Методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
|
Введение 3
1 Теоретические и методические основы для разработки текстов и заданий к ним по математике.
1.1 Анализ УМК «Школа России» на предмет содержания
текстовых заданий и задач в программе математики 3 класса 6
1.2 Анализ существующих приёмов работы с текстами на уроках
математики в начальной школе 7
1.3 Анализ имеющихся текстов и заданий к ним по ФГОС 14
1.4 Критерии работы с текстами на уроках математики в 3 классе.... 16
2 Разработка и апробация методических материалов заданий с текстами по математике в третьем классе
2.1 Разработки заданий и текстов для уроков математики в 3 классе. 19
2.2 Разработка критериев оценки работы с текстами на уроках
математики 26
2.3 Оценка эффективности результатов работы по тексту 28
Заключение 39
Список использованных источников 40
1 Теоретические и методические основы для разработки текстов и заданий к ним по математике.
1.1 Анализ УМК «Школа России» на предмет содержания
текстовых заданий и задач в программе математики 3 класса 6
1.2 Анализ существующих приёмов работы с текстами на уроках
математики в начальной школе 7
1.3 Анализ имеющихся текстов и заданий к ним по ФГОС 14
1.4 Критерии работы с текстами на уроках математики в 3 классе.... 16
2 Разработка и апробация методических материалов заданий с текстами по математике в третьем классе
2.1 Разработки заданий и текстов для уроков математики в 3 классе. 19
2.2 Разработка критериев оценки работы с текстами на уроках
математики 26
2.3 Оценка эффективности результатов работы по тексту 28
Заключение 39
Список использованных источников 40
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения страны перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем прописаны требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В результаты включены освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевой
компетенцией - умением учиться. [22]
Введение ФГОС привело за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО. С тех пор, как в школах появились новые учебники, работа с ними стала одним из важнейших средств обучения. Лихачёв Борис Тимофеевич - известный русский педагог и педагогический психолог, утверждал: «Учебник должен учить ученика учиться». [19, 5] Содержание, по его мнению, должно быть кратким, лаконичным, и вместе с тем быть конкретным. Материал учебника и учебных пособий, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю обучающихся в познании, их ответственность в процессе обучения. [19]
На одном из муниципальных педагогических советов начальником управления образования администрации Богучанского района были представлены результаты мониторинга. По итогам 2014-2015 учебного года процент учащихся района, которые не продемонстрировали достижения уровня базовой подготовки следующий: 8,86% - математика, 8,94% - русский язык, 16,1% - читательская грамотность, 8,1% - групповое проектирование. Самый высокий процент (16,1) показывает, что обучающиеся не демонстрируют базовой подготовки по читательской грамотности, что вдвое выше в сравнении с другими умениями проведенного мониторинга.
Анализ программы показал, что работа с текстами в начальной школе на уроках математики занимает не более 5-7 %, хотя такая деятельность является актуальной. Всероссийские проверочные работы, содержащие до 50% текстовых заданий и востребующих умение работы с текстом, включены в обязательную оценку результатов обучения выпускников начальной школы.
Таким образом, существующая проблема рассогласования между тем, какими читательскими умениями должны обладать выпускники начальной школы и той недостаточностью заданий, а так же методических материалов к ним в программе УМК «Школа России», связанных с работой с текстами на уроках математики в 3 классе.
Умение работать с текстом по существующим учебникам на уроках математики формировать сложно, поскольку тексты короткие с простыми инструкциями или же с их отсутствием, чаще всего предполагают решение задачи. Кроме того, такое универсальное учебное действие, как осуществление осмысленного чтения на уроках математики не формируется.
В связи с выделенной актуальностью и проблемой появилась гипотеза: применение методических материалов к заданиям с текстом на уроках математики в третьем классе, состоящих из пяти работ, позволяет формированию осмысленного чтения математических текстов.
Мы обозначили следующие объект, предмет, цели и задачи.
Объект: процесс становления осмысленного чтения текстов у обучающихся на уроках математики в третьем классе.
Предмет: методические материалы к заданиям с текстами для осмысленного чтения на уроках математики.
Цель: разработать и апробировать методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по теме, обратиться к понятиям формирующий эксперимент, осмысленное чтение.
2. Описать различные приемы работы с текстом, выделить специфику работы с математическими текстами.
3. Разработать методические материалы заданий с текстами для уроков математики в третьем классе и критерии к ним.
Методы исследования:
- Анализ литературы.
- Формирующий эксперимент.
- Анализ результатов работы обучающихся 3 класса УМК «Школа России» по методическим материалам к заданиям с текстами.
компетенцией - умением учиться. [22]
Введение ФГОС привело за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО. С тех пор, как в школах появились новые учебники, работа с ними стала одним из важнейших средств обучения. Лихачёв Борис Тимофеевич - известный русский педагог и педагогический психолог, утверждал: «Учебник должен учить ученика учиться». [19, 5] Содержание, по его мнению, должно быть кратким, лаконичным, и вместе с тем быть конкретным. Материал учебника и учебных пособий, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю обучающихся в познании, их ответственность в процессе обучения. [19]
На одном из муниципальных педагогических советов начальником управления образования администрации Богучанского района были представлены результаты мониторинга. По итогам 2014-2015 учебного года процент учащихся района, которые не продемонстрировали достижения уровня базовой подготовки следующий: 8,86% - математика, 8,94% - русский язык, 16,1% - читательская грамотность, 8,1% - групповое проектирование. Самый высокий процент (16,1) показывает, что обучающиеся не демонстрируют базовой подготовки по читательской грамотности, что вдвое выше в сравнении с другими умениями проведенного мониторинга.
Анализ программы показал, что работа с текстами в начальной школе на уроках математики занимает не более 5-7 %, хотя такая деятельность является актуальной. Всероссийские проверочные работы, содержащие до 50% текстовых заданий и востребующих умение работы с текстом, включены в обязательную оценку результатов обучения выпускников начальной школы.
Таким образом, существующая проблема рассогласования между тем, какими читательскими умениями должны обладать выпускники начальной школы и той недостаточностью заданий, а так же методических материалов к ним в программе УМК «Школа России», связанных с работой с текстами на уроках математики в 3 классе.
Умение работать с текстом по существующим учебникам на уроках математики формировать сложно, поскольку тексты короткие с простыми инструкциями или же с их отсутствием, чаще всего предполагают решение задачи. Кроме того, такое универсальное учебное действие, как осуществление осмысленного чтения на уроках математики не формируется.
В связи с выделенной актуальностью и проблемой появилась гипотеза: применение методических материалов к заданиям с текстом на уроках математики в третьем классе, состоящих из пяти работ, позволяет формированию осмысленного чтения математических текстов.
Мы обозначили следующие объект, предмет, цели и задачи.
Объект: процесс становления осмысленного чтения текстов у обучающихся на уроках математики в третьем классе.
Предмет: методические материалы к заданиям с текстами для осмысленного чтения на уроках математики.
Цель: разработать и апробировать методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по теме, обратиться к понятиям формирующий эксперимент, осмысленное чтение.
2. Описать различные приемы работы с текстом, выделить специфику работы с математическими текстами.
3. Разработать методические материалы заданий с текстами для уроков математики в третьем классе и критерии к ним.
Методы исследования:
- Анализ литературы.
- Формирующий эксперимент.
- Анализ результатов работы обучающихся 3 класса УМК «Школа России» по методическим материалам к заданиям с текстами.
Умение работать с текстом: анализировать, синтезировать, структурировать, моделировать, обобщать знания являются ключевыми действиями осмысленного чтения, которое обеспечивает умение учиться. Это заявлено в нормативном документе - ФГОС НОО. В нашей работе мы доказали актуальность и проблематику, связанные с формированием познавательных УУД осмысленного чтения посредством работы с текстом. Нами была подобрана и изучена литература теоретиков и практиков: Давыдова В.В., Асмолова А.Г., Воронцова А.Б. и д.р. Проанализированы учебники математики, методические журналы, статьи и методические рекомендации, на основании анализа которых выделены особенности критериев работы с текстами, рассмотрены понятия «формирующий эксперимент», «осмысленное чтение».
В работе нами описаны различные приёмы работы с текстами для уроков математики, такие как: математические сказки, кроссворды, таблица, ключевые слова, кластер, фишбоун, инсерт, синквейн, чтение с остановками, верите ли вы, которые позволяют формировать осмысленное чтение у учащихся начальной школы.
В работе представлены подобранные и самостоятельно сконструированные задания по способам работы с текстом для уроков математики в третьем классе.
Проведен формирующий эксперимент по теме бакалаврской работы, подтверждающий, что на каждом уроке возможно формировать познавательные УУД через включение текстов и заданий к ним в уроки математики. Проанализированы полученные данные, и результаты представлены в виде таблиц и рисунков.
По результатам проведения формирующего эксперимента был создан сборник методических материалов к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе
«Школа России», предназначенный для учителей начальных классов.
В работе нами описаны различные приёмы работы с текстами для уроков математики, такие как: математические сказки, кроссворды, таблица, ключевые слова, кластер, фишбоун, инсерт, синквейн, чтение с остановками, верите ли вы, которые позволяют формировать осмысленное чтение у учащихся начальной школы.
В работе представлены подобранные и самостоятельно сконструированные задания по способам работы с текстом для уроков математики в третьем классе.
Проведен формирующий эксперимент по теме бакалаврской работы, подтверждающий, что на каждом уроке возможно формировать познавательные УУД через включение текстов и заданий к ним в уроки математики. Проанализированы полученные данные, и результаты представлены в виде таблиц и рисунков.
По результатам проведения формирующего эксперимента был создан сборник методических материалов к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе
«Школа России», предназначенный для учителей начальных классов.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Условия обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие действий моделирования у обучающихся третьих классов в педагогической мастерской по русскому языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



