ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1 Творческое отношение личности к профессиональной деятельности как
предмет психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 13
1.3 Изучение состояния сформированности творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 21
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 34
2.1 Применение упражнений, способствующих развитию творческой
активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров 34
2.2 Организация ролевых игр, направленных на активизацию
коммуникативного творчества бакалавров 40
2.3 Использование элементов педагогической импровизации с целью
интенсификации методического творчества бакалавров 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список используемых источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Т
В «Концепции модернизации педагогического образования» указано, что особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у будущего учителя творческого отношения к профессионально - педагогической деятельности. Творческая деятельность педагога имеет своей целью предпринимать новые позитивные изменения в воспитаннике, отвечающих представлениями об идеале воспитания и обучения. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, модифицирует и комбинирует уже известные формы, методы, средства. Творчество учителя - это созидание нового в ученике, помощь в выработке у него знаний, практических умений на основе достижений человеческой культуры.
Проблеме педагогического творчества уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Ф. Дистервег, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.), представители советской системы образования (П.П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).
Несмотря на наличие в современной педагогической науке исследований, посвященных вопросам формирования творческого отношения будущих специалистов к своей профессиональной деятельности, наблюдаемые в настоящее время изменения в обществе, науке и образовании актуализируют проблему недостаточной разработанности средств формирования творческого отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки.
Цель исследования: разработка, обоснование и проверка опытно-экспериментальным путём средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: процесс формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и содержание феномена творческого отношения личности к профессиональной деятельности;
2. Выявить особенности формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
3. Изучить состояния сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
4. Разработать и обосновать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования творческого отношения личности к профессиональной деятельности; эмпирические - опрос, контент—анализ продуктов деятельности будущих педагогов, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у студентов второго курса направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы:
Творческое отношение к профессиональной деятельности- это совокупность отношений к творчеству в профессионально - педагогической деятельности.
В ходе исследования определены следующие компоненты творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности:
- ориентационный (понимание значимости творчества в профессиональной деятельности, желание воспитывать в себе творческую активность и использовать свои возможности для достижения поставленных целей);
- коммуникативный (отражает отношение личности к творчеству в процессе педагогического общения и коммуникации, сформированность необходимых коммуникативных умений и навыков);
- технологический (составляющей частью является отношение личности к применению творческих инструментов в образовательном процессе, а также уровень овладения этими инструментами).
Для выявления уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности использовались методика В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» и метод контент-анализа эссе студентов.
В практической части своей работы нами мы были использованы следующие средства для формирования творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование»:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Эффективность разработанных средств в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и реализовать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров, а также опытно - экспериментальным путём проверить их результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных средств поспособствовало повышению уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности.
1) Алдакаева, Н. Г. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях : методическое пособие / Н. Г. Алдакаева, Л. Ю. Яковлева. - Салехард : ИМЦ, 2009. - 32 с.
2) Бореев, Г. А. Сознательные выходы из тела. Девять практических методов : методическое пособие / Г. А. Бореев - Москва : Гиперборея, 2002. - 224 с.
3) Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учеб. пособие / Л. С. Выготский. - СПб : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
4) Г айфутдинова, А. Р. Развитие творческой активности студентов и ее методы в зарубежной педагогике / А. Р. Гайфутдинова // Электронный научный журнал: Современные исследования социальных проблем.- 2013. - №4. - 16 с.
5) Галацкова, И. А. Одаренный ребенок : психолого-педагогические основы выявления и развития : учебно-методическое пособие / И. А. Галацкова, Е. Ю. Журбенко, М. И. Лукьянова, Л. И. Пентехина, Т. Б. Табарданова. - Ульяновск : УИПКПРО, 2011. - 146 с.
6) Гольдентрихт, С. С. О природе эстетического творчества : монография / С. С. Гольдентрихт. - Москва : Издательство МГУ, 1977. - 246 с.
7) Гурьев, М. Е. Формирование и развитие педагогического творчества в деятельности преподавателя ВУЗа / М. Е. Гурьев // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 3(28). Часть II.
- Новосибирск: СибАК, 2014. - С.82-87.
8) Громов, Е .С. Художественное творчество: опыт эстетической характеристики некоторых проблем : учеб. пособие / Е. С. Громов. - Москва : Издательство политической литературы, 1970. - 263 с.
9) Демченко, З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя : учеб.-метод. пособие / З.А. Демченко. -Архангельск : Изд-во АГТУ, 2005. - 108 с.
10) Дробышева О. А. Этапы развития креативных черт личности студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 99-102.
11) Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. Пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - Москва : Академия, 2005. - 67 с.
12) Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования : книга / М. Б. Зацепина. - Москва : Сфера, 2010. - 128 с.
13) Ермолаева - Тотмина, Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие / Л. Б. Ермолаева - Тотмина. - Москва : Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.
14) Емельянова, М. В. Основы педагогического мастерства : курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета / М. В. Емельянова, И. В. Журлова, Т. Н. Савенко. - Мозырь : УО «МГПУ», 2005. - 150 с.
15) Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности : книга / Е. П. Ильин. - Спб : Питер, 2009. - 434 с.
16) Как-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс : методическое пособие / В. А. Кан-Калик.-Грозный : Просвещение, 1976. - С.62-66.
17) Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении : учебное пособие / В. А. Кан-Калик. - Москва : Просвещение, 1987. - 190 с.
18) Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество : библиография / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров ; под. общ. ред. Н. Д. Никандрова. - Москва : Педагогика, 1990. - 144 с.
19) Кочетова, А. В. Коллективное педагогическое творчество /
А. В. Кочетова // Народное образование. - 2004. - № 2. - С.72-84.
20) Кановская, М. Б. Педагогика: конспект лекций / М. Б. Кановская. - Москва : АСТ, 2011. - 160 с.
21) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 33 с.
22) Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей : метод. рекомендации / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. - 98 с.
23) Кузьмиченко, И.Ю. Об актуальности проблемы формирования творческого отношения к профессиональной деятельности бакалавров направления «Педагогическое образование» [Текст] / И. Ю. Кузьмиченко // Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: материалы международной конференции (г. Новосибирск, декабрь 2015 г.). Новосибирск, 2015. - 5 с.
24) Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия / Л. В. Куликов. - Спб : Питер,2009. - 464 с.
25) Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии : учебное пособие / М. В. Кларин. - Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
26) Лесникова, С. Л. К проблеме формирования творческого отношения студентов к будущей профессиональной деятельности в вузе / С. Л. Лесникова, О. С. Тимошенкова // Ползуновский вестник. - 2006. - №3.
- С.133-137.
27) Лепешкина, Л. Ю. Основы коммуникативной культуры : метод. рекомендации / Л. Ю. Лепешкина. - Толятти. : Изд-во ПВГУС, 2012. - 88 с.
28) Малхасян, М. В. Возможности и задачи развития творческого потенциала современного педагога дополнительного художественного образования / М. В. Малхасян // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2014. Том3. -№4. - С. 557-564.
29) Малхасян, М. В. Философско-мировоззренческие позиции профессиональной деятельности педагога дополнительного художественного образования в современной социокультурной ситуации / М. В. Малхасян // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2014. Том3. - №4. - С. 565-572.
30) Мартишина, Н. В. Творческое сопровождение профессионально-личностного становления и развития студента-будущего педагога / Н. В. Мартишина // Педагогическое образование.
31) Моляко, В. А. Психология творческой деятельности : учебное пособие / В. А. Моляко. - Киев : Знание, 1978. - 47 с.
32) Муруева, О. Г. Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина / О. Г. Муруева // Педагогической образование в России. - 2008. - №3. - С. 85-91.
33) Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под. ред. А. А. Бодалева. - Воронеж : НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.
34) Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. От 02.03.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
35) Полат, Е. С. Совершенные педагогические и информационные технологи в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368с.
36) Проблема формирования творческой личности педагога в условиях непрерывного образования : тезисы Российской научно¬методической конференции., 25-26 окт. 2005 г. / под ред. Л. К. Гребенкиной, Н. В. Мартишиной. - Рязань, 2005. - 104 с.
37) Рыскулова, М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М: Буки- Веди, 2012. — С. 99-102.
38) Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О. А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 10.-С. 21-22.
39) Седых, Т. В. Педагогическое обеспечение процесса самообразования слушателей системы дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Седых Татьяна Владимировна. - Чита, 2011. - 23 с.
40) Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41) Сластенин, В. А. Педагогика. Инновационная деятельность : учебное пособие / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - Москва : Магистр, 1997. - 223 с.
42) Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва : Академия, 2003. - 145 с.
43) Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей /
В. Ф. Сопов, Л .В. Карпушина. // Прикладная психология. 2001. - № 4. - С.9-30.
44) Современный психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. - 192 с.
45) Харламов, И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламова // Педагогика. - 1992. - № 7. - С.7-8.
46) Харькин, В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика : учеб. пособие / В. Н. Харькин. - Москва : МИП «КВМагистр», 1992. - 152 с.
47) Ценарева, Н. Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации / Н. Н. Ценарева // Стандарты и мониторинг. - 2010. - № 5. - С.9-14.
48) Щербакова, Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога [Текст] / Т. Н. Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. -С. 21-25.
49) Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога : Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -
С. 13-16.
50) Гребенкина Л. К. Педагогическая импровизация как компонент творческой деятельности : Проблема формирования творческой личности педагога в условиях непрерывного педагогического образования: тезисы Российской научно-методической конференции (г. Рязань, октябрь 2005 г.).- М.: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. - С. 21-25.
51) Oreck, B.The artistic and professional development of teachers a study of teacher's attitudes toward and use of the arts in teaching [Электронный ресурс]/ B. Oreck // Journal of Teacher Education. - 2004. - Vol. 55. - No. 1. - URL:: http://jte.sagepub.com/content/55/1/55.full.pdf+html
52) Afshari, M. Enhancing Students' Creativity at Research Universities in Malaysia [Электронный ресурс] / M. Afshari // Archives Des Sciences. -2012. - Vol. 65. - No. 6.-URL: http://eprints.um.edu.my/9796/1/00005891_86205.pdf