Введение
1. Теоретические основы формирования инклюзивной культуры в ДОУ 7
1.1. Понятие инклюзии и современная практика инклюзивного образования 7
1.2. Инклюзивная культура в ДОУ 10
1.3. Основы формирования инклюзивной культуры на базе дошкольного
образовательного учреждения 15
Выводы по 1 главе 19
2. Эмпирическое исследование формирования инклюзивной культуры у
родителей на базе дошкольного учреждения 21
2.1. Формирование инклюзивной культуры в МБДОУ № 178 21
2.2. Комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры у
родителей на базе дошкольного учреждения 26
2.3. Результаты апробации и методические рекомендации по применению
комплекса мероприятий формирования инклюзивной культуры 30
Выводы по 2 главе 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время одной из тенденций в образование является внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения. Понятие инклюзии в современном образовании понимается как основной фактор обеспечения права на образование для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями [3, с. 50].
Само понятие «инклюзия» было введено ещё в конце ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны). Тогда под этим понятием общество понимало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.
На Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года в Джомтьене впервые был поднят вопрос «о числе детей, исключенных из школьной жизни, а также о необходимости внедрения более инклюзивных подходов к образованию в целях преодоления барьеров, стоящих перед детьми, чьи потребности в данное время не удовлетворялись» [11]. После чего в принятых ООН в 1993г. «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов» был сформулирован призыв об обеспечение образования для лиц в интегрированных структурах и содействии тому, чтобы образование детей с ограниченными возможностями являлось неотъемлемой частью системы образования.
В 1994 году Саламанкская декларация и Рамки действий ЮНЕСКО, которые подписали правительства 92 стран, подтвердили и укрепили эти положения прямым призывом к развитию инклюзивного образования. Также в этих документах был сформулирован принцип: школы должны обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Комитет по правам ребенка обозначил необходимость действий по искоренению сегрегации в сфере образования в ходе проведения в 1997 году Дня общего обсуждения, посвященного правам детей с ограниченными возможностями, на котором было рекомендовано: «Государствам следует пересмотреть и изменить законы, затрагивающие детей с ограниченными возможностями, несовместимые с принципами и положениями КПР (Конвенции о правах ребенка), например законодательство, которое ведет к принудительной сегрегации детей с ограниченными возможностями в отдельных учреждениях в целях обеспечения ухода, лечения и обучения» [9, с. 7].
В настоящее время инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко выделена необходимость выравнивания стартовых возможностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы [11].
Успешное формирование инклюзивной культуры в ДОУ является неотъемлемой частью социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, можно сформулировать ряд противоречий:
- между увеличением в дошкольных учреждениях количества детей с ОВЗ и информационным дефицитом, в сфере инклюзивного образования среди участников родительской общественности;
- между запросом родительской общественности на внедрение инклюзивного подхода в образование и недостаточной разработанностью условий его успешной реализации.
Проблема: как обеспечить высокий уровень сформированости
инклюзивной культуры в ДОУ в условиях информационного дефицита дошкольных учреждений о включении в образовательный процесс «особого» ребенка?
Это обосновало выбор темы нашего исследования: «Комплекс мероприятия по формированию инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного образовательного учреждения».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования комплекса мероприятий в процессе формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Объект - процесс формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Предмет - комплекс мероприятий для формирования инклюзивной культуры у родителей на базе дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Обобщить представления об инклюзивной культуре в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности процесса формирования инклюзивной культуры в ДОУ;
3. Разработать комплекс мероприятий, способствующий формированию инклюзивной культуры у родителей на базе ДОУ;
4. Провести апробацию комплекса мероприятий в деятельности ДОУ;
5. Разработать методические рекомендации по применению комплекса мероприятий.
Гипотеза исследования: процесс формирование инклюзивной культуры в ДОУ будет эффективным, если использовать комплекс мероприятий, который будет:
1. направлен на формирование основных понятий инклюзии в ДОУ
2. направлен на всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждение, в т.ч. на родителей;
3. состоять из базовых мероприятий творческого характера, а именно: творческая мастерская, открытые занятия, семейный проект, родительская почта.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, статистический анализ данных.
Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на включение людей с ОВЗ в социально-экономические процессы страны, перевода их из статуса иждивенцев в статус полноправных участников в социальных и экономических процессах. Поэтому продвижение идеи инклюзивного образования невозможно без продвижения гуманистических идей в жизнь общества.
В результате нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезе, что если комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры будет содержать мероприятия творческого характера и будет направлен на формирование основных понятий инклюзивного образования у родителей, а также будет способствовать эффективному формированию толерантности у родителей.
В ходе исследования, мы также выяснили, что в процессе формирования инклюзивной культуры важно учитывать следующие составляющие:
- необходимо создать команду общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- важно формировать умения поддерживать друг друга среди всех участников образовательных отношений;
- обязательно учитывать образовательные потребности детей и запросы родителей.
Поэтому наш комплекс мероприятий содержит в себе мероприятия, состоящие из совместных форм взаимодействия: родитель-ребенок-педагог. Следует отметить, что родители, включаясь в игры, упражнения, песни, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают детям включиться, с другой - сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком.
Формирование инклюзивной культуры в ДОУ это длительный и многогранный процесс, требующий постоянное использование совместных занятий, а также не только активного участия родителей, но и педагога. Именно поэтому комплекс состоит из творческих мероприятий, которые должны образовывать систему, позволяющую сформировать такой уровень толерантности родителей дошкольников, который позволит широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.
Как показало исследование, информационно-просветительская поддержка сформирует положительную позицию родителей по отношению к инклюзивному образованию, создание благоприятных условий для формирования инклюзивной культуры обеспечит непрерывность образования.
1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование./Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.
2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml/.
3. Алферова, Г. В. Социализация и социальная адаптация ребенка- инвалида в условиях инклюзивного образования: [Текст] / Г. В. Алферова, З. М. Мухтарова // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 4 (48). - С. 120-126. - Библиогр.: с. 125 -126.
4. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - №
6. - С. 51-52
5. Андронникова, О.О. Проблемы внедрения инклюзии в общеобразовательную и профессиональную образовательную систему / О. О. Андронникова // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С. 104-107. - Библиогр.: с. 107
6. Волосовец, Т.В. Инклюзивное образование: модная тема или долгосрочная стратегия [Электронный ресурс] / Т.В. Волосовец. - Режим доступа: http://www.inclusive- edu.ru/life_news/1/157/?PHPSESSID=052b882077b7e37e968eae6a0b64136a.
7. Дегтярев, А. Н. В инклюзивном образовании важно строить вертикаль / А. Н. Дегтярев // Администратор образования. - 2012. - № 12. - С. 3¬6.
8. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
9. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Редкол.: С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. 244с.
10. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: Материалы Международной научно-практической конференции (сентябрь 2011 г.) / Отв. ред. Е.И. Михайлова. Якутск: Офсет, 2011.
11. Инклюзия как реализация права детей на образование. / Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, РООИ ПЕРСПЕКТИВА. М., 2009. - 30 с.
12. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии. Из опыта работы. / Под ред. M.JI. Семенович. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. - 88 с.
13. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabilitY.shtml.
14. КОНФЕРЕНЦИЯ «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра». Самара, 2007. Брошюра по материалам конференции: http://samara- desnica.narod.ru/Nashi_izdaniya/Broshuri/Broshura_konferencii_inkluziya_ 2006/Bro shura_konferencii_inkluziya_2006.html
15. Кучмаева, О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице / О. В. Кучмаева, Г. В. Сабитова, О. Л. Петрякова // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 3-11.
16. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5.
17. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. №1. С. 77-88.
18. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена / Н.М. Назарова // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., 2015.
19. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] / Н.М. Назарова. - Режим доступа: http: //www.mgpu.ru/article.php?article=129.
20. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, Учебная литература, 2009. - 352 с.
21. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс] / С.И. Сабельникова. - Режим доступа: http: //www.znaem-mozhem.ru/node/1206/.
22. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. // Социологические исследования, 2005. № 4. - С. 124-127.
23. Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: монография / Т.В. Фуряева. - Красноярск, 2005.
24. Холмогорова А.Б., С.В.Воликова, А.М.Галкина Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам. Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.23-31.