Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка системы уровневых заданий по математике для программы повышения квалификации учителей «Мониторинг индивидуального прогресса обучающихся»

Работа №26817

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
617
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основания разработки уровневых заданий для мониторинга
индивидуального прогресса обучающихся 6
1.1 Уровневая модель развития мышления и понимания 6
1.2 Структура и содержание уровневых заданий по математике в
диагностическом инструментарии «Дельта» 9
2 Разработка системы уровневых заданий по математике 20
2.1 Обоснование выбора предметного понятия для системы уровневых
заданий по математике 20
2.2 Процедура разработки системы уровневых заданий 30
2.3 Образец системы уровневых заданий по теме «Распределительное
свойство умножения относительно сложения» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

В связи с введением в школе новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения возникла необходимость пересмотреть содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, а также роль учителя в образовательном процессе [15]. В ФГОС (ООО) подчеркивается, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения общеобразовательной программы [32]. Это диктует новые квалификационные требования к учителям основной школы: от современного учителя требуется понимание и умение работать с динамикой индивидуальных достижений учащихся - организовывать обучение так, чтобы оно создавало условия для индивидуального прогресса учащихся [33, 20].
Как отмечает Л.А. Рябинина, умение работать с динамикой образовательных результатов учащихся является одной из ключевых компетенций педагога и современного руководителя образовательного учреждения. В систему требований к современному учителю входит умение выстраивать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся показывал прогресс в мышлении при освоении учебного содержания [33].
Для определения динамики индивидуального прогресса в ряде регионов России, в том числе и в Красноярске, используется диагностический инструментарий «Дельта», основанный на трехуровневой модели мышления и понимания [19, 20, 33]. Полученные результаты диагностики позволяют учителю вносить корректировки в свою образовательную практику для усиления ее развивающего эффекта [19]. Одним из средств обучения с учетом индивидуальной динамики и определения уровня ученика являются уровневые задачи. Как отмечает О.В. Знаменская, использование уровневых задач при обучении позволяет учителю правильно оценить уровень мышления и понимания ученика и, учитывая это, ставить конкретные задачи по созданию условий для индивидуального прогресса отдельных учеников и всего класса в целом. Таким образом, одним из важных направлений повышения квалификации учителей в области создания образовательных условий для индивидуального прогресса учеников, является обучение их конструированию цепочек уровневых задач [17].
О.В. Знаменская, О.И. Свиридова, А.В. Дорохова, О.И. Белоконь полагают, что создание методических материалов и организационных форм для обеспечения деятельностного освоения учителями системы понятий и педагогических средств, необходимых учителям для эффективного использования многоуровневых задач для обеспечения индивидуального прогресса учащихся является актуальным направлением. При этом авторы отмечают существование ряда методических и дидактических трудностей при самостоятельном составлении учителями многоуровневых заданий. У учителей возникают трудности с выделением предметного действия и трудности в составлении системы уровневых заданий в соответствии с развитием этого предметного действия. Еще одна трудность заключается в непонимании учителями, на что ориентируются учащиеся, решая задачи верно или ошибаясь. А это препятствует правильной оценке динамики освоения учащимся предметных средств [16].
Нами выявлена проблема, которая заключается в том, что, с одной стороны, существует ряд методических и дидактических трудностей при самостоятельном составлении учителями многоуровневых заданий; с другой стороны, отсутствует необходимое обеспечение учителя учебными и методическими средствами работы на уроках, а также освоения им понятий и умений, необходимых для организации на уроках условий для индивидуального прогресса.
Цель: разработать образец системы уровневых заданий по математике и описать процесс его конструирования учителями на курсах повышения квалификации по программе «Мониторинг индивидуального прогресса обучающихся».
Объект: процесс управления учителем индивидуальным прогрессом учащихся на уроках математики в 5-м классе.
Предмет: средства управления учителем индивидуальным прогрессом на уроках математики в 5-м классе.
Гипотеза состоит в следующем. Система уровневых заданий будет являться для учителя средством управления индивидуальным прогрессом обучающихся на уроках если:
- она сконструирована на основе принципов, заложенных в уровневой модели развития мышления и понимания и становления предметного действия;
- она разработана на материале конкретной темы учебной программы;
- учитель сам принимал участие в разработке системы уровневых заданий (обучаясь по программе повышения квалификации).
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. изучить теоретические основания, необходимые для разработки системы уровневых заданий по математике для мониторинга индивидуального прогресса обучающихся, включая устройство системы уровневых заданий;
2. провести анализ учебных материалов по математике 5-го класса с точки зрения наличия систем уровневых заданий;
3. провести анализ литературы, содержащей задачный материал из диагностического инструментария «Дельта» с точки зрения возможности его применимости учителем на уроках;
4. разработать образец системы уровневых заданий по математике и организовать экспертную оценку разработанных материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как было показано в главе 1 данной выпускной квалификационной работы, одним из важных направлений повышения квалификации учителей математики в области создания образовательных условий для индивидуального прогресса учащихся является обучение их конструированию систем уровневых заданий. Анализ доступных материалов, содержащих системы уровневых заданий по математике и учебников по математике для 5 класса, проведенный в параграфе 1.2 и 2.1 показал, что самих образцов систем уровневых заданий описано крайне мало и они не соотнесены с конкретными темами и материалом учебной программы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основания разработки уровневых заданий по математике, понимание которых необходимо для конструирования системы уровневых заданий. Был изучен опыт проведения авторских курсов повышения квалификации, в результате чего описана процедура обучения учителей математики конструированию системы уровневых заданий - выделены этапы, цели и результаты каждого этапа. Также была разработана форма для фиксации системы уровневых заданий как результата обучения, а в дальнейшем средства для составления аналогичной системы, оформлен пример заполнения такой формы. Были выделены требования, которым должен удовлетворять задачный материал, чтобы составлять аналогичные задания определенного уровня по данной теме. Разработанному задачному материалу получена экспертная оценка.
Дальнейшее направления данной работы нам видится в выделении ключевых умений в учебной программе по математике 5-6 класса и разработке серии задачных материалов, которые могут использовать для определения уровня освоения способа действия на своих уроках учителя, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации.



1. Аронов, А. М. Выявление образовательных условий, способствующих индивидуальному прогрессу школьников / А. М. Аронов, К. А. Баженова // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы : мат. I Всероссийской науч.-практ. конф. - Красноярск : ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2010. С. 20-28.
2. Аронов, А. М. Условия индивидуального прогресса школьников в математике / А. М. Аронов, О. В. Знаменская // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты : мат. конф. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 2005. - 183 с.
3. Баженова, К. А. Динамика индивидуального прогресса учащихся / К. А. Баженова, А. М. Скрипка, О. А. Францен, Н. А. Фролова // Директор школы: научно- методический журнал. - Москва : «ИФ «Сентябрь». - 2009. - № 3. - С. 56-60.
4. Баландин, О. Г. Мониторинг индивидуальных достижений учащихся - новый подход к измерению образовательных результатов / О. Г. Баландин, О. В. Знаменская, Л. А. Рябинина, Т Ю. Чабан // Современная дидактика и качество образования : мат. науч.-метод. конф., часть 1. - Красноярск : Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. - С. 173-178.
5. Башмаков, М. И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций [Электронный ресурс] / М. И. Башмаков. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. Режим доступа:http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2015/08/9 Mathematik.pdf
6. Бондаренко, Т. Е. Тождественные преобразования как средство рационализации вычислений: методические аспекты обучения / Т. Е. Бондаренко // Известия ВГПУ - №2 . - 2015. С. 36-40.
7. Бунимович, Е. А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 240 с.
8. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 31-е изд., стер. - Москва : Мнемозина, 2013. - 280 с.
9. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - Москва : Педагогика-Пресс. -1993. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл. - 2005. - 1136 с.
11. Горленко, М. Н. Дидактические средства обеспечения индивидуального прогресса в рамках урока / М. Н. Горленко // Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении : мат. IV Всероссийской научно-метод. конф. - Красноярск : Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2012. - С. 223-230.
12. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей. - Томск : ПЕЛЕНГ. - 1995. - 144 с.
13. Далингер, В. А. Развитие учащихся средствами учебно-исследовательской деятельности при обучении математике / В. А. Далингер // Всероссийский съезд учителей математики: Тезисы докладов (Москва, 28-30 окт. 2010 г.). - Москва : МАКС Пресс, 2011.-С.167-169.
14. Енчикова, Е. С. Оценка качества образования в начальной школе (на основе инструмента SAM) / Е. С. Енчикова, Е. Ю. Карданова // Качество образования в Евразии. - 2014. - №2. - С. 26-43.
15.Захарова, И. М. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / И. М Захарова, И. Н. Федекин // Психологическая наука и образование. - 2010. - №4. Режим доступа: http: //psyedu.ru/j oumal/2010/4/Zaharova_Fedekin.phtml
16.Знаменская, О. В. Обеспечение индивидуального прогресса учеников через решение многоуровневых задач / О. В. Знаменская, О. И. Свиридова, А. В. Дорохова, О. И. Белоконь // Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении : мат. IV Всероссийской научно-метод. конф. - Красноярск : Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2012. - С. 240-245.
17. Знаменская, О. В. О деятельностной методике обучения учителей составлению уровневых заданий для мониторинга индивидуального прогресса / О. В. Знаменская, И. В. Овчиникова // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. - 2016. - № 3. С. 169-170.
18. Знаменская, О. В. К построению схемы анализа образовательных условий индивидуального прогресса учащихся / О. В. Знаменская, К. А. Баженова, А. М. Скрипка // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке : сборник науч. трудов по материалам Международн. заоч. науч.-практич. конф. - Тамбов : ТРОО «Бизнес- наука-общество», 2012. С. 54-56.
19. Знаменская, О. В. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О. В. Знаменская, О. С. Островерх, Л. А. Рябинина, Б. И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3. С. 53-74.
20.Знаменская, О. В. Оценка-поддержка индивидуального прогресса
учеников: методика «Дельта» : метод. пособие / О. В. Знаменская, Л. А. Рябинина, О. И. Свиридова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. - 110 с.
21.Зубарева, И. И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобратоват. организаций / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 14-е изд. стер. - Москва : Мнемозина, 2014. - 226 с.
22.Зубарева, И. И. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 14-е изд., испр. и доп. - Москва : Мнемозина, 2013. - 270 с.
23. Инструктивно - методическое обеспечение учета индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательного учреждения) / А. Б. Воронцов [и др.]. - Москва : ОИРО, 2011. - 120 с.
24. Кодификатор планируемых результатов освоения основной
образовательной программы по математике 5-6 класс [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. - Режим доступа: http://cok.cross-edu.ru/
25. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Бунимович [и др.]. - Москва : Просвещение, 2014. - 223 с.
26. Михайловская, Н. А. Деятельностный подход в обучении [Электронный ресурс] / Н. А. Михайловская // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/deyatelnostnw-podhod-v-obuchenii-1
27. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников : метод. пособие / А. М. Аронов [и др.]. - Красноярск : Печатный центр КПД. - 2006 - 134 с.
28. Нежнов, П. Г. Диагностика учебной успешности в начальной школе [Электронный ресурс] / П. Г. Нежнов, И. Д. Фрумин, Б. И. Хасан, Б. Д. Эльконин. - Москва : Открытый институт «Развивающее обучение», 2009. - Режим доступа: http://sam.ciced.ru/docs/publications/DUU.pdf
29. Нежнов, П. Г. Исследование процесса присвоения учебного содержания / П. Г. Нежнов, К. Ю. Карданова, Л. А. Рябинина // Вопросы образования. - 2013. - № 4. С. 168-187.
30. Нежнов, П. Г. Оценка результатов школьного образования: структурный подход / П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова, Б. Д. Эльконин // Вопросы образования. - 2011. - №1. - С. 26-43.
31. Никольский, С. М. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - Москва : Просвещение, 2012. - 256 с.
32. Приказ Мин. обр. и науки РФ: Об утверждении фед. гос. образоват. ст. осн. общего образования от 17 декабря 2010 года. № 1897 / [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:ЬЬр://минобрнауки.рф/документы/938
33. Рябинина, Л. А. О некоторых подходах к управлению качеством
образования в школе на основе результатов мониторинга индивидуального прогресса учащихся [Электронный ресурс] / Л. А. Рябинина // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://coko.t omsk.ru/files/ege/ryabinina.pdf
34. Свиридова, О. И. Неразрушающий контроль [Электронный ресурс] / О. И. Свиридова, Т. Ю. Чабан // Первое сентября. - 2009. - №3. - Режим доступа:http://upr. 1 september.ru/view_ _article.php?id=200900307
35. Сизинцева, Е. П. Модель реализации направленности педагогического
сопровождения проектной деятельности учащихся на их индивидуальный прогресс [Электронный ресурс] / Е. П. Сизинцева // Современные исследования социальных проблем. - №1. - 2012. -
Режим доступа: http://ej.soc-journal.ru/archive/2012/1/sizintseva.pdf
36. Спецификация контрольных измерительных материалов краевой контрольной работы по математике для учащихся VII класса 2016 г. [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. - Режим доступа:http://cok.cross-edu.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ