КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
|
Введение
1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей 9
младшего школьного возраста
1.1 Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение: понятие,
причины 9
1.2 Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста
средствами игры 14
1.3 Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного
возраста средствами игры 19
2 Эмпирическое исследование коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста средствами игры 36
2.1 Организация и методы исследования. Анализ первичной
диагностики 36
2.2 Программа коррекции агрессивного поведения младшего
школьника 50
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 54
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение А 76
Приложение Б 78
1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей 9
младшего школьного возраста
1.1 Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение: понятие,
причины 9
1.2 Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста
средствами игры 14
1.3 Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного
возраста средствами игры 19
2 Эмпирическое исследование коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста средствами игры 36
2.1 Организация и методы исследования. Анализ первичной
диагностики 36
2.2 Программа коррекции агрессивного поведения младшего
школьника 50
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 54
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение А 76
Приложение Б 78
Агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: 1) ухудшением социальных условий жизни детей. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных
Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.
Цель: коррекция уровня агрессивного поведения у младших школьников средствами игры.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование игр является эффективным методом коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть на основе теоретического анализа понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме возможности применения игры при работе с агрессивным поведение в младшем школьном возрасте.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование с целью выявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу с использованием игры, с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
5. Провести повторное исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение (при наблюдении за поведением первоклассников были использованы критерии, разработанные американскими психологами М. Алворд и П. Блейкер).
3. Беседа с классными руководителями и родителями.
4. Проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич
5. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой
6. Экспертная оценка.
7. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов, методы математической статистики (непараметрический критерий Манна-Уитни).
Экспериментальное исследование было организовано на базе средней школы №1 сельского поселения Ванавара Красноярского края. В исследовании участвовали ученики первых классов. Выборка составила 49 учеников. Выборка представлена первоклассниками с агрессивным поведением в количестве 10 человек в возрасте от 6,5 до 7,5 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы работы с младшими школьниками с агрессивным поведением, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики особенностей личностного развития и поведения младших школьников.
2 этап (апрель 2016г.) - организация проведения коррекционной программы с использованием игр при работе с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
3 этап (май 2016г.) - проведение повторной диагностики поведения младших школьников с агрессивным поведением анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной программы с использованием игры и средств игры при работе с детьми, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования и разработанная нами коррекционная программа с использованием игр направленная на коррекцию агрессивного поведения младших школьников может быть использована в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 61 наименований и приложения. Общий объем работы составляет 79 страниц.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных
Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.
Цель: коррекция уровня агрессивного поведения у младших школьников средствами игры.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игры.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование игр является эффективным методом коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть на основе теоретического анализа понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме возможности применения игры при работе с агрессивным поведение в младшем школьном возрасте.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование с целью выявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу с использованием игры, с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
5. Провести повторное исследование особенностей агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение (при наблюдении за поведением первоклассников были использованы критерии, разработанные американскими психологами М. Алворд и П. Блейкер).
3. Беседа с классными руководителями и родителями.
4. Проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич
5. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой
6. Экспертная оценка.
7. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов, методы математической статистики (непараметрический критерий Манна-Уитни).
Экспериментальное исследование было организовано на базе средней школы №1 сельского поселения Ванавара Красноярского края. В исследовании участвовали ученики первых классов. Выборка составила 49 учеников. Выборка представлена первоклассниками с агрессивным поведением в количестве 10 человек в возрасте от 6,5 до 7,5 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы работы с младшими школьниками с агрессивным поведением, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики особенностей личностного развития и поведения младших школьников.
2 этап (апрель 2016г.) - организация проведения коррекционной программы с использованием игр при работе с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением.
3 этап (май 2016г.) - проведение повторной диагностики поведения младших школьников с агрессивным поведением анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной программы с использованием игры и средств игры при работе с детьми, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования и разработанная нами коррекционная программа с использованием игр направленная на коррекцию агрессивного поведения младших школьников может быть использована в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 61 наименований и приложения. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызвала острый научно-практический интерес многих исследователей. В настоящее время в психологической литературе достаточно разработаны сущность агрессии и факторы ее возникновения, но при этом причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте недостаточно раскрыты. Кроме того, на сегодняшний день неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста.
Актуальность нашего исследования определяется проблемами, как сферы образования, так и общества в целом. Отсутствие социальной и экономической стабильности, возрастающая напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, и многое другое обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения.
Необходимость изучения причин агрессии и разработки методов ее коррекции определяется увеличением агрессивных проявлений в поведении маленьких детей и ростом детской преступности.
Агрессивные тенденции в поведении ребенка проявляются наиболее остро в переходные периоды, например в подростковом возрасте или во время перехода из семьи в организованную школьную среду.
Агрессивное поведение свойственно каждому ребенку, однако не у каждого подобные формы поведения закрепляются и переходят в устойчивую характеристику личности из-за чего, впоследствии, возникают трудности в личностном развитии, общении и самореализации.
В данной работе под агрессивным поведением понимается внешние действия, наносящие вред другим людям или самому агрессору, нарушающие правила и нормы взаимодействия в социуме.
Младший школьный возраст связан со многими психологическими изменениями. Одно из важнейших изменений - это переход к произвольному и осознанному поведению. В этом возрасте младший школьник учиться ставить цели и добиваться ожидаемого результата. Новые формы поведения напрямую связанны со школьной средой, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление данных качеств.
Способность произвольно действовать, как и все высшие формы психической деятельности, формируется постепенно и только в совместной с взрослым деятельности. Именно родители и учителя определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, являясь, в первую очередь, примером для подражания.
В отличие от взрослого, ребенок более эмоционально неустойчив, его поведение чаще спонтанно и полностью находиться под властью эмоций. Именно это и обуславливает необходимость обучения ребенка осознанию своих эмоций и их контролю с целью избежать их негативных проявлений.
Благодаря общению с взрослым ребенок обучается осознавать свои чувства. В ходе исследования нами было замечено, что готовность со стороны взрослого понять и принять ребенка таким, какой он есть дает агрессивному ребенку бесценный опыт и позитивно сказывается на его дальнейшем взаимодействии с миром.
В данной работе определены возможные причины агрессивного поведения - это семейная ситуация, методы воспитания в семье, телевидение и другие средства массовой информации, недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, неразвитость игровой деятельности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и эгоцентризм.
В настоящее время существует множество приемов и направлений в коррекционной работе с нарушениями в поведении. Система коррекционных мероприятий включает психогигиенические, лечебно-педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию и психотерипию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности, характер психической патологии, уровень социальной адаптации, структура и форма агрессивного поведения, соотношение биологических и социально-психологических факторов.
Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.
В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявлениями. К методам работы психолога с агрессивными детьми в школе относятся: психогимнастика, логотерапия. музыкотерапия, арт-терапия и игротерапия.
Самым успешным методом психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, является игротерапия.
В рамках данной дипломной работы была разработана и апробирована программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Целью данной программы была коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Критерием эффективности проведенной программы является динамика таких показателей, как снижение уровня агрессивного поведения, развитие навыков межличностных взаимоотношений, овладение навыками саморегуляции.
В рамках коррекционных занятий были решены следующие задачи коррекционной работы: обучение приемлемым способам выражения гнева, снятие эмоционального и мышечного напряжение, снижение уровня агрессии, обучение навыкам общения и приемам саморегуляции.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в школьной среде произошли значительные изменения в поведении младших школьников, а в семейной среде особых изменений в поведении агрессивных детей не произошло. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наша коррекционная работа ограничилась школьной средой.
В дальнейшем рекомендуется подключить к коррекционной работе родителей. В данной работе предложены рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.
На основе выделенных в данной работе особенностей агрессивных проявлений, вслед за исследователями агрессивного поведения, считаем необходимым разработку и апробирование методов психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Актуальность нашего исследования определяется проблемами, как сферы образования, так и общества в целом. Отсутствие социальной и экономической стабильности, возрастающая напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, и многое другое обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения.
Необходимость изучения причин агрессии и разработки методов ее коррекции определяется увеличением агрессивных проявлений в поведении маленьких детей и ростом детской преступности.
Агрессивные тенденции в поведении ребенка проявляются наиболее остро в переходные периоды, например в подростковом возрасте или во время перехода из семьи в организованную школьную среду.
Агрессивное поведение свойственно каждому ребенку, однако не у каждого подобные формы поведения закрепляются и переходят в устойчивую характеристику личности из-за чего, впоследствии, возникают трудности в личностном развитии, общении и самореализации.
В данной работе под агрессивным поведением понимается внешние действия, наносящие вред другим людям или самому агрессору, нарушающие правила и нормы взаимодействия в социуме.
Младший школьный возраст связан со многими психологическими изменениями. Одно из важнейших изменений - это переход к произвольному и осознанному поведению. В этом возрасте младший школьник учиться ставить цели и добиваться ожидаемого результата. Новые формы поведения напрямую связанны со школьной средой, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление данных качеств.
Способность произвольно действовать, как и все высшие формы психической деятельности, формируется постепенно и только в совместной с взрослым деятельности. Именно родители и учителя определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, являясь, в первую очередь, примером для подражания.
В отличие от взрослого, ребенок более эмоционально неустойчив, его поведение чаще спонтанно и полностью находиться под властью эмоций. Именно это и обуславливает необходимость обучения ребенка осознанию своих эмоций и их контролю с целью избежать их негативных проявлений.
Благодаря общению с взрослым ребенок обучается осознавать свои чувства. В ходе исследования нами было замечено, что готовность со стороны взрослого понять и принять ребенка таким, какой он есть дает агрессивному ребенку бесценный опыт и позитивно сказывается на его дальнейшем взаимодействии с миром.
В данной работе определены возможные причины агрессивного поведения - это семейная ситуация, методы воспитания в семье, телевидение и другие средства массовой информации, недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, неразвитость игровой деятельности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и эгоцентризм.
В настоящее время существует множество приемов и направлений в коррекционной работе с нарушениями в поведении. Система коррекционных мероприятий включает психогигиенические, лечебно-педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию и психотерипию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности, характер психической патологии, уровень социальной адаптации, структура и форма агрессивного поведения, соотношение биологических и социально-психологических факторов.
Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.
В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявлениями. К методам работы психолога с агрессивными детьми в школе относятся: психогимнастика, логотерапия. музыкотерапия, арт-терапия и игротерапия.
Самым успешным методом психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, является игротерапия.
В рамках данной дипломной работы была разработана и апробирована программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Целью данной программы была коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Критерием эффективности проведенной программы является динамика таких показателей, как снижение уровня агрессивного поведения, развитие навыков межличностных взаимоотношений, овладение навыками саморегуляции.
В рамках коррекционных занятий были решены следующие задачи коррекционной работы: обучение приемлемым способам выражения гнева, снятие эмоционального и мышечного напряжение, снижение уровня агрессии, обучение навыкам общения и приемам саморегуляции.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в школьной среде произошли значительные изменения в поведении младших школьников, а в семейной среде особых изменений в поведении агрессивных детей не произошло. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наша коррекционная работа ограничилась школьной средой.
В дальнейшем рекомендуется подключить к коррекционной работе родителей. В данной работе предложены рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.
На основе выделенных в данной работе особенностей агрессивных проявлений, вслед за исследователями агрессивного поведения, считаем необходимым разработку и апробирование методов психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



