между акцентуациями характера и склонности к аддиктивному поведению старших школьников. Разработана и апробирована профилактическая работа, направленная на снижение риска развития аддикций.
Работа выполнена по заказу МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.
Результаты исследования апробированы на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теория и практика» (апрель 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников), 6 приложений.
Проанализировав литературу по теме исследования, можем отметить, что аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти от реальной жизни путем изменения своего сознания. Это одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.
В постоянно изменяющемся современном мире постоянно увеличивается число всевозможных аддикций. Если раньше аддиктивным поведением считалось употребление психоактивных веществ, то сейчас к их числу относятся телевизионная, игровая, любовная, пищевая, религиозная, лекарственная, компьютерная и зависимость от здорового образа жизни.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование в МБОУ «Гимназия» в городе Лесосибирске и МБОУ «Средняя школа № 98» в городе Красноярске. Выборку исследования составили 28 человек, в возрасте 13-15 лет в городе Лесосибирске, также 33 человека в возрасте 14-15 лет в школе № 98 в городе Красноярске.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик: Опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (авт. Г.В. Лозовая), методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования
Проанализировав результаты, мы установили, что у респондентов большого города количество аддикций гораздо больше, чем у респондентов малого города.
Также в ходе анализа полученных данных нами были выявлены прямые взаимосвязи между: демонстративным типом акцентуации характера и компьютерной, пищевой зависимостью; педантичным типом и зависимостью к здоровому образу жизни и компьютерной зависимостью; гиппертимным типом и пищевой зависимостью; дистимическим типом и телевизионной, пищевой зависимостью; циклотимическим типом и игровой зависимостью; эмотивным типом и такими зависимостями как компьютерная, телевизионная, пищевая и зависимостью к здоровому образу жизни.
Нами была составлена и реализована программа профилактики аддиктивного поведения со старшими подростками г. Лесосибирска и г. Красноярска. После чего мы проводили повторную диагностику старших школьников по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизились показатели по таким аддикциям, как: телевизионная, пищевая, компьютерная, религиозная. Также у испытуемых заметно снизилась потребность в поисках ощущений. Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.
В постоянно изменяющемся современном мире постоянно увеличивается число всевозможных аддикций. Если раньше аддиктивным поведением считалось употребление психоактивных веществ, то сейчас к их числу относятся телевизионная, игровая, любовная, пищевая, религиозная, лекарственная, компьютерная и зависимость от здорового образа жизни.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование в МБОУ «Гимназия» в городе Лесосибирске и МБОУ «Средняя школа № 98» в городе Красноярске. Выборку исследования составили 28 человек, в возрасте 13-15 лет в городе Лесосибирске, также 33 человека в возрасте 14-15 лет в школе № 98 в городе Красноярске.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик: Опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (авт. Г.В. Лозовая), методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования
Проанализировав результаты, мы установили, что у респондентов большого города количество аддикций гораздо больше, чем у респондентов малого города.
Также в ходе анализа полученных данных нами были выявлены прямые взаимосвязи между: демонстративным типом акцентуации характера и компьютерной, пищевой зависимостью; педантичным типом и зависимостью к здоровому образу жизни и компьютерной зависимостью; гиппертимным типом и пищевой зависимостью; дистимическим типом и телевизионной, пищевой зависимостью; циклотимическим типом и игровой зависимостью; эмотивным типом и такими зависимостями как компьютерная, телевизионная, пищевая и зависимостью к здоровому образу жизни.
Нами была составлена и реализована программа профилактики аддиктивного поведения со старшими подростками г. Лесосибирска и г. Красноярска. После чего мы проводили повторную диагностику старших школьников по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизились показатели по таким аддикциям, как: телевизионная, пищевая, компьютерная, религиозная. Также у испытуемых заметно снизилась потребность в поисках ощущений. Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.
Подобные работы
- Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ' ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Реабилитационно-профилактическая работа
с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТИ И КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТИ И КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2015 - Связь акцентуаций характера старших подростков с особенностями пищевого поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



