ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-НАЧАЛА XX В. И МЕДИАТЕКСТАХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XXI В.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ 5
1.1. Метафора и концептуальная метафора 5
1.2. Изучение концептуальной метафоры в лингвистике 12
1.3. Корпусные исследования лексических коллокаций 18
1.3.1. Корпусная лингвистика 18
1.3.2. Corpus-based и corpus-driven исследования 21
1.3.3. Методы корпусных исследований лексических коллокаций слова.
Коллострукционный анализ 24
1.4 Алгоритм исследования 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТАСЕМЬЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-
НАЧАЛА XX В. И МЕДИАТЕКСТАХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XXI В 32
2.1 Cфepы-иcтoчники для концептуализации семьи в медиатекстах первой
трети XXI в 32
2.2 Признаки концепта FAMILLE на основе метафорического
моделирования (на материале медиатекстов) 40
2.3 Метафоры семьи в классической французской литературе XIX-начала XX в 45
2.4 Коллострукционный анализ лексемы famille(на материале корпуса
классической литературы) 56
2.5 Признаки концепта FAMILLE на основе метафорического моделирования (на материале классической французской литературы) 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Таблица коллокаций с номинациями метафор 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Таблица коллокаций лексемы famille 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ 5
1.1. Метафора и концептуальная метафора 5
1.2. Изучение концептуальной метафоры в лингвистике 12
1.3. Корпусные исследования лексических коллокаций 18
1.3.1. Корпусная лингвистика 18
1.3.2. Corpus-based и corpus-driven исследования 21
1.3.3. Методы корпусных исследований лексических коллокаций слова.
Коллострукционный анализ 24
1.4 Алгоритм исследования 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТАСЕМЬЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-
НАЧАЛА XX В. И МЕДИАТЕКСТАХ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XXI В 32
2.1 Cфepы-иcтoчники для концептуализации семьи в медиатекстах первой
трети XXI в 32
2.2 Признаки концепта FAMILLE на основе метафорического
моделирования (на материале медиатекстов) 40
2.3 Метафоры семьи в классической французской литературе XIX-начала XX в 45
2.4 Коллострукционный анализ лексемы famille(на материале корпуса
классической литературы) 56
2.5 Признаки концепта FAMILLE на основе метафорического моделирования (на материале классической французской литературы) 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Таблица коллокаций с номинациями метафор 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Таблица коллокаций лексемы famille 80
Метафоричность привлекает внимание ученых не случайно, ведь жизнь общества постоянно меняется, а язык, обслуживающий это общество, быстро реагирует на любые изменения. Общественные трансформации, как в зеркале, отражаются в языке.
Наша работа посвящена изучению концептуальных метафор, используемых в современных медиатекстах и в классической французской литературе для репрезентации концепта FAMILLE/СЕМЬЯ.
Актуальность выбранной темы определяется следующими факторами:
1) возможностью выявить особенности французского менталитета и место семьи в современном французском обществе;
2) сравнить существующие тенденции с предшествующими взглядами и видением, опираясь на языковые средства, тем самым описать эволюцию концепта FAMILLE/СЕМЬЯ;
3) непроработанностью в современной лингвистике проблематики метафорического образа семьи во французской лингвокультуре.
Объектом данного исследования является метафорическая концептуализация семьи в дискурсе французских массмедия и во французском художественном дискурсе XIX-начала XX веков.
Предметом исследования служит метафорическая модель концепта FAMILLE/СЕМЬЯ, объективируемого в дискурсе французских массмедия и во французском художественном дискурсе XIX-начала XX веков.
Цель данной работы - выявить и описать особенности метафорической концептуализации во французской лингвокультуре на материале массмедийного дискурса и художественной литературы.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• обобщить понимание понятий «метафора», «концепт», «концептуальная метафора» в современной лингвистике, рассмотреть их структуру, сферы и методики изучения;
• выявить основные сферы-источники метафорической
концептуализации и основные признаки концепта СЕМЬЯ на материале медиатекстов;
• выявить основные сферы-источники метафорической
концептуализации и основные признаки концепта СЕМЬЯ на материале художественного дискурса XIX-начала XX веков;
• соотнести полученные результаты с результатами исследования на материале корпуса классических французских произведений.
Методы исследования: контекстуальный анализ, метод когнитивного моделирования, элементы концептуального анализа, элементы качественно-количественного анализа, элементы корпусного анализа (платформа Sketch Engine).
Материалом исследования являются 100 статей из французских массмедиа, в которых актуализируется концепт FAMILLE/СЕМЬЯ, собранных путём сплошной выборки из первоначального исследовательского корпуса объемом 500 статей, а также корпус художественных произведений на французском языке, которые были написаны в период с XIX - начала XX вв. (романы «Отверженные», «Три мушкетёра», «Жизнь», «Монт-Ориоль», «Парижские тайны», «Тереза Ракен», «Мадам Бовари») общим объемом 8 689 страниц и 1 654 275 слова.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать как вспомогательный материал в культурологических и социологических работах.
Методологической и теоретической базой работы являются различные исследования по проблематике концептуальной метафоры (А.П. Чудинов, Н.Д. Арутюнова, Э.В. Будаев, Е.В. Иванова) и концепта (В.И. Карасик, Ю.С. Степанов, В.А. Маслова), а также работы зарубежных исследователей (S.Th. Gries, A. Stefanowitsch, G. Lakoff, M. Johnson).
Наша работа посвящена изучению концептуальных метафор, используемых в современных медиатекстах и в классической французской литературе для репрезентации концепта FAMILLE/СЕМЬЯ.
Актуальность выбранной темы определяется следующими факторами:
1) возможностью выявить особенности французского менталитета и место семьи в современном французском обществе;
2) сравнить существующие тенденции с предшествующими взглядами и видением, опираясь на языковые средства, тем самым описать эволюцию концепта FAMILLE/СЕМЬЯ;
3) непроработанностью в современной лингвистике проблематики метафорического образа семьи во французской лингвокультуре.
Объектом данного исследования является метафорическая концептуализация семьи в дискурсе французских массмедия и во французском художественном дискурсе XIX-начала XX веков.
Предметом исследования служит метафорическая модель концепта FAMILLE/СЕМЬЯ, объективируемого в дискурсе французских массмедия и во французском художественном дискурсе XIX-начала XX веков.
Цель данной работы - выявить и описать особенности метафорической концептуализации во французской лингвокультуре на материале массмедийного дискурса и художественной литературы.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• обобщить понимание понятий «метафора», «концепт», «концептуальная метафора» в современной лингвистике, рассмотреть их структуру, сферы и методики изучения;
• выявить основные сферы-источники метафорической
концептуализации и основные признаки концепта СЕМЬЯ на материале медиатекстов;
• выявить основные сферы-источники метафорической
концептуализации и основные признаки концепта СЕМЬЯ на материале художественного дискурса XIX-начала XX веков;
• соотнести полученные результаты с результатами исследования на материале корпуса классических французских произведений.
Методы исследования: контекстуальный анализ, метод когнитивного моделирования, элементы концептуального анализа, элементы качественно-количественного анализа, элементы корпусного анализа (платформа Sketch Engine).
Материалом исследования являются 100 статей из французских массмедиа, в которых актуализируется концепт FAMILLE/СЕМЬЯ, собранных путём сплошной выборки из первоначального исследовательского корпуса объемом 500 статей, а также корпус художественных произведений на французском языке, которые были написаны в период с XIX - начала XX вв. (романы «Отверженные», «Три мушкетёра», «Жизнь», «Монт-Ориоль», «Парижские тайны», «Тереза Ракен», «Мадам Бовари») общим объемом 8 689 страниц и 1 654 275 слова.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать как вспомогательный материал в культурологических и социологических работах.
Методологической и теоретической базой работы являются различные исследования по проблематике концептуальной метафоры (А.П. Чудинов, Н.Д. Арутюнова, Э.В. Будаев, Е.В. Иванова) и концепта (В.И. Карасик, Ю.С. Степанов, В.А. Маслова), а также работы зарубежных исследователей (S.Th. Gries, A. Stefanowitsch, G. Lakoff, M. Johnson).
В теоретической части работы мы выяснили, что метафора играет роль средства организации концептуальных структур, как форма, способная задавать определённые представления о мире. Концептуальная метафора - механизм, устанавливающий связи между концептами, относящимися к разным областям знания.
Метафора многофункциональна в своём употреблении: в политическом дискурсе она используется как средство эмоционального влияния на аудиторию, но не стоит забывать о том, что метафора является своеобразным зеркалом для отражения культурных событий. Таким образом, и экономический кризис, и природный катаклизм найдут отражение в языке какой-либо статьи в виде новых концептуальных метафор.
Чтобы отследить эволюцию концепта СЕМЬЯ во французском обществе, было решено сравнить концептуальные метафоры, найденные в современных медиатекстах (в жанре статьи), с концептуальными метафорами, найденными в классической французской литературе, которая была написана в период с XIX-начале XX вв. (в жанре романа). Поиск метафор в первой части исследования осуществлялся вручную. Для поиска метафор в классической литературе был создан корпус.
Далее, найденные в вышеописанных исследованиях сферы-источники метафор (за каждой из которых зафиксирован определенный концептуальный признак) были сопоставлены. Различия между ними позволили выявить слои концепта FAMILLE, которые не были зафиксированы в национальной концептосфере в XIX веке.
Таким образом, был сделан вывод, что образы семьи как «элемента» и семьи как «системы» не имели ценности для французского общества эпохи XIX-начале XX вв.. Данные ассоциации могли развиться позже либо прийти в дискурс масмедиа из других литературных направлений.
Образ дома в обе временные эпохи оставался центральным для французов. Дом свзяан с концептуальным признаком защиты - как от непогоды, непрошеных гостей, так и от проблем и беспокойства. Другому концептуальному признаку СЕМЬИ, профилирующему идею о месте, соответствует метафора «гнезда», где растут и получают воспитание дети. Ещё два концептуальных признака, находящих отражение и в дискурсе массмедиа, и в дискурсе классической литературы, это связь, означающая отношения внутри и вне семьи, и генеалогия семьи, заключающаяся в приемственности поколений и семейной истории.
Метафора многофункциональна в своём употреблении: в политическом дискурсе она используется как средство эмоционального влияния на аудиторию, но не стоит забывать о том, что метафора является своеобразным зеркалом для отражения культурных событий. Таким образом, и экономический кризис, и природный катаклизм найдут отражение в языке какой-либо статьи в виде новых концептуальных метафор.
Чтобы отследить эволюцию концепта СЕМЬЯ во французском обществе, было решено сравнить концептуальные метафоры, найденные в современных медиатекстах (в жанре статьи), с концептуальными метафорами, найденными в классической французской литературе, которая была написана в период с XIX-начале XX вв. (в жанре романа). Поиск метафор в первой части исследования осуществлялся вручную. Для поиска метафор в классической литературе был создан корпус.
Далее, найденные в вышеописанных исследованиях сферы-источники метафор (за каждой из которых зафиксирован определенный концептуальный признак) были сопоставлены. Различия между ними позволили выявить слои концепта FAMILLE, которые не были зафиксированы в национальной концептосфере в XIX веке.
Таким образом, был сделан вывод, что образы семьи как «элемента» и семьи как «системы» не имели ценности для французского общества эпохи XIX-начале XX вв.. Данные ассоциации могли развиться позже либо прийти в дискурс масмедиа из других литературных направлений.
Образ дома в обе временные эпохи оставался центральным для французов. Дом свзяан с концептуальным признаком защиты - как от непогоды, непрошеных гостей, так и от проблем и беспокойства. Другому концептуальному признаку СЕМЬИ, профилирующему идею о месте, соответствует метафора «гнезда», где растут и получают воспитание дети. Ещё два концептуальных признака, находящих отражение и в дискурсе массмедиа, и в дискурсе классической литературы, это связь, означающая отношения внутри и вне семьи, и генеалогия семьи, заключающаяся в приемственности поколений и семейной истории.



