СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ БАНКА «УРАЛСИБ»
|
Введение 3
1 Теоретические основы анализа кредитоспособности корпоративных клиентов 6
1.1 Сущность кредитоспособности и проблемы, возникающие при анализе
корпоративных клиентов 6
1.2 Традиционные методики анализа кредитоспособности 17
2 Практика анализа кредитоспособности корпоративных клиентов в России... 27
2.1 Состояние рынка корпоративного кредитования в РФ 27
2.2 Методики оценки кредитоспособности, используемые российскими
коммерческими банками 34
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки
кредитоспособности корпоративных клиентов банка «УРАЛСИБ» 47
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А-Г
1 Теоретические основы анализа кредитоспособности корпоративных клиентов 6
1.1 Сущность кредитоспособности и проблемы, возникающие при анализе
корпоративных клиентов 6
1.2 Традиционные методики анализа кредитоспособности 17
2 Практика анализа кредитоспособности корпоративных клиентов в России... 27
2.1 Состояние рынка корпоративного кредитования в РФ 27
2.2 Методики оценки кредитоспособности, используемые российскими
коммерческими банками 34
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки
кредитоспособности корпоративных клиентов банка «УРАЛСИБ» 47
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А-Г
На сегодняшний день банки играют важную роль в экономике страны, обеспечивают денежными ресурсами население и предоставляют другие виды банковских услуг. Операции, связанные с выдачей займов физическим и юридическим лицам является основой активных операций коммерческого банка. Участниками такого рода финансовых отношений могут являться предприятия, индивидуальные заемщики, организации государственного сектора и кредитные организации.
В современных условиях все большую популярность набирает кредитование, откладывание денежных средств на покупку в будущем отходит на второй план. Кредит представляет собой такую форму финансовых отношений, при которой одна сторона (кредитор) предоставляет во временное пользование другой стороне (заемщику) определенную сумму денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности. Кредитование - не просто форма финансовых отношений, но и постоянный процесс перераспределения денежной массы, в котором нуждается вся сфера экономических отношений, от простых человеческих потребностей до роста производственных предприятий.
В отличие от физических лиц кредитование корпоративных клиентов предполагает, как правило, большую сумму денег необходимых организации - заемщику для осуществления текущей деятельности, в качестве инвестирования или какой-либо другой цели. В связи с этим встает вопрос рисках банков, среди которых: не возврат выданного кредита; неуплаченные проценты по ссуде; расчетные риски и т.п. Для минимизации различных видов рисков необходима оценка кредитоспособности заемщика.
В российской практике нет единой системы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов. Каждый банк самостоятельно разрабатывает ту методику, которая бы максимально учитывала все виды рисков. Методики, используемые в практике банков, отличаются друг от друга различным набором показателей для оценки финансового состояния и показателей деятельности.
Для нормального функционирования банка и его устойчивого финансового состояния необходимо постоянное совершенствование системы оценки кредитоспособности заемщиков. Несмотря на интенсивное развитие, данная сфера российского банковского бизнеса обладает перспективами роста.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки кредитоспособности заемщика в настоящее время и ее прогноз на будущее для эффективного проведения кредитных операций, снижения кредитных рисков, что напрямую влияет на результаты деятельности банка и получение прибыли.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности юридических лиц ПАО «УРАЛСИБ БАНК».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- определить сущность понятия кредитоспособность и проанализировать проблемы, с которыми сталкивается банк при оценке;
- рассмотреть традиционные и методики оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, применяемые на практике российских банков;
- оценить состояние рынка корпоративного кредитования в России;
- оценить кредитоспособность организации по методики «УРАЛСИБ», выделить их сильные и слабые стороны, определить перспективы развития;
- разработать рекомендации по совершенствованию имеющейся методики оценки банка «УРАЛСИБ».
Предметом исследования является процесс оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банка.
Объектом исследования является российский коммерческий банк ПАО «УРАЛСИБ БАНК».
В выпускной квалификационной работе применены общенаучные системный и диалектический подходы к исследованию социально¬экономических процессов. Использованы методы логического анализа и синтеза, сравнения, диагностические, статистические и др.
Информационной базой исследования являются федеральные законы РФ, нормативно-правовые акты, постановления и другие виды документов законодательных органов власти РФ и внутренние документы банков, также статистические данные Банка России, научные публикации, материалы периодической печати и сети Интернет, данные финансовой отчетности канализуемого предприятия - ООО «Лента».
Работа состоит из введения, трёх глав основной части, списка использованных источников литературы и приложений.
В современных условиях все большую популярность набирает кредитование, откладывание денежных средств на покупку в будущем отходит на второй план. Кредит представляет собой такую форму финансовых отношений, при которой одна сторона (кредитор) предоставляет во временное пользование другой стороне (заемщику) определенную сумму денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности. Кредитование - не просто форма финансовых отношений, но и постоянный процесс перераспределения денежной массы, в котором нуждается вся сфера экономических отношений, от простых человеческих потребностей до роста производственных предприятий.
В отличие от физических лиц кредитование корпоративных клиентов предполагает, как правило, большую сумму денег необходимых организации - заемщику для осуществления текущей деятельности, в качестве инвестирования или какой-либо другой цели. В связи с этим встает вопрос рисках банков, среди которых: не возврат выданного кредита; неуплаченные проценты по ссуде; расчетные риски и т.п. Для минимизации различных видов рисков необходима оценка кредитоспособности заемщика.
В российской практике нет единой системы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов. Каждый банк самостоятельно разрабатывает ту методику, которая бы максимально учитывала все виды рисков. Методики, используемые в практике банков, отличаются друг от друга различным набором показателей для оценки финансового состояния и показателей деятельности.
Для нормального функционирования банка и его устойчивого финансового состояния необходимо постоянное совершенствование системы оценки кредитоспособности заемщиков. Несмотря на интенсивное развитие, данная сфера российского банковского бизнеса обладает перспективами роста.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки кредитоспособности заемщика в настоящее время и ее прогноз на будущее для эффективного проведения кредитных операций, снижения кредитных рисков, что напрямую влияет на результаты деятельности банка и получение прибыли.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности юридических лиц ПАО «УРАЛСИБ БАНК».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- определить сущность понятия кредитоспособность и проанализировать проблемы, с которыми сталкивается банк при оценке;
- рассмотреть традиционные и методики оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, применяемые на практике российских банков;
- оценить состояние рынка корпоративного кредитования в России;
- оценить кредитоспособность организации по методики «УРАЛСИБ», выделить их сильные и слабые стороны, определить перспективы развития;
- разработать рекомендации по совершенствованию имеющейся методики оценки банка «УРАЛСИБ».
Предметом исследования является процесс оценки кредитоспособности корпоративных клиентов банка.
Объектом исследования является российский коммерческий банк ПАО «УРАЛСИБ БАНК».
В выпускной квалификационной работе применены общенаучные системный и диалектический подходы к исследованию социально¬экономических процессов. Использованы методы логического анализа и синтеза, сравнения, диагностические, статистические и др.
Информационной базой исследования являются федеральные законы РФ, нормативно-правовые акты, постановления и другие виды документов законодательных органов власти РФ и внутренние документы банков, также статистические данные Банка России, научные публикации, материалы периодической печати и сети Интернет, данные финансовой отчетности канализуемого предприятия - ООО «Лента».
Работа состоит из введения, трёх глав основной части, списка использованных источников литературы и приложений.
Экономическое развитие страны во многом зависит от того, насколько успешно развивается бизнес, ведь он приносит хорошие вливания в бюджет за счет отчислений и налогов. Для развития же самого предпринимательства тоже требуются деньги, но иногда оборотных средств не хватает, поэтому приходится изыскивать другие источники финансирования. Один из основных способов - это кредитование.
Кредитование корпоративных клиентов последние годы набирает обороты, увеличивается объем выданным кредитов юридическим лицам, при этом качество выданных кредитов также улучшается - сокращается уровень просроченной задолженности в общем объеме кредитов коммерческих банков, оптимизируются ставки по кредитам. Результатом является то, что в 2017 году наблюдается рекордный объем выданных кредитов, по сравнению с предыдущим годом рост составил 14,4%.
Корпоративное кредитование для коммерческих банков является выгодным направлением, но при этом и одним из самых рискованных. Одним из способов является оценка кредитоспособности для понимания текущих дел организации и способности в будущем рассчитаться по-своим обязательства.
В работе рассмотрены традиционные методики анализа кредитоспособности, к которым относятся коэффициентный метод, на основе анализа денежных потоков, статистический и другие, комбинация таких методик и составляет методику комплексной оценки заемщика банком.
В соответствии с поставленными задачами, в работе были рассмотрены методики оценки кредитоспособности крупных коммерческих банков, которые представляют собой совокупность количественной, основанной на финансовых коэффициентов, и качественных характеристик, среди которых репутация заемщика, уровень деловой активности, уровень контроля в организации и др.
Актуальными проблемами, с которыми сталкивается банк при оценке является: невозможность учета множества факторов, влияющих на кредитоспособность; недостоверность или нехватка информации о заемщике; нестабильная экономическая ситуация в стране, которая сказывается на деятельности организаций, следовательно и банков.
Методика оценки кредитоспособности является главной составляющей в рассмотрении кредитной заявки, правильно разработанная методика дает возможность сохранит банку устойчивое финансовое состояние, а так же косвенно влияет на финансовое состояние организации-заемщика.
На основе теоретических предпосылок в данной работе проведена оценка кредитоспособности ООО «Лента» по имеющейся методики оценки банка «УРАЛСИБ», в соответствии с поставленной в работе целью разработаны рекомендации по пересмотру весов показателей оценки.
По результаты оценки имеющейся методики оценки кредитоспособности банка «УРАЛСИБ» ООО «Лента» относится к 3 классу кредитоспособности, ее финансовое состояние характеризуется как плохое, по скорректированной методики класс Общество повышается до 2. По-моему мнению такая оценка для долгосрочного кредитования будет точнее. Так как при долгосрочном кредитовании роль коэффициентов рентабельности в оценки повышается.
Реализация изменений поможет банку снизить уровень риска по кредитному портфелю, так как категория качества ссуды улучшается с переходом класса кредитоспособности на уровень выше; помогает банку определить оптимальные условия кредитования для заемщика; сократить резервы на возможные потери по ссудам.
Кредитование корпоративных клиентов последние годы набирает обороты, увеличивается объем выданным кредитов юридическим лицам, при этом качество выданных кредитов также улучшается - сокращается уровень просроченной задолженности в общем объеме кредитов коммерческих банков, оптимизируются ставки по кредитам. Результатом является то, что в 2017 году наблюдается рекордный объем выданных кредитов, по сравнению с предыдущим годом рост составил 14,4%.
Корпоративное кредитование для коммерческих банков является выгодным направлением, но при этом и одним из самых рискованных. Одним из способов является оценка кредитоспособности для понимания текущих дел организации и способности в будущем рассчитаться по-своим обязательства.
В работе рассмотрены традиционные методики анализа кредитоспособности, к которым относятся коэффициентный метод, на основе анализа денежных потоков, статистический и другие, комбинация таких методик и составляет методику комплексной оценки заемщика банком.
В соответствии с поставленными задачами, в работе были рассмотрены методики оценки кредитоспособности крупных коммерческих банков, которые представляют собой совокупность количественной, основанной на финансовых коэффициентов, и качественных характеристик, среди которых репутация заемщика, уровень деловой активности, уровень контроля в организации и др.
Актуальными проблемами, с которыми сталкивается банк при оценке является: невозможность учета множества факторов, влияющих на кредитоспособность; недостоверность или нехватка информации о заемщике; нестабильная экономическая ситуация в стране, которая сказывается на деятельности организаций, следовательно и банков.
Методика оценки кредитоспособности является главной составляющей в рассмотрении кредитной заявки, правильно разработанная методика дает возможность сохранит банку устойчивое финансовое состояние, а так же косвенно влияет на финансовое состояние организации-заемщика.
На основе теоретических предпосылок в данной работе проведена оценка кредитоспособности ООО «Лента» по имеющейся методики оценки банка «УРАЛСИБ», в соответствии с поставленной в работе целью разработаны рекомендации по пересмотру весов показателей оценки.
По результаты оценки имеющейся методики оценки кредитоспособности банка «УРАЛСИБ» ООО «Лента» относится к 3 классу кредитоспособности, ее финансовое состояние характеризуется как плохое, по скорректированной методики класс Общество повышается до 2. По-моему мнению такая оценка для долгосрочного кредитования будет точнее. Так как при долгосрочном кредитовании роль коэффициентов рентабельности в оценки повышается.
Реализация изменений поможет банку снизить уровень риска по кредитному портфелю, так как категория качества ссуды улучшается с переходом класса кредитоспособности на уровень выше; помогает банку определить оптимальные условия кредитования для заемщика; сократить резервы на возможные потери по ссудам.
Подобные работы
- Проблемы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов
коммерческими банками в рамках организации кредитного процесса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Кредитование физических лиц в коммерческом банке
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Разработка программы внедрения lean-технологий в процессе прямых продаж банка
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



