ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы диагностики и социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе 6
1.1 Специфика социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет 6
1.2 Социально-психологические особенности детей подросткового возраста с точки зрения конфликтности 17
Выводы по первой главе 27
2 Социально-педагогическая профилактика конфликтности среди подростков в сельской школе 30
2.1 Описание проведенной практической работы в специфических условиях сельской школы 30
2.2 Разработки мероприятий первичной профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе 40
2.3 Анализ результатов апробации разработанного методического обеспечение 52
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Подростковый период - это время обострения кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется на таких полях взаимодействия, как «подросток-подросток» и «подросток- взрослый». По мнению М. И. Лисиной, общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Именно среди подростков чаще всего и возникают конфликты, которые, как правило, самостоятельно ребенок разрешить не в силах. Проблема подростковой конфликтности в последнее время приобрела особую актуальность.
В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами. Возникает необходимость формирования и развития у подростков свойств личности, способствующих эффективному разрешению межличностных конфликтов, что предполагает реализацию профилактической работы.
Вышеуказанные аспекты определили проблему исследования, заключающуюся в поиске и обосновании средств методического обеспечения профессиональной деятельности социального педагога для диагностики и первичной профилактики межличностных конфликтов среди подростков 14-15 лет в сельской школе.
Учитывая вышеизложенное, целью исследования является разработка и обоснование методического обеспечения социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе.
Объект исследования: социально-педагогическая профилактика конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе.
Предмет исследования: комплекс средств методического обеспечения диагностики и первичной профилактики подростковой конфликтности в сельской школе.
Знание факторов и особенностей подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость, а также для организованной помощи в урегулировании возникающих конфликтов. Понимание причин конфликта и знание выбираемых стратегий конфликтного поведения поможет психологу или социальному педагогу при урегулировании конфликта между подростками (С. В. Кривцова, В. Н. Куницына и др.).
Данные положения определили гипотезу исследования: методическое обеспечение профессиональной деятельности социального педагога для диагностики и первичной профилактики межличностных конфликтов среди подростков 14-15 лет в сельской школе позволит результативно снизить уровень конфликтности, если:
1. Психологическую диагностику проводить при помощи автоматизированных средств на базе интернет-технологий,
предполагающих использование методик исследования межличностных конфликтов, изучения психологического климата коллектива, модифицированный опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов».
2. Средства первичной профилактики направлены на организацию мероприятий, подразумевающих наличие совместной игровой деятельности, имитирующей потенциально возможные конфликтные ситуации.
3. При разработке дидактических материалов учитывать специфику сельской школы: особые виды совместной деятельности, малочисленность контингента, особенности менталитета сельских жителей.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. На основе библиографического анализа описать особенности социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе.
2. Разработать автоматизированные средства на базе интернет- технологий для диагностики подростковой конфликтности.
3. Провести первичную диагностику и на основании ее результатов спроектировать методическое обеспечение, направленное на снижение и предупреждение подростковой конфликтности.
4. С использованием разработанного методического обеспечения совместно социальным педагогом провести мероприятия первичной профилактики.
5. Провести итоговую диагностику и проанализировать результаты.
Практическая значимость результатов работы. Разработанные средства методического обеспечения для автоматизированной диагностики и первичной профилактики конфликтности подростков 14-15 лет могут быть использованы в практике профессиональной деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных организациях, расположенных в сельской местности.
Приведем основные результаты и выводы выполненной исследовательской работы.
1. На основе библиографического анализа были описаны особенности социально-педагогической профилактики конфликтности среди подростков 14¬15 лет в сельской школе.
Было установлено, что возникающие у подростков конфликты, несомненно, связаны с возрастной спецификой. В подростковом периоде происходит обострение взаимоотношений взрослых и детей, которые, как правило, сопровождаются появлением конфликтных ситуаций. Общение подростков со сверстниками - ведущий тип деятельности в этом периоде, который также сопровождается конфликтными ситуациями. При обучении и воспитании в школе имеется необходимость формирования и развития у подростков свойств личности, способствующих эффективному разрешению межличностных конфликтов, что предполагает реализацию профилактической работы.
2. Для проведения диагностики конфликтности среди подростков 14-15 лет в сельской школе были при помощи сервиса Google Forms разработаны автоматизированные средства: интернет-анкеты и опросники, представленные в приложениях А-В.
Данные средства позволили сократить количество рутинных операций и автоматизировать процесс сбора данных при помощи компьютерного класса школы.
3. Была проведена первичная диагностика и на основании ее результатов была спроектирована структура методическое обеспечение, направленное на снижение и предупреждение подростковой конфликтности.
Методическое обеспечение помимо интернет-анкет и опросников включает в себя разработки пяти профилактических занятий, которые:
- подразумевают наличие совместной игровой деятельности, имитирующей потенциально в озможные конфликтные ситуации;
- учитывают специфику сельской школы: особые виды совместной деятельности, малочисленность контингента, особенности менталитета сельских жителей.
4. С использованием разработанного методического обеспечения совместно социальным педагогом было проведено пять мероприятий для первичной профилактики конфликтности среди подростков 14-15 лет на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Суховская средняя общеобразовательная школа № 3» (Красноярский край, Тасеевский район, с. Сухово).
5. При помощи тех же средств, что использовались для первичной диагностики была проведена итоговая диагностика, которая показала, что частота возникновения конфликтов с одноклассниками снизилась, повысился показатель благоприятности коллектива. По способам выхода из конфликтов, увеличилась доля подростков, которые выбрали компромисс и сотрудничество, также, в свою очередь, снизился процент выбора таких способов, как соперничество, избегание и приспособление.
Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена, а именно разработанное методическое обеспечения, включающее средства для автоматизированной диагностики и разработки профилактических мероприятий способствовали снижению конфликтности среди подростков 14-15 лет в условиях сельской школы.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. - СПб., 1998.-379с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология:/ Е. В. Андриенко. - М., 2003.-264c.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: теория, история, библиография /
A. Я. Анцупов, А. И. Шипилов - М., 1999.-539c.
4. Байбородова, Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе /Л.
B. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - № 17. - С. 23-37.
5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии/ С. А. Беличева.- Редакционно- издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.- 1225c
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божжович.- Избр. психол. труды.- М., 1995 .-341c
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов.- М.,2001г.
8. Волков, Б.С. Психология подростка./ Б. С. Волков. -М., 2001.
9. Выготский, JI. С. История развития высших психических функций// Собр.соч.: В 6-ти т.- Т.З.- М., 1983.
10. Гонеев ,А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002., с. 224.
1 1.Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н. В. Гришина.- СПб.,2001.- 533c
12.Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления. / А. Н. Здравомыслова - М., 1995.
1 3.Истратова, О. Н. Большая книга подросткового психолога./ О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/д : Феникс, 2008. - 636 с.
14. Кривцова, С. В. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина - М: Генезис-2004г, 184
15. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения. / В. Н. Куницына. - СПб., 1991.
16. Лисина, М. И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии". / М. И. Лисина. - М, 1978.
17. Мадорский, Л. Р. «Глазами подростков». / Л. З. Мадорский. - М: Просвещение, 1991.-224c.
18. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В. А. - М., 200О.-105с.
19.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология./ Л.Ф. Обухова. - М., 2001.-442c
20.Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога./ Р. В. Овчарова.- М., 2005.-368c.
2 1 .Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов./ К. Н. Поливанов. - М., 2000.-184c.
22. Психология. Словарь./ Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 1999.-440c.
23. Психологический словарь./- М., 1997.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс.- СПб., 2000.-624c
25. Реан А. А. Психология и педагогика. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум.- СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
26. Романова Е.А. Рабочая книга социального педагога./ Е. А Романова, А. Б. Малюшина. - М., 2002.
27. Сидоров С.В. Инновационные процессы и научно-педагогические исследования в современной сельской школе / С. В. Сидоров. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С.228-234.
28. Состояние сельской школы России, перспектива ее устойчивого развития: методическое пособие / Под ред. М. П. Гурьянова, Г. В. Пичугина. - М.: Издательство АСОПиРРФ, 2000. - С.4-5.
29. Социальные конфликты в современном обществе. /Под. ред. С. В. Пронин. -М., 1993.
30. Социальная педагогика/ Под ред. В. И. Загвязинский, М. И. Зайцев. - Тюмень, 2003.
31. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Хасан Б. И.. - Красноярск : Фонд ментал. здоровья, 1996. - 157 с.
32. Хухлаева, О.В. Психология подростка./ О. В. Хухлаева. - М., 2005.-176с.
33. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога./ М. В. Шакурова. - М., 2002.-145c.
34. Ясюкова, JI.A. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников./ Л. А. Ясюкова. - СПб.: издательство «Речь», 2002.-318.