Введение
1 Теоретические аспекты формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 7
1.2 Подходы к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 15
1.3 Требования к дидактическим играм для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
2 Разработка и реализация комплекса дидактических игр для формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Комплекс дидактических игр для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по использованию комплекса
дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения 45
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по
использованию комплекса дидактических игр 47
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие.
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию,
В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует формированию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.
Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования: Разработать комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование элементарных математических представлений и опытно-экспериментальным
Предмет исследования - дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений, если:
- разработать комплекс дидактических игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, индивидуального подхода к обучению, требований ФГОС ДО к образовательным результатам;
- предложить методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе для старшего дошкольного возраста, что позволит повысить результативность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:
1. Выявить требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
2. Проанализировать подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
3. Определить требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
4. Разработать комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения;
6. Опытно-экспериментальным путём проверить результативность использования комплекса дидактических игр.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели в ДОУ, для решения задач по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе МБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида, II (вторая) категория г. Дивногорска. В исследовании участвовали старшие дошкольники - 20 человек, которые в формирующем эксперименте занимались по программе развития элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации требований ФГОС, и 20 старших дошкольников, занимающихся по программе В.П. Новиковой "Математика в детском саду 6-7 лет".
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В процессе исследования были выявлены требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников: содержание математического развития, не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Проанализированы подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Анализ показал что, рассмотренные подходы могут быть использованы в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для реализации программы. Все подходы способствуют развитию познавательных интересов и способностей. В нашем исследовании мы использовали подход через игровую деятельность, в частности дидактические игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности дошкольников.
Определены требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО: В качестве ориентиров для подбора дидактических игр, выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При подборе, важно учитывать наглядно-действенный характер мышления у детей дошкольного возраста. Основной задачей дидактической игры является развитие логического мышления, т.е. умение устанавливать простейшие закономерности. Содержание игр должно быть разнообразно по своей тематике, характеру, способу решения. По своей структуре, включают в себя: дидактические задачи, игровые действия и правила.
Разработан комплекс из 20 дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью комплекса является соответствие требованиям ФГОС ДО. Игры разнообразны по своему содержанию и соблюдают принцип новизны для детей, что вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Разработаны методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения, которые помогут организовать и реализовать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке
результативности использования комплекса дидактических игр, которая показала: что регулярное использование дидактических игр по математике, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Бантикова, С. Н. Геометрические игры / С. Н. Бантикова, // Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - С.60-66.
2. Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов./. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник - 2014. - №4 - с. 17-21.
3. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах/ А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8. - С. 30-39.
4. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики./ А.В. Белошистая // - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2004. - 352 с.
5. Бортникова, Е.Ф. Геометрия для детей: учебное пособие / Е.Ф. Бортникова - Москва: Аванта+, -2008. - 32с.
6. Гаврина, С.Е. Учусь считать: учебное пособие / С.Е. Гаврина - Москва: Аванта+, - 2008. - 36с.
7. Делман, И.Я. История арифметики: учебное пособие / И.Я. Делман - Москва: Эксмо, - 2008. - 167с.
8. Дулатова, А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников / А. Дулатова, Л. Т. Искакова // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях. - 2012. - с. 94.
9. Еременко, Е.Н. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.Н. Еременко // «Студенческий научный форум» . - 2014. - Режим доступа: http: //www.scienceforum.ru/2014/503/6843
10. Дурова, Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе. / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школьная Пресса, - 2009г.
11. Жуйкова, Т. П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова // Материалы международной заочной научной конференции «Педагогическое мастерство». М.: буки-веди. - 2012. - с. 115-117.
12. Жукова, О. С. Цвет. Форма. Размер: учебное пособие / О. С. Жукова, - Москва: Феникс, - 2008. - 48с.
13. Канашевич, Т. Математика. Пространственные отношения. / Т. Канашевич, - М.: Современная школа, - 2008. - 32с.
14. Колесникова, Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет/ Е.В. Колесникова, - Москва, Творческий центр, - 2007. - 104с.
15. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати: учебное пособие / Е.В.
Колесникова, - Москва, Творческий центр, - 2007. - 65с.
16. Колесникова Е.В. Геометрические фигуры: учебное пособие / Е.В.
Колесникова, - Москва, Творческий центр, - 2007. - 64с.
17. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., - 2000. - 167с.
18. Медведева, И.Г. Арифметика, 1 часть: учебное пособие / И.Г Медведева, - Москва, Адонис, - 2008. - 19с.
19. Медведева, И.Г. Арифметика, 2 часть: учебное пособие / И.Г Медведева, - Москва, Адонис, - 2008. - 16с.
20. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]/ А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf
21. Михайлова, З.А. Первые шаги в математику: проблемно-игровые ситуации для детей 5-6 лет./ З.А. Михайлова, И.В. Сумина, И.Н. Чеплашкина, - СПб.: Детство-Пресс, - 2007 . - 20c.
22. Михайлова, З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, - 2008. - 384 с.
23. Непомнящая, Р.Л. Воспитание и обучение малышей / Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова - Москва, Юнипресс - 2005. - 217с.
24. Новикова, В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет./ В.П. Новикова, - М.: Карапуз, - 2003. - 65с.
25. Новикова, В.П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 89с.
26. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 143с.
27. Попова, А. O. Приемы развития представлений о величине и способах ее измерения в старшем дошкольном возрасте / А. O. Попова, - 2015. -101 с.
28. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений. / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, - М.: ВАКО, - 2009. - 207с.
29. Старикова, А. Ю. Икт в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Старикова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС, 2015. - № 2 (3).- С.33-36.
30. Тарунтаева, Т. В. Развитие математических навыков у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Т. В. Тарунтаева, - 2014. - с. 72.
31. Трифонова, Н. К. Веселые задачки: учебное пособие / Н. К. Трифонова, - Москва, Цитадель - 2008. - 21с.
32. Утюмова, Е. А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста //Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 3.
33. Шульгина, Е. В Обучение и воспитание в детском саду / Е. В. Шульгина, - Москва, Юнипресс, - 2008.- 76с.
34. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова, - М.: Академия, - 2000. - 272с.
35. Южанина, Т. М. Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников в современных условиях/ Т. М. Южанина, - 2014. - с. 247.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 17 октября 2013 года, № 1155. // «Российская газета» Федеральный выпуск № 6241 - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm