Введение
1 Сущность системы сбыта малых производственных предприятий на
рынке химической промышленности 8
1.1 Специфика функционирования малого производственного
предприятия 8
1.2 Лакокрасочная промышленность: особенности производства и
проблемы отрасли 12
1.3 Сущность сбытовой системы малого производственного
предприятия 21
2 Анализ системы сбыта ООО «БытХим» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ системы сбыта продукции на предприятии 41
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы сбыта ООО «БытХим» 58
3.1 Предложения по совершенствованию сбытовой деятельности ООО
«БытХим» 58
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных
мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности предприятия 64
Заключение 68
Список использованных источников
В настоящее время о развитии малого бизнеса в России говорят очень много, однако реальная ситуация показывает, что данная отрасль экономики еще нуждается в помощи и поддержке для приобретения необходимого опыта с целью завоевания своей ниши. Перед предприятиями малого бизнеса стоит множество препятствий в виде политики государства в области экономики, налоговой политики, правового обеспечения малого бизнеса, мер поддержки и других, преодолев которые, бизнес укрепляется и становится способным к дальнейшему росту и укреплению.
Сегодня условия для развития малого производственного бизнеса в стране не самые благоприятные. Только та фирма, которая имеет постоянное движение, находится в регулярном поиске лучших путей развития, способна выжить и обрести статус конкурентоспособного предприятия.
Открытие собственного дела считается способом развития личности, раскрытия его внутреннего потенциала и возможностей. Это мощный толчок для будущего бизнесмена, который предполагает наличие у него таких характеристик, как: креативность, смелость, упорство, находчивость и гибкость. В случае если предприниматель имеет стойкое желание развить свое дело, он будет стремиться совершенствоваться и приобретать новые деловые качества. От этого и зависит успех бизнеса.
Насыщенность рынка различными товарами сегодня диктует особые условия для выживания бизнеса. Чтобы не потерять свое место, фирмы вынуждены буквально бороться за потребителей. Это приводит к пониманию важности роли сбыта в деятельности фирмы.
Создание системы сбыта - важная стратегическая задача любой компании. Она требует принятия решений относительно ее задач, функций, стратегии, структуры. Некачественно проработанная сбытовая система ведет к низким продажам, потерям организации и возможному банкротству в будущем. Чтобы не допустить такой ситуации, руководству компании следует уделять
Однако эффективная деятельность предприятия в области сбыта продукции еще не гарантирует получение предприятием выручки от реализации и прибыли в достаточном объеме, но без эффективного управления сбытовой деятельностью предприятия, невозможно достичь высоких финансовых показателей деятельности и конкурентного преимущества. Это и обуславливает актуальность данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей сбытовой деятельности на рынке лакокрасочных материалов и разработка мероприятий по совершенствованию системы сбыта на малом производственном предприятии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить особенности функционирования малых предприятий в целом и в химической отрасли;
- дать общую оценку организационно-экономических показателей деятельности ООО «БытХим»;
- определить основные проблемы предприятия в области реализации товаров;
- проанализировать эффективность системы сбыта ООО «БытХим»;
- разработать мероприятия по улучшению сбытовой деятельности предприятия;
- дать экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «БытХим».
Предметом исследования является система сбыта на производственном предприятии.
Методологическую базу работы составляют труды отечественных, а так же зарубежных авторов в области менеджмента и стратегического управления.
Сбыт продукции на производственном предприятии имеет ключевое значение для успешной деятельности в современных условиях. Финансовое состояние компании во многом определяется эффективностью функционирования системы сбыта.
Система сбыта включает в себя логистику распределения, каналы сбыта, вид и форму, а так же маркетинг сбыта. Рациональное взаимодействие данных элементов позволяет предприятию повысить конкурентные преимущества и завоевывать новые сегменты сбыта.
В ходе исследования была рассмотрена система сбыта ООО «БытХим», проанализировано финансовое состояние предприятия, выявлены сильные и слабые стороны сбытового процесса.
Были решены следующие задачи:
- определены особенности функционирования малых предприятий в целом и в химической отрасли;
- составлена общая оценка организационно-экономических показателей деятельности ООО «БытХим»;
- определены основные проблемы предприятия в области реализации товаров;
- разработаны мероприятия по улучшению сбытовой деятельности предприятия;
- даны экономические обоснования предложенных мероприятий.
По данным проведенного анализа был сделан вывод о достаточно устойчивом положении ООО «БытХим» на рынке лакокрасочных материалов и о возможных перспективах развития.
Разработанные мероприятия в области сбыта продукции являются эффективными и представляют собой пути повышения эффективности реализации товаров, пути поиска новых потребителей, увеличения объема продаж и прибыли.
1. Henri Fayol. Administration Industrielle et Generale, 1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б. В. Бабина-Кореня. — М., 1923. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 28.08.2012.
2. Актуальные проблемы лакокрасочной отрасли и пути их решения [Электронный ресурс] : журнал для руководителей / Промышленная окраска. -
2015. - Режим доступа: http://industrial-coatings.ru/articles/aktualnye-problemy- lakokrasochnoy-otrasli-i-puti-ih-resheniya
3. Баркан, Д. И. Управление сбытом : учебное пособие / Д. И. Баркан.
- СПб.: Изд-во С. - Петербургского университета, 2013. - 341 с.
4. Березин, И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. / И. Березин - М.: Изд-во Вершина, 2014. - 480 с.
5. Березина, Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения экономической эффективности деятельности предприятия / Е. А. Березина. - Москва: МНИЖ, 2015. - С. 54-55.
6. Богданова, А. Р. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса малого предприятия по упрощенным формам бухгалтерской отчетности / А. Р. Богданова, А. Р. Богданов // Новый университет. Серия «Экономика и право».
— 2014. — №2.].
7. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом : учебное пособие / Г. Дж. Болт. - М.: МТ-Пресс, 2013. - 268 с.
8. Браун, К. Практическое пособие по стимулированию сбыта : учебное пособие / К. Браун. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ Контакт»; ИНФРА-М, 2010. - 382 с.
9. БытХим [Электронный ресурс] : Режим доступа:
http://bythim.ru/katalog/
10. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/
11. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / И. Н. Герчикова. - Москва : Юнити-Дана, 2016. - 511 с.
12. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://fedstat.ru/
13. Исмагилова, Г. Н., Мансуров, Л. Д. Сущностные особенности развития малого и среднего бизнеса / Г. Н. Исмагилова, Л. Д. Мансуров // Экономические науки. - 2013. - №12. С. 69-72.
14. Как провести анализ ликвидности баланса предприятия [Электронный ресурс] : Финансовый директор. - Режим доступа: https://fd.ru/articles/158948-analiz-likvidnosti-balansa-predpriyatiya-17-m11
15. Как создать систему сбыта [Электронный ресурс] : онлайн-проект для решения задач в менеджменте - Режим доступа: https://delovoymir.biz/kak- sozdat-sistemu-sbyta.html
16. Кемаева, С. А., Бондаренко, В. В. Анализ упрощенных форм бухгалтерской отчетности малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №26. - С. 49-58.
17. Лакокрасочная отрасль [Электронный ресурс] : Вестник химической промышленности. - 2017. - Режим доступа: http://vestkhimprom.ru/
18. Махмудова, М. М., Королева, А.М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в тюменской области / М. М. Махмудова, А. М. Королева // Вестник Пермского университета. - 2015. - №1. - С. 69-78.
19. Наумов, В. Н. Стратегический маркетинг: учебник / В. Н. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
20. Наумов, В. Н. Управление взаимодействием в системе сбыта : теория, методология, стратегии / В. Н. Наумов. - СПб.: Политехника-сервис, 2014. - 289 с.
21. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция)
22. Обзор рынка лакокрасочных материалов [Электронный ресурс] : ведущий российский портал бизнес-планов. - Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-lakokrasochnykh-materialov/
23. Опора России : общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://opora51.ru/smallbprobs.html.
24. Рагулина, Ю. В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития / Ю. В. Рагулина // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-1. - С. 633-635.
25. Система сбыта [Электронный ресурс] : Национальная энциклопедическая служба России - Режим доступа: http://vocable.ru/
26. Соколова, Т. В. Развитие сбыта, или чем сбыт отличается от тактических продаж / Т. В. Соколова // Управление продажами. - 2013. - № 6. - С. 33-46.
27. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.
28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.gks.ru/
29. Филобокова, Л. Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Л. Ю. Филобокова // Госсоветник. - 2014. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k- otsenke-i-upravleniyu-ustoychivym-razvitiem-malogo-predprinimatelstva
30. Шевень, Л. Н. Сущность сбыта в логистической деятельности [Электронный ресурс] : Л. Н. Шевень // Гуманитарные научные исследования. -
2016. - № 12. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/12/17997
31. Шилько, И. С. Совершенствование управления системой сбыта продукции предприятия на основе взаимодействия маркетинга и логистики / И. С. Шилько // Перспективы науки и образования. - 2013. - №2. - С. 164-171.