Введение 4
1 Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Общая характеристика выносливости 6
1.2 Средства и методы тренировки выносливости 10
1.3 Средства и методы развития скоростной выносливости бегунов на
400 метров с барьерами 14
1.4 Характеристика интервального метода тренировки 32
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 40
3 Результаты исследования и их обсуждения 41
Заключение 44
Практические рекомендации 45
Список использованных источников 46
Приложение А-Б 50-55
Актуальность: вопрос скоростной выносливости в беге на 400 метров с барьерами является одним из наиболее актуальных и мало изученных в теории и практике барьерного бега. В условиях увеличения соревновательной борьбы на международных соревнованиях, когда победителя и отстающего разделяют десятые, зачастую даже сотые доли секунды, вопрос максимальной реализации потенциальных возможностей спортсмена является наиболее важным фактором победы. В такой ситуации исход борьбы во многом зависит от умения спортсмена правильно рассчитать свои силы на дистанции.
В барьерном беге значительную роль играет техника преодоления барьеров и бега между ними, а также своеобразный режим барьерного бега. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега и высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости.
Важным фактором в развитии скоростной выносливости является повышение абсолютной скорости бега на данном отрезке для создания запаса скорости. Скоростная выносливость барьериста - это способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной или близкой к максимальной (субмаксимальной) интенсивности. Это означает, что при выполнении упражнений циклического характера поддерживается достигнутая скорость, несмотря на утомление.
Зачастую в основной части тренировки используется лишь повторный метод, когда пробежки выполняются после минутного перерыва, или интегрального (комплексного) метода, причем интенсивность нагрузки не регулируется и степень функциональной нагрузки определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием спортсмена.
Многие авторы признают высокую эффективность интервального метода в развитии скоростной выносливости. При этом мы предполагаем, что применение этого метода в сочетании со строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью и в конце интервалов отдыха, повысит уровень развития специальной выносливости барьеристов 15-16 лет, в частности, скоростной выносливости, что весьма актуально именно в данной возрастной группе, когда длина соревновательной дистанции увеличивается на 100 метров.
Цель исследования: совершенствование средств и методов, используемых в развитии скоростной выносливости у бегунов на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет.
Предмет исследования: комплекс средств и методов, используемых в процессе развития скоростной выносливости на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс у девушек легкоатлетов 15-16 лет в беге на 400 метров с барьерами
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования: развитие скоростной выносливости на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет.
2. Экспериментальная проверка в педагогическом эксперименте эффективности средств и методов в развитии скоростной выносливости на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет.
3. Разработка практических рекомендации для тренеров и специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Гипотеза исследования: предполагалось, что специально разработанный комплекс средств и методов позволит повысить эффективность развития скоростной выносливости в беге на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В результате проведения анализа литературных источников установлено, что при применении средств и методов в тренировочном процессе возможно развить скоростную выносливость на 400 метров с барьерами.
2. Из средств тестирования уровня развития скоростной выносливости в беге на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет наиболее информативны такие, как: бег 600 метров с высокого старта, тройной прыжок с места, бег 150 метров с низкого старта.
3. Эффективность предложенных методов и средств развития скоростной выносливости в беге на 400 метров с барьерами у девушек 15-16 лет подтверждена как динамикой результатов экспериментальной группы, так и преимуществом результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Статическая обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной.