Формирование метапредметного понятия у учеников 6-го класса (на примере понятия «форма»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Метапредметные понятия и особенности их формирования у
школьников 7
1.1 Подходы к формированию метапредметных понятий у школьников 7
1.2 Понятие «форма» как метапредметное понятие по отношению к
содержанию программы по математике в 6-м классе 11
1.3 Визуализация как одно из средств формирования метапредметного понятия 17
2. Визуализация метапредметного понятия «форма» как средство ее
формирования у учеников 6-го класса 20
2.1 Характеристика изобразительных средств для серии занятий 20
2.2 Характеристика серии занятий для формирования метапредметного понятия «форма» 23
2.2.1 Логика построения занятий 23
2.2.2 Форма работы 25
2.2.3 Характеристика заданий серии и средств их выполнения 25
2.2.4 Содержание серии занятий 29
2.3 Анализ результатов апробации занятий 32
2.3.1 Результаты пилотной апробации 32
2.3.2 Апробация элементов серии занятий на учащихся 6-го класса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры нетрадиционных техник рисования 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сценарий занятий 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План серии занятий
1. Метапредметные понятия и особенности их формирования у
школьников 7
1.1 Подходы к формированию метапредметных понятий у школьников 7
1.2 Понятие «форма» как метапредметное понятие по отношению к
содержанию программы по математике в 6-м классе 11
1.3 Визуализация как одно из средств формирования метапредметного понятия 17
2. Визуализация метапредметного понятия «форма» как средство ее
формирования у учеников 6-го класса 20
2.1 Характеристика изобразительных средств для серии занятий 20
2.2 Характеристика серии занятий для формирования метапредметного понятия «форма» 23
2.2.1 Логика построения занятий 23
2.2.2 Форма работы 25
2.2.3 Характеристика заданий серии и средств их выполнения 25
2.2.4 Содержание серии занятий 29
2.3 Анализ результатов апробации занятий 32
2.3.1 Результаты пилотной апробации 32
2.3.2 Апробация элементов серии занятий на учащихся 6-го класса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры нетрадиционных техник рисования 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сценарий занятий 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План серии занятий
В связи с требованием ФГОС к метапредметным образовательным результатам школьников на средней ступени, у школьников должны быть сформированы умения работать с понятием (определять, устанавливать причинно-следственные связи и др.) [21]. Формирование таких универсальных умений возможно через формирование соответствующего метапредметного понятия.
К метапредметному содержанию образования на данный момент в школьном образовании существует два подхода. Первый - это введение специальных учебных «метапредметов», где рассматриваются понятия как способы мыследействия (о снователь Громыко Ю. В.). Второй подход рассматривает метапредметное понятие как «фундаментальный образовательный объект», который непосредственно связан с содержанием предмета (Хуторской А. В.). Метапредметный подход в образовании решает проблему разрозненности знаний, позволяет целостно воспринимать научное знание, решать комплексные задачи, возникающие в современном мире [11, 33].
Мы будем придерживаться в данной работе пониманием о метапредмете как о связанном с содержанием дисциплины понятием, его базовом понятии и с базовым отношением в области знания, так как понятие «форма» является метапредметным по отношению к математическим дисциплинам и непосредственно связано с содержанием программы по математике.
Внутри отдельного предмета «математика» также существует метапредметное понятие относительно математических дисциплин (алгебра, геометрия и т.д.). таковым является понятие «форма».
Одним из ключных факторов для успешного усвоения метапонятия «форма» в математике является понимание философской категории «форма- содержание», которая раскрывает значимое отношение внутри предмета математики. Вопросом нахождения связей математических дисциплин занимались еще в середине 20-го века группа ученых под псевдонимом Николая Бурбаки, которые ставили проблему о разобщенности «методов, целей и языков» математических дисциплин [1].
В основной школе одним из важных умений, согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике для 5-6 классов является «умение тождественно преобразовывать форму записи уравнения или числового и буквенного выражения для упрощения (рационализации) вычислений, используя при этом законы арифметических действий», фактически это означает, что по итогу 6-го класса у ученика должно сформироваться отношение «форма-содержание», которое выражается в способности преобразования формы записи выражения при сохранении его значения (тождественные преобразования).
Метапонятие «форма» в таком случае позволяет видеть общее в дисциплинах, не решать каждый раз новую задачу, а с помощью метапонятия понимать общий принцип тождественного преобразования выражений.
На основе имеющейся информации о метапредметом содержании обучения школьников можно сформулировать проблему формирования метапредметного понятия, которая заключается, во-первых, в том, что его невозможно формировать в рамках одной предметности, так как фактически невозможно отследить у школьника понимание и связь понятия одного предмета с другим, также неизвестно, усвоены ли общие принципы в процессе решения упражнений по учебникам. По нашему мнению, для этого нужно отдельное пространство, которое будет связано с предметом и при этом должен носить неформальный характер, то есть не обладать формализованными способами действия с предметным материалом. Во-вторых, существующие способы их формирования («метапредметы» у Громыко Ю. В. и курсы А. В. Хуторского) требуют соответственной методической подготовки учителя (введение отдельного курса, предмета в рамках школы, учебников, подготовки учителей).
Понятия, метапредметные по отношению к математике можно формировать без выделения специальных дисциплин в школьный учебный план, организовывая занятия в дополнительном к уроку пространстве. Такая форма проведения занятий позволяет без вмешательства в урочный план с одной стороны, удерживать надпредметную действительность, с другой позволит сохранять предметный контекст, то есть удерживать связь с дисциплиной и с содержанием общеобразовательной программы по математике учащихся 6-го класса, связывать задания к серии занятий с предметом «математика».
Согласно теории В. И. Жуковского о детском рисунке, визуализация может служить средством для упорядочивания понимания понятия и выражении субъектного отношения к понятию [14], также средством познания, понимания и о смысления процессов окружающей действительности является метафора [6]. Таким образом, средством для создания условий формирования метапредметного понятия может послужить визуальная метафора. Под визуальной метафорой метапредметного понятия в своей работе мы будем понимать абстрактный рисунок, созданный с помощью графических средств изображения, визуализирующий метапонятие, в котором отражено понимание и отношение автора рисунка к понятию.
Для того, чтобы создать надпредметную действительность и при этом удерживать предметность математики, мы полагаем, можно разработать серию занятий, направленную на построение визуальной метафоры метапредметного понятия в рамках внеурочной деятельности, которая поспособствует пониманию сущности метапредметного понятия.
Цель исследования: разработать серию занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у младших подростков.
Объект исследования: процесс формирования метапредметного понятия «форма» у школьников 6-го класса.
Предмет исследования: средства формирования метапредметного понятия «форма» у младших школьников.
Гипотеза: серия занятий, направленная на формирование метапредметного понятия «форма» у школьников (6 кл.), будет эффективна, если при её разработке:
- учитывать контекст предметности;
5
- использовать средства для формирования метапредмтного понятия (визуальную метафору);
- специально выбирать средства визуализации, позволяющие сформировать метапредметное понятие у младших подростков.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить подходы Громыко Ю. В. и Хуторского А. В. к формированию метапредметных понятий у школьников и теорию Жуковского В. И. о визуальном образе как о средстве упорядочивании окружающей действительности;
2. разработать содержание и логику построения серии занятий для 6-го класса, посвященную формированию метапредметного понятия «форма»;
3. провести апробацию элементов разработанной серии занятий и проанализировать результаты апробации;
4. организовать экспертную оценку о качестве материалов ВКР.
Для решения поставленных задач применялись как теоретические методы исследования (анализ философской и педагогической литературы по проблеме формирования метапредметного понятия у школьников), так и эмпирические (наблюдение, анализ, обобщение).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст содержит иллюстрации.
Результаты работы опубликованы в сборнике статей [16] и докладывались на конференциях «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016», секция «Инновационные процессы в образовании» и «III Международная научно¬практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск).
К метапредметному содержанию образования на данный момент в школьном образовании существует два подхода. Первый - это введение специальных учебных «метапредметов», где рассматриваются понятия как способы мыследействия (о снователь Громыко Ю. В.). Второй подход рассматривает метапредметное понятие как «фундаментальный образовательный объект», который непосредственно связан с содержанием предмета (Хуторской А. В.). Метапредметный подход в образовании решает проблему разрозненности знаний, позволяет целостно воспринимать научное знание, решать комплексные задачи, возникающие в современном мире [11, 33].
Мы будем придерживаться в данной работе пониманием о метапредмете как о связанном с содержанием дисциплины понятием, его базовом понятии и с базовым отношением в области знания, так как понятие «форма» является метапредметным по отношению к математическим дисциплинам и непосредственно связано с содержанием программы по математике.
Внутри отдельного предмета «математика» также существует метапредметное понятие относительно математических дисциплин (алгебра, геометрия и т.д.). таковым является понятие «форма».
Одним из ключных факторов для успешного усвоения метапонятия «форма» в математике является понимание философской категории «форма- содержание», которая раскрывает значимое отношение внутри предмета математики. Вопросом нахождения связей математических дисциплин занимались еще в середине 20-го века группа ученых под псевдонимом Николая Бурбаки, которые ставили проблему о разобщенности «методов, целей и языков» математических дисциплин [1].
В основной школе одним из важных умений, согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике для 5-6 классов является «умение тождественно преобразовывать форму записи уравнения или числового и буквенного выражения для упрощения (рационализации) вычислений, используя при этом законы арифметических действий», фактически это означает, что по итогу 6-го класса у ученика должно сформироваться отношение «форма-содержание», которое выражается в способности преобразования формы записи выражения при сохранении его значения (тождественные преобразования).
Метапонятие «форма» в таком случае позволяет видеть общее в дисциплинах, не решать каждый раз новую задачу, а с помощью метапонятия понимать общий принцип тождественного преобразования выражений.
На основе имеющейся информации о метапредметом содержании обучения школьников можно сформулировать проблему формирования метапредметного понятия, которая заключается, во-первых, в том, что его невозможно формировать в рамках одной предметности, так как фактически невозможно отследить у школьника понимание и связь понятия одного предмета с другим, также неизвестно, усвоены ли общие принципы в процессе решения упражнений по учебникам. По нашему мнению, для этого нужно отдельное пространство, которое будет связано с предметом и при этом должен носить неформальный характер, то есть не обладать формализованными способами действия с предметным материалом. Во-вторых, существующие способы их формирования («метапредметы» у Громыко Ю. В. и курсы А. В. Хуторского) требуют соответственной методической подготовки учителя (введение отдельного курса, предмета в рамках школы, учебников, подготовки учителей).
Понятия, метапредметные по отношению к математике можно формировать без выделения специальных дисциплин в школьный учебный план, организовывая занятия в дополнительном к уроку пространстве. Такая форма проведения занятий позволяет без вмешательства в урочный план с одной стороны, удерживать надпредметную действительность, с другой позволит сохранять предметный контекст, то есть удерживать связь с дисциплиной и с содержанием общеобразовательной программы по математике учащихся 6-го класса, связывать задания к серии занятий с предметом «математика».
Согласно теории В. И. Жуковского о детском рисунке, визуализация может служить средством для упорядочивания понимания понятия и выражении субъектного отношения к понятию [14], также средством познания, понимания и о смысления процессов окружающей действительности является метафора [6]. Таким образом, средством для создания условий формирования метапредметного понятия может послужить визуальная метафора. Под визуальной метафорой метапредметного понятия в своей работе мы будем понимать абстрактный рисунок, созданный с помощью графических средств изображения, визуализирующий метапонятие, в котором отражено понимание и отношение автора рисунка к понятию.
Для того, чтобы создать надпредметную действительность и при этом удерживать предметность математики, мы полагаем, можно разработать серию занятий, направленную на построение визуальной метафоры метапредметного понятия в рамках внеурочной деятельности, которая поспособствует пониманию сущности метапредметного понятия.
Цель исследования: разработать серию занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у младших подростков.
Объект исследования: процесс формирования метапредметного понятия «форма» у школьников 6-го класса.
Предмет исследования: средства формирования метапредметного понятия «форма» у младших школьников.
Гипотеза: серия занятий, направленная на формирование метапредметного понятия «форма» у школьников (6 кл.), будет эффективна, если при её разработке:
- учитывать контекст предметности;
5
- использовать средства для формирования метапредмтного понятия (визуальную метафору);
- специально выбирать средства визуализации, позволяющие сформировать метапредметное понятие у младших подростков.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить подходы Громыко Ю. В. и Хуторского А. В. к формированию метапредметных понятий у школьников и теорию Жуковского В. И. о визуальном образе как о средстве упорядочивании окружающей действительности;
2. разработать содержание и логику построения серии занятий для 6-го класса, посвященную формированию метапредметного понятия «форма»;
3. провести апробацию элементов разработанной серии занятий и проанализировать результаты апробации;
4. организовать экспертную оценку о качестве материалов ВКР.
Для решения поставленных задач применялись как теоретические методы исследования (анализ философской и педагогической литературы по проблеме формирования метапредметного понятия у школьников), так и эмпирические (наблюдение, анализ, обобщение).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст содержит иллюстрации.
Результаты работы опубликованы в сборнике статей [16] и докладывались на конференциях «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016», секция «Инновационные процессы в образовании» и «III Международная научно¬практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск).
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования метапредметного понятия по отношению к математическим понятиям, позволяющего эффективно и целостно воспринимать математику. Для решения проблемы необходимо создавать надпредметные условия его формирования, включающие разработку средств и организации работы, в частности на занятиях для младших подростков.
Надпредметные условия должны выходить за рамки характерных для предметности способов работы, для организации надпредметной действительности, которая поспособствует вскрытию сущностных характеристик понятия, не связывая его с частными случаями, которые приводят и рассматривают в рамках дисциплины.
Нами была разработана серия занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у школьников (6 класс) и апробированы некоторые занятия этой серии. Средством для создания таких условий нами была выбрана визуализация, основываясь на теории В. И. Жуковского о природе детского рисунка, который служит ребёнку средством для упорядочивания его отношений с окружающей действительностью.
Однако важно отметить, что визуализация понятия «форма» является одним из этапов в процессе формирования метапредметного понятия в нашей разработке, так вместе с построением визуальной метафоры понятия необходимо разрабатывать занятия, связанные непосредственно с математическим содержанием учебных программ.
Разработанная серия занятий может быть применена на дополнительных к урокам занятиях, например, в рамках математического клуба, недели предмета «математика» в школе и др.
Надпредметные условия должны выходить за рамки характерных для предметности способов работы, для организации надпредметной действительности, которая поспособствует вскрытию сущностных характеристик понятия, не связывая его с частными случаями, которые приводят и рассматривают в рамках дисциплины.
Нами была разработана серия занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у школьников (6 класс) и апробированы некоторые занятия этой серии. Средством для создания таких условий нами была выбрана визуализация, основываясь на теории В. И. Жуковского о природе детского рисунка, который служит ребёнку средством для упорядочивания его отношений с окружающей действительностью.
Однако важно отметить, что визуализация понятия «форма» является одним из этапов в процессе формирования метапредметного понятия в нашей разработке, так вместе с построением визуальной метафоры понятия необходимо разрабатывать занятия, связанные непосредственно с математическим содержанием учебных программ.
Разработанная серия занятий может быть применена на дополнительных к урокам занятиях, например, в рамках математического клуба, недели предмета «математика» в школе и др.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( на материале Универсального словаря)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Чат-боты как средство развития познавательных УУД у обучающихся 6-х классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуализация и дифференциация в процессе проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование исторических источников
на уроке Истории России в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правосознания на уроках права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ РОДА И ЧИСЛА ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018



