ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГА 6
1.1. Оценка педагога: понятие, принципы, функции, способы оценивания учебной деятельности младших школьников,
классификация, требования к системе оценивания 6
1.2. Самооценка: виды самооценки, понятие адекватной
самооценки 25
1.3. Влияние оценки педагога на формирование адекватной самооценки
у младших школьников 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГА НА ЕЕ
ФОРМИРОВАНИЕ 43
2.1 Обоснование, организация и методические приемы формирования
адекватной самооценки младших школьников посредством оценки педагога 43
2.2 Результаты первичного исследования самооценки младших школьников по методу тестирования методики «Дембо-
Рубинштейн» 46
2.3 Результаты исследования учителей начальных классов по методу
опроса 48
2.4 Результаты первичного исследования самооценки младших школьников по методу тестирования методики «Дембо-Рубинштейн» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список использованных источников 57
Приложения
Место оценивания в учебной деятельности младших школьников уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи и формирования самооценки в процессе обучения.
Оценка педагога является стимулом, который сочетает в себе свойства поощрения и наказания, укрепляющие правильные и блокирующие ненужные действия. Оценка педагога должна содержать в себе систему стимулов, которые активизируют развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, а также включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. [32]
В психолого-педагогической литературе исследуется проблема оценки педагога как один из факторов формирования самооценки младших школьников, ведь она является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка это необходимый акт деятельности педагога в работе с детьми, где происходит оценивание компетенций ребенка, но не личности ребенка в целом. Оценочная деятельность — это форма активного взаимодействия педагога с учеником, направленная на формирование социальных норм, социальной позиции, мировоззрения, помогающая осуществить собственный выбор среди многообразия вариантов. Также, оценка педагога влияет на изменение отношений между школьниками, утверждая или снижая авторитет того или иного ученика в детском коллективе. Кроме того, оценка педагога - один из важнейших факторов, который оказывает влияние на формирование важных личностных образований младшего школьника, таких как теоретическое мышление, рефлексия, внутренний план действий и самооценка.
Проблема заключается в том, что у ребенка, в дошкольный период развития, самооценка эмоциональная, а в школьный период он сталкивается с процессом внешнего оценивания результатов деятельности педагогом, и под влиянием педагогической оценки, начинает формироваться зачастую неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка школьника. В следствии этого учащийся зачастую не умеет самостоятельно и адекватно оценивать свои знания и умения, результат собственной деятельности, свои способности.
Проблему формирования адекватной самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности можно считать актуальной, так как младший школьный возраст - это период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие. Поэтому, в этот период необходимо закладывать основы адекватной самооценки, которая будет способствовать благополучному обучению младшего школьника и развитию уверенности в себе.
Одним из факторов формирования самооценки младшего школьника является объективная оценка педагога, поэтому Федеральный государственный стандарт предлагает такое разнообразие способов оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов младших школьников. Этими способами являются: портфолио, оценочные шкалы, устная оценка успешности результатов (формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению «пробелов» в обученности по предметам), педагогическое наблюдение (особая развернутая оценка, включающая определение цели наблюдения, исследования мотивов учения и т.д.).
Из всех представленных способов оценивания учебной деятельности младших школьников выделяем такой способ, как оценочные шкалы, так как данный способ включает рефлексивный анализ собственной деятельности и самостоятельную оценку учеником своей работы, то есть выявление и осознание трудностей, возникших при выполнении той или иной деятельности, оценку своих знаний и умений и своих способностей.
Объект исследования: учебный процесс младших школьников
Предмет исследования: самооценка младших школьников
Цель исследования: разработать методические рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Методические рекомендации - это методическое издание, которое содержит комплекс четко сформулированных кратких предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.
Гипотеза: при оценивании учителем деятельности младшего школьника у него формируется адекватная самооценка если: определены критерии оценивания; отметка комментируется; используется самооценка и взаимооценка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу для определения основных понятий: оценка педагога, самооценка младшего школьника; основные виды и способы педагогической оценки.
2. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию адекватной самооценки младших школьников посредством оценки педагога.
3. Экспериментально проверить формирование адекватной самооценки младших школьников посредством оценки педагога через метод тестирования, опроса и методику «Дембо-Рубинштейн».
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что самооценка - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, и места среди других, а оценка педагога - оценочные суждения учителя:
- о степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой;
- уровня прилежания.
Оценка учителя имеет значительное влияние на формирование самооценки ученика. Как отмечает Ш.А. Амонашвили, сегодня, к сожалению можно говорить о социальных портретах оценок: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка». [2]
В процессе учебной деятельности педагог должен сравнивать не школьников друг с другом, а успехи каждого, по сравнению с его предыдущими достижениями.
Также, в процессе обучения, важно, чтобы педагог не только сам оценивал качество знаний учащихся, но и создавал такие ситуации, при которых школьник может сам оценить свои результаты, осознавая особенности своей работы, ее достоинства или недостатки.
Самооценка младшего школьника должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения будут взаимосвязаны.
Оценка учебного действия младшего школьника со стороны педагога должна предполагать, прежде всего, такие критерии, которые известны самому школьнику. Тогда оценка становится содержательной, да и сам школьник учится оценивать свое продвижение в усвоении материала. Таким требованиям соответствует такой способ, как шкала оценивания.
Регулярная объективная оценка результатов учебной деятельности позволяет не только отмечать успехи школьников, но и выявлять недостатки в их учебной работе. У одних она вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других - выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и таким образом и тех, и других стимулирует к познавательной активности, способствует формированию прилежания и ответственности за выполнение своих школьных обязанностей.
Для степени влияния оценки педагога на формирование самооценки младшего школьника были разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов (Приложение В).
На основе повторного исследования, можно проследить влияние оценки педагога на формирование самооценки младших школьников: у кого- то из учеников самооценка изменилась, а у кого-то осталась на том же уровне с незначительными изменениями.
Это указывает на то, что безотметочные способы оценивания более эффективны для формирования самооценки младших школьников, нежели отметка, ведь в оценивании школьники самостоятельно разрабатывают критерии для оценивания и участвуют в самом оценивании.
Таким образом, динамика влияния оценки педагога на формирование самооценки есть и она различна у младших школьников, основная тенденция в направлении становления адекватной самооценки.