Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
|
Введение
1 Теоретические аспекты формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 7
1.2 Подходы к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 15
1.3 Требования к дидактическим играм для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
2 Разработка и реализация комплекса дидактических игр для формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Комплекс дидактических игр для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по использованию комплекса
дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения 45
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по
использованию комплекса дидактических игр 47
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение
1 Теоретические аспекты формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 7
1.2 Подходы к формированию элементарных математических
представлений у дошкольников 15
1.3 Требования к дидактическим играм для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 22
2 Разработка и реализация комплекса дидактических игр для формирования
элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Комплекс дидактических игр для формирования элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Методические рекомендации по использованию комплекса
дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения 45
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по
использованию комплекса дидактических игр 47
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие.
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию,
В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует формированию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.
Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования: Разработать комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование элементарных математических представлений и опытно-экспериментальным
Предмет исследования - дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений, если:
- разработать комплекс дидактических игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, индивидуального подхода к обучению, требований ФГОС ДО к образовательным результатам;
- предложить методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе для старшего дошкольного возраста, что позволит повысить результативность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:
1. Выявить требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
2. Проанализировать подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
3. Определить требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
4. Разработать комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения;
6. Опытно-экспериментальным путём проверить результативность использования комплекса дидактических игр.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели в ДОУ, для решения задач по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе МБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида, II (вторая) категория г. Дивногорска. В исследовании участвовали старшие дошкольники - 20 человек, которые в формирующем эксперименте занимались по программе развития элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации требований ФГОС, и 20 старших дошкольников, занимающихся по программе В.П. Новиковой "Математика в детском саду 6-7 лет".
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие.
Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
По ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, и др.).
Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Игра развивает у детей фантазию,
В связи с этим темой нашего исследования является «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (форма, количество, величина, время, пространство), которые способствует формированию понятий. В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений в предлагаемых методиках не всегда систематично, поэтому в связи с новыми требованиями необходимы разработки и применение новых методических подходов.
Современные требования к развивающему обучению, ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста как структурного компонента математического мышления в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок, позволяющих осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило цель данного исследования: Разработать комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование элементарных математических представлений и опытно-экспериментальным
Предмет исследования - дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности дошкольников, будет способствовать повышению уровня сформированности у них элементарных математических представлений, если:
- разработать комплекс дидактических игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, индивидуального подхода к обучению, требований ФГОС ДО к образовательным результатам;
- предложить методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе для старшего дошкольного возраста, что позволит повысить результативность формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:
1. Выявить требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
2. Проанализировать подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников;
3. Определить требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
4. Разработать комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения;
6. Опытно-экспериментальным путём проверить результативность использования комплекса дидактических игр.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные данные исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели в ДОУ, для решения задач по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе МБДОУ детский сад № 9 комбинированного вида, II (вторая) категория г. Дивногорска. В исследовании участвовали старшие дошкольники - 20 человек, которые в формирующем эксперименте занимались по программе развития элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации требований ФГОС, и 20 старших дошкольников, занимающихся по программе В.П. Новиковой "Математика в детском саду 6-7 лет".
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В процессе исследования были выявлены требования ФГОС ДО к формированию элементарных математических представлений у дошкольников: содержание математического развития, не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Проанализированы подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Анализ показал что, рассмотренные подходы могут быть использованы в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для реализации программы. Все подходы способствуют развитию познавательных интересов и способностей. В нашем исследовании мы использовали подход через игровую деятельность, в частности дидактические игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности дошкольников.
Определены требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО: В качестве ориентиров для подбора дидактических игр, выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При подборе, важно учитывать наглядно-действенный характер мышления у детей дошкольного возраста. Основной задачей дидактической игры является развитие логического мышления, т.е. умение устанавливать простейшие закономерности. Содержание игр должно быть разнообразно по своей тематике, характеру, способу решения. По своей структуре, включают в себя: дидактические задачи, игровые действия и правила.
Разработан комплекс из 20 дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью комплекса является соответствие требованиям ФГОС ДО. Игры разнообразны по своему содержанию и соблюдают принцип новизны для детей, что вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Разработаны методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения, которые помогут организовать и реализовать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке
результативности использования комплекса дидактических игр, которая показала: что регулярное использование дидактических игр по математике, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Проанализированы подходы к формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Анализ показал что, рассмотренные подходы могут быть использованы в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для реализации программы. Все подходы способствуют развитию познавательных интересов и способностей. В нашем исследовании мы использовали подход через игровую деятельность, в частности дидактические игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности дошкольников.
Определены требования к дидактическим играм для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО: В качестве ориентиров для подбора дидактических игр, выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При подборе, важно учитывать наглядно-действенный характер мышления у детей дошкольного возраста. Основной задачей дидактической игры является развитие логического мышления, т.е. умение устанавливать простейшие закономерности. Содержание игр должно быть разнообразно по своей тематике, характеру, способу решения. По своей структуре, включают в себя: дидактические задачи, игровые действия и правила.
Разработан комплекс из 20 дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Особенностью комплекса является соответствие требованиям ФГОС ДО. Игры разнообразны по своему содержанию и соблюдают принцип новизны для детей, что вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Разработаны методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения, которые помогут организовать и реализовать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке
результативности использования комплекса дидактических игр, которая показала: что регулярное использование дидактических игр по математике, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Разработка серии занятий для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование занимательною материала как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ментальной арифметики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Формирование элементарных математических представлений дошкольников в системе работы подготовительной к школе группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



