Средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1 Творческое отношение личности к профессиональной деятельности как
предмет психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 13
1.3 Изучение состояния сформированности творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 21
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 34
2.1 Применение упражнений, способствующих развитию творческой
активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров 34
2.2 Организация ролевых игр, направленных на активизацию
коммуникативного творчества бакалавров 40
2.3 Использование элементов педагогической импровизации с целью
интенсификации методического творчества бакалавров 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список используемых источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Т
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1 Творческое отношение личности к профессиональной деятельности как
предмет психолого-педагогического анализа 6
1.2 Особенности формирования творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 13
1.3 Изучение состояния сформированности творческого отношения к
профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 21
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» 34
2.1 Применение упражнений, способствующих развитию творческой
активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров 34
2.2 Организация ролевых игр, направленных на активизацию
коммуникативного творчества бакалавров 40
2.3 Использование элементов педагогической импровизации с целью
интенсификации методического творчества бакалавров 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список используемых источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Т
В «Концепции модернизации педагогического образования» указано, что особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у будущего учителя творческого отношения к профессионально - педагогической деятельности. Творческая деятельность педагога имеет своей целью предпринимать новые позитивные изменения в воспитаннике, отвечающих представлениями об идеале воспитания и обучения. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, модифицирует и комбинирует уже известные формы, методы, средства. Творчество учителя - это созидание нового в ученике, помощь в выработке у него знаний, практических умений на основе достижений человеческой культуры.
Проблеме педагогического творчества уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Ф. Дистервег, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.), представители советской системы образования (П.П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).
Несмотря на наличие в современной педагогической науке исследований, посвященных вопросам формирования творческого отношения будущих специалистов к своей профессиональной деятельности, наблюдаемые в настоящее время изменения в обществе, науке и образовании актуализируют проблему недостаточной разработанности средств формирования творческого отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки.
Цель исследования: разработка, обоснование и проверка опытно-экспериментальным путём средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: процесс формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и содержание феномена творческого отношения личности к профессиональной деятельности;
2. Выявить особенности формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
3. Изучить состояния сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
4. Разработать и обосновать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования творческого отношения личности к профессиональной деятельности; эмпирические - опрос, контент—анализ продуктов деятельности будущих педагогов, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проблеме педагогического творчества уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Ф. Дистервег, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.), представители советской системы образования (П.П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).
Несмотря на наличие в современной педагогической науке исследований, посвященных вопросам формирования творческого отношения будущих специалистов к своей профессиональной деятельности, наблюдаемые в настоящее время изменения в обществе, науке и образовании актуализируют проблему недостаточной разработанности средств формирования творческого отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности в процессе вузовской подготовки.
Цель исследования: разработка, обоснование и проверка опытно-экспериментальным путём средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: процесс формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать сущность и содержание феномена творческого отношения личности к профессиональной деятельности;
2. Выявить особенности формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
3. Изучить состояния сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
4. Разработать и обосновать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование»;
5. Проверить опытно-экспериментальным путём результативность разработанных средств формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования творческого отношения личности к профессиональной деятельности; эмпирические - опрос, контент—анализ продуктов деятельности будущих педагогов, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у студентов второго курса направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы:
Творческое отношение к профессиональной деятельности- это совокупность отношений к творчеству в профессионально - педагогической деятельности.
В ходе исследования определены следующие компоненты творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности:
- ориентационный (понимание значимости творчества в профессиональной деятельности, желание воспитывать в себе творческую активность и использовать свои возможности для достижения поставленных целей);
- коммуникативный (отражает отношение личности к творчеству в процессе педагогического общения и коммуникации, сформированность необходимых коммуникативных умений и навыков);
- технологический (составляющей частью является отношение личности к применению творческих инструментов в образовательном процессе, а также уровень овладения этими инструментами).
Для выявления уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности использовались методика В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» и метод контент-анализа эссе студентов.
В практической части своей работы нами мы были использованы следующие средства для формирования творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование»:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Эффективность разработанных средств в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и реализовать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров, а также опытно - экспериментальным путём проверить их результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных средств поспособствовало повышению уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности.
Творческое отношение к профессиональной деятельности- это совокупность отношений к творчеству в профессионально - педагогической деятельности.
В ходе исследования определены следующие компоненты творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности:
- ориентационный (понимание значимости творчества в профессиональной деятельности, желание воспитывать в себе творческую активность и использовать свои возможности для достижения поставленных целей);
- коммуникативный (отражает отношение личности к творчеству в процессе педагогического общения и коммуникации, сформированность необходимых коммуникативных умений и навыков);
- технологический (составляющей частью является отношение личности к применению творческих инструментов в образовательном процессе, а также уровень овладения этими инструментами).
Для выявления уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности использовались методика В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» и метод контент-анализа эссе студентов.
В практической части своей работы нами мы были использованы следующие средства для формирования творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование»:
- применение упражнений, способствующих развитию творческой активности личности с целью стимулирования творческого самовоспитания бакалавров;
- организация ролевых игр, направленных на активизацию коммуникативного творчества бакалавров;
- использование элементов педагогической импровизации с целью интенсификации методического творчества бакалавров.
Эффективность разработанных средств в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности творческого отношения к профессиональной деятельности в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и реализовать средства формирования творческого отношения к профессиональной деятельности у бакалавров, а также опытно - экспериментальным путём проверить их результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных средств поспособствовало повышению уровня сформированности творческого отношения бакалавров направления «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование"
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Средства формирования ценностного отношения к образованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017



