Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного образовательного учреждения

Работа №26856

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
783
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы формирования инклюзивной культуры в ДОУ 7
1.1. Понятие инклюзии и современная практика инклюзивного образования 7
1.2. Инклюзивная культура в ДОУ 10
1.3. Основы формирования инклюзивной культуры на базе дошкольного
образовательного учреждения 15
Выводы по 1 главе 19
2. Эмпирическое исследование формирования инклюзивной культуры у
родителей на базе дошкольного учреждения 21
2.1. Формирование инклюзивной культуры в МБДОУ № 178 21
2.2. Комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры у
родителей на базе дошкольного учреждения 26
2.3. Результаты апробации и методические рекомендации по применению
комплекса мероприятий формирования инклюзивной культуры 30
Выводы по 2 главе 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время одной из тенденций в образование является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения. Понятие инклюзии в современном образовании понимается как основной фактор обеспечения права на образование для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями [3, с. 50].
Само понятие «инклюзия» было введено ещё в конце ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны). Тогда под этим понятием общество понимало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.
На Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года в Джомтьене впервые был поднят вопрос «о числе детей, исключенных из школьной жизни, а также о необходимости внедрения более инклюзивных подходов к образованию в целях преодоления барьеров, стоящих перед детьми, чьи потребности в данное время не удовлетворялись» [11]. После чего в принятых ООН в 1993г. «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» был сформулирован призыв об обеспечение образования для лиц в интегрированных структурах и содействии тому, чтобы образование детей с ограниченными возможностями являлось неотъемлемой частью системы образования.
В 1994 году Саламанкская декларация и Рамки действий ЮНЕСКО, которые подписали правительства 92 стран, подтвердили и укрепили эти положения прямым призывом к развитию инклюзивного образования. Также в этих документах был сформулирован принцип: школы должны обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Комитет по правам ребенка обозначил необходимость действий по искоренению сегрегации в сфере образования в ходе проведения в 1997 году Дня общего обсуждения, посвященного правам детей с ограниченными возможностями, на котором было рекомендовано: «Государствам следует пересмотреть и изменить законы, затрагивающие детей с ограниченными возможностями, несовместимые с принципами и положениями КПР (Конвенции о правах ребенка), например законодательство, которое ведет к принудительной сегрегации детей с ограниченными возможностями в отдельных учреждениях в целях обеспечения ухода, лечения и обучения» [9, с. 7].
В настоящее время инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко выделена необходимость выравнивания стартовых возможностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы [11].
Успешное формирование инклюзивной культуры в ДОУ является неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, можно сформулировать ряд противоречий:
- между увеличением в дошкольных учреждениях количества детей с ОВЗ и информационным дефицитом, в сфере инклюзивного образования среди участников родительской общественности;
- между запросом родительской общественности на внедрение инклюзивного подхода в образование и недостаточной разработанностью условий его успешной реализации.
Проблема: как обеспечить высокий уровень сформированости
инклюзивной культуры в ДОУ в условиях информационного дефицита дошкольных учреждений о включении в образовательный процесс «особого» ребенка?
Это обосновало выбор темы нашего исследования: «Комплекс мероприятия по формированию инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного образовательного учреждения».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования комплекса мероприятий в процессе формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Объект - процесс формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Предмет - комплекс мероприятий для формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Обобщить представления об инклюзивной культуре в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности процесса формирования инклюзивной культуры в ДОУ;
3. Разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию инклюзивной культуры у родителей на базе ДОУ;
4. Провести апробацию комплекса мероприятий в деятельности ДОУ;
5. Разработать методические рекомендации по применению комплекса мероприятий.
Гипотеза исследования: процесс формирование инклюзивной культуры в ДОУ будет эффективным, если использовать комплекс мероприятий, который будет:
1. направлен на формирование основных понятий инклюзии в ДОУ
2. направлен на всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждение, в т.ч. на родителей;
3. состоять из базовых мероприятий творческого характера, а именно: творческая мастерская, открытые занятия, семейный проект, родительская почта.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, статистический анализ данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на включение людей с ОВЗ в социально-экономические процессы страны, перевода их из статуса иждивенцев в статус полноправных участников в социальных и экономических процессах. Поэтому продвижение идеи инклюзивного образования невозможно без продвижения гуманистических идей в жизнь общества.
В результате нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезе, что если комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры будет содержать мероприятия творческого характера и будет направлен на формирование основных понятий инклюзивного образования у родителей, а также будет способствовать эффективному формированию толерантности у родителей.
В ходе исследования, мы также выяснили, что в процессе формирования инклюзивной культуры важно учитывать следующие составляющие:
- необходимо создать команду общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- важно формировать умения поддерживать друг друга среди всех участников образовательных отношений;
- обязательно учитывать образовательные потребности детей и запросы родителей.
Поэтому наш комплекс мероприятий содержит в себе мероприятия, состоящие из совместных форм взаимодействия: родитель-ребенок-педагог. Следует отметить, что родители, включаясь в игры, упражнения, песни, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают детям включиться, с другой - сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком.
Формирование инклюзивной культуры в ДОУ это длительный и многогранный процесс, требующий постоянное использование совместных занятий, а также не только активного участия родителей, но и педагога. Именно поэтому комплекс состоит из творческих мероприятий, которые должны образовывать систему, позволяющую сформировать такой уровень толерантности родителей дошкольников, который позволит широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.
Как показало исследование, информационно-просветительская поддержка сформирует положительную позицию родителей по отношению к инклюзивному образованию, создание благоприятных условий для формирования инклюзивной культуры обеспечит непрерывность образования.



1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование./Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml/.
3. Алферова, Г. В. Социализация и социальная адаптация ребенка- инвалида в условиях инклюзивного образования: [Текст] / Г. В. Алферова, З. М. Мухтарова // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 4 (48). - С. 120-126. - Библиогр.: с. 125 -126.
4. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - №
6. - С. 51-52
5. Андронникова, О.О. Проблемы внедрения инклюзии в общеобразовательную и профессиональную образовательную систему / О. О. Андронникова // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С. 104-107. - Библиогр.: с. 107
6. Волосовец, Т.В. Инклюзивное образование: модная тема или долгосрочная стратегия [Электронный ресурс] / Т.В. Волосовец. - Режим доступа: http://www.inclusive- edu.ru/life_news/1/157/?PHPSESSID=052b882077b7e37e968eae6a0b64136a.
7. Дегтярев, А. Н. В инклюзивном образовании важно строить вертикаль / А. Н. Дегтярев // Администратор образования. - 2012. - № 12. - С. 3¬6.
8. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
9. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Редкол.: С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 244с.
10. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: Материалы Международной научно-практической конференции (сентябрь 2011 г.) / Отв. ред. Е.И. Михайлова. Якутск: Офсет, 2011.
11. Инклюзия как реализация права детей на образование. / Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, РООИ ПЕРСПЕКТИВА. М., 2009. - 30 с.
12. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии. Из опыта работы. / Под ред. M.JI. Семенович. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. - 88 с.
13. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabilitY.shtml.
14. КОНФЕРЕНЦИЯ «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра». Самара, 2007. Брошюра по материалам конференции: http://samara- desnica.narod.ru/Nashi_izdaniya/Broshuri/Broshura_konferencii_inkluziya_ 2006/Bro shura_konferencii_inkluziya_2006.html
15. Кучмаева, О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице / О. В. Кучмаева, Г. В. Сабитова, О. Л. Петрякова // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 3-11.
16. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5.
17. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. №1. С. 77-88.
18. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена / Н.М. Назарова // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2015.
19. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] / Н.М. Назарова. - Режим доступа: http: //www.mgpu.ru/article.php?article=129.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, Учебная литература, 2009. - 352 с.
21. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс] / С.И. Сабельникова. - Режим доступа: http: //www.znaem-mozhem.ru/node/1206/.
22. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. // Социологические исследования, 2005. № 4. - С. 124-127.
23. Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: монография / Т.В. Фуряева. - Красноярск, 2005.
24. Холмогорова А.Б., С.В.Воликова, А.М.Галкина Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам. Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.23-31.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ