ВВЕДЕНИЕ 3
1. Условия подготовки школьной реформы 13
1.1 Воспитательные воззрения Екатерины II 13
1.2 Суть школьной реформы Екатерины II (1782-1786гг.) 19
1.2. Основные документы, регламентирующие работу народных училищ 22
1.3. Учебники для народных училищ 29
2. Реализация реформы в Сибири 31
2.1. Динамика численности учащихся в главных и малых народных училищах Сибири 31
2.2. Материально-техническое обеспечение училищ 37
2.3. Учителя главных и малых народных училищ Сибири 41
2.4. Программа обучения в училищах Сибири 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Состав учащихся малых народных училищ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Динамика численности учащихся в Тобольском и
Иркутском главных народных училищах 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Динамика численности учащихся в малых народных
училищах Сибири в 1790-1802гг 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Именной список об успехах штаб-и обер-офицерских детей,
обучающихся в Барнаульском училище 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Ведомость о состоянии народных училищ, находящихся в
Тобольском наместничестве за 1792 г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Дело «Об открытии Иркутского и Колыванского, в последствии Тобольского главных и других училищ, и о снабжении оных училищными чиновниками и учебными пособиями» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Фотографии зданий, в которых находились народные училища 67
Актуальность исследования заключается в том, что в XXI в., в веке информационных технологий, вопрос о том, как обучать новое поколение, какие изменения следует ввести в системе образования, остаются в России очень актуальны. После распада советского союза в декабре 1991 г. российское образование претерпевало множество изменений, и они продолжаются до сих пор.
Происходит множество споров о нужности различных нововведений в сфере обучения, в частности современные образовательные реформы в большей степени касаются именно школьного образования. Изучение и анализ исторического опыта важны для понимания современных реалий. Впервые в истории России школа начинает относиться к сфере государственной политики при Петре I. Однако в то время школы в большей мере имели не общеобразовательный, а профессиональный уклон. Школа как общественный образовательный институт начинает свое существование со времен правления Екатерины II. Важным фактором в реформировании школьной системы в Российской империи в данный период, является распространенность на все регионы без изменений, в частности, на Сибирь. Этот регион является территорией с довольно специфическими условиями, соответственно организация училищ на данной территории имела свои определенные черты.
Степень изученности. Изучение реформы школьного образования Екатерины Великой можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный. Изучением школьной реформы Екатерины Великой в общероссийском масштабе занимались множество ученых, затрагивающих тему развития образования в России. В частности, П. Ф. Каптереев в своем труде «История русской педагогики»1, в главе под названием «Время Екатерины II. Государственная педагогика» довольно подробно рассмотрел все реформы и изменения, проводимые императрицей в данном вопросе, уделив внимание и школьной реформе. В частности, достаточно подробно рассмотрены документы школьной реформы, указывается на то, что в дальнейшем мало кто следовал правилам в них обозначенным. Автор делает вывод о том, что Екатерина «списала» образовательную систему России с австрийского образца, но сделала это с ошибками и пропусками. Австрийская система предполагала распространение обязательного образование повсеместно (и в городах и в деревнях) и для всех, в Российской империи реформа носила ограниченный характер. Также автор, сравнивая роль духовенства в образовании во времена Петра I и Екатерины II, приходит к выводу, что в период правления императрицы эта роль возросла.
В советской историографии реформам Екатерины II внимания уделялось сравнительно немного, для большинства работ этого времени характерен классовый подход и негативная оценка деятельности императрицы в целом. Работ, посвященных школьной реформе 1782-1786 гг., написано не было.
В современный период происходит достаточно активное изучение деятельности Екатерины Великой в целом и школьной реформы, в частности. М. А. Зуев в своей работе «Создание и деятельность народных училищ при Екатерине II» рассмотрел все документы, принятые комиссией, большое внимание уделяя «Уставу народным училищам Российской империи». Автор считает, что данный Устав умело сочетает в себе достижения европейской педагогики того времени с требованиями российской действительности.
Так же интересна статья Л. М. Артамоновой , которая рассматривает школьную реформу как неотъемлемую часть всего процесса реформирования страны. Эта реформа, по мнению автора, закономерный процесс в системе образования России. Л. М. Артамонова обращает внимание на то, что до данной реформы деятельность Екатерины II в области школьного дела не отличалась продуманностью и эффективностью. В частности, большой ошибкой автор считает идею о воспитании «новой породы людей», так как эта идея наносила ущерб массовому образованию и несла угрозу культурного отчуждения между различными сословиями. Артамонова делает вывод - благодаря школьной реформе Екатерины II государственная власть в России и в дальнейшем не прекращала быть «просвещенной», то есть понимающей необходимость широкого распространения образования и берущей на себя ответственность за это.
Г. А. Коваленко в своей статье рассмотрел развитие образования в России начиная с эпохи Петра I и заканчивая современным периодом, затронув школьную реформу Екатерины Великой как один из важнейших аспектов истории российского образования. Автор подчеркивает, что именно в этот период впервые в России была создана система единообразно устроенных школьных заведений, с единой методикой преподавания и классно-урочной системой.
Фрагментарные сведения о школьной реформе можно найти в работе А. С. Иощенко. Автор уделяет большое внимание взглядам императрицы на воспитание. Указывается на то, что развитием системы образования Екатерина Великая занималась на протяжении всего периода своего правления, апогеем этого развития и явилась школьная реформа. Автор считает, что основным недостатком реформы было то, что «императрица открывала учебные заведения для сословий, на поддержку которых она рассчитывала» . Соответственно это дворяне и мещанское сословие, для крестьян образовательная система так и не была разработана.
М. П. Стародубцев посвятил множество статей теме образования в период правления Екатерины II: «Реформы системы образования России середины XVIII в.» , «Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей» , «Педагогические размышления и проекты организации образования во время правления Екатерины II» и т.д. В своих трудах Стародубцев рассматривает изменения в системе образование с деятельности И. И. Бецкого и заканчивает идеями Ф. И. Янковича де Мириево. Автор внес большой вклад в изучение как истории образование XVIII в., так и изменения взглядов на просвещение Екатерины II, в частности. В целом автор достаточно высоко оценивает образовательную политику российской императрицы, подчеркивая, что данная реформа - это типичное мероприятие просвещенного европейского монарха. Однако ее достоинства были ограничены сословнокрепостнической реальностью, господствовавшей тогда в российском социуме.
Н. И. Павленко в своей монографии «Екатерина Великая» уделяет внимание «последней значительной мере в политике просвещенного абсолютизма». Наряду с основными документами реформы рассматривается сочинение императрицы «О должностях человека и гражданина», которое должно было изучаться в училищах. Не смотря на немалое количество трудностей, с которыми была сопряжена организация училищ по всей России, автор считает, что забота Екатерины о распространении образования заслуживает похвалы. Н. И. Павленко считает, что результаты реформы кажутся «ничтожными», но если учесть, что это только первые шаги в установлении всеобщего образования в Российской империи, даже эти результаты становятся впечатляющими.
Можно сделать вывод о том, что в разные периоды времени деятельность Екатерины Великой, в частности школьная реформа изучалась по-разному и оценивалась не всегда однозначно. Отдельные труды по политике в сфере образования в данный период появились лишь в современный период.
Изучением организации и проведения школьной реформы в Сибири занимались видные ученые-историки, изучающие историю самого крупного региона России. Работы, связанные с этой темой начали публиковаться с начала XX в., соответственно можно разделить историю изучения данной темы на два периода: советский и современный.
Наиболее фундаментальным трудом рассматривающим историю просвещения в Сибири, является труд Н. С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири». Автор начинает повествование с духовных школ начала XVIII в., и заканчивает историей сибирских общеобразовательных школ XIX в. Н. С. Юрцовский отводит целую главу для освещения Екатерининской школьной реформы, и даже приводит текст именного указа Императрицы от 3 ноября 1788 г., на имя Тобольского и Пермского генерал-губернаторов, по поводу открытия в названных губерниях народных училищ. Также автор рассматривает условия осуществления реформы в Сибири, обеспечения школ учителями, количество учащихся и материально-техническое обеспечение. Автор делает очень важный вывод о том, что история просвещения в Сибири есть в тоже время история просвещения в России. По мнению Юрцовского, екатерининское правительство терпит крах, натолкнувшись на незрелость тогдашнего среднего общества для идеи общего образования.
А. Н. Копылов в первой главе, своей работе «Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в.» , рассматривая вопрос просвещения, уделяет внимание частным школам, их преимуществам и влиянию на всю систему просвещения. Свое повествование автор начинает от специальных школ Петра I и заканчивает екатерининскими главными и малыми училищами. К достоинствам данной монографии следует отнести большое количество фактологического материала - численности обучающихся в разные годы, как в главных, так и в малых училищах. Для большей наглядности этот материал оформлен в таблицы. Автор приходит к заключению о том, что просвещение Сибири, как и всей дореволюционной России, было скованно рамками феодально-крепостнической системы, грамотность русского населения Сибири была не ниже общероссийского уровня. Данный труд является довольно информативным источником изучения как всего образовательного процесса в Сибири, так в частности и вопрос о реализации школьной реформы Екатерины II.
В XXI в. изучением организации в Сибири реформы в области просвещения последней российской императрицы продолжают заниматься ученые-историки. В данный период на первый план выходит изучение школьной реформы Екатерины II в отдельных регионах России, в том числе и в Сибири.
В статье Ю. П. Прибыльского подробно излагается история народного образования Тюменского края, в частности Тобольска, так как автор считает, что именно отсюда берет свое начало система образования огромной Сибири. В статье указывается на положительное влияние Тобольского главного народного училища на культурный уровень всего населения Тобольска, так как при училище выходил литературный журнал, а библиотека училища располагала большим книжным фондом, которым было позволено пользоваться всем жителям города.
О том, какое влияние оказывала система образования на русскую художественную культуру Западной Сибири, выясняет Л. В. Нечаева в своей диссертационной работе. Автор делает очень важный вывод о том, что, не смотря на все недостатки и сложности проведения реформы в Западной Сибири, народные училища к концу XVIII в. стали центром притяжения культурной жизни западносибирских городов.
Безусловный интерес представляет монография В. Ю. Софронова «Культурное наследие Западной Сибири». В главе посвященной просвещению автор подробно уделяет внимание Тобольскому главному народному училищу, начиная от здания в котором оно располагалось и, заканчивая аттестацией учащихся.
Некоторые сведения об образовании в Сибири в эпоху Екатерины II можно найти в диссертации Н. Л. Хаит . Этой теме в работе посвящен параграф под названием «Трансформация системы образования с Сибири в эпоху Екатерины II». Автор начинает рассмотрение вопроса с духовных школ, также затрагивает существование в Сибири специальных школ при Петре I и достаточно подробно останавливается на проведении школьной реформы Екатерины II в Сибири. В частности, подробно исследуются положения Устава народных училищ, а также недостатки данной реформы на примере Сибири.
В коллективная монографии «Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.)» можно найти материал, касающийся организации и деятельности Красноярского и Енисейского малых народных училищ.
Н. И. Чуркина в своих статьях «Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVIII - XX вв.)» , «Социальные статус учителей в Западной Сибири в XVIII - XX вв.» , а также М. П Войтеховская . подробно рассматривают деятельность учителей и организацию их обучения. В их работах показано изменение статуса педагогов, повышение их значимости с течением времени.
О школах Тобольской губернии, в частности об училище, упоминается в работе И. В. Неупокоева .
Следует отметить, что специальных работ по организации и проведению школьной реформы Екатерины Великой в Сибири нет.
Целью данной работы является комплексное исследование организации школьной реформы Екатерины II в Сибири.
В задачи исследования будет входить следующее:
1. рассмотреть эволюцию взглядов Екатерины II на образование;
2. проанализировать условия подготовки школьной реформы 1782-1786 гг;
3. изучить реализацию школьной реформы в Сибири;
4. выявить проблемы, связанные с функционированием главных и малых народных училищ на территории Сибири.
Объектом изучения стала система школьного образования в Российской империи во второй половине XVIII в.
Предметом исследования выступает организация и деятельность главных и малых народных училищ в Сибири.
Хронологические рамки охватывают период с 22 сентября 1762 г., с момента вступления Екатерины II на российский престол, с этого времени происходят изменения в образовании, которые постепенно привели к организации малых и главных народных училищ, как во всей России, так и в Сибири в частности, и до 1805 г., когда оставшиеся училища были преобразованы в гимназии.
Территориальные рамки ограничены территорией Сибири, а именно городами, в которых были организованы главные и малые народные училища. В результате реформы местного управления, правительство последовательно в 1782 и 1783 гг. создало в Сибири Тобольское, Иркутское и Колыванское наместничество. Западная Сибирь охватывала два наместничества из трех -
Тобольское и часть Колыванского. Восточная Сибирь включала Иркутское наместничество.
Методология исследования. В основу данной бакалаврской работы были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Использовался принцип системности, соблюдение которого обеспечивает проникновение в суть изучаемой исторической реальности. Также применялся конкретно-научный или конкретно-проблемный метод, позволяющий выявить ряд проблем в изучаемой теме. Немаловажное место занимали исторический, показывающий движение объекта в интервалах времени, и логический методы. Также в данной работе был применен формационный подход, поскольку большое влияние на развитие всеобщего образования в данный период времени оказывал тот факт, что общество было разделено на сословия. Все это позволило рассмотреть объект изучения во всем его многообразии.
Источниковую базу исследования составили опубликованные и не опубликованные документы и материалы. Главными источниками выступили официальные документы - указы Екатерины II, в частности именной указ Императрицы от 3 ноября 1788 г., направленный Тобольскому и Пермскому генерал-губернаторам и предписывающий открытие главных и малых народных училищ.
Из неопубликованных источников были использованы фонд 730, содержащий материалы фонда комиссии об учреждении народных училищ, и фонд 796 Канцелярии Синода РГИА
Также важными источниками являются документы, разработанные комиссией об организации училищ. Такие документы как: «Руководство учителям первого и второго классов», «Правила для учащихся в народных училищах» и «Устав народным училищам в Российской империи».
Научная новизна работы заключается в том, что впервые отдельно исследуется организация малых и главных народных училищ в Сибири.
Практическая значимость работы: материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Сибири, а также по истории образования.
Апробация работы: основные положения данной выпускной квалификационной работы изложены в статьях «Проблемы организации малых и главных народных училищ по школьной реформе Екатерины II»22 и «Динамика численности учащихся в главные и малых училищах Сибири при Екатерине II»
В 1786 г. в России было открыто 165 малых и главных народных училищ, в которых обучалось 11 088 учеников. К концу XVIII в. в 45 губерниях России действовало 49 главных народных училищ с 7011 учащимися и 239 малых училищ с 15 209 учениками. В общей сложности в стране существовало всего 288 главные и малых училищ с 22 220 учениками и 760 учителями. Безусловно, для такой огромной страны как Россия это очень маленькие цифры. Однако, учитывая тот факт, что общеобразовательная система образования в Российской империи только зарождалась, то результаты покажутся довольно впечатляющими. Обучение проходили как мальчики, так и девочки, однако мальчиков было больше. Один из главных недостатков реформы в том, что, несмотря на ее всесословный характер, дети крестьян фактически не обучались.
Приведенные факты вполне могут развенчать существующий миф о том, что изменения в образовании, происходившие в центральной части Российской империи «не доходили» до Сибири. Процесс изменений в сфере образование начался еще в начале XVIII в., при Петре I. Однако его школы, будучи узко специализированными, не носили общеобразовательного характера. При Екатерине Пже начался процесс складывания именно всеобщего народного образования.
Безусловно, были существенные факторы, тормозившие осуществление школьной реформы в полной мере. Один из таких факторов - это нехватка учителей. В России была только одна учительская семинария, которая за все годы своего существования подготовила всего 420 учителей, которые и заняли места не только в народных училищах, но и в других учебных заведениях. Зачастую их подготовка была крайне низкой. Для малых народных училищ учителей необходимо было изыскивать на местах, ими становились выпускники главных народных училищ или духовных семинарий, чаще всего не по своей воле. Профессия учителя в XVIII в. считалась прерогативой низших классов и не была уважаема и часто люди данной профессии бедствовали.
Одной из главных проблем деятельности этих новых учебных заведений было то, что они не финансировались центральной властью. Их финансирование было возложено на Приказы общественного призрения, Екатерина рассчитывала также на общественные пожертвования. И действительно, в самом начале их существования в училища по всей России поступала некоторая помощь, большей частью жертвовали помещения для училищ. К сожалению, чаще всего это был только первый порыв и в дальнейшем местные власти стали тяготиться содержанием училищ, некоторые из них закрывались, оставшиеся же существовали в тяжелых условиях.
Также не стоит забывать о такой важной причине, как непонимание в обществе того времени важности образования. В 1788 г. при ревизии народных училищ обнаружилось малое число учащихся в старших классах. Родители считали, что их детям достаточно умения читать и писать, а прочие науки бесполезны.
Вследствие всех этих причин идеи Янковича в это время не были восприняты, его руководствам не следовали, обучение превратилось в механическое выучивание учебника наизусть.
Все эти отрицательные факторы проявлялись и в работе главные и малых народных училищ в Сибири, более того, к ним добавлялись проблемы связанные со специфичностью данного региона. В первую очередь, это, конечно же, отдаленность региона от центра России. К началу XIX в. из трех главных народных училищ, продолжали работу два, из десяти малых, в достаточно тяжелых условиях существовали восемь. Как уже упоминалось выше, численность учащихся в этих учебных заведениях с каждым годом сокращалась.
Народные училища в Сибири сыграли большую роль в повышении образования и культурного уровня населения этого региона. Например, при Тобольском и Иркутском главных народных училищах были созданы библиотеки, которые имели право посещать не только учащиеся училищ, но и все жители города. Также в Тобольском училище издавался первый в Сибири журнал.
Деятельность данных образовательных учреждений способствовала подготовке грамотных кадров для государственных учреждений, в особенности для аппарата управления. В конце XVIII - начале XIX в. гражданские ведомства при комплектовании штатов своих канцелярий обходились выпускниками народных училищ, что позволило издать 27 мая 1800 г. указ о запрещении брать на светскую службу учащихся духовных семинарий.
Также выпускники главных народных училищ шли на военную службу в младших офицерских чинах, становились учителями в малых народных училищах.
В целом в XVIII в. уровень грамотности населения Сибири по сравнению с предыдущими столетиями возрос, в первую очередь среди служилых людей и чиновничества. Выросло число грамотных в торгово-ремесленной среде. Однако подавляющее число крестьян в Сибири оставались не грамотными.
Следует обратить внимание на то, что, хотя и открывались народные училища, но в деле обучения элементарной грамматике довольно весомую роль продолжали играть частные школы и частные учителя. Как торговоремесленное население, так и чиновники, а также служилые люди предпочитали быстрое домашнее обучение, довольно продолжительному и, как они считали, ненужному обучению в народном училище. Этот факт свидетельствует о недостатках данной реформы и о непонимании населением важности и необходимости получения образования.
Школьная реформа не достигла своей главной цели - всеобщего (всесословного) обучения населения Российской империи. Основная цель, как и ранее, при Петре I, - обеспечение потребности государства в грамотных и полезных ему людях.
Несмотря на все недостатки, школьная реформа Екатерины II заложила начало классно-урочной системе обучения и общеобразовательного принципа обучения в России. Данная реформа послужила основой для создания в XIX в. централизованной государственной системы образования.
Развитие образования способствовало повышению общего уровня культуры в стране. Народные училища выступали в качестве катализатора процесса складывания провинциальной интеллигенции.
Екатерина, будучи человеком любившим учиться и понимающим необходимость получения знаний, понимала важность образования, как для отдельной личности, так и для всего общества и государства в целом. Ее взгляды на этот вопрос было достаточно прогрессивны для своего времени и, безусловно, оказали большое влияние на дальнейшую политику России в данном вопросе.
1.1.1 Янкович де Мириево Ф. И. Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи [Электронный ресурс] / Ф. И. Янкович де Мириево. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/ f00/s00/z0000026/st017. shtml
1.1.2 Янкович де Мириево Ф.И. Правила для учащихся в народных училищах [электронный ресурс]: Библиотека по педагогике. - Режим доступа http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml
1.2.3 Янкович де Мириево Ф.И. Из «Устава народным училищам в Российской империи» [электронный ресурс]: Библиотека по педагогике. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml
1.2.3.4 О должностях человека и гражданина, книга к чтению определенная в народных городских училищах Российской империи, изданная по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй СПБ., 1996. - 250с.
2. Неопубликованные историческими источники
2.1. Архивные материалы
2.1.1. Федеральное бюджетное учреждение «Российский государственный исторический архив» (ФБУ РГИА).
2.1.1.1. ФБУ РГИА. Ф. 730 «Комиссия об учреждении народных училищ». Оп. 1. Д. 124.
1.1.1.2. ФБУ РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Синода». Оп. 52. Д. 312.
Литература
1. Артамонова Л. М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II / Л.М. Артамонова // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 73. - С. 12-19.
2. Артамонова Л. М. Источники по истории школьной реформы конца XVIII века в российских архивах / Л.М. Артамонова // Вестник Самарского государственного университета. - №5. - 2007. - С.167-173.
3. Беликова А. П. К историографии истории образования и педагогической мысли в Сибири / А.П. Беликова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №10. - 2006. - С. 86-89.
4. Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России XVIII— XX века под влиянием изменений ценностных ориентации, представлений об идеале человека и целях его воспитания / В.И. Блинов - М., 2001. - 224с.
5. Болгова А. М. Создание учебно-воспитательных учреждений для подготовки людей «третьего чина» в ходе образовательных реформ Екатерины II / А.М. Болгова // Научные ведомости Белгородского государственного университета.- №12. - 2010. - С. 133-141.
6. Брикнер, А. Е. История Екатерины Второй в 2 т / А. Брикнер. 2 т. М.: ACT: Астрель, 2004. - 687 с.
7. Быконя Е.Ф. История народного образования в центральной Сибири (XVII - середина XIX века) / Е.Ф. Быконя. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.И. Астафьева, 2015. - 262с.
8. Войтеховская М. П. Формирование модели профессионального педагогического образования в России в первой четверти XIX века / М.П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №13. - 2011. - С.11-15.
9. Желенкова Н. О. Динамика численности учащихся в главных и малых народных училищах Сибири при Екатерине II // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 13-й международной науч-практ. конф. (г. Махачкала, 30 апрель 2017г.). - Махачкала: Издательство «Апробация», 2017. - С. 68-70.
10. Желенкова Н. О. Проблемы организации главных и малых народных училищ по школьной реформе Екатерины II // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 16-19.
11. Зуев М. А. Создание и деятельность комиссии народных училищ при Екатерине II / М.А. Зуев // ФЕБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». - С.83-89.
12. Иощенко А. С. Педагогические воззрения Екатерины I: историки и реализация / А.С. Иощенко // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - №5. - С.53-56.
13. Каптереев П. Ф. История российской педагогики / П.Ф. Каптереев — 2-е изд. — Пг.: «Земля», 1915. - 746 с.
14. Князев Е. А. Еенезис высшего педагогического образования в России XVIII-XIX вв / Е.А. Князев -М.,2001. - 240с.
15. Коваленко Е. А. К вопросу о развитии системы образования в России // Роль вуза в формировании социокультурного пространства: сб. науч. Трудов Всерос. науч.-практ. конференции с межд. участием, посвященной празднованию 70-летнего юбилея вуза, 19 ноября 2010 г. Ч.1.- Стерлитамак: СЕПА, 2010. - С. 66-74.
16. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в / А.Н. Копылов. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1974. - 251с.
17. Ломоносов М. В. Антология гуманной педагогики / сост. С.Ф. Егоров. М., 1997. - 224с.
18. Любавский М., История царствования Екатерины II / М. Любавский - СПб., 2001. - 256с.
19. Неупокоев И. В. Управление школьным делом в тобольской губернии в конце XVIII - начале XX в / И.В. Неупокоев // Образование и наука.- №1. - 2013. - С.58-73.
20. Нечаева Л. В. Православные духовные школы Западной Сибири в XVIII в. / Л.В. Нечаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №11. - 2005. - С.15-29.
21. Нечаева Л. В. Формирование системы образования и ее влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во 2-й половине XVIII в /Автореф. дисс. канд. ист. наук / Омский гос. пед. ун-т. Тобольск,
2004. - 22 с.
22. Окладников А. П. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Том 2. Сибирь в составе феодальной России / А.П. Окладников. - Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1968. - 458с.
23. Окушова Г. А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России / Г.А. Окушова // Вестник Томского государственного университета. - №11.- 2010. - С.80-85.
24. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXIBB.): монография Г.Ф. Быконя, В.И. Федорова, С.Н. Ценюга и др.; отв. ред. В.И. Федорова / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 580с.
25. Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко - Москва: Проспект, 2016. - 512с.
26. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М., 1978. - 216с.
27. Пискунова А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
28. Прибыльский Ю. П. Генезис народного образования Тюменского края в XVIII - XXBB / Ю.П. Прибыльский // Образование и наука. - №2. - 2004. - С.76-84.
29. Словцов П. А. История Сибири: от Ермака до Екатерины II / П.А. Словцов. - Москва: Вече, 2012. - 505 с.
30. Софронов В. Ю. Культурное наследие Западной Сибири / В.Ю. Софронов. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. - 160 с.
31. Стародубцев М. П. Взгляды Екатерины II на воспитание «новой породы» дворянства как основа образовательной политики / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена. - 2014. - №164. - С.180-186.
32. Стародубцев М. П. Влияние образовательной политики России XVIII в. на формирование среднего класса государства / М.П. Стародубцев // Мир образования - образование в мире. - 2014. - №1. - С.51-60.
33. Стародубцев М. П. Значение педагогических идей Екатерины II для образования современной России / М.П. Стародубцев // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 4. - №56. - С. 222228.
34. Стародубцев М. П. Идеи просвещения как источник формирования отечественных взглядов на систему образования / М.П. Стародубцев // Научное мнение. - 2015. - №1-2. - С. 162-166.
35. Стародубцев М. П. Истоки формирования просветительских и педагогических взглядов Екатерины II / М.П. Стародубцев // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - №2. - С. 100-106.
36. Стародубцев М. П. Образовательная политика российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена. -2013. - №155. - С. 127-136.
37. Стародубцев М. П. Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей / М.П. Стародубцев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2012. - №7. С. 177-183.
38. Стародубцев М. П. Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II / М.П. Стародубцев //
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - Т. 57.- №1. - С. 182-189.
39. Стародубцев М. П. Проекты развития российского образования второй половины XVIII века / М.П. Стародубцев // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки: Сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. - СПб., 2014. - С. 249-261.
40. Стародубцев М. П. Распространение гуманистических взглядов западноевропейской цивилизации в России XVIII века / М.П Стародубцев // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2012.
- №8. - С. 22-27.
41. Стародубцев М. П. Реформы системы образования России середины XVIII
в. / М.П. Стародубцев // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. -№10. - С. 28-33.
42. Стародубцев М. П. Социальная направленность педагогических реформ Екатерины Великой / М.П. Стародубцев // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - С. 162-166.
43. Стародубцев М. П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012.
- №150. - С. 249-261.
44. Стародубцев М. П. Культ разума, знания и воспитания - важнейшая ценность эпохи просвещения / М.П. Стародубцев // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2013. - №9. - С. 291296.
45. Хаит Н. Л. Культурная жизнь Сибири в условиях просвещенного абсолютизма (эпоха Екатерины II) / дисс. канд. ист. наук / Сибирский Федеральный университет, Красноярск, 2007. - 163с.
46. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII-XX вв.) / И.В. Черказьянова. - СПб., 2004. - 368с.
47. Чуркина Н.И. Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVIII - XX вв.) / Н.И. Чуркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №4. - 2009. - С. 163173.
48. Чуркина Н.И. Социальные статус учителей в Западной Сибири в XVIII - XX вв. / Н.И. Чуркина // Вестник ЧГПУ. - №4. - 2009. - С. 163-173.
49. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири / Н.С. Юрцовский. - Ново-Николаевск : Сибирское областное государственное издательство, 1923. - 246с.