Введение 7
1Факторы эффективности и пути оптимизации малого производственного предприятия 10
1.1 Классификация факторов, влияющих на повышение эффективности
деятельности малого предприятия 10
1.2 Пути повышения эффективности деятельности малого
предприятия 22
2Анализ деятельности ООО «Авортика» 27
2.1 Анализ отраслевого рынка 27
2.2 Краткая характеристика предприятия 36
2.3 Финансовый анализ 44
3Предлагаемые мероприятия по оптимизации деятельности малого производственного предприятия 55
3.1 Разработка мероприятий по оптимизации деятельности
предприятия 55
3.1.1 Мероприятие по смене поставщика материалов 55
3.1.2 Мероприятие по повышению качества дополнительных
услуг 59
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по оптимизации
деятельности предприятия 61
Заключение 65
Список использованных источников 67
Оптимизация деятельности малого бизнеса занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. В связи с увеличением конкуренции, повышением предпринимательских рисков, глобализацией бизнеса на современном этапе развития экономики данная проблема становится особенно актуальной. Необходимость решения проблем роста эффективности производства связана с нестабильным состоянием российской экономики и приобретает особую актуальность.
Одним из необходимых условий грамотного принятия управленческих и предпринимательских решений на современных предприятиях является оценка эффективности производства.
В современных условиях руководители предприятий особенно акцентируют внимание на калькулирование себестоимости продукции. Величина себестоимости обратно пропорциональна величине прибыли (при условии, что цена продукции не изменится). Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль - данный аспект является важнейшим показателем эффективности деятельности, что особенно важно для каждого предприятия. По этой причине значительная доля усилий руководства ориентирована на сокращение расходов и затрат, напрямую связанных с производством готовой продукции.
Одной из наиболее актуальных проблем большей части российских предприятий является неконтролируемый и необоснованный рост затрат. Перед руководством предприятий сегодня стоит важнейшая задача, связанная с эффективным управлением издержками производства.
Повышения финансовых результатов деятельности предприятия, увеличения эффективности производства и максимизации прибыли невозможно достичь без эффективного управления расходами на производство и реализацию продукции. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Теоретические аспекты, связанные с повышением эффективности деятельности предприятия рассмотрены в трудах множества экономистов.
Важнейшие наработки, затрагивающие различные нюансы экономической эффективности производства, рассматриваются в трудах таких зарубежных авторов как: Ансофф И., Дорнбуш И, Котлер Ф. Томпсон А., Фишер С., Харрод Р., Шумпетер Й. и др. В отечественной науке проблемой экономической эффективности производства занимались Балашевич М.И., Буров В.Ю., Гинзбург А.И., Муравьев А.И., Савицкая Г.В., Соломатин А.Н., Чепуренко А.Ю., и другие.
Объектом исследования является малое производственное предприятие ООО «Авортика».
Предмет исследования - пути повышения эффективности деятельности малого производственного предприятия ООО «Авортика».
Цель исследования - разработка мероприятий по оптимизации деятельности малого производственного предприятия ООО «Авортика».
В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предприятия;
- выявить пути повышения эффективности деятельности малого предприятия;
- провести анализ отраслевого рынка;
- охарактеризовать ООО «Авортика»;
- провести финансовый анализ ООО «Авортика»;
- разработать мероприятия по оптимизации деятельности малого предприятия;
- провести расчет и оценку экономической эффективности мероприятий по оптимизации деятельности предприятия.
В работе использовались следующие общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы и приемы финансово-экономического анализа, а также методы группировки и сравнения.
Информационной базой исследования послужили труда отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий и сети Интернет, справочно-правовых систем и электронных средств массовой информации.
Также источниками информации в ходе исследования послужили:
- организационно-распорядительные документы предприятия;
- управленческая и бухгалтерская отчетность ООО «Авортика» за 2014¬2017 гг.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала, связанного с выявлением факторов и путей оптимизации малого производственного предприятия.
Практическая значимость работы состоит в возможности разработки комплекса мероприятий по оптимизации деятельности исследуемого предприятия.
Работа состоит из введения, основной части и заключения, а также содержит список использованных источников.
В экономической жизни государства и экономики в целом малый бизнес является важным звеном. Говоря о малом бизнесе, принято считать, что данные предприятия характеризуются следующими показателями:
- невысокая численность персонала;
- малый ассортимент продукции;
- невысокая производственная мощность;
- высокая оборотность капитала;
- ориентирование на местный рынок.
Роль такого вида деятельности неоднозначна. Предприятия малого бизнеса способствуют развитию местного рынка, занятости населения, а также конкуренции в определенном сегменте рынка. Благодаря близости к рынку, малые предприятия имеют значительные шансы на успех.
Малые предприятия в нашей стране занимают немаловажное место в экономической среде. Малый бизнес является важным элементом народного хозяйства, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В ходе исследования было проведен практический анализ деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Авортика».
ООО «Авортика» - малое предприятие, оказывающее комплекс услуг по производству и продаже жалюзи.
Финансовая работа на предприятии организована недостаточно эффективно и требует совершенствования в системе контроллинга как подсистемы управления предприятием. В целом, принимаемые руководством компании решения по развитию и организации деятельности носят интуитивный характер и, как правило, не обосновываются соответствующими расчетами.
Уступая место решению текущих дел, планирование отодвигается на второй план вследствие отсутствия у руководства четкого понимания целей и сложности ориентации в рыночных условиях. Нечеткие цели и отсутствие технологии финансового планирования в ООО «Авортика» приводят к тому, что сотрудники готовят документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономике предприятия.
На основании проведенного анализа выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать руководству в будущих периодах: получение предприятием убытка в анализируемом периоде, высокая себестоимость производимых товаров, уход потенциальных клиентов к прямым и косвенным конкурентам.
Учитывая тот факт, что факторы внешней среды силами предприятия изменить невозможно, основной упор при разработке мер совершенствования деятельности ООО «Авортика» сделаны на внутренние резервы предприятия. В ходе исследования были предложены мероприятия по смене поставщика материалов с целью снижения расходов на закуп и по повышению качества дополнительных услуг.
Произведенные расчеты свидетельствуют, что при применении предложенных мероприятий чистая прибыль может увеличиться на 495 тыс. руб. и на каждый вложенный в мероприятие рубль исследуемое предприятие получит дополнительно 1,65 руб. прибыли. Кроме того, каждое из предложенных мероприятий позволит получить и обратный эффект, т.е. повысить устойчивость экономической составляющей ООО «Авортика».
1 Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации: пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна: учебник / И. Адизес. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
2 Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
3 Анискин, Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / Ю.П. Анискин. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 5 с.
4 Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учебное пособие / М.И. Балашевич. - БГЭУ, 2014. - 335 с.
5 Буров, В. Ю. Малое предпринимательство в России: учебник / В.Ю. Буров. - Иркутск, 2015. - 280 c.
6 Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. - Чита, 2016. - 441 с.
7 Валевич, Р.П. Экономика предприятия: учебное пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Высшая школа, 2016. - 367 с.
8 Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2015. - 520 с.
9 Вечканов, Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов. - М.: Эксмо, 2017. - 448 с.
10 Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности / В.М. Власова. - М.: Дашков и К, 2014.- 303 с.
11 Гинзбург, А. И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий: система налогообложения, поддержка малого бизнеса, вопросы рентабельности и прибыльности: учебник / А. И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2017. - 223 с.
12 Глухов, В.В. Экономика малого предприятия: учебник / В.В. Глухов. - СПб.: «Специальная Литература», 2016. - 25 с.
13 Гребнева, А.И. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов / А.И. Гребнева. - М.: Экономика, 2014. - 238с.
14 Драгунова, Е. В. Средний бизнес в России - реальность и перспективы / Е. В. Драгунова, Т. А. Финки // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2017 - № 9. - C. 180-189.
15 Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента: пер. с англ.: учебник / Ф. Питер Друкер. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2016. - 398 с.
16 Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса / Т. В. Епифанова // Учет и статистика. - 2017. - № 4. - С. 102-107.
17 Карпов, Э. А. Организация производства и менеджмент: учебное пособие; допущено МО РФ / Э. А. Карпов. - Старый Оскол: ТНТ, 2015. - 768 с.
18 Кашинова, Н.Э. Особенности антикризисного управления персоналом на предприятиях малого бизнеса / Н.Э. Кашинова // Малый бизнес в инновационной экономике региона: проблемы и перспективы развития. - Смоленск, 2016. - С. 55-60.
19 Кетько, Н.В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / Н.В. Кетько, Р.Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. — 2017. — № 9 Вып. 1(191). — С. 23-28.
20 Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием: учебник / Л.А. Колесникова. - М., 2016. - 103 с.
21 Круглова, Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КНОРУС, 2015. - 544 с.
22 Крутик, А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике: учебник / А.Б. Крутик // Проблемы современной экономики, 2016. - №2. С. 144-158.
23 Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 454 с.
24 Лядова, Е.В. Особенности инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства на разных этапах жизненного цикла / Е.В. Лядова. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №6. - С. 105-112.
25 Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского: учебник / Г. Минцберг. - СПб..: Питер, 2016. - 512 с.
26 Мошкин, И.В. Исследование процессов современного предпринимательства: учебник / И.В. Мошкин. - Директ-Медиа, 2016 год. - 342 с.
27 Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие для вузов / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. - 2-е изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2016. - 142 с.
28 Набатников, В.М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.М. Набатников. - Ростов-на Д.: Феникс, 2016. - 256 с.
29 Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия. / Л. Н. Нехорошева. - Мн.: Высшая школа», 2013. - 360 с.
30 Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия): учебник / К.А. Раицкий - 4-е изд..,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. - 665 с.
31 Русак, Е.С. Экономика предприятия: Курс лекций. / Е. С. Русак. - Мн., 2015. - 244 c.
32 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: ИП Экоперспектива, 2016. - 741 с.
33 Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.П. Самарина. - М.: КНОРУС,2016. - 224 с.
34 Светник, Т.В. Менеджмент на малом и среднем предприятии: учебник / Т.В. Светник. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2016. - 175 с.
35 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учебник / И.В. Сергеев, И.И Веретенникова. - М.: Юрайт, 2016. - 672 с.
36 Сивенок, А. И. Перспективы развития малого бизнеса в России / А.И. Сивенюк // Молодой ученый, 2017. - №7. - С. 293-294.
37 Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 295 с.
38 Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики / Т.А. Туренко // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2016. - №5. - С.223-227
39 Франовская, Г.Н. Малый бизнес: учеб. пособие для вузов / Г.Н. Франовская. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2015. - 228 с.
40 Франовская, Г.Н. Основы предпринимательства: учебник / Г.Н. Франовская. - Воронеж, 2016. - 7 с.
41 Чепуренко, А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: учебник / А.Ю. Чепуренко. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2017. - 324 с.
42 Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 382 c.