Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Работа №26654

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
655
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты развития познавательной активности
дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО 9
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Особенности развития познавательной активности дошкольников... 14
1.3 Психолого - педагогическая работа с детьми старшего дошкольного
возраста по развитию познавательной активности в условиях реализации требований ФГОС ДО 19
2 Система занятий по экспериментированию для старших дошкольников 27
2.1Содержание системы занятий по экспериментированию для старших дошкольников 27
2.2 Дидактическое обеспечение системы занятий 32
2.3 Результаты апробации системы занятий 37
Заключение 59
Список использованных источников 60
Приложения

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современных образовательных учреждений различного уровня [29,с. 5]. Итогом деятельности по усовершенствованию образовательного процесса в Российской Федерации стало введение в действие обязательных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех типов учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и для дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования разработаны на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В основе заложенных принципов важное место занимает необходимость «формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [53].
Специфика системы современного образования проявляется в том, что любое образовательное учреждение должно быть способно не только вооружать знаниями своего воспитанника, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать у них потребность в самостоятельном непрерывном овладении ими. Именно поэтому на первый план выступает задача реализации принципа активности в учении: создание оптимально направленных условий для выявления и развития способностей обучающихся, удовлетворения их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности [27].
Проблема развития познавательной активности - одна из приоритетных задач в педагогике. К ней обращаются психологи, педагоги и даже философы. В
Познавательная активность при этом, как правило, определяется как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей (И.Я Лернер, Р.А. Низамов, И.Ф. Харламов и др.).
Актуальность исследования заключается в том, что Федеральные государственные образовательные стандарты введены в действие недавно, и крайне необходимо изучить проблему развития познавательной активности дошкольников в новых условиях реализации требований ФГОС. При этом в стандарте дошкольного образования обозначено следующее, важно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [53, с. 2].
При этом в тексте ФГОС уточняются психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации образовательной Программы, среди которых называются:
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения [53, с.14-15].
Сложившаяся же реальная практика образовательной деятельности ДОУ (ДОО) далеко не всегда согласуется с требованиями ФГОС. Воспитатель на проводимых строго по расписанию занятиях по определённым предметам знакомит дошкольников с изучаемой темой в процессе беседы. По мнению большинства педагогов, родителей, да и руководителей разного ранга, именно в результате подобных действий и обеспечивается готовность к школе. При этом самостоятельная деятельность детей вне сетки занятий рассматривается в лучшем случае как способ закрепления нового материала, а чаще - как просто свободная деятельность, никого ни к чему не обязывающая [11, с.72].
Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между требованиями ФГОС дошкольного образования к развитию познавательной активности каждого ребенка согласно его личным возможностям и потребностям с помощью экспериментирования и необходимостью реализации образовательной деятельности в
условиях дошкольного учреждения.
Степень разработанности проблемы выглядит следующим образом. В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития познавательной активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его познавательной активности.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска») [29, с.4].
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Объект исследования: познавательная активность старших
дошкольников.
Предмет исследования: экспериментирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать систему занятий для старших дошкольников, основанную на экспериментировании и направленную на развитие их познавательной активности.
Гипотеза: развитие познавательной активности старших дошкольников будет эффективной, если:
- в образовательный процесс старшей подготовительной группы ДОУ включить элементы опытно-экспериментальной деятельности, определяющиеся планируемыми образовательными результатами в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- создать предметно-пространственную среду для организации опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников, соответствующую требованиям ФГОС ДО.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) исследовать структуру и особенности развития активности старших дошкольников;
3) изучить требования ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам в области развития познавательной активности старших дошкольников и определить направления психолого¬педагогической работы по развитию познавательной активности старших дошкольников;
4) разработать систему занятий по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие их познавательной активности в условиях реализации требований ФГОС ДО;
5) разработать дидактическое обеспечение организации опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста ;
6) провести апробацию системы занятий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Используемые в работе методы:
- теоретические (понятийно - терминологический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, изучение опыта педагогов по работе с проблемами развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации требований ФГОС и т.д.);
- эмпирические (см. приложения).
- статистические и математические методы исследования.
База исследования.
Сбор эмпирических данных проходил на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад «Белочка» п. Мотыгино
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Практическая значимость материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы воспитателей, психологов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития познавательной активности является одной из приоритетных задач в педагогике и психологии. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема.
Познавательная активность - определяется как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей (И.Я Лернер, Р.А. Низамов, И.Ф. Харламов и др.). На сегодняшний день задача развития познавательной активности является особенно актуальной и педагогам необходимо создавать оптимально направленные условия для выявления и развития способностей детей, удовлетворения их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
При проведении опытно - экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что без целенаправленной работы развитие познавательной активности происходит медленно, а при организации системы занятий через экспериментирование и при создании оптимальной предметно-пространственной среды для детей познавательная активность воспитанников значительно развивается.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.



1. Аграшева, В.Н. О познавательной активности / Начальная школа плюс до и после. - 2013. № 1. - С. 23-25.
2. Агишева, Н.С. Раскрытие содержательного понятия «познавательная активность» / Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 10-4 (19). - С. 6 -10.
3. Адаева, Н.А. Роль народной педагогики в педагогическом воспитании молодежи / Н.А. Адаева, В.А. Николаев // Вестник ТвГУ. - 2012. - №1. - С. 155 - 165.
4. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин; под. общ. ред. П.В. Алексеева - Москва : Знание, 1991. - 363 с.
5. Аминева, А. Г. Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования / ФЭН-Наука. - 2014. - № 11 (38). - С. 29 - 31с.
6. Барышева, Ю. Л. Я и мир вокруг: 1 класс: метод, реком. для учителя по курсу окружающего мира «Мир и человек» / Ю.А. Барышева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. - Москва: Дрофа, 1998. - 127 с.
7. Берман, Р.Е. Руководство по педиатрии / Р.Е. Бермана, В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1. - Москва: Медицина, 2007. - 380 с.
8. Боброва, И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13 00 08 / Боброва Ирина Александровна. - Санкт - Петербург, 2008. - 142 с.
9. Бочкарева, Е.В. Дидактическое обеспечение учебной деятельности студентов-заочников туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13 00 08 / Бочкарева Елена Владимировна. - Москва, 2007. - 156 с.
10. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва, 2005. - 208 с.
11. Вахрушев, А.А. Модель организации образовательной деятельности «Мы сами» как способ реализации ФГОС дошкольного образования
[ Электронный ресурс] / А.А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. - Режим доступа:
https://www. school2100.com/upload/iblock/bd3/Vahrushev.pdf
12. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - Москва: Педагогика, 1986. - 78 с.
13. Горячев, А.В Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» / А.В. Горячев // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 05. - С. 3-8.
14. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Грановская Р. М. - Санкт - Петербург: Лига - Пресс, 2000. - 560 с.
15. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский. - Москва: Инфа, 2007. - 576 с.
16. Густомясова, А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А.Л. Густомясова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 04. - С. 27-31.
17. Егоров, К.М. Теоретические основы формирования познавательной активности студентов в негосударственных учебных заведениях в условиях высшего профессионального образования / К.М. Егоров // II Вестник Поморского университета. - Архангельск, 2007. - №8. - С. 173-176.
18. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. - Москва: Просвещение, 1985. - 96 с.
19. Запорожец, А. В. Психология / А.В. Запорожец - Москва: Просвещение, 2005. - 283с.
20. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зубкова Татьяна Ильинична. - Екатеринбург, 1993. - 22 с.
21. Иванов, И.П. Актуальные проблемы развития психики ребенка / И.П. Иванов // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). - 2008. -№ 14. - С. 3-9.
22. Ивина, А.А. Философия: Энциклопедический словарь / Ивина А.А - Москва: Олма - Пресс, 2004. - 1072 с.
23. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития [Электронный ресурс] / Н.В. Игошина. - Режим доступа : http: //school2100.com/upload/iblock/464/Igoshina. pdf
24. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. - Москва: Педагогика, 2004. - 144с.
25. Истомина, З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте: автореф. докт. дисс. : 13.00.08 / Истомина Зинаида Михайловна. - Москва, 1975. - 124 с.
26. Казначеева, С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов/ С. Н. Казначеева. // Высш. образование сегодня. - 2006. - № 12. - С. 46-48.
27. Казначеева, С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Казначеева Светлана Николаевна. - Нижний Новгород, 2007. - 215 с.
28. Калмыкова, А.С. Поликлиническая педиатрия / А.С. Калмыковой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 720с.
29. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.07 / Киреева Ольга Владимировна. - Санкт - Петербург, 2008. - 20 с.
30. Клименко, Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Клименко Любовь Нардаевна. - Москва: 2004. - 27 с.
31. Кузина, А.Ю. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной
деятельности : учеб.-метод, пос. / Сост. А.Ю. Кузина. - Тольятти: ТГУ, 2009.
- 60 с.
32. Лебедева, С.А. Развитие образной памяти в дошкольном возрасте - одна из задач умственного воспитания в детском саду / С.А. Лебедева. Сб. - науч. тр. - Ульяновск, 2006. с. 44. - 56.
33. Линник, Р.В., Ревина В.А. Эксперементирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста / Р.В. Линник, В.А. Ревина. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2015. - № 46. - С. 1001-105.
34. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. - Москва : Наука, 2004. - 171 с.
35. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов / Т.Д. Марцинковская. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- 272 с.
36. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С.60-63. / URL: http://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf
37. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ В. С. Мухина.
- Москва: Дрофа, 2009. - 456 с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва: Русский язык, 2010. - 917 с.
39. Орлова, С.И. Рабочая программа курса «Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность» / С.И. Орлова. - Москва: МГУ, 2014. - 43 с.
40. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов.
- Москва: Норма, 2000. - 488 с.
41. Паршина, С.В. Проектная деятельность как средство достижения нового образовательного результата [Электронный ресурс] / С.В. Паршина. //
Начальная школа плюс до и после: Режим доступа:
http://school2100.Com/upload/iblock/6ac/6ac285771daa0aa131c62c8253329c07.p df
42. Петровский, А.В. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - Москва: Владос, 2011. - 494 с.
43. Поддъяков, Н.Н. Очерки психического развития дошкольников / Н.Н. Поддъяков. - Москва: Просвещение-Альфа, 2002. - 341с.
44. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника / Н.Н. Поддьяков; под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. // Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук РФ.- Москва: Педагогика, 2006. — 200 с.
45. Проскура, К.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.В. Проскура. - Киев, Радянська школа, 2005. - 128 с.
46. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохорова - Москва: Большая энциклопедия, 2008. - 1599с.
47. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 1992. - 222 с.
48. Сластенин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.
49. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - Москва : Первое сентября, 2010. - 44 с.
50. Тимошкина Н.В. Решение познавательных задач на уроках окружающего
мира [Электронный ресурс] / Н.В. Тимошкина // Начальная школа плюс до и после. Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/92f/92f7ed89c7fd009dc14b2852628263c5.p df
51. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой. Л.В. Трубайчук. - Москва : Восток, 2003. - 274 с.
52. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Фадина. - Николаев, 2004. - 68 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] от 17 октября 2013 года, № 1155. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637
54. Хуторской, А.В. Современная дидактика : уч. для вузов / А.В. Хуторской. - Санкт - Петербург : Питер, 2001. - 544 с.
55. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова.- Москва: Педагогика, 2012. - 208 с.
56. Шаталина, Г.З. Зайцева Л.П. Детское экспериментирование возраста «почемучек» / Г.З. Шаталина, Л.П. Зайцева. // Начальная школа плюс до и после - 2003. - № 10. - С. 65-67
57. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников /И. С. Штепина. // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита, 2011. - С. 89-91.
58. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щетинина. // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 (22). - С. 441-444.
59. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - Москва: Просвещение, 2009. - 160 с.
60. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко. // Вестник ОГУ. - 2004. -№2. - С. 81-83.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ