Введение 6
1 Тенденции и проблемы развития рыбной отрасли экономики РФ 8
1.1 Отрасль рыбного хозяйства РФ: состояние, динамика, структура,
региональное размещение 8
1.2 Проблемы стратегического управления товарным ассортиментом в
отрасли: методы, технологии, проблемы 25
2 Анализ состояния и динамики стратегического управления ассортиментом
ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 43
2.1 Общая характеристика ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 43
2.2 Анализ внешне и внутри организационной среды ООО «Назаровское
рыбное хозяйство» 60
2.3 Анализ организации стратегического управления товарным
ассортиментом ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 78
3 Разработка системы мероприятий повышения эффективности управления
товарным ассортиментом ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 83
3.1 Организационно- экономические мероприятия повышения
эффективности стратегического управления товарным ассортиментом ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 83
3.2 Экономическое обоснование внедрения системы мероприятий
стратегического управления товарным ассортиментом ООО «Назаровское рыбное хозяйство» 92
Заключение 97
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что становление стратегического управления на предприятиях сталкивается с рядом методологических трудностей, одна из которых - выбор эффективной стратегии развития предприятия. Процесс разработки эффективной стратегической деятельности предприятия любой отрасли является многогранной и сложной задачей, которая требует рассмотрения базовых (эталонных) стратегий, основных теоретических подходов к формированию стратегии, выявления ряда альтернативных стратегий и определения критериев их эффективности, приемлемых для специфики сферы деятельности предприятия.
Управление - стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил. Управление, в широком понимании этого термина - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Стратегическое управление - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как базу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные конфигурации в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и дозволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выжить в длительной перспективе, достигая при этом собственных целей [1].
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и многофункциональные зоны организации.
Суть и значение малого бизнеса заключается в том, что он является:
- ведущим сектором рыночной экономики;
- составляет основу мелкотоварного производства;
- определяет темпы экономического развития;
- осуществляет структурную перестройку экономики;
- обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса;
- реализацию инноваций;
- дополнительные рабочие места;
- имеет высокую мобильность;
- формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников, способствует ослаблению монополизма, развития конкуренции [2].
Теоретические аспекты стратегического управления предприятием рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых: Р. Акоффа, И. Ансоффа, У. Кинга, М.Е. Портера, А.Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, А. Чандлера, Д. Шендела, Г. Минцберга, А.Т. Зуба, Б.М. Мизюка и других.
Основной целью стратегического менеджмента является достижение оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности предприятия путем разработки эффективной стратегии. Поэтому актуальным является исследование теоретико-методологических проблем стратегического управления и его роль в развитии организации.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию стратегического управления товарным ассортиментом предприятия.
Поставленная цель обусловила выполнение следующих трёх задач:
1. Провести обзор тенденций и проблем развития рыбной отрасли РФ.
2. Проанализировать деятельность ООО «Назаровское хозяйство».
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности управления товарным ассортиментом, рассчитать экономическую эффективность предлагаемых нововведений.
Объектом исследования в работе выступает предприятие ООО «Назаровское рыбное хозяйство», г. Назарово.
Предметом исследования в работе является стратегическое управление малым предприятием.
В ходе исследования была проанализирована деятельность ООО «Назаровское рыбное хозяйство», предложены мероприятия по совершенствованию стратегического управления товарным ассортиментом, рассчитана эффективность мероприятий.
Для достижения цели работы была изучена основная деятельность компании, проведен анализ внутренней и внешней среды. Так же был составлен СТЭП - анализ.
Выявлены семь основных проблем отрасли рыбного хозяйства РФ:
1. Недостаточность самостоятельных торговых точек;
2. Многозвенность в каналах сбыта готовой продукции;
3. Закупка малька несовершенного стандарта приводит к увеличению продолжительности производственного цикла доведения данной породы до товарной продукции;
4. Несовершенство в технологических и производственных процессах по интенсивному выращиванию мальков до товарной рыбы;
5. Высокая трудоемкость многих операций в рамках производственного цикла;
6. Отсутствие устойчивого обеспечения дешевыми кормами для набора рыбой товарных кондиций;
7. Отсутствие встроенных механизмов бизнес-процессов в производственно-технологических процессах выращивания и откорма рыбы (недостаточно проработаны схемы внутрипроизводственного разделения труда, кооперирование, устранение излишних звеньев в производственных процессах).
Были выявлены основные проблемы деятельности предприятия.
При анализе внутренней и внешней среды предприятия было выявлено:
- проблемы со сбытом продукции;
- сезонность товара (летом продажи падают);
- предприятие предоставляет широкий ассортимент живой рыбы;
- высокая доля запасов в ОС;
- устаревшая модель сбыта продукции;
- отсутствует повышение квалификации кадров;
- мобильная структура активов.
1. Синенко В.С. О состоянии и перспективах развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации // Рыбное хозяйство. — 2009. — № 2. — с. 36 — 38.
2. Бородин В.Ю. Возрождение отечественного промысла в Мировом океане // Рыбное хозяйство. — 2011. — № 4. — с. 19 — 20.
3. Дремлюга А.А. От моря до прилавка // Рыбное хозяйство. — 2010. — № 6. — с. 20 — 21.
4. Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года" [Электронный ресурс]: утв. Минсельхозом РФ от 10.09.2007НПА ред. от 9.04.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Круглова Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент. - М.: Высшее образование, 2014.
6. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. «Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320с
7. Манн, И. Маркетинг на 100 %: Как стать хорошим менеджером по маркетингу / И. Манн. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 312 с.
8. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2009. - 672 с.
9. Зубков, А.Н. Промышленный маркетинг / А.Н. Зубков. — М.: Анкил, 2011. — 256 с.
10. Леонов, А. Ассортиментная политика предприятия: сущность, содержание, структура / А. Леонов // Предпринимательство. - 2012. - № 3. - С. 98-108.
11. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Краснояр. Гос. Торг.- экон. Ин- т. - Красноярск, 2008. - 278 с.
12. Елкин, С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом / С.Е. Елкнн // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 9. - С. 48-55.
13. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг / С.Г. Чуваков. - М.: Дашков и К., 2010. - 272 с.
14. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / И.В. Котляревская, УГТУ - УПИ, 2012. — 214 с.
15. Глубокий, С.В. Маркетинг для профессионалов. Практическое пособие / С.В. Глубокий. - Минск: Промкомплекс, 2012. - 112 с.
16. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: Учебное пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень. - М.: Экономистъ, 2012. - 223 с.
17. Сахиров, А.Г. Маркетинг: Учебное пособие / А.Г. Сахиров. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 744 с.
18. Официальный сайт ООО «Назаровское рыбное хозяйство». - Режим доступа: https://www.нрх24.рф/
19. Багиев Г.Л. Маркетинг. Задачи и ситуации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
20. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник / А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон .- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .- 578 с. - Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.
21. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент. - Спб.: Питер, 2013.
22. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: [учеб. пособие для вузов] / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 376 с.
23. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец.и напр. / А. И. Ильин. - 3-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2016. - 682 с.
24. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; [пер. с англ.]. - М.: Питер, 2014. - 334 с.
25. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
26. Минпромторг [Электронный ресурс] -
https://www.kp.ru/online/news/1876387
27.Чеботарева, М. С. Анализ и оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия (на примере ОАО Молочного комбината «Воронежского») / М. С. Чеботарева // Молодой ученый: ежемесячный научный журнал - 2012. - №4. - С. 184-186.
28. Чечевицына, Л. Н. Микроэкономика: Экономика предприятия (фирмы). - М.: Феникс, 2012. - 443 с. 12.
29. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Питер, 1999.
30. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2014.
31. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015.
32. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2014.
33. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2013.
34. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
35. Попов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
36. Стратегический учёт. //Под ред. В. Э. Керимова. -М.: Омега-Л, 2015.
37. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М: ИНФРА-М, 2013.
38. Государственная программа Российской Федерации. Развития рыбохозяйственного комплекса. Федеральное Агентство по рыболовству. [Электронный ресурс]. URL:http://www.fish.gov.ru/activities/Documents/.pdf.
39. Руководство для рыбоводов- любителей[Электронный ресурс]:база
данных содержит информацию о выращивании рыбы. - Режим
доступа:http://dereksiz.org/rukovodstvo- dlya- ribovodov- lyubitelej- moskva- kolos- 2000- bbk- 47.html?page=6
40. Тим Кларк, Александр Остервальдер, Ив Пинье. Твоя бизнес- модель: Системный подход к построению карьеры. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 260 с.
41. Яновская Н.В., Ядыкнна Е.А., Храмцова A.M. Мировое производство
рыбной продукции.// М.: ВНИРО, 2007.-е. 350.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/obosnovanie-i-razrabotka-tekhnologii- okhlazhdeniya-ryby-v-ldo-vodo-solevoi-sisteme#ixzz5HxFWTCd6
42. Рыбохозяйственный комплекс России в 2006 году (Белая книга).-М.: ВНИЭРХ.- 2017.-152с.
43. Ушачев И.Г. Направления развития сельского хозяйства России на долгосрочный период.- М.: Экономика сельско-хозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 12. - 2017.- С. 7-13.
44. Николаев М., Махотаева М. Эволюция государственной экономической политики России. - М.: Мировая экономика и международные отношения. - 2013.-№8. -С. 65-69.
45. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. - М.: ЭКО, №9. - 2017. - С. 2-29.
46. Ковалев Е.В. Новые аспекты мировой продовольственной проблемы. - М.: Мировая экономика и международные отношения, 2015, №9. - С. 6,7.;
47. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics
48. Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбных товаров [Электронный ресурс]:база данных содержит информацию свойствах рыбы как товара. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6216428/
49. Факторы, сохраняющие качество товаров[Электронный ресурс]:база данных содержит информацию качествах рыбы как товара. - Режим доступа:https7/studfiles.net/preview/5912259/page:4/
50. Интернет - портал Flagma [Электронный ресурс] : база данных
содержит сведения о товарах. - Режим
доступа:https://almaty.flagma.kz/kombikorma- dlya- ryb- o1999481.html
51. Официальный сайт ООО "Балтийская аквакультура". - Режим доступа:http://balticaqua.ru/contacty
52. Официальный сайт АО "БиоПро". - Режим доступа: https://biopro-
company.tiu.ru/p299749208- korm- dlya- foreli.html