ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1 Проблема памяти в психологии 9
1.2 Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста 21
1.3 Особенности мнестической деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
2 Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1 Организация, методы и методики исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3 Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР на уроках окружающий мир 49
3.1 Научно-методическое обоснование формирующего эксперимента 49
3.2 Система коррекционной работы по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР на основе проведения уроков окружающего мира 53
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема нарушений познавательной сферы и их коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является одной из актуальных проблем педагогики, психологии и дефектологии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза. По данным некоторых ученых (В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко, Никуленко Т.Г., Певзнер М.С., Белопольская Н.Л. и других) количество учащихся с ЗПР постоянно увеличивается и колеблется от 20 до 30 % от общего числа детей младшего школьного возраста.
На протяжении последних десятилетий проблема задержки психического развития являлась объектом изучения многих исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Никуленко Т.Г., Певзнер М.С., Белопольская Н.Л. и др.), в трудах которых представлены научные данные об особенностях развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы этих детей.
Дети с задержкой психического развития входят в категорию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях введения в начальной школе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО для детей с ОВЗ перед учителем стоит задача организации коррекционной работы и обучения этих детей по адаптированным программам.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с
Имеющиеся в отечественной науке исследования психических функций младших школьников с ЗПР отражают особенности развития их памяти (Т.А. Власова и М.С. Певзнер, Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, В.Л. Подобед, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Никуленко Т.Г., Певзнер М.С., Белопольская Н.Л. и др.).
Так, память детей данной категории характеризуется снижением продуктивности запоминания и его неустойчивостью, сохранностью непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточным объемом и точностью запоминания, быстрым забыванием материала и низкой скоростью запоминания, низким уровнем самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
Кроме того, младший школьный возраст-это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна его деятельность.
В специальных исследованиях обобщены научные данные, характеризующие развитие различных аспектов познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, но анализ состояния теории и практики исследуемого вопроса убеждает, что проблема развития произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития в науке изучена недостаточно, отсутствуют конкретные рекомендации для учителей и воспитателей, раскрывающие возможности использования
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и в определении эффективных методов и приемов коррекционной работы.
Объект исследования - процесс развития произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Предмет исследования - средства коррекции произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Гипотеза исследования. У младших школьников с задержкой психического развития произвольная память будет продуктивней в результате использования предложенной нами программы по развитию произвольной памяти.
Цель исследования - теоретически обосновать, изучить особенности развития произвольной памяти младших школьников с ЗПР, разработать эффективные методы и приемы коррекционной работы по ее развитию.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический аспект проблемы исследования с использованием данных по общей, возрастной и специальной психологии, педагогики, дефектологи.
2. Исследовать и охарактеризовать особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Разработать содержание коррекционной работы по развитию произвольной памяти у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие группы методов: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), биографические (анализ медико-психолого-педагогической документации), словесные (инструкции, пояснения, объяснения, получение ответов детей), наглядные (использование наглядных пособий), интерпретационные (анализ полученных результатов исследования), количественный и качественный виды анализа.
Методологические позиции исследования определены положениями объективных законов психического развития детей с отклоняющимся развитием, отражение которых находится в теории культурно-исторической концепции психического развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев); теоретического положения о роли специально организованного (коррекционного) обучения лиц с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Белопольская Н.Л., У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др.); связи развития психики с обучением и воспитанием (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков).
Исследования опирались на фундаментальные положения концепции развития памяти, нашедшие отражение в работах Г. Эббингауза, Г.Э. Мюллера, Э. Торндайка, Дж.А. Миллера, У. Джеймса, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, Никуленко Т.Г., Певзнер М.С., Белопольская Н.Л. и др.
Значительную роль в постановке и обосновании основной проблемы исследования сыграли работы ведущих специалистов в коррекционной
Практическая значимость работы заключается в разработке программы по развитию произвольной памяти учащихся 3-х классов с ЗПР. Разработанный методический материал может быть полезен учителям и воспитателям специальных (коррекционных) учреждений для детей с задержкой психического развития.
Организация исследования. Базой исследования явилась МОБУ СОШ №6 «Русская школа» города Минусинска. Исследование проводилось с сентября 2015 по январь 2016 года в несколько этапов:
Первый этап (10.09.2015-23.09.2015) - подготовительно-аналитический (изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, формирование и уточнение цели, гипотезы, задач, изучение медицинской и психолого-педагогической документации учащихся).
Второй этап (24.09.2015-30.09.2015) - поисково - аналитический (составление плана исследовательской работы, разработка методов изучения произвольной памяти младших школьников с ЗПР. Проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Третий этап (01.10.2015-28.12.2015) - экспериментальный (разработка и апробация методик коррекционной работы по развитию произвольной памяти у учащихся младших классов с ЗПР; проведение второго контрольного эксперимента и его анализ).
Четвертый этап (29.12.2015-20.01.2016) - заключительно-обобщающий (теоретический анализ, обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление текста дипломной работы).
Экспериментом были охвачены 26 учащихся 3-х классов с ЗПР. Они были поделены на две группы (экспериментальную и контрольную).
В данной работе рассмотрели проблему развития произвольной памяти у учащихся младших классов с ЗПР на уроках «окружающий мир».
В начале нашего исследования мы предположили, что эффективность педагогического воздействия на младших школьников с задержкой психического развития будет существенно повышена в результате использования предложенной программы по развитию произвольной памяти.
Анализ состояния теории и практики исследуемого вопроса показал, что проблема развития произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития в науке изучена недостаточно, отсутствуют конкретные рекомендации для учителей и воспитателей, раскрывающие возможности для совершенствования произвольной памяти учащихся на уроках, поэтому целью нашей работы явилось теоретическое обоснование, изучение особенностей развития произвольной памяти младших школьников с ЗПР, разработка эффективных методов и приемов коррекционной работы по ее развитию.
В соответствии с поставленной целью исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрен теоретический аспект проблемы исследования с использованием данных по общей, возрастной и специальной психологии, педагогики, дефектологи.
- выявлен уровень сформированности и особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
- разработана коррекционная работа по развитию произвольной памяти у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития.
- подтверждена эффективность коррекционной работы по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Изучив общую и специальную литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что в настоящее время проблеме исследования памяти посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. (Д. Норман, А. Бергсон, Д. Уотсон, У. Джеймс, Г. Эббингауз, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Никуленко Т.Г., Певзнер М.С. и др.). Говоря об общем состоянии разработанности проблемы памяти сегодня, следует отметить, что в настоящее время многие вопросы в изучении этого психического процесса остаются неразрешенными, в науке нет единой, законченной теории памяти, существует множество различных подходов к ее исследованию. Общепринятой классификацией видов памяти является выделение видов в зависимости характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению по трем основным критериям: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности и по продолжительности сохранения материала.
В ходе анализа литературы, мы выяснили, что память представляет собой один из ведущих психических процессов, имеющих особо важное значение в младших классах, когда сохранение полученной информации является основополагающим для успешной учебной деятельности.
Согласно общепринятым представлениям и мнениям педагогов, младшие школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми с задержкой психического развития, проведенных отечественными и зарубежными психологами и педагогами, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их то нормально развивающихся младших школьников: снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; слабая избирательность; недостаточный объем и точность запоминания; быстрое забывание и низкая скорость запоминания материала; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания; сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание
Для выявления особенностей развития произвольной памяти у учащихся третьих классов с задержкой психического развития мы провели исследование на базе МОБУ СОШ № 6 «Русская школа» (коррекционное отделение) города Минусинска. В эксперименте приняло участие 26 человек, которые были поделены на две группы: 3 «А» - контрольная, 3 «Б» - экспериментальная. Возраст детей на момент проведения эксперимента составил 9-10 лет.
Констатирующий эксперимент показал, что общий уровень развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР в большинстве случаев низкий.
Анализ полученных результатов по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) показал, что ни у одного из испытуемых обеих групп не был выявлен высокий уровень развития произвольной слуховой памяти, что составило 0 % от общего количества испытуемых. Средний уровень развития в контрольной группе выявлен у 6 человек (46,2 %), низкий - у 7 учащихся, что составило 53,8 % от количества детей контрольной группы. В экспериментальной группе этот показатель оказался чуть ниже: у 5 испытуемых (38,5 %) выявлен средний уровень развития произвольной слуховой памяти, у 8 учащихся (61,5 %) - низкий уровень.
При выполнении методики «Изучение произвольной памяти» (А.А.Реан) в контрольной группе средний уровень развития произвольной зрительной памяти составил 61,5 % (8 учащихся), низкий - 38,5 % (5 учеников), высокий уровень развития произвольной зрительной памяти - 0%.
В экспериментальной группе по результатам анализа полученных данных, высокий уровень развития произвольной зрительной памяти не выявлен ни у одного из испытуемых, средний - 53, 8 % (7 учащихся), низкий - 46,2 % (6 учеников).
Выполнение задание по методике «Опосредованное запоминание» (Л.С. Выготский) оказалось самым трудным для испытуемых.
Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что высокий уровень развития опосредованного запоминания, как и по другим методикам, не выявлен ни у кого. Средний уровень в контрольной группе составил 23 % (3 человека), остальные 10 учащихся (77 %) имеют низкий уровень развития опосредованного запоминания. В экспериментальной группе этот показатель еще ниже. Всего двое учащихся (15,3 %) имеют средний уровень развития опосредованного запоминания, 11 учеников (84,7 %) - низкий уровень развития данного вида памяти.
Проанализировав полученные данные, мы выявили, что у большинства испытуемых обнаруживается малый объем и быстрое забывание запомненного; снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. А также, что наиболее развитым видом произвольной памяти у данной группы учащихся является зрительная память, на втором месте - слуховая, наибольшие трудности у детей возникли при воспроизведении материала при опосредованном запоминании.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР на уроках «окружающий мир».
После проведения специального обучения по разработанной программе был проведен контрольный эксперимент, направленный на выявление динамики произвольной памяти у младших школьников с ЗПР и определение эффективности предложенной программы. Проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной (обучение по разработанной программе) и контрольной (обучение по традиционной методике) групп.
Количественно-качественный анализ результатов обучающего эксперимента выявил потенциальные возможности детей младшего школьного возраста с ЗПР в плане развития произвольной памяти. Дети экспериментальной группы продемонстрировали положительную динамику по большинству показателей, у детей контрольной группы развитие произвольной памяти не наблюдалось, результаты контрольного исследования были аналогичны данным, полученным в ходе констатирующего эксперимента.
По результатам анализа полученных данных по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) средний уровень развития произвольной слуховой памяти в экспериментальной группе повысился на 15,3 %; по методике «Изучение произвольной памяти» (А.А. Реан) - на 23 %; по методике «Опосредованное запоминание» (Л.С. Выготский) - на 7,7 %.
Динамика обучения показала, что разработанная нами система коррекции произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР на уроках «окружающий мир» является эффективной. У всех испытуемых экспериментальной группы наблюдалось повышение результатов по всем показателям.
Результаты исследования показали эффективность использованной нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
1. Ануфриев, А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - М, 2005.
2. Асмолов, А. Г., Володарская И. А., Салмина Н. Г., Бурменская Г. В., Карабанова О. А. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С.16-24.
3. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР. / Н.В. Бабкина - М., 2006.
4. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. / Н.Л. Белопольская// Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.
5. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. / А.Л. Венгер // Часть 1 - 3-е Изд М.: Генезис 2005.
- 160 с
6. Вересов, Н. Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип. / Н. Н. Вересов // Культурно-историческая психология. - 2005. - №2.
- С. 76-86.
7. Винник, М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. / М.О. Винник, // - Ростов-на Дону: Феникс, 2007 г.
8. Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память/ Л.С. Выготский, А.Р. Лурия // Хрестоматия по психологии /Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2010
9. Зарин, А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. / А. П. Зарин, Ю. В. Нефедова- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
10. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие для вузов/ Т.Г. Никуленко, - М.: Феникс. - 382с., 2006.
11. Нуркова, В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В Нуркова. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
12. Лубовский, В.Н. Специальная психология. / В.Н. Лубовский - М., 2006
13. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. / А.Р. Лурия - СПб., 2006
14. Нуркова, В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В. Нуркова //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова - М., 2013.
16. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2005.
17. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. / М.С. Певзнер - М., 2005
18. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития, от 23.07.2013
19. Психология развития/Под.ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2005
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПБ Питер 2005. -713 с
21. Свободин, В. Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны
[Электронный ресурс] /В. Свободин// статья: Режим доступа:
http: //www.dislife.ru/flow/theme/9364/
22. Сыромятников, И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. / И.В. Сыромятников - М., 2005
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, от 29 декабря 2012 г
24. Харитонов, С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. / С.В. Харитонов— М., Психотерапия, 2009
25. Эльконин, Д.Б. детская психология, редактор-составитель/ Б. Д. Эльконин// 4-е издание, - М., Издательский центр «Академия» 2007.
26. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей. / Л.В. Черемошкина - М., 2005.