ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Понятие художественных способностей 8
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (в изобразительной деятельности) 12
1.3 Развитие художественных способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами 14
1.4 Основные формы работы по развитию художественных способностей: занятие, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность ребенка 21
1.5 Виды и техники нетрадиционного рисования 30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
2.1 Анализ исходной ситуации 38
2.2 Планирование опыта 46
2.3 Описание опыта практической работы 48
2.4 Результаты повторного исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка".
Аристотель
В последние годы в системе дошкольного образования происходят очень большие изменения, она меняется и улучшается. На первый план выдвигается мысль саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной работе.
Искусство играет довольно огромную роль в формировании личности, в совершенствовании эмоций, в восприятии явлений жизни и природы.
Развитие творческой личности - одна из основных задач педагогической теории и практики. Более действенным средством для развития креативного мышления и фантазии детей считается художественно - творческая деятельность.
Собственно, а что же представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно - творческая работа выступает как ключевой метод эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным считается способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).
Любой преподаватель понимает: способность детей сочинять, придумывать, изображать, мастерить требует регулярного и целенаправленного развития. Поэтому каждый вид творческой работы детей нужно обогащать и поддерживать иными видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
Мы считаем, что любой человек ежедневно встречается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и великолепное. Поэтому на занятиях по художественной деятельности я стремлюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, прилагая личный опыт и знания. А опыт работы свидетельствует тому, что выполнение работы необычными материалами, своеобразными приемами и техниками позволяет детям пережить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это следствие практической деятельности.
По эмоциям малыша можно судить о том, собственно, что в данный момент радует его, интересует, беспокоит, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дети дошкольного возраста способны сострадать литературному герою, чувствовать эмоциональные всплески при игре, а вот понять, что такое красота, и научить проявлять себя в изобразительной деятельности и творческой работе должен помочь педагог. Нам, взрослым нужно развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, формировать детское творчество на занятиях применяют нетрадиционные техники и приемы рисования.
Ребенок не рождается фантазером. Его способности базируются на развитии воображения. Ни в какой - либо другой области воображение не имеет такого смысла, как в искусстве, в процессе художественного творчества.
Ни одна творческая деятельность невозможна без воображения. А значит, для изобразительной деятельности нужно развивать у детей:
-наглядно - действенное и логическое мышление;
- умение видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов;
- воображение, без которого невыполнима ни одна художественно-творческая деятельность и которое формируется на основе воспринимаемых образов;
-эмоциональное отношение к художественной деятельности.
-мелкую моторику рук.
Объединение видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста носит естественный характер и играет очень важную роль в формировании художественно-творческих способностей детей. Дети часто независимо от кого - либо объединяют виды изобразительной деятельности. Потому как для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша куда лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист помятой бумаги. Даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.
Как много разнообразных способов для самовыражения маленького фантазёра! А с помощью взрослого будет проще осуществить свои фантазии.
В последнее время увеличилось внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как основному средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и интеллектуального воспитания, то есть как средству формирования всестороннего развития личности.
Собственно, в дошкольном возрасте формируются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст главный этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется независимость мышления, формируется познавательный интерес детей и любознательность.
Нетрадиционные техники - это толчок к развитию фантазии, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Используя и сочетая различные способы изображения в одном рисунке, дети учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику применить, чтобы тот или иной образ удался более выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сберегается высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и занимательный опыт.
Можно сказать, что нетрадиционные техники дают возможность показать в рисунке чувства и эмоции, предоставляют ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения ребенок имеет возможность выбора.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, понимание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему нашей работы: "Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования".
Данная работа предусматривает развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Работа содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностик, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
Цель: развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством проведения увлекательных занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по способам развития художественных способностей.
2. Определить критерии и уровни развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать материал для разработки занятий.
4. Провести занятия с детьми.
5. Повторно исследовать проявление художественных способностей детей.
Объект: процесс развития художественных способностей.
Предмет: занятия направленные на развитие художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что занятия, с использованием
нетрадиционных техник рисования, с детьми старшего дошкольного возраста позволят развить художественные способности.
На основании изучения теоретических аспектов, результатов опытно-экспериментальной работы можно сформулировать следующие положения.
Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественных способностей, познавательной активности дошкольников. В процессе занимательного рисования у дошкольников появляется возможность экспериментировать, развиваются познавательные мотивы, любознательность, потребность в творчестве.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, развивает позитивное восприятие окружающего мира.
Мы считаем, что использование нетрадиционных техник рисования и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному), может помочь дошкольнику в овладении выразительными средствами живописи и графики, а также будет способствовать развитию эмоционально¬художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности детей дошкольного возраста.
Ребенок учится сочетать в одном рисунке и традиционные, и нетрадиционные техники рисования, и при условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них, их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности.
И помочь дошкольнику в формировании творческого опыта могут окружающие его взрослые. Изучение теоретических положений использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми дошкольного возраста позволяет нам с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей.
Основным условием эффективного использования разнообразных изобразительных техник в работе с детьми выступает профессиональная компетентность педагога по данному вопросу. Воспитатель должен обладать знаниями возрастных особенностей развития творчества дошкольников, представлять специфику использования нетрадиционных изобразительных техник в работе с детьми; иметь опыт самостоятельной практической работы.
Все вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 1997.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
3. Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
4. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.
5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.
8. Комарова Т.С. Изобразительная Деятельность в детском саду: Младшая группа. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 120 с.
9. Комарова Т.С. Развитие Художественных способностей
дошкольников. Монография. - М.: МО - ЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002 г.
11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
12. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Бахрат, 1998 г.
13. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. - М., 1995.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.
16. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В. - М., 1990.
17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
18. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1962.
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - О.: ТИТУЛ, 1996.
20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. - О.: ТИТУЛ, 1996.
21. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.
22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М., 1996.
23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
24. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 2002.
26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
27. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987. - 184 с.
28. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003