Нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности 7
1.1 Нравственное воспитание личности как предмет психолого -
педагогического анализа 7
1.2 Особенности нравственного воспитания обучающихся 3 классов
в условиях внеурочной деятельности 16
1.3 Изучение уровня нравственной воспитанности обучающихся 3
классов 24
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников в условиях внеурочной деятельности. 39
2.1 Разработка серии внеурочных мероприятий по нравственному
воспитанию обучающихся 3 классов 39
2.2 Реализация серии разработанных внеурочных мероприятий по
нравственному воспитанию обучающихся 3 классов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложения А 76
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 82
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ё 86
Приложение Ж 88
Приложение З 90
Приложение И 91
Приложение Й 92
Приложение К 95
Приложение Л 97
1 Теоретические основы нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности 7
1.1 Нравственное воспитание личности как предмет психолого -
педагогического анализа 7
1.2 Особенности нравственного воспитания обучающихся 3 классов
в условиях внеурочной деятельности 16
1.3 Изучение уровня нравственной воспитанности обучающихся 3
классов 24
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников в условиях внеурочной деятельности. 39
2.1 Разработка серии внеурочных мероприятий по нравственному
воспитанию обучающихся 3 классов 39
2.2 Реализация серии разработанных внеурочных мероприятий по
нравственному воспитанию обучающихся 3 классов 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложения А 76
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 82
Приложение Д 84
Приложение Е 85
Приложение Ё 86
Приложение Ж 88
Приложение З 90
Приложение И 91
Приложение Й 92
Приложение К 95
Приложение Л 97
Актуальность исследования. В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях системы образования приобрела особую значимость. Общественные отношения и уклад жизни в современном российском социуме привели к радикальным изменениям нравственных ориентиров нынешнего поколения. Поэтому определение основных направлений деятельности по нравственному воспитанию младших школьников на современном этапе развития системы общего образования рассматривается педагогами как одна из самых актуальных задач в теории и практике воспитания детей, поскольку ее фундаментальное решение имеет важное практическое и методическое значение для дальнейшего развития всего дела воспитания подрастающего поколения.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» определены такие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования личностной культуры, как укрепление нравственности, формирование способности к духовному развитию, основ морали и нравственного самосознания личности (совести), принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения привлекали внимание таких мыслителей, как Аристотель, Платон, Р. Декарт и др. Нравственному воспитанию в истории отечественной и зарубежной педагогики и психологии всегда уделялось большое внимание. Очень много про нравственность говорили Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, И. Гербарт, О.Г. Дробницкий, И.А. Каирова, А.И. Липкина, И.С. Марьеко,А.М. Прихожан, И.Ф. Свадковский, Г. Песталоцци. Исследования таких ученых, как А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, Б.Т. Лихачева О.С. Богданова, Я.З. Неверович, А.А. Смирнов, И.Ф. Харламова, М.И. Шилова показывают, что младший школьный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания, т.е. в разных видах деятельности младших школьников успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Однако, на наш взгляд, проблема нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности исследована недостаточно, поскольку в педагогической теории и практике нет единого мнения о наиболее оптимальных способах, средствах, методах нравственного воспитания младших школьников в условиях современной школы..
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить результативность серии внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов.
Объект исследования: нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: средства нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза: процесс нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников, которая предполагает:
- выполнение обучающимися групповых проектов социально-нравственной направленности, способствующих развитию у них патриотизма (служение своими силами), трудолюбия (инициативность и творчество в труде), самодисциплины (самообладание и сила воли);
- организацию группового обсуждения с целью анализа хода выполнения группового проекта обучающимися и развития их нравственных чувств;
- составление обучающимися «Кодекса правил поведения», направленного на закрепление норм нравственного поведения.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы нравственного воспитания личности.
2. Выявить особенности нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень нравственной воспитанности обучающихся 3 классов.
4. Разработать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов.
5. Реализовать серию разработанных внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов и проверить её результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания личности; эмпирические - опрос, формирующий эксперимент; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №151».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» определены такие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования личностной культуры, как укрепление нравственности, формирование способности к духовному развитию, основ морали и нравственного самосознания личности (совести), принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения привлекали внимание таких мыслителей, как Аристотель, Платон, Р. Декарт и др. Нравственному воспитанию в истории отечественной и зарубежной педагогики и психологии всегда уделялось большое внимание. Очень много про нравственность говорили Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, И. Гербарт, О.Г. Дробницкий, И.А. Каирова, А.И. Липкина, И.С. Марьеко,А.М. Прихожан, И.Ф. Свадковский, Г. Песталоцци. Исследования таких ученых, как А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, Б.Т. Лихачева О.С. Богданова, Я.З. Неверович, А.А. Смирнов, И.Ф. Харламова, М.И. Шилова показывают, что младший школьный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания, т.е. в разных видах деятельности младших школьников успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Однако, на наш взгляд, проблема нравственного воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности исследована недостаточно, поскольку в педагогической теории и практике нет единого мнения о наиболее оптимальных способах, средствах, методах нравственного воспитания младших школьников в условиях современной школы..
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить результативность серии внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов.
Объект исследования: нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: средства нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза: процесс нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников, которая предполагает:
- выполнение обучающимися групповых проектов социально-нравственной направленности, способствующих развитию у них патриотизма (служение своими силами), трудолюбия (инициативность и творчество в труде), самодисциплины (самообладание и сила воли);
- организацию группового обсуждения с целью анализа хода выполнения группового проекта обучающимися и развития их нравственных чувств;
- составление обучающимися «Кодекса правил поведения», направленного на закрепление норм нравственного поведения.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы нравственного воспитания личности.
2. Выявить особенности нравственного воспитания обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень нравственной воспитанности обучающихся 3 классов.
4. Разработать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов.
5. Реализовать серию разработанных внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов и проверить её результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания личности; эмпирические - опрос, формирующий эксперимент; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №151».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме нравственного воспитания у обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности, позволило нам сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Выделяется следующие основные задачи нравственного воспитания обучающихся:
- формирование нравственного сознания;
-воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен. Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества. Мы выяснили, что методы и средства нравственного воспитания выступают в сложном единстве.
В своей работе мы будет отводить большое внимание таким средствам как, деятельность и общению. Мы считаем, данные средства являются подходящими для формирования нравственного воспитания у обучающихся 3 классов. Обучающие 3 классов находятся на переходе от преднравственного уровня к конвенциональному, именно с помощью данных средств, мы можем обеспечить переход к следующему уровню и формировать ориентации на принципы других людей, т.е. формировать нравственное воспитание по отношению к окружающем людям.
В ходе исследования определены следующие критерии нравственного воспитания это: отношение к обществу, отношение к природе, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям, саморегуляция. Для выявления исходного уровня сформированности нравственного воспитания обучающихся 3 классов использовались методики М. И. Шиловой «Диагностика уровня нравственной воспитанности» и Н. П. Капустиной «Уровень воспитанности учащихся начальных классов».
На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что у обучающихся 3 классов преобладает средний уровень нравственной воспитанности. Наиболее низкие результаты показаны по таким направлениям и критерия нравственной воспитанности, как патриотизм (служение своими силами), трудолюбие (инициативность творчества в труде), самодисциплина (сила воли). Таким образом, перед нами стояла задача организовать и реализовать серию мероприятий, которые будут направлены на повышения уровня нравственной воспитанности по данным критериям.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось разработать реализовать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация этих мероприятий способствовала повышению нравственной воспитанности обучающихся 3 классов.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Выделяется следующие основные задачи нравственного воспитания обучающихся:
- формирование нравственного сознания;
-воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен. Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества. Мы выяснили, что методы и средства нравственного воспитания выступают в сложном единстве.
В своей работе мы будет отводить большое внимание таким средствам как, деятельность и общению. Мы считаем, данные средства являются подходящими для формирования нравственного воспитания у обучающихся 3 классов. Обучающие 3 классов находятся на переходе от преднравственного уровня к конвенциональному, именно с помощью данных средств, мы можем обеспечить переход к следующему уровню и формировать ориентации на принципы других людей, т.е. формировать нравственное воспитание по отношению к окружающем людям.
В ходе исследования определены следующие критерии нравственного воспитания это: отношение к обществу, отношение к природе, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям, саморегуляция. Для выявления исходного уровня сформированности нравственного воспитания обучающихся 3 классов использовались методики М. И. Шиловой «Диагностика уровня нравственной воспитанности» и Н. П. Капустиной «Уровень воспитанности учащихся начальных классов».
На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что у обучающихся 3 классов преобладает средний уровень нравственной воспитанности. Наиболее низкие результаты показаны по таким направлениям и критерия нравственной воспитанности, как патриотизм (служение своими силами), трудолюбие (инициативность творчества в труде), самодисциплина (сила воли). Таким образом, перед нами стояла задача организовать и реализовать серию мероприятий, которые будут направлены на повышения уровня нравственной воспитанности по данным критериям.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось разработать реализовать серию внеурочных мероприятий по нравственному воспитанию обучающихся 3 классов и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация этих мероприятий способствовала повышению нравственной воспитанности обучающихся 3 классов.
Подобные работы
- Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование сказок при организации классных часов как средства нравственного воспитания обучающихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств
у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА
РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



