Введение
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Общие представления об акробатике как виде спорта, структура
физической подготовки акробатов 6
1.2 Этап спортивного совершенствования акробатов 11
1.3 Планирование тренировочных нагрузок акробатов на этапе
спортивного совершенствования 17
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Методы организации исследования 30
2.2 Организация исследования 32
3 Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1 Разработка современного комплекса упражнений для акробатов на
основе совершенствования физической составляющей подготовки 35
3.2 Оценка физической подготовки акробатов 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Актуальность. Многие виды спорта не в полной мере оснащены современными программами, методиками подготовки квалифицированных спортсменов, что затрудняет процесс совершенствования спортивного мастерства занимающихся. Одним из таких видов является спортивная акробатика, где недостаточно конкретизировано и систематизировано содержание тренировочного процесса акробатов. Научные исследования содержания тренировочного процесса акробатов немногочисленны и носят фрагментарный характер [1; 4].
Постоянный рост спортивных результатов возможен только на основе непрерывного совершенствования содержания тренировочного процесса.
Спортивная акробатика достигла значительных высот в своем развитии, увеличилась численность занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысились динамизм и красота упражнений.
Однако обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства занимающихся: недостаточная разработанность планирования и организации учебно-тренировочного процесса, а также отсутствие конкретизированного и систематизированного содержания тренировочной нагрузки на этапе спортивного совершенствования, что и определяет актуальность нашего исследования.
Исходя из этого, сформулирована тема исследования «Повышение эффективности тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования ».
Объект исследования: тренировочный процесс акробатов в группах спортивного совершенствования.
Предмет исследования: тренировочный процесс акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: конкретизировать и систематизировать содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования: Конкретизация и систематизация содержания тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования позволят совершенствовать физическую подготовленность занимающихся и улучшить соревновательный результат.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по подготовке акробатов, содержание тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования .
2. Выделить особенности каждого элемента структуры и проанализировать требования к содержанию тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования
3. Выявить эффективность предложенного микроцикла в процессе подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Для реализации выделенных задач в работе использованы следующие методы научно-педагогического исследования: изучение и анализ научно¬методической литературы, обобщение опыта спортивной деятельности, педагогическое наблюдение.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики
1. Проведённое исследование по изучение физической подготовки акробатов позволяет говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы.
На основании выше изложенного делаем следующие выводы:
Базовыми упражнениями в содержании тренировочного процесса акробатов на этапе спортивного совершенствования являются упражнения технической направленности, силового характера, элементы хореографии. С помощью базовых элементов строится процесс тренировки спортсменов и основа соревновательных упражнений. Качество исполнения базовых элементов характеризует спортивное мастерство акробатов и влияет на соревновательный результат.
2. Построенная модель микроцикла тренировочной нагрузки имеет следующие компоненты:
- структура тренировочного занятия включает подготовительную, основную и заключительную части;
- подготовительная часть включает комплекс беговых и общеразвивающих упражнений, индивидуальную подготовительную работу, выступающую в роли специальной технической подготовки (статические и динамические элементы);
- основная часть содержит техническую и физическую подготовку (работа в составах, прохождение соревновательных композиций) и дополнительную групповую работу («работа над ошибками»);
- заключительная часть содержит общую и специальную физическую подготовку;
- четыре вида нагрузки (модельная, ударная, соревновательная, восстановительная);
- варьирование количеством повторений базовых упражнений в процессе тренировки в соответствии с целевым назначением дня (видом тренировочной нагрузки);
- результаты тестирования показателей (X±m) специальной физической подготовленности акробатов группы спортивного совершенствования.
3. Анализ результатов тестирования показателей специальной физической подготовленности акробатов говорит о том, что мы выявили эффективность предложенного недельного микроцикла в процессе подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.
1. Анцыперов В.В., Горячева Н.Л., Трифонов В.В., Гордеев И.В. Изучение двигательной деятельности нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике на этапе специализированной подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2
2. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.К, Как готовить чемпионов. М.: Физкультура и спорт, 2004. 328 с.
3. Баршай В.М. Спортивная акробатика : учеб. для ин-тов физ. культуры. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. М. : Физкультура и спорт, 1984. 238 с.
4. Беспалова Т. А. Формирование физической культуры как средства коррекции психологического статуса школьников // Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования: сб. науч. ст. Елабуга, 2015. С. 22—26
5. Боброва Г.Н. Работа с детьми // Поэзия движения. - Л.: Лениздат, 1987, с. 89 - 106.
6. Болобан В. Н. Обучение акробатическим упражнениям балансового типа движений системы тел / В. Н. Болобан // Наука в олимп. спорте. — 2008. — 1 1. — С. 24—32
7. Болобан В. Н. Современная педагогическая технология обучения акробатическим упражнениям возрастающей сложности: метод. рекомен. / В. Н. Болобан. — К.: КГИФК,1990. — С. 3—25
8. Гавердовский Ю. К. Не только по программе (о специализированной технической подготовке в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — Вып. 2. — С. 18—29
9. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. — М.: Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.
10. Гинкевич И. В. Методика организации и проведения занятий по формированию «школы движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложно-координационных видах спорта. Москва : Национальный книжный центр, 2015. 208 с.
11. Гинкевич И. В. Методика проведения занятий на середине зала с усложненными элементами по формированию «школы движений» в сложно- координационных видах спорта на всех этапах подготовки. Часть 4. Москва : Национальный книжный центр, 2016. 304 с.
12. Гинкевич И. В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложно-координационных видов спорта. Часть 3. Книга 1. Москва: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
13. Загревский О.И., Загревский В.О. План-программа тренировочного процесса гимнастов // Вестник ТГПУ: приложение к журналу «Образование в Сибири». Специальный выпуск, посвященный 60-летию профессора, чл.-корр. СО РАН В.А. Дмитриенко. Томск : Том. гос. пед. ун-т, 1998. С. 45-47.
14. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. - М.: ФиС, 1985. -96 с.
15. В.Н., Кривенко A.B. Педагогическая оценка
интенсивности тренировочной нагрузки гимнастов. Гимнастика, 1976, вып. I, с. 13-15.
16. Коркин В.П. Акробатика. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
17. Коркин В.П. Спортивная акробатика : учеб. для институтов физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1981. 184 с.
18. Менхин, Ю.В. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастами-акробатами / Ю.В. Менхин, Г.К. Савенкова // Физическая культура. -2015. № 2. - С. 28-31
19. Назаров В.Т. О взаимных перемещениях звеньев тела спортсмена в свободном падении // Теория и практика физ. культуры, 1970, № 6. с. 31 - 34.
20. Нижниковски Т., Вишниовски В., Болобан В.Н. Программные компоненты специальной технической подготовки юных акробатов // V Международный научный конгресс "Олимпийский спорт и спорт для всех". Минск, 2001, с. 242.
21. Николаев Ю.К. Акробатика в пионерском лагере. - М.:Просвещение, 1966. - 92 с.
22. Пархаева, О.В. Воспитание физических качеств у студентов технологического института на занятиях физической культурой / О.В. Парха- ева, Ю.Е. Судакова, Г.М. Ильмушкин // Научное мнение. - СПб., 2014. - № 9. - С. 54-61
23. Садовски Е. Компоненты структуры технической подготовки акробатов / E. Садовски, B. Болобан, A. Масталеж, T. Ниж-никовски // Теория и практика физ. культуры. — 2003. - № 9. — С. 19—23
24. Садовски Е. Структура координационных способностей спортсменов, специализирующихся в спортивных единоборствах // Наука в олимпийском спорте, 2000, № 2, с. 5 - 9.
25. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.
26. Соколов Е.Г. Акробатика. М. : Физкультура и спорт, 1973. 160 с.
27. Спортивная акробатика // Под. ред. В.П. Коркина. - М.: ФиС, 1981. - 238 с.
28. Шлемин А.М. Юный гимнаст. - М.: ФиС, 1973. - 376 с.
29. Абсалямов Т М. Планирование, контроль и управление подготовкой спортсменов спортивного совершенствования в циклических видах спорта // Научные труды ВНИИФК. - М.: ВНИИФК, 1996. - С. 4-27.
30. Болобан, В.Н. Методика отбора детей для занятий акробатикой / В.Н. Болобан / Спортивная акробатика. - Киев: Вища школа, 2008. - С.18-32.
31. Болобан В. Н. Обучение акробатическим упражнениям балансного типа движений системы тел // Наука а олимпийском спорте, 2008. - № 1. - С. 24 - 32.
32. Гибаддулин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки [Электронный ресурс]: дне. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М.: РГБ, 2005. - 309 с.
33. Дополнительная образовательная учебная программа «Спортивная акробатика» / составитель: Савоник Л.В. -Мурманск, 2008. - 39 с.
34. Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная акробатика» (для детей и подростков 7-18 лет, обучающихся до 21 года) / авторы: Берлинских С.Ю., Гонцова Е. Ю. - 2008. - 96 с.
35. Кызим П.Н. Акробатический рок-н-ролл / П.Н. Кызим, В.Г. Алабин, Ю.К. Макурин. - Харьков: Основа, 1999. - 116 с.
36. Малиновский С.К. Методика совершенствования специальной физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации / С.К. Малиновский: дис...канд. пед. наук. - Хабаровск, 2003. - 172 с.
37. Нестерова Татьяна. Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Татьяна Нестерова / Наука в олимпийском спорте. - 2007. - N1.- С. 66-73.
38. Пилюк Н.Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации / Н.Н. Пилюк / дне. доктора пед.наук: 13.00.04. - М: РГБ, 2003. - С4-10.
39. Платонов В., Сахновский К., Озимек М. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки / В. Платонов, К. Сахновский, М. Озимек. - Наука в олимпийском спорте. - 2004.- 1. - С. 3-13.
40. Программа спортивной подготовки ГБУ «Спортивная школа № 29 «Хамовники» Москомспорта по акробатическому рок-н-роллу / В.Я. Кан, С.В. Белград, В.А. Иванов, С.Г Яшаров, К.Г. Левков. - М., 2013. - 59 с.
41. Рузиев А.А. Научно-методические основы многолетней подготовки квалифицированных юных борцов: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1999. - 30 с.
42. Сахновский К.П. Теоретико-методические основы системы многолетней спортивной подготовки / К.П. Сахновский: дис. .д-ра пед. наук. - К., 1997. - 318 с.
43. Шебалдина О.В. Комплектование составов женских акробатических групп на этапе специализированной подготовки с учетом показателей телосложения, моторики и личностных особенностей спортсменок: Дис.канд. пед. наук / О.В. Шебалдина. - Волгоград, 2004. - 126 с.
44. Batieieva N.P., Optimization of the training process with skilled athletes
acrobatic rock and roll in the annual preparation of macrocycles based on model characteristics. //Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.8, pp. 3-8.
http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.1022947.
45. Botoban W., Wisniowski W., Plaza M., Niznikowska E., Niznikowski T. The elements of sports orientation theory at the recrutrment for coordinationaly complex sports disciplines. Directions of development of scientific research in sports training. Czestochowa: Faculty of management Technical University of Czestochowa, 2004, P. 9 - 12.
46. Zaporozhanov V.A., Kochanowicz K., Kochanowicz A., Improvement of comprehensive assessment of specially trained childhood and adolescence gymnasts. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.10, pp. 3-7. http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.10482.
47. Kozhanova O.S. Compatibility of sports-women at a selection in
commands on group exercises of calisthenics taking into account their technical and special preparedness. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol. 2, pp.34-
37.http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.639188.
48. Lyulina N.V., Zakharova L.V., Vetrova I.V. Effect of complex acrobatic elements in the development of physical skills of preschool children. Physical education of students, 2013, vol. 4, pp. 59-62. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.662618.
49. Omelyanenko VI. Complex integrated method of improvement of sports ballroom dance perfomance. Physical education of students, 2014, vol. 6, pp. 49- 53.http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2014.0610.
50. Soronovich I.M., Chaikovsky E.V, Pilevskaya V. Features of functional support of competitive activity in sports dance given the differences prepared by partners. Physical education of students, 2013, vol. 6, pp. 78-87. http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.840556.