ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 14 - 16 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ ПО ЧИРЛИДИНГУ
|
Введение 3
1 Социально-психологические характеристики спортивной группы 10
1.1 Групповая сплоченность и ее основные показатели в спортивных
командах 10
1.2 Характеристика тренировочного процесса спортсменов-чирлидиров ....19
1.2.1 Структура спортивной подготовки спортсменов-чирлидиров 21
1.2.2 Содержание спортивной подготовки спортсменов-чирлидиров 24
1.3 Анализ требований Федерации чирлидинга России к спортсменам по
видам подготовки 31
2 Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 39
3 Экспериментальное обоснование эффективности интегрированной программы формирования групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров девушек 14-16 лет 61
3.1 Выявление показателей уровня групповой сплоченности девушек 14-16
лет в командных видах спорта 61
3.2 Сравнительный анализ уровня общей физической, технической и психологической подготовленности команд, занимающихся чирлидингом (на примере, команд чирлидиров «Сокол» и «Red-Яр») 64
3.3 Интегрированная программа формирования групповой сплоченности
спортсменов-чирлидиров 78
3.4 Оценка эффективности интегрированной программы формирования
групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров 85
Заключение 91
Список использованных источников
Приложения А - Ж
1 Социально-психологические характеристики спортивной группы 10
1.1 Групповая сплоченность и ее основные показатели в спортивных
командах 10
1.2 Характеристика тренировочного процесса спортсменов-чирлидиров ....19
1.2.1 Структура спортивной подготовки спортсменов-чирлидиров 21
1.2.2 Содержание спортивной подготовки спортсменов-чирлидиров 24
1.3 Анализ требований Федерации чирлидинга России к спортсменам по
видам подготовки 31
2 Организация и методы исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 39
3 Экспериментальное обоснование эффективности интегрированной программы формирования групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров девушек 14-16 лет 61
3.1 Выявление показателей уровня групповой сплоченности девушек 14-16
лет в командных видах спорта 61
3.2 Сравнительный анализ уровня общей физической, технической и психологической подготовленности команд, занимающихся чирлидингом (на примере, команд чирлидиров «Сокол» и «Red-Яр») 64
3.3 Интегрированная программа формирования групповой сплоченности
спортсменов-чирлидиров 78
3.4 Оценка эффективности интегрированной программы формирования
групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров 85
Заключение 91
Список использованных источников
Приложения А - Ж
Современный спорт предполагает наличие большого количества опосредованных факторов, оказывающих влияние на его развитие и совершенствование. Тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования организационно-методических основ спортивной подготовки. Возрастает роль организованности и сплоченности человеческих общностей в решении профессиональных задач, что вполне относится и к деятельности в области командных видов спорта, и к развитию детско- юношеских спортивных объединений [32, 36, 44].
Спортивная команда представляют собой малую группу. Характер складывающихся межличностных взаимоотношений в ней оказывает существенное влияние на выполнение задач, поставленных тренером. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требует поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышения эффективности тренировочного процесса. Проблема соответствия тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности спортсменов является на современном этапе одной из главных. Необходимо выявление четких характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат [58, 88].
Трудности в женских спортивных командах возникают в связи со специфичностью женской психологии. Высокая тревожность, чувствительность, эмоциональность, намного больше превосходящая мужскую, приводят к проблемам, с которыми в мужских командах, обычно и не встречаются, особенно если это девушки юношеского возраста, старше 13-14 лет. Именно в этом возрасте особо резко начинают проявляться различные эмоции, как положительная (одобрительная) реакция на замечания тренера и участников команды, так и резко негативная, со вспышками агрессии или повышенная слезливость [84].
Чирлидинг - это сложно-координационный вид спорта. Спортивная деятельность чирлидиров связана с различными стресс-факторами, воздействие которых снижает взаимопонимание партнеров, ухудшает психологический климат и может негативно сказывается на результативности деятельности спортсменов (Ю.А. Коломейцев, А.Ц. Пуни, Ю.Л. Ханин и др.) [34, 67, 81]. Особенно остро эта проблема стоит в видах спорта командного характера, где результативность на соревнованиях определяется качеством взаимодействия. Неблагоприятная обстановка на тренировочных занятиях, психологический дискомфорт, неадекватная в нравственном отношении реакция на действия партнера на соревнованиях отрицательно сказываются на настроении спортсменов, создавая нервозность, вызывая эмоциональную неустойчивость, неудовлетворенность действиями партнера, и в целом ведет к деформации личности спортсмена. Все это влияет на спортивную мотивацию, результативность тренировочной и соревновательной деятельности, как отдельных спортсменов, так и команды в целом, на возможности самореализации личности и раскрытие ее потенциала (Е.П. Ильин) [31].
Годовой цикл подготовки спортсменов является одним из ключевых структурных образований тренировочного процесса. На современном этапе развития спорта одной из актуальных проблем является проблема оптимизации планирования нагрузок в макроцикле подготовки. Однако, несмотря на широкое освещение в научной литературе, проблемы оптимизации структуры подготовки спортсменов в чирлидинге еще не получили достаточного развития [39, 50, 78, 93].
Чирлидинг для России новый вид спорта, с небольшой теоретической, методической и практической базой. Данный вид спорта смежен с другими видами, такими так гимнастика, акробатика, танцевальный спорт, хореография и др. Несмотря на то, что чирлидинг включает в себя элементы других видов спорта, сам при этом имеет, безусловно, свою специфику и направленность. Построение «стантов» и «пирамид», использование «возгласов» и «скандирований», выполнение чирлидинговых прыжков, оригинальность в составлении программ выступлений, использование специфической атрибутики - основные отличительные особенности чирлидинга от уже существующих видов спорта. Так как чирлидинг сложно-координационный вид спорта, требующий не только многолетнего учебно-тренировочного процесса, но и оптимальных социально-психологических условий подготовки, сплоченности команды и положительного эмоционального самочувствия [23, 40, 85, 92].
Важным вопросом является установление строгой согласованности системы управления процессом многолетнего спортивного совершенствования и специфических требований соревновательной деятельности в конкретных спортивных дисциплинах. В доступной литературе по этой проблеме имеются довольно разнообразные рекомендации по построению подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта и такие же разнообразные данные, отражающие контроль соревновательной деятельности и состояние чирлидиров на различных этапах годичного цикла подготовки. Существуют противоречия между нарастанием соревновательных нагрузок в связи с коммерциализацией спорта и в частности чирлидинга и недостаточным вниманием к рациональному построению подготовки; между возросшими требованиями к соревновательным программам и отсутствием модельных характеристик современной соревновательной деятельности; между проявлением некоторых новых исследований и рекомендаций и недостаточной их реализации в учебно-тренировочном процессе; между потребностью в эффективных технологиях подготовки чирлидиров на этапе специализированной базовой подготовки и их недостаточной разработанностью [18, 27, 46, 61, 77, 90].
Результативность соревновательной деятельности в чирлидинге во многом зависит от физической, специальной, технической и психологической подготовки, но при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования [37, 69, 87].
Несмотря на значительное накопление научных данных о закономерностях этих составляющих тренировочного процесса, многие вопросы остаются дискуссионными. Представляется довольно сложным соразмерить представительство одного или другого вида подготовки и воздействие их на спортсменов ввиду различных причин [13, 17, 35]. Поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах подготовки спортсменов позволит достигнуть высоких результатов в чирлидинге, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами чирлидинга. В ходе анализа документации, а именно учебных программ по чирлидингу и баскетболу, мы выяснили, что на психологическую подготовку команд выделяется 1 час в месяц, а в некоторых программах и вовсе 1 час раз в 3 месяца. В отличие от учебных программ по керлингу и синхронному плаванию, здесь на психологическую подготовку уделяется 80-100 часов в год. Это по-нашему мнение и выявило проблему исследования и все вышеперечисленные факторы, и обусловили выбор темы исследования: «Формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в женской команде по чирлидингу»
Объект исследования: тренировочный процесс спортивной женской команды по чирлидингу.
Предмет исследования: формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в женской команде по чирлидингу.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Групповая сплоченность в спортивной команде это устойчивое ценностно-ориентационное качество спортивного коллектива,характеризующееся прочной взаимосвязью спортсменов команды посредством отношений подчинения общим целям, задачам и базирующейся на взаимной ответственности.
2. Высокий уровень групповой сплоченности спортивной команды, который определяется эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами, является условием успешного соревновательного выступления
и формирования гармонично развитого спортсмена, как важного элемента целой системы - спортивной команды.
3. Интегрированная программа формирования групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров девушек 14-16 лет, состоящая из специализированных психологических тренингов, подчиненных периодам подготовки в годичном цикле, способствующая поддержанию оптимального социально-психологического климата в спортивном коллективе и обеспечивающая успешность спортивной деятельности команды по чирлидингу.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в команде по чирлидингу будет возможно, если мы:
- дадим социально-психологические характеристики спортивной группы, а также групповой сплоченности в спортивных командах;
- выявим зависимость количества часов, отводимых на психологическую подготовку в командных видах спорта и уровнем групповой сплоченности женских команд;
- установим влияние уровня физической, технической подготовленности и групповой сплоченности на результаты соревнований в женских командах по чирлидингу;
- разработаем интегрированную программу формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров;
- опытно-экспериментальным путем проверим эффективность интегрированную программу формирования групповой сплоченности в командах спортсменов-чирлидиров.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование интегративной программы формирования групповой сплоченности в женской команде, занимающейся чирлидингом.
Задачи исследования:
1. Дать описание социально-психологическим характеристикам спортивной группы, а также охарактеризовать тренировочный процесс спортсменов-чирлидиров.
2. Выявить уровень групповой сплоченности девушек 14-16 лет в командных видах спорта и определить степень корреляционной зависимости этих показателей от объема часов психологической подготовки, выделенных на нее в годовом учебном плане.
3. Разработать интегративную программу формирования групповой сплоченности команды, занимающейся чирлидингом (девушки14-16 лет).
4. Апробировать интегративную программу формирования групповой сплоченности девушек 14-16 лет, занимающихся в команде по чирлидингу хоккейного клуба «Сокол», и показать ее эффективность.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы; анализ документации; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; экспертное оценивание, методы математической статистики; методы сравнительного анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определена степень значимости групповой сплоченности в рамках психологической подготовки в командных видах спорта;
- разработана и апробирована авторская методика оценка технической подготовленности спортсменов-чирлидиров;
- разработана и апробирована интегрированная программа формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров;
- доказана эффективность разработанной интегрированной программы формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
- проведенные исследования расширяют научные представления о роли групповой сплоченности в командных видах спорта;
- проведена экспериментальная проверка авторской методике оценки технической подготовленности спортсменов-чирлидиров, позволяющая последить динамику изменений при систематическом использовании;
- доказано влияние количества часов выделяемых на психологическую подготовку на уровень групповой сплоченности спортивных команд.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработанная авторская методика оценки технической подготовленности спортсменов-чирлидиров может быть использована тренерами детско-юношеских спортивных школ на этапах начальной и углубленной специализации учебно-тренировочного процесса;
- разработанный план-график распределения учебного материала в годичном цикле подготовки позволяет оптимизировать процесс специальной физической, технической и психологической подготовки спортсменов, на этапах начальной и углубленной специализации учебно-тренировочного процесса;
- разработаны экспериментальные тренинги, позволяющие поддерживать оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются выбором исходных методологических и теоретических положений, использованием комплекса методов исследования,соответствующего цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, преемственностью результатов на всех этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.
Спортивная команда представляют собой малую группу. Характер складывающихся межличностных взаимоотношений в ней оказывает существенное влияние на выполнение задач, поставленных тренером. Растущий уровень спортивных результатов, рациональное использование времени занимающихся спортом требует поиска новых средств и методов, направленных на совершенствование и повышения эффективности тренировочного процесса. Проблема соответствия тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности спортсменов является на современном этапе одной из главных. Необходимо выявление четких характеристик соревновательной деятельности, от которых зависит спортивный результат [58, 88].
Трудности в женских спортивных командах возникают в связи со специфичностью женской психологии. Высокая тревожность, чувствительность, эмоциональность, намного больше превосходящая мужскую, приводят к проблемам, с которыми в мужских командах, обычно и не встречаются, особенно если это девушки юношеского возраста, старше 13-14 лет. Именно в этом возрасте особо резко начинают проявляться различные эмоции, как положительная (одобрительная) реакция на замечания тренера и участников команды, так и резко негативная, со вспышками агрессии или повышенная слезливость [84].
Чирлидинг - это сложно-координационный вид спорта. Спортивная деятельность чирлидиров связана с различными стресс-факторами, воздействие которых снижает взаимопонимание партнеров, ухудшает психологический климат и может негативно сказывается на результативности деятельности спортсменов (Ю.А. Коломейцев, А.Ц. Пуни, Ю.Л. Ханин и др.) [34, 67, 81]. Особенно остро эта проблема стоит в видах спорта командного характера, где результативность на соревнованиях определяется качеством взаимодействия. Неблагоприятная обстановка на тренировочных занятиях, психологический дискомфорт, неадекватная в нравственном отношении реакция на действия партнера на соревнованиях отрицательно сказываются на настроении спортсменов, создавая нервозность, вызывая эмоциональную неустойчивость, неудовлетворенность действиями партнера, и в целом ведет к деформации личности спортсмена. Все это влияет на спортивную мотивацию, результативность тренировочной и соревновательной деятельности, как отдельных спортсменов, так и команды в целом, на возможности самореализации личности и раскрытие ее потенциала (Е.П. Ильин) [31].
Годовой цикл подготовки спортсменов является одним из ключевых структурных образований тренировочного процесса. На современном этапе развития спорта одной из актуальных проблем является проблема оптимизации планирования нагрузок в макроцикле подготовки. Однако, несмотря на широкое освещение в научной литературе, проблемы оптимизации структуры подготовки спортсменов в чирлидинге еще не получили достаточного развития [39, 50, 78, 93].
Чирлидинг для России новый вид спорта, с небольшой теоретической, методической и практической базой. Данный вид спорта смежен с другими видами, такими так гимнастика, акробатика, танцевальный спорт, хореография и др. Несмотря на то, что чирлидинг включает в себя элементы других видов спорта, сам при этом имеет, безусловно, свою специфику и направленность. Построение «стантов» и «пирамид», использование «возгласов» и «скандирований», выполнение чирлидинговых прыжков, оригинальность в составлении программ выступлений, использование специфической атрибутики - основные отличительные особенности чирлидинга от уже существующих видов спорта. Так как чирлидинг сложно-координационный вид спорта, требующий не только многолетнего учебно-тренировочного процесса, но и оптимальных социально-психологических условий подготовки, сплоченности команды и положительного эмоционального самочувствия [23, 40, 85, 92].
Важным вопросом является установление строгой согласованности системы управления процессом многолетнего спортивного совершенствования и специфических требований соревновательной деятельности в конкретных спортивных дисциплинах. В доступной литературе по этой проблеме имеются довольно разнообразные рекомендации по построению подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта и такие же разнообразные данные, отражающие контроль соревновательной деятельности и состояние чирлидиров на различных этапах годичного цикла подготовки. Существуют противоречия между нарастанием соревновательных нагрузок в связи с коммерциализацией спорта и в частности чирлидинга и недостаточным вниманием к рациональному построению подготовки; между возросшими требованиями к соревновательным программам и отсутствием модельных характеристик современной соревновательной деятельности; между проявлением некоторых новых исследований и рекомендаций и недостаточной их реализации в учебно-тренировочном процессе; между потребностью в эффективных технологиях подготовки чирлидиров на этапе специализированной базовой подготовки и их недостаточной разработанностью [18, 27, 46, 61, 77, 90].
Результативность соревновательной деятельности в чирлидинге во многом зависит от физической, специальной, технической и психологической подготовки, но при этом система такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет необходимого научно-практического обоснования [37, 69, 87].
Несмотря на значительное накопление научных данных о закономерностях этих составляющих тренировочного процесса, многие вопросы остаются дискуссионными. Представляется довольно сложным соразмерить представительство одного или другого вида подготовки и воздействие их на спортсменов ввиду различных причин [13, 17, 35]. Поиск оптимального сочетания тренировочных занятий на различных этапах подготовки спортсменов позволит достигнуть высоких результатов в чирлидинге, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами чирлидинга. В ходе анализа документации, а именно учебных программ по чирлидингу и баскетболу, мы выяснили, что на психологическую подготовку команд выделяется 1 час в месяц, а в некоторых программах и вовсе 1 час раз в 3 месяца. В отличие от учебных программ по керлингу и синхронному плаванию, здесь на психологическую подготовку уделяется 80-100 часов в год. Это по-нашему мнение и выявило проблему исследования и все вышеперечисленные факторы, и обусловили выбор темы исследования: «Формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в женской команде по чирлидингу»
Объект исследования: тренировочный процесс спортивной женской команды по чирлидингу.
Предмет исследования: формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в женской команде по чирлидингу.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Групповая сплоченность в спортивной команде это устойчивое ценностно-ориентационное качество спортивного коллектива,характеризующееся прочной взаимосвязью спортсменов команды посредством отношений подчинения общим целям, задачам и базирующейся на взаимной ответственности.
2. Высокий уровень групповой сплоченности спортивной команды, который определяется эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами, является условием успешного соревновательного выступления
и формирования гармонично развитого спортсмена, как важного элемента целой системы - спортивной команды.
3. Интегрированная программа формирования групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров девушек 14-16 лет, состоящая из специализированных психологических тренингов, подчиненных периодам подготовки в годичном цикле, способствующая поддержанию оптимального социально-психологического климата в спортивном коллективе и обеспечивающая успешность спортивной деятельности команды по чирлидингу.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование групповой сплоченности спортсменов 14-16 лет в команде по чирлидингу будет возможно, если мы:
- дадим социально-психологические характеристики спортивной группы, а также групповой сплоченности в спортивных командах;
- выявим зависимость количества часов, отводимых на психологическую подготовку в командных видах спорта и уровнем групповой сплоченности женских команд;
- установим влияние уровня физической, технической подготовленности и групповой сплоченности на результаты соревнований в женских командах по чирлидингу;
- разработаем интегрированную программу формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров;
- опытно-экспериментальным путем проверим эффективность интегрированную программу формирования групповой сплоченности в командах спортсменов-чирлидиров.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование интегративной программы формирования групповой сплоченности в женской команде, занимающейся чирлидингом.
Задачи исследования:
1. Дать описание социально-психологическим характеристикам спортивной группы, а также охарактеризовать тренировочный процесс спортсменов-чирлидиров.
2. Выявить уровень групповой сплоченности девушек 14-16 лет в командных видах спорта и определить степень корреляционной зависимости этих показателей от объема часов психологической подготовки, выделенных на нее в годовом учебном плане.
3. Разработать интегративную программу формирования групповой сплоченности команды, занимающейся чирлидингом (девушки14-16 лет).
4. Апробировать интегративную программу формирования групповой сплоченности девушек 14-16 лет, занимающихся в команде по чирлидингу хоккейного клуба «Сокол», и показать ее эффективность.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы; анализ документации; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; экспертное оценивание, методы математической статистики; методы сравнительного анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определена степень значимости групповой сплоченности в рамках психологической подготовки в командных видах спорта;
- разработана и апробирована авторская методика оценка технической подготовленности спортсменов-чирлидиров;
- разработана и апробирована интегрированная программа формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров;
- доказана эффективность разработанной интегрированной программы формирования групповой сплоченности спортсменов-чирлидиров.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
- проведенные исследования расширяют научные представления о роли групповой сплоченности в командных видах спорта;
- проведена экспериментальная проверка авторской методике оценки технической подготовленности спортсменов-чирлидиров, позволяющая последить динамику изменений при систематическом использовании;
- доказано влияние количества часов выделяемых на психологическую подготовку на уровень групповой сплоченности спортивных команд.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработанная авторская методика оценки технической подготовленности спортсменов-чирлидиров может быть использована тренерами детско-юношеских спортивных школ на этапах начальной и углубленной специализации учебно-тренировочного процесса;
- разработанный план-график распределения учебного материала в годичном цикле подготовки позволяет оптимизировать процесс специальной физической, технической и психологической подготовки спортсменов, на этапах начальной и углубленной специализации учебно-тренировочного процесса;
- разработаны экспериментальные тренинги, позволяющие поддерживать оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются выбором исходных методологических и теоретических положений, использованием комплекса методов исследования,соответствующего цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, преемственностью результатов на всех этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.
Экспериментальное применение показало эффективность интегрированной программы формирования групповой сплоченности в спортивной команде чирлидиров девушек 14-16 лет.
В результате практического применения предложенной интегрированной программы формирования групповой сплоченности и объективным данным, полученным по итогам эксперимента, имеются основания для выделения практически значимых выводов исследования:
1. Установлено, что спортивная команда это группа спортсменов, которые принимают участие в соревнованиях, обладающая всеми характеристиками коллектива. Спортивному коллективу присущи признаки и структура характерная для малой социальной группы, где учитывается такие характеристики, как: групповая сплочённость, психологическая атмосфера, устойчивость структуры, иерархия членов группы, сохранение оптимального объёма группы и др.
2. Выявлен уровень групповой сплоченности девушек 14-16 лет в командных видах спорта, который находится в сильной корреляционной зависимости от количества часов выделяемых на психологическую подготовку. В исследование сравнивались представители таких видов спорта, как чирлидинг, керлинг, синхронное плаванье и баскетбол. Коэффициент корреляции Спирмена по эмоциональному компоненту равен 0,9, когнитивный и поведенческий компоненты 0,75. Зависимость признаков статистически значима (p<0,05).
3. В виде годового плана-графика была разработана интегративная программа формирования групповой сплоченности команды, занимающейся чирлидингом (девушки 14-16 лет). План-график создан в соответствии тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности спортсменов с акцентом на психологическую подготовку, распределенную в течение года (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Психологическая подготовка состоит из специализированных тренингов разной продолжительности на повышение групповой сплоченности, взаимодействия в команде и т.д., а также включена в тренировочную деятельность команды.
4. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность использования интегративной программы, формирования групповой сплоченности девушек 14-16 лет, занимающихся в команде по чирлидингу хоккейного клуба «Сокол. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что в экспериментальной группе индекс сплоченности увеличился в 2 раза. По результатам педагогического эксперимента мы делаем вывод о повышении сплоченности коллектива по шкале «психологическая атмосфера в команде» была 53,875 балла, после эксперимента стало 39,875 балла. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что в экспериментальной группе по методике на исследование психологического климата коллектива, до эксперимента был отрицательный результат -0,875 баллов, после эксперимента стало 10,625 балла. Это говорит о становлении положительного микроклимата в команде, а также эффективность интегративной программы формирования групповой сплоченности в спортивной команде девушек-чирлидиров 14-16 лет подтверждается высокой результативностью участия в городских соревнованиях.
В результате практического применения предложенной интегрированной программы формирования групповой сплоченности и объективным данным, полученным по итогам эксперимента, имеются основания для выделения практически значимых выводов исследования:
1. Установлено, что спортивная команда это группа спортсменов, которые принимают участие в соревнованиях, обладающая всеми характеристиками коллектива. Спортивному коллективу присущи признаки и структура характерная для малой социальной группы, где учитывается такие характеристики, как: групповая сплочённость, психологическая атмосфера, устойчивость структуры, иерархия членов группы, сохранение оптимального объёма группы и др.
2. Выявлен уровень групповой сплоченности девушек 14-16 лет в командных видах спорта, который находится в сильной корреляционной зависимости от количества часов выделяемых на психологическую подготовку. В исследование сравнивались представители таких видов спорта, как чирлидинг, керлинг, синхронное плаванье и баскетбол. Коэффициент корреляции Спирмена по эмоциональному компоненту равен 0,9, когнитивный и поведенческий компоненты 0,75. Зависимость признаков статистически значима (p<0,05).
3. В виде годового плана-графика была разработана интегративная программа формирования групповой сплоченности команды, занимающейся чирлидингом (девушки 14-16 лет). План-график создан в соответствии тренировочных нагрузок запросам соревновательной деятельности спортсменов с акцентом на психологическую подготовку, распределенную в течение года (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Психологическая подготовка состоит из специализированных тренингов разной продолжительности на повышение групповой сплоченности, взаимодействия в команде и т.д., а также включена в тренировочную деятельность команды.
4. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность использования интегративной программы, формирования групповой сплоченности девушек 14-16 лет, занимающихся в команде по чирлидингу хоккейного клуба «Сокол. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что в экспериментальной группе индекс сплоченности увеличился в 2 раза. По результатам педагогического эксперимента мы делаем вывод о повышении сплоченности коллектива по шкале «психологическая атмосфера в команде» была 53,875 балла, после эксперимента стало 39,875 балла. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что в экспериментальной группе по методике на исследование психологического климата коллектива, до эксперимента был отрицательный результат -0,875 баллов, после эксперимента стало 10,625 балла. Это говорит о становлении положительного микроклимата в команде, а также эффективность интегративной программы формирования групповой сплоченности в спортивной команде девушек-чирлидиров 14-16 лет подтверждается высокой результативностью участия в городских соревнованиях.



