Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)» ИО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА»

Работа №26862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы108
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретическое обоснование дизайнерского мышления 8
1.1 Суть и сущность дизайнерского мышления 8
1.2 Развитие и формирование дизайнерского мышления 13
2 Анализ рабочей программы дисциплины «История дизайна»
направления «Дизайн (по отраслям)» 17
3 Разработка и апробация деловых игр по дисциплине «История
дизайна» 22
3.1 Особенности и структура деловой игры 22
3.2 Технология подготовки и проведения деловых игр 28
3.2.1 Деловая игра «Стиль арт-деко в интерьере» 33
3.2.2 Деловая игра «Дизайн упаковки в стиле сюрреализм» 39
3.2.3 Деловая игра «Дизайн-проект «Офис» в стиле американский
модерн» 47
3.2.4 Деловая игра «Фирменный логотип» 55
3.3 Анализ проведенных деловых игр по дисциплине «История
дизайна» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ

Ещё в XIX веке с развитием индустриального производства возникла необходимость проектно-художественной деятельности. Чуть позже, в XX веке, стали появляться первые школы дизайна. Соответственно, появились специалисты, которые стали именоваться дизайнерами.
Профессия дизайнера требует от специалистов наличие художественного воображения, креативности, пространственно-образного мышления. На сегодняшний день представляется крайне важным сформировать и развить дизайнерское мышление, так как без него невозможно представить деятельность дизайнера.
Для того чтобы работать по профессии дизайнера, не обязательно иметь высшее профессиональное образование соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме. Например, в Красноярском педагогическом колледже №2 ведется подготовка по специальности «Дизайн (по отраслям)».
Обучающийся по специальности дизайнер готовится к следующим видам деятельности:
- разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов;
- техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале;
- контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу;
- организация работы коллектива исполнителей;
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - исполнитель художественно-оформительских работ.
Все это невозможно осуществить без развитого дизайнерского мышления, которое предполагает наличие определенного количества специальных знаний (конструкторских, художественных и др.).
Ориентируясь на экспертное мнение преподавателей, мы выделили некоторые признаки слаборазвитого дизайнерского мышления у обучающихся данной специальности:
- отсутствие самостоятельности, неумение мыслить без опоры на традиции, примеры (в дизайне приветствуется ломка традиций, некая неподчиненность правилам);
- отсутствие диалогичности, открытости (в отличие от самой создаваемой вещи, которая должна быть законченной формой, мыслительный процесс, напротив, должен быть незавершенным, открытым к диалогу с потребителем, направленным на совершенствование проекта);
- отсутствие концептуальности (ломая старое нужно представлять новое, то, что будет складываться на освободившемся месте. Дизайнер обязан выдвигать концепцию, общую идею, иначе его оригинальные идеи, скорее всего, будут иметь оттенок позерства).
Большинство обучающихся в специально-профессиональных заведениях, поступивших после школы, трудно вывести на диалог - в большинстве случаев они ведут себя пассивно, на занятиях отвлечены посторонними делами. В процессе работы дизайнеру приходится много общаться с людьми в поисках новых творческих идей, поэтому без коммуникабельности специалисту никак не обойтись. Пассивность на занятиях мешает развитию коммуникабельности.
Для успешной деятельности дизайнера необходимо развивать дизайнерское мышление. Мышление дизайнеров происходит в процессе творческой деятельности.
Все большее признание находят активные методы обучения, такие как:
- дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.);
- игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.);
- рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности);
- тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги).
Одним из самых эффективных методов активного обучения является деловая игра. Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Вербицкий А. А. [25; 33; 34], Платов В. Я. [23], Хруцкий Е. А. [30], Борисова Н. В. [35], Селевко Г. К. [36], и другие.
В работах Абрамовой Г. С., Степановича В. А. [32], рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности.
Таким образом, деловая игра поможет не только развить дизайнерское мышление обучающихся, но и активизировать их деятельность на занятиях, развить коммуникабельность, а также ввести их в профессиональную деятельность.
В данной выпускной квалификационной работе разработка и проведение деловых игр осуществлялась на примере дисциплины «История дизайна».
Объект: учебный процесс по дисциплине «История дизайна».
Предмет: деловая игра как метод развития дизайнерского мышления.
Гипотеза: проведение деловых игр в процессе обучения позволит активизировать учебный процесс, а также более эффективно развить дизайнерское мышление обучающихся направления «Дизайн (по отраслям)» по дисциплине «История дизайна».
Цель: разработать деловые игры для развития дизайнерского мышления обучающихся направления «Дизайн (по отраслям)» по дисциплине «История дизайна».
Задачи:
1) Теоретическое обоснование дизайнерского мышления;
2) Анализ рабочей программы дисциплины «История дизайна» направления «Дизайн (по отраслям)»;
3) Разработка и апробация деловых игр по дисциплине «История дизайна».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Деловая игра как метод развития дизайнерского мышления обучающихся направления «Дизайн (по отраслям)» по дисциплине «История дизайна»» была выполнена следующая работа:
1) Теоретически обосновано дизайнерское мышление;
2) Проанализирована рабочая программа дисциплины «История дизайна» направления «Дизайн (по отраслям)»;
3) Разработаны и апробированы деловые игры по дисциплине «История дизайна».
Результатом выпускной квалификационной работы являются разработанные деловые игры для учебного процесса по дисциплине «История дизайна» и результаты их проведения.
Доказана эффективность проведенных деловых игр в учебном процессе на примере дисциплины «История дизайна». Деловые игры можно внедрять в процесс обучения специалистов направления «Дизайн (по отраслям)», чтобы более эффективно развить дизайнерское мышление, а также повысить активность на занятиях. Все вышесказанное, подтверждает выдвинутую нами гипотезу, а именно проведение деловых игр позволяет активизировать учебный процесс, а также более эффективно развить дизайнерское мышление обучающихся направления «Дизайн (по отраслям)».



1 Международная студенческая электронная научная конференция
[Электронный ресурс] : Педагогические условия формирования дизайнерского мышления. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/761/5905.
2 Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] : Словари и энциклопедии на академике. - Режим доступа: http://dic.academic.ru.
3 Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка : Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т.А. Боброва. - Москва : Дрофа, 2004. - 398 с.
4 Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования : учебное пособ. для студентов сред.пед. завед. / Н. М. Конышева. - Москва : Академия, 1999. - 192 с.
5 Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология : учебник / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Академия, 1999. - 320 с.
6 Султанова, У. М. Психолого-педагогические основы развития продуктивного мышления учащихся / У. М. Султанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-2. - С. 48-50.
7 Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. - Москва : Мысль, 1970. - 364 с.
8 Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 448 с.
9 Алмосов, Л. И. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления / Л. И. Алмосов // Образование и культура. - 2011. - №3(3). - С. 164-166.
10 Быкова, Е. А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникативных технологий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Быкова Елена Александровна. - Самара, 2011. - 232 с.
11 Шмигирилова, И. Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Шмигирилова Ирина Борисовна. - Омск, 2005. - 134 с.
12 Леонова, Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Леонова Елена Васильевна. - Москва, 2000. - 162 с.
13 Батраева, Е. С. Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования / Е. С. Батраева, О.
С. Казайкина // Молодой ученый. - 2015. - №10.1. - С. 49-50.
14 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт-Издат, 1999. - 442 с.
15 Основы профессионального творчества художника-конструктора : учебное пособие / под ред. Е. Н. Лазарева. - Л. : ЛИСИ, 1978. - 84 с.
16 Лугина, Я. А. Проблема формирования дизайнерского мышления / Я. А. Лугина // Омский научный вестник. - 2011. - №2-96. С. 126-129.
17 Магомедова, А. А. Дизайнерское мышление и способы его формирования / А. А. Магомедова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №7. С. 54-56.
18 ФГОС СПО №1391-2014 по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) - Введ. 27.10.2014. - Москва : Минюст России, 2014. - 70 с.
19 Педагогический словарь [Электронный ресурс] : Педагогика. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.
20 Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Грузеев. - Москва : Народное образование, 2000. - 240 c.
21 Давыдов, А. В. Деловая игра / А. В. Давыдов. - Ярославль : АТМА, 2010. - 486 c.
22 Бельчиков, Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. И. Бирштейн.
- Рига : Авотс, 1989. - 304 с.
23 Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение : учебник / В. Я. Платов. - Москва : Профиздат, 1991. - 156 с.
24 Бабанова, И. А. Деловые игры в учебном процессе / И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании. - 2012. - №7. С. 19-24.
25 Вербицкий, А. А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов / А. А. Вербицкий // Проблемы педагогической психологии и психологии образования. - 2009.
- №4. С. 73-84.
26 Напалкова, М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М. В. Напалкова // Интеграция образования. - 2012. - №2. С. 17-20.
27 Игровое моделирование: Методология и практика : научный сборник / под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск : Наука, 1987. - 416 с.
28 Крюкова, Е. А. Игра в системе личностно-развивающих технологий / Е. А. Крюкова. - Герялт : Просвещение, 1998. - 210 c.
29 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] : Деловая игра как один из видов игровой технологии. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/577921.
30 Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр : учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е. А. Хруцкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 320 с.
31 Игровые методы обучения: деловая игра, ролевая игра : рекомендации по использованию в учебном процессе интерактивных образовательных технологий / под ред. Е. Н. Евсеева. - Москва : РГГУ, 2015.
- 86 с.
32 Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация / Г. С. Абрамова, В. А. Степанович. - Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 192 с.
33 Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / А. А. Вербицкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 207 с.
34 Вербицкий, А. А. Деловая игра в компетентностном формате / А. А. Вербицкий // Вестник Воронежского гос. тех. ун-та. - 2013. - №3-2. С. 31¬36.
35 Вербицкий, А. А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. - Москва, 1990. - 234 с.
36 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
37 СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. Введ. взамен СТО 4.2-07-2012; дата введ. 30.12.2013. - 60 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ