Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование метапредметного понятия у учеников 6-го класса (на примере понятия «форма»)

Работа №26684

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Метапредметные понятия и особенности их формирования у
школьников 7
1.1 Подходы к формированию метапредметных понятий у школьников 7
1.2 Понятие «форма» как метапредметное понятие по отношению к
содержанию программы по математике в 6-м классе 11
1.3 Визуализация как одно из средств формирования метапредметного понятия 17
2. Визуализация метапредметного понятия «форма» как средство ее
формирования у учеников 6-го класса 20
2.1 Характеристика изобразительных средств для серии занятий 20
2.2 Характеристика серии занятий для формирования метапредметного понятия «форма» 23
2.2.1 Логика построения занятий 23
2.2.2 Форма работы 25
2.2.3 Характеристика заданий серии и средств их выполнения 25
2.2.4 Содержание серии занятий 29
2.3 Анализ результатов апробации занятий 32
2.3.1 Результаты пилотной апробации 32
2.3.2 Апробация элементов серии занятий на учащихся 6-го класса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Примеры нетрадиционных техник рисования 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сценарий занятий 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В. План серии занятий


В связи с требованием ФГОС к метапредметным образовательным результатам школьников на средней ступени, у школьников должны быть сформированы умения работать с понятием (определять, устанавливать причинно-следственные связи и др.) [21]. Формирование таких универсальных умений возможно через формирование соответствующего метапредметного понятия.
К метапредметному содержанию образования на данный момент в школьном образовании существует два подхода. Первый - это введение специальных учебных «метапредметов», где рассматриваются понятия как способы мыследействия (о снователь Громыко Ю. В.). Второй подход рассматривает метапредметное понятие как «фундаментальный образовательный объект», который непосредственно связан с содержанием предмета (Хуторской А. В.). Метапредметный подход в образовании решает проблему разрозненности знаний, позволяет целостно воспринимать научное знание, решать комплексные задачи, возникающие в современном мире [11, 33].
Мы будем придерживаться в данной работе пониманием о метапредмете как о связанном с содержанием дисциплины понятием, его базовом понятии и с базовым отношением в области знания, так как понятие «форма» является метапредметным по отношению к математическим дисциплинам и непосредственно связано с содержанием программы по математике.
Внутри отдельного предмета «математика» также существует метапредметное понятие относительно математических дисциплин (алгебра, геометрия и т.д.). таковым является понятие «форма».
Одним из ключных факторов для успешного усвоения метапонятия «форма» в математике является понимание философской категории «форма- содержание», которая раскрывает значимое отношение внутри предмета математики. Вопросом нахождения связей математических дисциплин занимались еще в середине 20-го века группа ученых под псевдонимом Николая Бурбаки, которые ставили проблему о разобщенности «методов, целей и языков» математических дисциплин [1].
В основной школе одним из важных умений, согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике для 5-6 классов является «умение тождественно преобразовывать форму записи уравнения или числового и буквенного выражения для упрощения (рационализации) вычислений, используя при этом законы арифметических действий», фактически это означает, что по итогу 6-го класса у ученика должно сформироваться отношение «форма-содержание», которое выражается в способности преобразования формы записи выражения при сохранении его значения (тождественные преобразования).
Метапонятие «форма» в таком случае позволяет видеть общее в дисциплинах, не решать каждый раз новую задачу, а с помощью метапонятия понимать общий принцип тождественного преобразования выражений.
На основе имеющейся информации о метапредметом содержании обучения школьников можно сформулировать проблему формирования метапредметного понятия, которая заключается, во-первых, в том, что его невозможно формировать в рамках одной предметности, так как фактически невозможно отследить у школьника понимание и связь понятия одного предмета с другим, также неизвестно, усвоены ли общие принципы в процессе решения упражнений по учебникам. По нашему мнению, для этого нужно отдельное пространство, которое будет связано с предметом и при этом должен носить неформальный характер, то есть не обладать формализованными способами действия с предметным материалом. Во-вторых, существующие способы их формирования («метапредметы» у Громыко Ю. В. и курсы А. В. Хуторского) требуют соответственной методической подготовки учителя (введение отдельного курса, предмета в рамках школы, учебников, подготовки учителей).
Понятия, метапредметные по отношению к математике можно формировать без выделения специальных дисциплин в школьный учебный план, организовывая занятия в дополнительном к уроку пространстве. Такая форма проведения занятий позволяет без вмешательства в урочный план с одной стороны, удерживать надпредметную действительность, с другой позволит сохранять предметный контекст, то есть удерживать связь с дисциплиной и с содержанием общеобразовательной программы по математике учащихся 6-го класса, связывать задания к серии занятий с предметом «математика».
Согласно теории В. И. Жуковского о детском рисунке, визуализация может служить средством для упорядочивания понимания понятия и выражении субъектного отношения к понятию [14], также средством познания, понимания и о смысления процессов окружающей действительности является метафора [6]. Таким образом, средством для создания условий формирования метапредметного понятия может послужить визуальная метафора. Под визуальной метафорой метапредметного понятия в своей работе мы будем понимать абстрактный рисунок, созданный с помощью графических средств изображения, визуализирующий метапонятие, в котором отражено понимание и отношение автора рисунка к понятию.
Для того, чтобы создать надпредметную действительность и при этом удерживать предметность математики, мы полагаем, можно разработать серию занятий, направленную на построение визуальной метафоры метапредметного понятия в рамках внеурочной деятельности, которая поспособствует пониманию сущности метапредметного понятия.
Цель исследования: разработать серию занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у младших подростков.
Объект исследования: процесс формирования метапредметного понятия «форма» у школьников 6-го класса.
Предмет исследования: средства формирования метапредметного понятия «форма» у младших школьников.
Гипотеза: серия занятий, направленная на формирование метапредметного понятия «форма» у школьников (6 кл.), будет эффективна, если при её разработке:
- учитывать контекст предметности;
5
- использовать средства для формирования метапредмтного понятия (визуальную метафору);
- специально выбирать средства визуализации, позволяющие сформировать метапредметное понятие у младших подростков.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить подходы Громыко Ю. В. и Хуторского А. В. к формированию метапредметных понятий у школьников и теорию Жуковского В. И. о визуальном образе как о средстве упорядочивании окружающей действительности;
2. разработать содержание и логику построения серии занятий для 6-го класса, посвященную формированию метапредметного понятия «форма»;
3. провести апробацию элементов разработанной серии занятий и проанализировать результаты апробации;
4. организовать экспертную оценку о качестве материалов ВКР.
Для решения поставленных задач применялись как теоретические методы исследования (анализ философской и педагогической литературы по проблеме формирования метапредметного понятия у школьников), так и эмпирические (наблюдение, анализ, обобщение).
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст содержит иллюстрации.
Результаты работы опубликованы в сборнике статей [16] и докладывались на конференциях «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016», секция «Инновационные процессы в образовании» и «III Международная научно¬практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования метапредметного понятия по отношению к математическим понятиям, позволяющего эффективно и целостно воспринимать математику. Для решения проблемы необходимо создавать надпредметные условия его формирования, включающие разработку средств и организации работы, в частности на занятиях для младших подростков.
Надпредметные условия должны выходить за рамки характерных для предметности способов работы, для организации надпредметной действительности, которая поспособствует вскрытию сущностных характеристик понятия, не связывая его с частными случаями, которые приводят и рассматривают в рамках дисциплины.
Нами была разработана серия занятий, создающих условия для формирования метапредметного понятия «форма» у школьников (6 класс) и апробированы некоторые занятия этой серии. Средством для создания таких условий нами была выбрана визуализация, основываясь на теории В. И. Жуковского о природе детского рисунка, который служит ребёнку средством для упорядочивания его отношений с окружающей действительностью.
Однако важно отметить, что визуализация понятия «форма» является одним из этапов в процессе формирования метапредметного понятия в нашей разработке, так вместе с построением визуальной метафоры понятия необходимо разрабатывать занятия, связанные непосредственно с математическим содержанием учебных программ.
Разработанная серия занятий может быть применена на дополнительных к урокам занятиях, например, в рамках математического клуба, недели предмета «математика» в школе и др.



1. Бурбаки, Н. Архитектура математики (Пер. с французского Д. Н. Ленского) / Н. Бурбаки // Математика, ее преподавание, приложения и история ; Матем. просв., 1960. - № 5. - С. 99-112.
2. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; отв. ред. И.А. Герасимова - М. : ИФРАН, 2008. - С. 10¬26.
3. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. - 29-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2013. - 288с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб : Союз, 1997. - 96 с.
6. Галушко, Т. Г. Метафизика метафоры и метафора метафизики / Т. Г. Галушко // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - СПб : Ленинградский го сударственный университет им. А.С. Пушкина. - 2014. - №1. С. 17-28.
7. Галян, С. В. Метапредметный подход в обучении школьников : метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / С. В. Галян. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 64 с.
8. Глазунова, О. И. Что значит владеть понятием? [Электронный ресурс] / О. И. Глазунова // Учительская газета. - 2011. - Режим доступа: http ://www. ug. ru/metho d_ artic le/7 9
9. Гончаров, С. З. Значение воображения в формировании понятий у студентов [Электронный ресурс] / С. З. Гончаров // Научный диалог. - 2015. - № 4 (40). - С. 44-75. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-voobrazheniya-v-formirovanii-ponyatiy-u-studentov
10. Громыко, Н. В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное»
занятие [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко // Технологии опережающего понимания. - 2010. - Режим доступа:
http://smdp.ru/mdex.php?option=com_content&view=article&id=100:howdramatize&catid=69:2010-06-04-08-51-42
11. Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования
/ Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Установочный семинар для участников всероссийского конкурса «Учитель года России» - Москва, 2009. - Режим доступа: http s ://teacher-of-rus s ia. ru/s eminar- lectures/2009/20 09-seminar lectures gromyko _nv_ polovkova_mv.pdf
12. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика / Ю. В. Громыко. - М.: Институт учебника «Paideia», 1998.
13. Далингер, В. А. Обучение математике на основе когнитивно -визуального подхода / В. А. Далингер // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1.
14. Жуковский, В. И. Визуализация сущности явлений действительности в изобразительной деятельности детей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №5. - С. 101-104.
15. Жуковский, В. И. Образовательный потенциал художественной культуры / В. И. Жуковский, М. В. Тарасова // Педагогика искусства. - 2014. - № 2. - С. 1-5.
16. Знаменская, О. В. Визуализация рефлексивного отношения к метапредметному понятию средствами графического изображения / О. В. Знаменская, М. И. Кожуховская // Актуальные проблемы с овременной педагогики и психологии в России и за рубежом : материалы III конф. - Новосибирск : ИЦРОН, 2016. - С. 28-30.
17. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике 5-6 класс для промежуточной контрольной работы по математике в 2016 году [Электронный ресурс] / Центр оценки качества образования. - Режим доступа:http://cok.cross-edu.ru/
18. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных
стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской / [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. Режим доступа:
http ://www. eido s. ru/journal/2003/0402. htm
19. Кутателадзе, С. С. Апология Евклида / С. С. Кутателадзе // Владикавказский математический журнал. - 2006. - Т. 8. - Вып. 2. - С. 2-62.
20. Жуковский, В. И. Коммуникативные основы художественной культуры : монография / В. И.Жуковский, М. В.Тарасова. - Красноярск : Сибирский федерал. ун-т, 2010. - 179 с.
21. Приказ Мин. обр. и науки РФ: Об утверждении фед. гос. образоват. ст. осн. общего образования от 17 декабря 2010 года. № 1897 / [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:кйр://минобрнауки.рф/документы/938
22. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы : проект. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2011. - 64 с.
23. Рабочая программа по предмету «Математика» для 6 класса на 2014 - 2015 учебный год // Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1 - Универс». - Красноярск, 2014. - 22 с.
24. Руденко Е. А. Формирование наглядных образов математических понятий [Электронный ресурс] / Е. А. Руденко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2171-2175. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2013/53437.htm
25. Скрипкина, Ю. В. Метапредметный подход в новых образовательных
стандартах: вопросы реализации / [Электронный ресурс] // Интернет- журнал «Эйдос». - 2011. - №4. - Режим доступа:
http ://www. eido s. ru/journal/2011/0425-10. htm
26. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. - Москва : Гардарика, 1998. - 816с.
27. Тарасова, М. В. Лекция 5. Гносеологические основы искусства. Визуальное
Мышление [Электронный ресурс] / М. В. Тарасова // Образование через искусство, 2012.- Режим доступа: http ://arteducation. sfu-kras.ru/files/documents/lekciya_vizualnoe_myshlenie.pdf
28. Тестов, В. А. Особенности формирования у школьников основных математических понятий в современных условиях [Электронный ресурс] / В. А. Тестов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 12. - С. 1-5. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2014/14333.htm
29. Тихомиров, В. М. Аксиоматический метод и теория действительных чисел в лекциях А. Н. Колмогорова / В. М. Тихомиров // Математика в высшем образовании. - 2014. - № 12. - С. 149-154.
30. Традиционные и нетрадиционные техники рисования, обычные и необычные способы тонирования [Электронный ресурс] / Искусство отражения. - Режим доступа:http ://www. artreflection. ru/nstr/ngs2. html
31. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Губский Е. Ф. [и др.]. - Москва : Инфра-М, 2003. - 576 с. - Режим доступа: http://www.rubricon.com/qe.asp?qtvpe=3&ii=390&id=390&rq=0&sletter=%u0424&onlyname=checked&newwind=&psize=10&pn=8&slid= 1
32. Фомина, Н. Н. Формы выявления и развития художественной одаренности детей в период подросткового кризиса [Электронный ресурс] / Н. Н. Фомина // Педагогика искусства. - 2015. - №4. - С. 24-37. - Режим доступа: http://www. art-education.ru/sites/default/files/journal pdf/fomina_24-37.pdf
33. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций
человекосообразности. [Электронный ресурс] / Вестник Института образования человека. - 2012. - Режим доступа:http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
34. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования:
как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - №1. - Режим доступа:
http ://www. eido s. ru/journal/2012/0229-10. htm
35. Шаханина, Л. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников / Л. И. Шаханина, Е. В. Федорищева, О. В. Рыжкова, З. И Чепиженко. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 38. - С. 191-195. - Режим доступа:http ://e-koncept. ru/2015/45146.htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ