Введение 3
1 Теоретические основы формирования ценовой политики 6
1.1 Роль и значение ценовой политики 6
1.2 Сущность ценовой стратегии и этапы разработки ценовой политики
предприятия
1.3 Особенности ценообразования организациями легкой
промышленности 18
2 Анализ ценообразования на предприятии (на примере ООО
«Покров») 23
2.1 Характеристика ООО «Покров» как экономического субъекта 23
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ООО «Покров» 32
2.3 Структура и динамика себестоимости и цен продукции ООО
«Покров» 44
3 Предложения по формированию ценовой политики 50
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения А-Ц
Затронувший Россию мировой экономический кризис отрицательно отразился на многих предприятиях. В связи с этим большинство предприятий сейчас сосредоточилось на тактических антикризисных мерах - и это, безусловно, правильный шаг. Но опыт показывает, что любые кризисы обычно благополучно заканчиваются, а пик напряженности, как правило, не так продолжителен, как может казаться в самом начале кризиса. Во время кризисов затраты компаний растут, а потребители, выбирая товары, все больше ориентируются на цены.
В условиях экономического спада установление правильных цен — непростая задача: спрос сокращается, образуются излишки мощностей, а потребители начинают приобретать товары по более низкой цене. Все эти факторы тянут цены вниз. Чаще всего при экономическом спаде затраты на сырье, другие исходные материалы и на обслуживание покупателей стабилизируются или даже падают из-за замедления деловой активности. В итоге падение розничных цен компенсируется, хотя бы частично, уменьшением затрат в сфере поставок и производства. Однако сейчас не только снижается спрос со стороны конечных потребителей, но и растут цены на сырье, как и их волатильность. Из-за этого особенно трудно поддерживать цены.
Из-за резкого изменения спроса и структуры затрат ранее предсказуемые механизмы рыночного ценообразования дают сбой. Чтобы правильно реагировать на эти колебания, нужно хорошо понимать, какие экономические факторы сильнее всего влияют на развитие предприятия.
Необходимо уделять больше внимания поддержанию прибыльности отдельных клиентов и операций, учитывать меняющиеся запросы потребителей и их чувствительность к ценам, а также лучше понимать микроэкономические факторы, воздействующие на их отрасль и на бизнес поставщиков. В работе предлагается рассмотреть несколько тактических приемов, помогающих найти баланс между объемом продаж и уровнем прибыльности в трудных экономических условиях.
Предприятию необходимо тщательно анализировать свою ценовую политику, особенно те методы, которые приводят к сокращению выручки, — скидки при покупке большого количества или оплате наличными, бонусы, а также затраты на обслуживание, в том числе на послепродажную поддержку и транспортные расходы. В условиях спада, из-за роста издержек и падения спроса, эти факторы оказывают более сильный и быстрый эффект, чем прежде. К примеру, при стремительном удорожании топлива резко увеличиваются транспортные расходы. Вследствие падения спроса некоторые потребители получают чрезмерные скидки, если они приобретают сразу много товаров. Ведущие компании гораздо чаще, чем остальные, пересматривают фактический уровень своей прибыльности, чтобы понять, сколько реально они зарабатывают на каждой сделке, и соответственно корректируют ценовую политику, например, включают стоимость топлива в каждый заказ. В период экономической нестабильности важно учитывать все аспекты сделки, ведь потеря на каждом из них может быстро уничтожить прибыль.
Также предприятию необходимо оценивать чувствительность потребителей к ценам. Резкий рост цен на энергоносители и продовольствие заставил потребителей быть разборчивее к ценам. После каждого повышения цен на предметы первой необходимости, такие как продукты питания и топливо, им приходится выкраивать на них дополнительную часть своего бюджета. Уже через несколько месяцев рыночные цены меняются, а данные их анализа устаревают. Чтобы вести верную ценовую политику, оценивать чувствительность потребителей к ценам и анализировать цены нужно постоянно.
Ценообразование в России сегодня является одной из наиболее значимых проблем производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. Повышается важность и сложность решений по ценам, меняется значение цены в экономических процессах, возникают принципиально новые подходы к ценообразованию. Уровень и поведение цен характеризуют состояние рынка, меняя уровень и соотношение цен, можно влиять на состояние целевого рынка. Например, продуманной дифференциацией цен на товар, возможно, значительно увеличить объем спроса и, соответственно, выручку. Цена является не только элементом маркетинга, но и финансовой категорией, которая оказывает влияние на основные результаты деятельности предприятий.
Экономисты сталкиваются со сложной задачей установления той оптимальной цены, которая бы устраивала как производителя, так и потребителя. Исследованию проблем, связанных с ценообразованием, посвящены труды таких отечественных ученых как П.Н. Шуляк, И.В. Липсиц,В.П. Кодацкий, И.К. Салимжанов, А.Н. Цацулин, Е.С. Стоянова, Э.А. Уткин, Е.И. Лукин, В. Слепов, Б. Попов и других. Среди зарубежных специалистов следует выделить Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена, Дж. Эванса, Б. Бермана, П.Р. Диксона. Этими авторами рассматриваются и изучаются основные методы и приемы коммерческого ценообразования, анализируются экономические основания и последствия выбора различных вариантов ценовой политики предприятия, рассматривается взаимосвязь ценообразования с остальными элементами маркетинга.
При подготовке выпускной квалификационной работы была учтена сложившаяся ситуация, поэтому работа содержит не только комплекс подходов и технологий разработки и реализации стратегии, но и рекомендации по особенностям стратегического развития в нестабильных условиях кризиса.
Кризис не только приносит много проблем, но и дает новые возможности для развития предприятии - при оперативной адаптации к изменениям на рынке и грамотном анализе ситуации компания может не только не потерять, но и усилить свои позиции, данное обстоятельство обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы и определяет ее цели и задачи.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование ценовой политики предприятия. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть роль и значение ценовой политики;
- изучить ценовые стратегии и этапы разработки ценовой политики предприятия;
- дать характеристику деятельности и основных финансово-экономических показателей анализируемого предприятия;
- оценить структуру себестоимости и цен на предприятии;
- предложить мероприятия в области формирования ценовой политики ООО «Покров».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс установления цены на продукцию ООО «Покров». Предметом исследования является механизм ценообразования на рассматриваемом предприятии.
Методологическую основу исследования составляет экономическая теория, законодательные и нормативные акты, документы, научные труды ученых-экономистов по исследуемой проблематике.
Затронувший Россию мировой экономический кризис отрицательно отразился на многих предприятиях. В связи с этим большинство предприятий сейчас сосредоточилось на тактических антикризисных мерах. Но любые кризисы обычно благополучно заканчиваются, а пик напряженности, как правило, не так продолжителен, как может казаться в самом начале кризиса.
Кризис не только приносит много проблем, но и дает новые возможности для развития бизнеса - при оперативной адаптации к изменениям на рынке и грамотном анализе ситуации торговое предприятие может не только не потерять, но и усилить свои позиции.
Торговому предприятию для того, чтобы грамотно и эффективно противостоять проявлениям кризиса, начинать надо с выбора ценовой стратегии.
Для разработки обоснованной ценовой стратегии необходимо правильно определить систему факторов, воздействующих на нее. Эффективность ценообразования, или, иначе говоря, реализация ценовой политики, зависит от подхода к определению цены.
Методы ценообразования конкретной компании зависят, прежде всего, от целей, которые она ставит перед собой.
Цель ценообразования ООО «Покров» - максимизация прибыли и обеспечение доступности предлагаемых компанией товаров для широких слоев населения. Максимизация текущей прибыли обеспечивается путем оперативной и объективной оценки всех тенденций спроса и предложения.
Цена - один из основных источников формирования прибыли ООО «Покров».
Из чего складывается розничная цена любого товара? Розничная цена товара складывается из цены поставщика и торговой наценки, причем доведение покупной цены товара до его розничной цены производится в момент поступления товара в торговую организацию. Из затрат производителя, значительную часть цены составляют налоги и расходы продавца. Также в цену товара включается прибыль производителя и продавца. Большая часть этих расходов не поддается управлению.
Но, в настоящее время, все пытаются решить проблему минимизации цены. Это связано с попыткой выживания компаний производителей и продавцов в условиях кризиса.
Предприятия должны минимизировать затраты. Лучший способ, позволяющий экономике перейти на новый виток развития, и, переборов кризис, выйти в фазу подъема - использование инноваций.
Механизм ценообразования в ООО «Покров» предполагает затратный метод формирования цены, при котором базой для формирования цены являются совокупные затраты продавца.
Если предприятие снизит цену, то для получения такой прибыли ему нужно продать большее количество товара, если повысит - меньше. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет купить даже такое количество товара (это зависит от эластичности спроса по цене).
В результате проведенного финансового анализа на предприятии ООО «Покров» выяснилось, что финансовое положение организации на конец анализируемого периода 2015г. хорошее, так как чистые активы предприятия превышают величину уставного капитала. Но совокупный финансовый результат предприятия снизился в результате снижения суммы прибыли на предприятии.
Снизился объем выручки по данным 2015г. в сравнении с данными 2013г., на это повлияло снижение объема продаж. На начало анализируемого периода предприятие являлось финансово устойчивым, но начиная с 2014г. сумма обязательств возросла, и предприятие стало зависимо от внешних источников финансирования. Положение организации стало финансово неустойчивым. Однако в краткосрочном периоде ООО «Покров» имеет возможность рассчитаться по своим обязательствам. Финансового риска предприятие не имеет.
Запасы предприятия к 2015г. возросли, что свидетельствует о нерациональном использовании своих средств.
Предприятие совершенно не в состоянии гасить краткосрочную задолженность в ближайшее время, так как объем краткосрочных обязательств значительно выше объема ликвидных активов (денежных средств и денежных эквивалентов).
Показатель коэффициента рентабельности продаж больше, чем в 2014- 2015гг. Также и объем выручки в 2013г. максимальный в сравнении со следующими годами.
Снижение значения коэффициентов рентабельности за анализируемый период свидетельствует о том, что на предприятии с 2013г. происходит снижение экономической эффективности. Очень влияет на экономическую эффективность снижение продаж. На продажи предприятия влияет не только использование ресурсов предприятия, но и политическая и экономическая ситуация в стране. Начиная с 2014г. в России начался валютный кризис.
Эти факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем привели к росту инфляции и снижению реальных доходов населения. Нестабильность курса рубля привел к значительному увеличению стоимости сырья, закупаемого за рубежом по иностранной валюте, что привело к существенному повышению себестоимости продаж.
Себестоимость продаж к 2015г. существенно увеличилась в виду повышения стоимости закупаемых материалов. Увеличение себестоимости напрямую влияет на снижение выручки предприятия.
Но рассматривая изменение объема выручки 2015г. отдельно к 2013г. и 2014г., то можно сделать вывод, если в 2014г. объем снизился на 10% в сравнении с предыдущим годом, то уже в 2015г. он снова увеличился на 4% в сравнении с 2014г. На увеличение продаж в 2015г. повлиял фактор импортозамещения. Производство продукции компании ООО «Покров» находится на территории Российской Федерации в Красноярском крае, г. Красноярске, следовательно, на увеличение стоимости продукции могут повлиять только, входящее в состав продукции, импортное сырье, но сама продукция является отечественной. Стоимость импортной продукции - аналогов, в сравнении с продукцией отечественного производства, значительно возросло. Вследствие этого, на фоне стоимости импортной продукции, продукция отечественного производства стала выигрывать.
Для того чтобы улучшить финансовый результат ООО «Покров» были предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции ООО «Покров» - это размещение дополнительных объемов продукции на сторонних швейных предприятиях, а в долгосрочной перспективе расширение собственного швейного производства. Размещение производства продукции на стороннем предприятии имеет ряд существенных преимуществ:
- нет дополнительных затрат на расширение производства (аренда помещения, приобретение оборудование, набор персонала и т.д.). Предприятие имеет затраты только по оплате услуг стороннего производства и транспортные расходы (транспортные расходы оплачиваются по согласованию сторон - в случае если сторонняя швейная фабрика оплачивает транспортные расходы, то они будут включены в стоимость по оказанию предоставленных услуг);
- стоимость партии материала уменьшится, в связи с увеличением количества приобретаемого материала у поставщика - увеличение предоставляемой скидки ООО «Покров» (данное условие встречается в большинстве случаев при работе с поставщиками, чем больше приобретается материала в партии, тем выгоднее условия для покупателя);
- увеличение объема производства продукции подлежит сокращению удельного веса условно-постоянных затрат в себестоимости продукции;
- получение прибыли в краткосрочном периоде. Увеличив объем производства, сокращается себестоимость продукции, тем самым конечная стоимость продукции с учетом необходимой торговой надбавки, не подлежит повышению.
Также предложен для расчета стоимости продукции один из параметрических методов ценообразования - балловый метод.
Балловый метод ценообразования эффективен при обосновании цен на товары, потребительские параметры которых не поддаются количественному измерению: комфортность, удобность использования, полезность, экологичность, цвет, эстетичность и др.
Данный метод хорошо подходит для расчета новых моделей, входящих в коллекцию на предстоящий сезон.
Благодаря предложенным мероприятиям по совершенствованию ценовой политики, предприятие уменьшит себестоимость продукции, тем самым стоимость моделей станет более выгодной и доступной для потребителей, что привлечет дополнительный спрос. А новый метод ценообразования позволит оценить полезность вещи, сформировать цены с учетом потребительских параметров, ориентируют потребителей на приобретение товаров с нужными потребительскими свойствами и тем самым учитывают интересы потребителей.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016)
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
5 Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"
6 Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)
7 Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 N 2806)
8 Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598)
9 Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 N 3245)
10 Афонин А. С. Ценообразование в бизнесе. Учебное пособие /А.С. Афонин - К.: МАУП, 2006. - 325 с.
11 Арсенова, Е. В. Экономика фирмы: схемы, определения, показатели
[Текст] : справочное пособие / Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. - Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 246 с.
12 Баженов, Г.Е. Экономика отрасли: учеб. пособие / отв. ред. Г.Е. Баженов. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2013. - 215 с.
13 Басовский , Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Л. Е. Басовский. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 260 с.
14 Орехов, В. И. Антикризисное управление [Текст] : учебное пособие / В. И. Орехов, К. В. Балдин, Т. Р. Орехова. - 2-е изд., испр. . - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 268 с.
15 Врублевская, В.В. Отечественный и зарубежный опыт формирования ценовой политики / В.В. Врублевская, М.Ф. Тяпкина // Современные проблемы
и перспективы развития АПК: Материалы региональной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО ИрГСХА (25-27 февраля 2014 г.), Часть II. - Иркутск: Издательство ИрГСХА, 2014. - С. 44-51.
16 Васильев, Г. А. Маркетинг розничного торгового предприяти: учебное пособие / Г. А. Васильев, А. Р. Романов, В. А. Поляков. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2012. - 159 с.
17 Герасименко, В.В. Ценообразование: учебное пособие / В.В. Герасименко. - М.: Издательство «Инфра-М», 2011. - 422 с.
18 Годин, А. М.. Финансы [Текст] : учебник / А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпорина ; под ред. В. П. Литовченко. - Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 721 с.
19 Грибов, В. Д.. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
20 Гладких, И. В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя [Текст] : монография / И. В. Гладких. - Санкт-Петербург : Высшая школа менеджмента, 2013. - 472 с.
21 Дерябин, А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. Учебное пособие / А.А. Дерябин, - М.: издательство «Политиздат», 2013 г. - 326 с.
22 Есипов, В. Е. Цены и ценообразование: электронный учебник / под ред. В. Е. Есипов. - Москва : КноРус, 2010.
23 Егорова, М.А.Коммерческое право: Учебник для вузов / М. А. Егорова . - РАНХиГС при Президенте РФ, "Статут", 2013. - 136 с.
24 Еленева, Ю.А. Экономика машиностроительного производства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Еленева. - М.: издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.
25 Ерухимович, И.Л. Ценообразование: Учебно-методическое пособие. / И.Л. Ерухимович - 2-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2011. - 189 с.
26 Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник:/ Ю. Н. Егоров. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
27 Замураева, Л. Е. Ценообразование: учеб. пособие / Л. Е. Замураева ; Тюмен. гос. ун-т. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 335 с.
28 Згонник, Л. В. Антикризисное управление / Л. В. Згонник. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 208 с.
29 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер - М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, 2007. - 136 с.
30 Кантора, Е Экономика предприятия : учеб. для вузов / под ред. Е. Кантора. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 400 с.
31 Карабан, Л. А. Основы ценообразования : теория и практика : учеб.- практ. пособие / Л. А. Карабан, А. В. Осипов ; Брянский гос. техн. ун-т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2013. - 156 с.
32 Коноплев, С. П. Экономика организаций (предприятий): учебник / С. П. Коноплев. - Москва : Проспект, 2011. - 156 с.
33 Кнышова, Е. Н. Экономика организации / Е. Н. Кнышова, Е. Е. Панфилова. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
34 Коровин А.В. Экспресс анализ финансового состояния предприятия// Аудитор.-2008.- № 3.- с.19-25
35 Липсиц, И. В. Коммерческое ценообразование. Учебное пособие / И.В. Липсиц - М.: БЕК, 2011. - 267 с.
36 Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг: учебник / Ф.М. Левшин. - М.: Издательство «Проспект», 2013 г. - 256 с.
37 Мингалева, Ж.А. Проблемы современной экономики: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. Ж.А.Мингалевой, С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С. 79-83.
38 Наумов В.В., Вагин В.Д. Ценообразование: Учебное пособие. (в схемах)- М.: МИЭМП, 2015. - 49с.
39 Набиев, Р. А. Финансовая политика России / под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова. - Москва : Финансы и статистика, 2011.
40 Поляков, В. В. Мировая экономика и международный бизнес / Гос. ун-т управления ; ред. В. В. Поляков, ред. Р. К. Щенин. - Москва : КноРус, 2014. - 645 с.
41 Розанова, Н. М. Экономический анализ фирмы и рынка / Н. М. Розанова, И. В. Зороастрова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 279 с.
42 Слепов, В.А. Учебник / В.А. Слепов, А.Ф. Арсланов, В.К. Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с
43 Слепов, В.А. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 с
44 Салимжанов, И.К. Ценообразование: учеб. для вузов - 2-е изд. стер. / И.К. Салимжанов. - М.: Кнорус, 2010. - 304с.
45 Салимжанов И.К., Португалов О.В., Новиков В.Е., Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013г. - 263 с.
46 Симионов, Ю. Ф. Экономика предпринимательства / ред. Ю. Ф. Симионов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 315 с.
47 Скляренко, В. К. Экономика предприятия / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 346 с.
48 Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист. - 2011. - № 9 - С. 32-40.
49 Усатов, И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике: учебник / И.А. Усатов. - М.: Издательство «Инфра-М», 2012г. - 354 с.
50 Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Издательство ЭКМОС, 2012. - С. 10-18.
51 Чеглов, В. П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. Практикум / В. П. Чеглов. - Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
52 Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. 2-е изд. М.: Маркетинг, 2012 - 352 с.
53 Шевчук, Д. А. Экономика организации / Д. А. Шевчук. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2013. - 240 с. : ил. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 226-228.
54 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 [Электронный ресурс] : N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
55 Осипова, Т. Г. Особенности ценообразования организациями легкой промышленности (швейная отрасль) / Т. Г. Осипова // Журнал "Главный Бухгалтер" - 2016. - №18 - С. 31-34.
56 Киюцен, Л. И. Ценовая политика и управление уровнем спроса / Л. И. Киюцен // Журнал «Планово-экономический отдел». - 2015 - № 5. - С.55-57.