ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ В СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 30-60-Х ГОДОВ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Истоки формирования философско-религиозного дискурса в
советской прозе 9
1.1. Религиозные искания в классической русской философии и ее влияние на
художественную литературу 9
1-2. Философское исследование религиозного сознания. 30
Глава 2. Художественная советская проза, содержащая философско-
религиозные аспекты. 38
2.1. Философско-религиозное осмысление борьбы добра и зла, христианства в контексте философии религии в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 38
2.2 Библейская символика и христианская философия в произведении Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСТОЧНИКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Истоки формирования философско-религиозного дискурса в
советской прозе 9
1.1. Религиозные искания в классической русской философии и ее влияние на
художественную литературу 9
1-2. Философское исследование религиозного сознания. 30
Глава 2. Художественная советская проза, содержащая философско-
религиозные аспекты. 38
2.1. Философско-религиозное осмысление борьбы добра и зла, христианства в контексте философии религии в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 38
2.2 Библейская символика и христианская философия в произведении Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСТОЧНИКИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность
Советская эпоха, при всей сложности и неоднозначности ее сегодняшних оценок, подарила миру много великих имен и философских произведений литературы. Начало ХХ века было эпохой литературных потрясений. Этот период получил название «Серебряного века». Но поскольку в государственной идеологии господствовал атеизм и гонение на религию, это особенным образом отразилось на содержании литературных произведений рассматриваемого периода. Они были пропитаны философско- религиозными исканиями, переосмыслением традиции и напряженным духовным поиском.
Значительное влияние на творчество писателей «Серебряного века» оказали «апокалиптические» события начала XX столетия. Писатели, обращаясь к вечным вопросам добра и зла, истины, жизни и смерти, власти и народа, использовали в своих произведениях библейские образы, сюжеты, мотивы.
Основные события этого периода нашли отражение в творчестве М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака. Оба писателя связывают в своих произведениях общественные и нравственные вопросы с философско-религиозной проблематикой, о которой в то время говорить было не принято. Лишь после падения Советского Союза людям вновь открылась возможность свободно говорить об этом и выбирать, во что верить. Многотиражные издания ранее запрещенной философской и религиозной литературы, в особенности произведений Н. Бердяева, Вл. Соловьева, А. Белого, Евг. Трубецкого, наконец, увидели свет в родной стране. Названные мыслители, продолжили традицию русских философов и религиозных деятелей прошлых веков. Каждый из них уделяет особое внимание религиозному сознанию человека.
Неоспоримая связь культуры, литературы и эстетики с религиозными аспектами стала базисом, фундаментом дальнейшего развития отечественной
культуры. Вследствие этого интерес гуманитарной науки к философско- религиозным проблемам, поставленным в российской прозе XX века имеет очень глубокие основания.
Произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.Пастернака «Доктор Живаго» вошли в золотой фонд не только отечественной, но и мировой литературы. Одной из наиболее интересных и сложных проблем, выходящих за рамки литературоведческой проблематики, является, на наш взгляд, анализ библейской и христианской канвы этих двух, поистине значимых романов начала ХХ века, с позиции философии религии.
Степень разработанности.
Тема христианства является не новой в философском и литературоведческом мире. Огромный вклад в изучение и формирование представления о русской классической религиозной философии внесли такие философы как: Соловьев, Аксаков, Сковорода и др., а так же русские писатели, которые известны миру, как гиганты философской мысли, несмотря на то, что писали они в художественной форме, но их значение в философии не оспоримо, это Толстой Л.Н. и Достоевский Ф.М. Философско- религиозные аспекты в их произведениях подвергались глубокому анализу неоднократно. Особенный вклад внесли такие философы и литературоведы, как К. Леонтьев, В. Соловьев, В. Розанов, Л. Шестов, Д. Мережковский, А. Белый, Н. Бердяев, Г. Флоровский, Ф. Степун и др.
В советское время романы М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака изучались и анализировались такими учеными например, как:
Чудакова Мариэтта Омаровна (род. 2 января 1937, Москва) — советский и российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. В своем труде «Жизнеописание Михаила Булгакова» она проводит литературоведческий анализ романа, рассказывает о том, как этот роман изменялся в течении времени и о его влиянии на судьбу самого Булгакова.
Смелянский Анатолий Миронович (род. 13 декабря 1942) — советский и российский театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. «Михаил Булгаков в художественном театре» - автор этого искусствоведческого труда раскрывает личность М.Булгакова, показывает не только его значение в мире искусства, но и самого романа «Мастер и Маргарита». И анализирует структуру и стиль написания самого романа.
Яновская Лидия Марковна (род. 15 октября 1926) - писатель, учёный- литературовед, специалист по русской литературе XX века, текстолог, первоисследователь творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова. Книга «Творческий Путь Михаила Булгакова» посвящена творчеству М. А. Булгакова. В центре внимания автора основные произведения писателя: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег», «Мастер и Маргарита». Л.М. Яновская повествует о первых произведениях, с которых начинался М.А. Булгаков как писатель, и творческая история основных произведений, их анализ и как его произведения повлияли на мир искусства. Л. Яновская многие годы занимается изучением творчества М. А. Булгакова, она является автором многих статей и публикаций, которые впервые вводили в литературный обиход новые материалы жизни и творчества писателя.
Гаврюшин Николай Константинович (род 28 ноября 1946) - философ, историк религиозно-философской и научной мысли России. В главе «Литостротон или Мастер без Маргариты» из книги «Подъем» повествуется о творческой эволюции романа, а так же проводит анализ с религиозной точки зрения.
Александр Исаакович Мирер - псевдоним Александр Зеркалов (род. 2 мая 1927) советский, российский писатель-фантаст, литературовед, критик и переводчик. В книге «Этика Михаила Булгакова» он дает оценку произведению «Мастер и Маргарита» с точки зрения этики и анализирует основных персонажей романа. А в книге «Евангелие от Михаила Булгакова» А. Мирер проводит анализ ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» через призму первоисточников булгаковского текста — канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст романа.
Аверинцев Сергей Сергеевич (род. 10 декабря 1937) - советский и российский филолог, культуролог, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХК — ХХ вв., поэзии «Серебряного века». В труде Аверинцева С.С. «Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления» проводится анализ не только поэзии Пастернака Б.Л., но и романа «Доктор Живаго», так как анализ самого романа позволяет лучше понять метафоричный смысл лирики писателя.
Роман Осипович Якобсон (род. 28 сентября 1896) — российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века. «Заметки о прозе Пастернака» - в этом труде проводятся исследования мышления поэта и прозаика через его произведения. Так же там повествуется, об особенностях творчества Пастернака.
Все это свидетельствует о том, что интерес к философско-религиозным аспектам в советской литературе был велик многие годы и имел довольно широкое обоснование в мире философии и литературоведения.
Объект исследования: философско-религиозные аспекты в советской художественной прозе «Серебряного века»
Предмет исследования: философско-религиозные аспекты
произведений М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака.
Цель: исследовать философско-религиозные аспекты произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Задачи:
1. Раскрыть особенности философско-религиозного дискурса
дореволюционной русской философии;
2. Выявить связь философско-религиозной проблематики
классической русской литературы с русской философией
3. Рассмотреть типы философско-религиозного дискурса в
художественной прозе «Серебряного века»;
4. Проанализировать типичные и особенные философско-
религиозные мотивы в названных произведениях М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака.
Методологическое основанием исследования:
В работе использовались исторический и сравнительно-исторический методы, аксиологический и религиозно-экзистенциальный подход, герменевтический (сематический) анализ текста.
Советская эпоха, при всей сложности и неоднозначности ее сегодняшних оценок, подарила миру много великих имен и философских произведений литературы. Начало ХХ века было эпохой литературных потрясений. Этот период получил название «Серебряного века». Но поскольку в государственной идеологии господствовал атеизм и гонение на религию, это особенным образом отразилось на содержании литературных произведений рассматриваемого периода. Они были пропитаны философско- религиозными исканиями, переосмыслением традиции и напряженным духовным поиском.
Значительное влияние на творчество писателей «Серебряного века» оказали «апокалиптические» события начала XX столетия. Писатели, обращаясь к вечным вопросам добра и зла, истины, жизни и смерти, власти и народа, использовали в своих произведениях библейские образы, сюжеты, мотивы.
Основные события этого периода нашли отражение в творчестве М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака. Оба писателя связывают в своих произведениях общественные и нравственные вопросы с философско-религиозной проблематикой, о которой в то время говорить было не принято. Лишь после падения Советского Союза людям вновь открылась возможность свободно говорить об этом и выбирать, во что верить. Многотиражные издания ранее запрещенной философской и религиозной литературы, в особенности произведений Н. Бердяева, Вл. Соловьева, А. Белого, Евг. Трубецкого, наконец, увидели свет в родной стране. Названные мыслители, продолжили традицию русских философов и религиозных деятелей прошлых веков. Каждый из них уделяет особое внимание религиозному сознанию человека.
Неоспоримая связь культуры, литературы и эстетики с религиозными аспектами стала базисом, фундаментом дальнейшего развития отечественной
культуры. Вследствие этого интерес гуманитарной науки к философско- религиозным проблемам, поставленным в российской прозе XX века имеет очень глубокие основания.
Произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.Пастернака «Доктор Живаго» вошли в золотой фонд не только отечественной, но и мировой литературы. Одной из наиболее интересных и сложных проблем, выходящих за рамки литературоведческой проблематики, является, на наш взгляд, анализ библейской и христианской канвы этих двух, поистине значимых романов начала ХХ века, с позиции философии религии.
Степень разработанности.
Тема христианства является не новой в философском и литературоведческом мире. Огромный вклад в изучение и формирование представления о русской классической религиозной философии внесли такие философы как: Соловьев, Аксаков, Сковорода и др., а так же русские писатели, которые известны миру, как гиганты философской мысли, несмотря на то, что писали они в художественной форме, но их значение в философии не оспоримо, это Толстой Л.Н. и Достоевский Ф.М. Философско- религиозные аспекты в их произведениях подвергались глубокому анализу неоднократно. Особенный вклад внесли такие философы и литературоведы, как К. Леонтьев, В. Соловьев, В. Розанов, Л. Шестов, Д. Мережковский, А. Белый, Н. Бердяев, Г. Флоровский, Ф. Степун и др.
В советское время романы М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака изучались и анализировались такими учеными например, как:
Чудакова Мариэтта Омаровна (род. 2 января 1937, Москва) — советский и российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. В своем труде «Жизнеописание Михаила Булгакова» она проводит литературоведческий анализ романа, рассказывает о том, как этот роман изменялся в течении времени и о его влиянии на судьбу самого Булгакова.
Смелянский Анатолий Миронович (род. 13 декабря 1942) — советский и российский театральный критик, историк театра; доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. «Михаил Булгаков в художественном театре» - автор этого искусствоведческого труда раскрывает личность М.Булгакова, показывает не только его значение в мире искусства, но и самого романа «Мастер и Маргарита». И анализирует структуру и стиль написания самого романа.
Яновская Лидия Марковна (род. 15 октября 1926) - писатель, учёный- литературовед, специалист по русской литературе XX века, текстолог, первоисследователь творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова. Книга «Творческий Путь Михаила Булгакова» посвящена творчеству М. А. Булгакова. В центре внимания автора основные произведения писателя: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег», «Мастер и Маргарита». Л.М. Яновская повествует о первых произведениях, с которых начинался М.А. Булгаков как писатель, и творческая история основных произведений, их анализ и как его произведения повлияли на мир искусства. Л. Яновская многие годы занимается изучением творчества М. А. Булгакова, она является автором многих статей и публикаций, которые впервые вводили в литературный обиход новые материалы жизни и творчества писателя.
Гаврюшин Николай Константинович (род 28 ноября 1946) - философ, историк религиозно-философской и научной мысли России. В главе «Литостротон или Мастер без Маргариты» из книги «Подъем» повествуется о творческой эволюции романа, а так же проводит анализ с религиозной точки зрения.
Александр Исаакович Мирер - псевдоним Александр Зеркалов (род. 2 мая 1927) советский, российский писатель-фантаст, литературовед, критик и переводчик. В книге «Этика Михаила Булгакова» он дает оценку произведению «Мастер и Маргарита» с точки зрения этики и анализирует основных персонажей романа. А в книге «Евангелие от Михаила Булгакова» А. Мирер проводит анализ ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» через призму первоисточников булгаковского текста — канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст романа.
Аверинцев Сергей Сергеевич (род. 10 декабря 1937) - советский и российский филолог, культуролог, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХК — ХХ вв., поэзии «Серебряного века». В труде Аверинцева С.С. «Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления» проводится анализ не только поэзии Пастернака Б.Л., но и романа «Доктор Живаго», так как анализ самого романа позволяет лучше понять метафоричный смысл лирики писателя.
Роман Осипович Якобсон (род. 28 сентября 1896) — российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века. «Заметки о прозе Пастернака» - в этом труде проводятся исследования мышления поэта и прозаика через его произведения. Так же там повествуется, об особенностях творчества Пастернака.
Все это свидетельствует о том, что интерес к философско-религиозным аспектам в советской литературе был велик многие годы и имел довольно широкое обоснование в мире философии и литературоведения.
Объект исследования: философско-религиозные аспекты в советской художественной прозе «Серебряного века»
Предмет исследования: философско-религиозные аспекты
произведений М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака.
Цель: исследовать философско-религиозные аспекты произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Задачи:
1. Раскрыть особенности философско-религиозного дискурса
дореволюционной русской философии;
2. Выявить связь философско-религиозной проблематики
классической русской литературы с русской философией
3. Рассмотреть типы философско-религиозного дискурса в
художественной прозе «Серебряного века»;
4. Проанализировать типичные и особенные философско-
религиозные мотивы в названных произведениях М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака.
Методологическое основанием исследования:
В работе использовались исторический и сравнительно-исторический методы, аксиологический и религиозно-экзистенциальный подход, герменевтический (сематический) анализ текста.
Вся русская литература пропитана религиозно-философской тематикой, это прослеживается даже во времена гонения религии. Советский период подарил миру много великих произведений литературы. Они весьма нетипичны из-за сложившееся атмосферы в стране в те времена, но не смотря на это писатели продолжали традиции и наделяли свои произведения православным духом, порой весьма своеобразно и порой завуалированно. В ходе проведенного анализа нам удалось выяснить, какие именно религиозные аспекты присутствуют в литературе, а именно в произведениях: М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». А так же мы исследовали истоки формирования таких православных идей через философско-религиозные взгляды российских мыслителей
дореволюционного периода, таких как: Владимир Соловьев, Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Григорий Сковорода. Благодаря этому мы выяснили, что истоки этих взглядов формировались не одно столетие и прочно закрепилось в умах не только писательского сознания, но и народного и политический стой, в котором господствует атеизм, не могут повлиять на религиозное самоопределение и сознание в такие короткие сроки.
Так же, мы пришли к выводу, что большое влияние на отечественную литературу ХХ века во многом повлияло Библейское слово. Его отголоски мы нашли во всех исследуемых нами литературных произведениях. Это Библейское влияние мы проследили не только в произведениях таких великих писателей как: Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой, но и в творчестве советских писателей, в частности, в произведениях М.Булгакова и Б.Пастернака. Литература во все времена оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения и философских взглядов у народа. В свете такого понимания, современный религиозный, православный «ренессанс», переживаемый Россией выглядит скорее закономерным и органическим, нежели случайным и политически обусловленным состоянием.
дореволюционного периода, таких как: Владимир Соловьев, Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Григорий Сковорода. Благодаря этому мы выяснили, что истоки этих взглядов формировались не одно столетие и прочно закрепилось в умах не только писательского сознания, но и народного и политический стой, в котором господствует атеизм, не могут повлиять на религиозное самоопределение и сознание в такие короткие сроки.
Так же, мы пришли к выводу, что большое влияние на отечественную литературу ХХ века во многом повлияло Библейское слово. Его отголоски мы нашли во всех исследуемых нами литературных произведениях. Это Библейское влияние мы проследили не только в произведениях таких великих писателей как: Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой, но и в творчестве советских писателей, в частности, в произведениях М.Булгакова и Б.Пастернака. Литература во все времена оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения и философских взглядов у народа. В свете такого понимания, современный религиозный, православный «ренессанс», переживаемый Россией выглядит скорее закономерным и органическим, нежели случайным и политически обусловленным состоянием.



