Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика «Да - Нет» как средство обеспечения индивидуального прогресса обучающихся основной школы

Работа №26807

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Применение модели индивидуального прогресса для анализа методики ... 7
1.1 Индивидуальный прогресс ученика и уровневая модель освоения предметного действия 7
1.2 Характер самостоятельного действия ученика при освоении предметного действия 11
1.3 Параметры анализа методического средства для обеспечения индивидуального прогресса 20
2 Ресурсы методики «Да - Нет» для создания условий индивидуального прогресса учащихся 23
2.1 Анализ методики «Да - Нет» с точки зрения индивидуального прогресса 23
2.2 Серии заданий по презентации методики «Да-Нет» в рамках курсов
повышения квалификации учителей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, деятельность учителя должна быть направлена на обеспечение динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения общеобразовательной программы. Для успешного обучения учеников, педагогу необходимо быть компетентным во владении такими средствами преподавания предмета, которые создают условия для прогресса мышления и понимания ученика при изучении предмета.
В настоящее время разработана модель индивидуального прогресса учащегося, авторами которой являются А. М. Аронов, О. В. Знаменская, Б. И. Хасан, Б. Д. Эльконин и др. Модель индивидуального прогресса учащихся представлена тремя уровнями: первый уровень - овладение общим смыслом и внешней формой культурного действия; второй уровень - освоение существенного основания способа действия; третьей уровень - становление «культурной непосредственности» действия.
Индивидуальный прогресс включает в себя линейные и уровневые приращения. Линейное приращение направлено на количественные сдвиги в рамках достигнутого уровня. Уровневое приращение выражается переходом ученика с одного уровня на другой, более высокий [15].
Трехуровневая модель легла в основу создания инструментария диагностики индивидуального прогресса мышления и понимания «Дельта». Он используется в ряде российских школ, в том числе и в Красноярске. Авторами и разработчиками инструментария являются О. В. Знаменская, О. И. Свиридова, Л. А. Рябинина и др. Инструментарий «Дельта» дает педагогам объективный материал для анализа эффективности образовательных технологий, используемых при обучении школьников, а так же возможность показать, какой вклад в становление компетенций учащихся вносит изучение соответствующих учебных дисциплин [15].
В настоящее время разработаны стратегии презентации результатов мониторинга учителям, родителям, учащимся (К. А. Баженова, О. В. Знаменская, Н. А. Фролова и др.) [6]. Реализуются программы повышения квалификации для педагогов по освоению идеи применения модели индивидуального прогресса, авторами которых являются О. И. Дятлова, О. В. Знаменская, О. И. Свиридова, Л. А. Рябинина и др. [15].
Авторы указывают, что для динамики индивидуального прогресса школьников значимым является инициативность и самостоятельность самого школьника при изучении предмета [35]. Методы обеспечения условий для пробно-поисковых действий учащихся изучены нами в трудах Л. С. Выготского, Л. М. Долговой, П. Г. Нежнова, К. Н. Поливановой, Л. А. Рябининой и др. Указанные авторы отмечают, что осуществление пробно¬поисковых действий является определяющим условием развития мышления и понимания. Для учеников показавших первый уровень, учителю необходимо задавать образец и организовывать работу по освоению правил учеником. Ученики, показавшие второй и третий уровень, нуждаются в создании условий, в которых бы предполагалось экспериментирование действий с предметным содержанием. Экспериментирование предполагает, что действия ученика будут самостоятельными, пробно-поисковыми [10; 13].
Задача учителя - организовать учебные занятия так, чтобы они способствовали уровневой или линейной динамике учащихся. Остается открытым вопрос, какими методическими средствами должен пользоваться педагог на учебных занятиях для создания условий, обеспечивающих индивидуальный прогресс учеников? Возникает потребность анализа используемых методических средств, которые позволяют выявить конкретные приемы для создания образовательных условий.
Проблема данной работы заключается в том, что в настоящее время отсутствует анализ отдельных методик, которые бы обеспечивали индивидуальный прогресс обучающихся в основной школе.
Целью является анализ методики «Да-Нет» как методики, которая обеспечивает создание условий для индивидуального прогресса обучающихся.
Объект: Методика «Да-Нет».
Предмет: применение методики «Да-Нет» в учебном процессе для обеспечения индивидуального прогресса обучающихся основной школы.
Гипотеза заключается в том, что методика «Да - Нет» является средством индивидуального прогресса учащихся основной школы, поскольку:
- позволяет организовать коммуникативное пространство, внутри которого ученики могут осуществлять рассуждения, требующие обращения к образцу рассуждения, а также рассуждения, которые фиксируют существенные условия в решении предметной загадки.
- при реализации методики действия учителя направлены на организацию пробно-поисковых действий учеников.
Исходя из проблемы и цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу с целью раскрытия понятия «индивидуальный прогресс», а также описать условия, обеспечивающие индивидуальный прогресс обучающихся.
2. Обосновать необходимость осуществления пробно-поискового действия учеников при освоении нового способа действия и уточнить характеристики самостоятельных действий учеников.
3. Выделить параметры для анализа методического средства, которое обеспечивает индивидуальный прогресс обучающихся.
4. Провести анализ методики «Да-Нет» как средства обеспечивающего индивидуальный прогресс обучающихся.
5. Разработать серию заданий для учителей, проходящих курсы повышения квалификации направления «Образовательные условия для индивидуального прогресса ученика и учителя» с целью презентации методики «Да-Нет».
Результаты проделанной работы были представлены на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Проспект Свободный 2016», докладом на тему «Использование методики «да- нет» как условие индивидуального прогресса школьников».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, трех приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме анализа методических средств, обеспечивающих индивидуальный прогресс мышления и понимания учащихся. В результате было установлено, что для этого необходимо, чтобы требования к использованию методического средства поддерживали организационно-управленческую позицию учителя и обеспечивали самостоятельность учеников. Учителю, к тому же, необходимо осознанное использование уровневой модели развития мышления и понимания как основы для конструирования урока.
Для решения поставленной проблемы, был сделан анализ литературы для раскрытия основных понятий и выявления ресурсов методики «Да-Нет» как средства, реализующего условия индивидуального прогресса.
В процессе изучения трудов, посвящённых модели индивидуального прогресса и её применения, нами было установлено, что для обеспечения условий индивидуального прогресса, требуется повышение степени самостояльности ученика при освоении предмета. Следовательно, действия учителя направлены на создание таких ситуаций, в которых ученик приобретает всё большую свободу и инициативность в постановке предметных и образовательных задач. Свобода действий может заключаться как в постановке задач и оформлении собственных результатов, так и в выдвижении версий, анализе материала и пробе самостоятельных рассуждений. В свою очередь, это требует от учителя перехода от недеятельностных элементов обучения к освоению деятельностных элементов. При организации учебного занятия учителю необходимо использовать методику, которая обеспечивает условия для самостоятельных, пробно-поисковых действий учеников, в том числе в ситуации коммуникации.
Поскольку педагогу необходимо понимать, что использование методики должно быть целенаправленно на создание условий, обеспечивающих индивидуальный прогресс учащихся, то сделано предположение о том, что крайне важно умение анализировать методическое средство. Существенными характеристиками методики, которая обеспечивает уровневый прогресс мышления и понимания является наличие таких требований к применению методики, которые бы способствовали: проявлению инициативы обучающихся, их любопытству по отношению к анализу материала, постановке задач, выбору способа решения и т.д., уменьшению контролирующей и «транслирующией» функций учителя. От учителя, в свою очередь, требуется решение задачи руководства коммуникацией учащихся.
Выявлено, что методика «Да - Нет» выступает в качестве средства, обеспечивающего условия индивидуального прогресса учащихся основной школы. Она позволяет проявлять самостоятельность и инициативность ученикам при выдвижении предположений, проведении рассуждений, анализе и обобщении. Правила методики регламентируют уменьшение авторитарной функции учителя. Так, использованием методики, позволяет организовать коммуникацию, в которой ученики рассуждают, выдвигают гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи. При этом анализ утверждений учеников позволяет охарактеризовать уровень их рассуждений с точки зрения модели индивидуального прогресса.
Обосновано, что для обеспечения развития мышления и понимания учащихся, использование методики обусловлено совершением учениками разного типа действий. Первое - действие в ситуации коммуникации (задавание вопросов, высказывание суждений, согласно правилам и общей ситуации коммуникации в классе). Второе - по отношению к предметной ситуации (качество установления предметных отношений). Обосновано, что для учеников, действующих на втором уровне необходимо самостоятельно поставить вопрос о наличии общего принципа решения класса задач. Ученикам, действующих на третьем уровне необходимо пространство для самостоятельного конструирования задач.
Разработана серия заданий для учителей, проходящих курсы повышения квалификации по программе «Образовательные условия индивидуального прогресса ученика и учителя». Цель серии заданий - презентация методики «Да - Нет». Логика заданий конкретизирует условия применения уровневой модели индивидуального прогресса, а также предоставляет учителям ресурс для анализа методических средств, которые они используют в своей практике.
Серия заданий и рекомендации к анализу методики «Да-Нет» могут быть использованы для обеспечения практической и методической поддержки учителей на курсах повышения квалификации, а также для учителей-практиков, организующих пробно-поисковые действия учеников.
Нашу гипотезу о том, что методика «Да-Нет» является средством индивидуального прогресса учащихся основной школе, можно считать подтверждённой.
В работе были решены задачи, поставленные во введении, таким образом, была достигнута цель и решены задачи написания выпускной квалификационной работы, а именно разработка и апробация серии заданий для учителей, проходящих курсы повышения квалификации направления «Образовательные условия индивидуального прогресса ученика и учителя» с целью презентации методики «Да-Нет».



1. Аверков, М. С. Открытое дополнительное образование. Бегство от школы или вызов развития? [Электронный ресурс] / М. С. Аверков, С. В. Ермаков, А. А. Попов. - 2014. Режим доступа:
http://opencu.ru/page/odobegscholl
2. Альтшуллер, Г. С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы [Электронный ресурс] / Г. С. Альтшуллер. - Санкт-Петербург : Официальное издание Фонда Г.С. Альтшуллера. - 2003. Режим доступа: http://www.triz-chance.ru/e-books.html
3. Аронов А. М., Знаменская О.В. Условия индивидуального прогресса школьников в математике // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты : мат. конф. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 2005. - 183 с.
4. Аронов, А. М. Выявление образовательных условий, способствующих индивидуальному прогрессу школьников / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования : инновации и перспективы» // А. М. Аронов, К. А. Баженова. - Красноярск : ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2010. - 20-28 с.
5. Аронов, А.М. Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения : метод. пособие для вузов / М. Аронов, Н. Ю. Магдалина. -: Красноярск : Краснояр. гос. ун-т; 2004. - 37 с.
6. Баженова, К.А. Динамика индивидуального прогресса учащихся / А.М. Скрипка, О.А. Францен, Н.А. Фролова // Директор школы: научно-методический журнал. - Москва : «ИФ «Сентябрь». - 2009. - № 3. - С. 56-60.
7. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / Москва : НМЦ СПО, 1999 - 538 с.
8. Выготский Л.С, Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : ЭКСМО, 2006. - 512 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл. - 2005. - 1136 с.
1 1 .Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский // Педагогическая психология. - Москва : Педагогика. -1991. - С. 391.
12. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники / А. А. Гин. - Москва : «Вита-Пресс», 2009. - 112 с.
13. Долгова, Л. М. Посредническая позиция учителя как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся : материалы 18-й науч.-практ. конф., Красноярск, апр. 2011. - С. 107-114.
14. Зинченко, В. П. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического раз вития / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. С 91.
15. Знаменская, О. В. Оценка-поддержка индивидуального прогресса учеников, методика «Дельта» : метод. пособие / О.В. Знаменская, Л. А. Рябинина, О. И. Свиридова. - Красноярск : Сибирский фед. ун-т, 2014. - 11-15 с.
16. Знаменская, О.В. Мониторинг учебных действий школьников / О.С. Островерх, Л.А Рябинина, Б.И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 53-74.
17. Инструктивно-методическое обеспечение учета индивидуального
прогресса учащихся (уровень образовательного учреждения) /_А. Б. Воронцов [и др.]. - Москва : ОИРО, 2011. - 120 с.
1 8 .Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике, обучение на основе исследования, игры и дискуссии : учеб. пособие / М. В. Кларин. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. - 72-77 с.
19. Кукушкин, В. С. Теория и методика обучения : учебное пособие / В. С. Кукушкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 476 с.
20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1981. - 373 с.
21 .Макарова, Т. В. Культура самостоятельной работы обучающегося : типология, модель / Т. В. Макарова, А. А. Кошелев, О.А. Козырева. - Омский научный вестник. - 2014. № 3. С.128-132.
22. Медведев, А. М. Генетико-моделирующий метод в исследовании психологического развития : монография / А. М. Медведев, И. В. Жуланова, М. В. Марокова . - Волгоград : ВГПУ «Перемена», 2010. - 185 с.
23. Мокроусова, А. Г. Динамика становления самостоятельности и процедуры ее диагностики в младшем школьном возрасте / О.С. Островерх, О. И. Свиридова // Педагогика развития : образовательные интересы и их субъекты. Красноярск. - 2005.
24. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников : метод. пособие / А. М. Аронов [и др.]. - Красноярск : Печатный центр КПД, 2006 -134 с.
25. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О. В. Знаменская, О. С. Островерх, Л. А. Рябинина, Б. И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - № 3. С. 57.
26. Нежнов, П. Г. Опосредование и спонтанность в модели «культурного развития» / П. Г. Нежнов // Вестник Москов. Ун-та Сер.14. Психология. 2007. - №1. - С. 133-146.
27. Нежнов, П. Г. Что же показывают результаты исследования PISA? / П. Г. Нежнов // Вопросы образования, 2008, №1, С. 190-215.
28.Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. - Москва, Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
29. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; отв. ред. В. С. Кукушкин. - Москва ; Ростов-на-Дону. - 2004. - 334 с.
30. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - Москва. - 2000. - 81 с.
31. Поливанова, К. Н. Ребенок эпохи постмодерна. Кто посредник? / К. Н. Поливанова // Педагогика развития : посредническая функция и посредническое действие в образовании. Красноярск. - 2011.
32. Приказ Мин. обр. и науки РФ [Электронный ресурс] : Об утверждении фед. гос. образоват. ст. осн. общего образования от 17 декабря 2010 года. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:ЬНр://минобрнауки.рф/документы/938
33. Профессия тьютор. [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева [и др.]. -.
Москва, Тверь: «СФК-офис», 2012. - Режим доступа:
file:///C:/Users/admin/Downloads/1kovaleva_ t _m_i _dr_ professiya_t yutor.pdf
34. Рубцов, В.В Организация и развитие современных действий детей в процессе обучения / В. В. Рубцов . - Москва : Педагогика, 1987. - 264 с.
35. Рябинина, Л. А. О некоторых подходах к управлению качеством образования в школе на основе результатов мониторинга индивидуального прогресса учащихся [Электронный ресурс] / Л.А. Рябинина // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2.
- Режим доступа:http://coko.tomsk.ru/files/ege/ryabinina.pdf
36. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии : метод. пособие / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
37. Смирнов, С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии : учебник / С. А. Смирнов. - Москва : Академия. - 2000. — 512 с.
38. Технология школы НооГен // Авторская школа НооГен. Режим доступа: http: //www.noogen.ru/about/tehnologiya
39. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. - Москва : ОИРО, 2010. - 432 с.
40.Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б. Д. Эльконин. - Ижевск : ERGO, 2010. - С. 197.
41.Эльконин, Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского / Д. Б. Эльконин. - Москва : «Академия». - 2007. -. 384 с.
42.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика 1989. - 560 с.
43 . Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
44.Paul Sloan, How to be a Brilliant Thinker: Exercise Your Mind and Find Creative Solutions. - USA, Philadelphia PA 19147, 2011. - 224 р


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ