Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РОССИИ ВРЕМЕН СССР

Работа №26271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
774
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретическая основа исследования феномена семейного воспитания 8
1.1 Сущность семейного воспитания, структурные компоненты 8
1.2. Особенности семейного воспитания детей в Советском Союзе 22
1.3. Семейное воспитание в контексте современной семьи 34
2. Прикладное культурное исследование феномена семейного воспитания...50
2.1 Особенности метода ассоциативного эксперимента 50
2.2 Прикладное исследование понятий «воспитание в советской семье», «современное семейное воспитание» с помощью метода ассоциативного эксперимента 52
2.3 Результаты обработки полученных ассоциаций на «воспитание в
советской семье» 55
2.4 Результат обработки полученных данных на «современное
семейное воспитание» 62
Заключение 72
Список использованных источников

Семья, являясь социальным институтом, интегрирует ребенка в коллектив, в различные организации, трудовые и культурные объединения, создавая условия для освоения детьми предназначенной им базы культурных ценностей и духовно-нравственных норм. При этом семья сама по себе является мини-моделью общества, где личность получает общественно важные, нравственные и коммуникативные качества. По признанию специалистов, именно семейное воспитание формирует у человека понимание основных жизненных ценностей, а также именно в семье он получает основную реализацию своей активности и приоритеты к саморазвитию.
Из-за различных процессов (смена политической идеологии, изменения в экономической, социальной и духовной сферах) в нашем обществе менталитет россиян претерпел определенные изменения, что повлияло на структуру ценностей и воспитания современной семьи. Не смотря на это, россияне смогли сохранить ментальные основы жизнедеятельности: традиции и религиозные нормы. На данный момент семья вбирает в себя инновационную и традиционную модели воспитания, а также ценности советского периода.
Актуальность данного исследования заключается в том, что семейное воспитание, является феноменом, в котором можно проследить своеобразие изменений культуры российского общества на примере двух разных этапов, которые граничат друг с другом и переживают смену одного другим. Помимо этого, работа с ассоциациями дает возможность выявить стереотипы, устойчивые образы воспитания двух эпох. Сравнительный анализ семейного воспитания современной и советской России, по определенным аспектам, поможет выявить качественные изменения в приоритетах воспитания, показать и выявить особенности культурных, духовно-нравственных, ценностных установок во времена разных идеологий.
Степень изученности
Проблеме воспитания в семье в современном научном дискурсе уделяется особое внимание. Феномен семейного воспитания является актуальной темой отечественных и зарубежных исследований. Семья рассматривается исследователями с позиции ее функционирования в качестве социального института, определяются ее функции и значимость в воспитании детей. Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением» . Семья своей сущностью объединяет поколения и транслирует отечественные культурные, духовные и национальные традиции. Помимо И.А. Ильина существенный вклад в рассмотрении неотъемлемой сферы общества, которая способствует формированию гармоничной личности, можно отметить таких исследователей, как Э. Дюркгейм, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М Медков, П. Ф Лесгафт, Д. К. Алиева, Л.Б. Шнейдер.
Одной из главных функций семьи, по мнению исследователей, является формирование нравственного фундамента в личности у ребёнка: понимание первичных норм нравственности, эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. Социализация личности, ее взаимосвязь с формированием ценностных ориентаций является жизненно важной задачей на пути к гармоничному семейному воспитанию. Не случайно нравственные ценности выделяются учеными в особую группу ценностей (Л. Н. Столович, Н. С. Розов, А. Г. Здравомыслов). Ведущими в исследовании являются авторы: В. А Сухомлинский, В. В. Зеньковский, П. Сорокин, А. В. Быков, А. Г. Здравомыслов, Б. Малиновский, А.М. Русецка, С.П. Акутина, Л.О. Володина, Л.М. Панкова, В.С. Торохтий, Л.Ш. Юзмухаметова, А. В. Быков, А. К. Дремов, О. А Шаваева, Х.Х. Батчаева.
Среди российских исследователей, которые основательно рассмотрели проблемы феномена семейного воспитания в современной России можно выделить следующих: ИМ. Майдиков, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, А.Г. Харчев, И.Ф. Дементьева, Л.И. Переславцева, З.Г. Ишембитова, П.В. Самоукина, О.А. Шаваева, С.В. Дармодехин, Е.М. Черняк, С. Н. Гавров, В. Т. Лисовский, И.Ф. Дементьева, А.В. Узик. Работы этих исследователей отражают общую социальную и культурную картину развития и функционирования института семьи и семейного воспитания в современном обществе.
Отдельного внимания заслуживает воспитание в СССР. Идеологию прошлого столетия можно рассматривать по-разному, однако нельзя отрицать факт, что она серьёзно повлияла на формирование определенной модели воспитания в семье. Существенный вклад в исследование данного феномена и процесса внесли работы А. С. Макаренко, С.Н. Гаврова, М.В. Рабжаевой, Е.М. Черняк, А. А. Каганович, О. И. Волжиной, С.И. Голод,Т.С. Гончаровой. А также теме родительства в СССР были посвящены научные труды А. В. Носковой, О.Е. Чёрствой, О.С. Ростовой, В.С. Садовской, Т. Боровиковой, З.П. Замараевой, В.М. Новоселова, Л.Н Завадской, Ж.В. Черновой, О.А. Котовой, М.А. Токмаковой, А.И. Антонова, М.А. Дьячковой, О.В. Лебедевой.
Существенный вклад в рассмотрение основы семейного воспитания внесло исследование О.М. Потаповской, посвященное трансформации ценностных приоритетов воспитания в российской семье в контексте социокультурной ситуации на рубеже XX—XXI веков и условий современной России.
Проблема исследования
В результате преобразовательных процессов в обществе, менталитет россиян претерпел определенные изменения, что привело и к сдвигам в структуре воспитания в современной семье. Этот феномен требует изучения и анализа в сравнении с прошлой структурой воспитания советской семьи, что позволит отследить произошедшие изменения.
Гипотезой исследования является то, что феномен семейного воспитания по-разному вбирает в себя различные аспекты воспитания в семье (советской и современной). Подробное изучение этого феномена и сравнительный анализ по определенным критериям поможет раскрыть и показать динамику изменений в принципах воспитания в современной России и России времен СССР.
Объект исследования
Феномен семейного воспитания в России.
Предмет исследования
Сравнительное изучение феномена семейного воспитания в современной России и России времен СССР.
Цель исследования
Целью данного исследования является сопоставление двух систем/ моделей семейного воспитания в России, характерной для советского периода и актуальной в современности.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен семейного воспитания, определить его структурные компоненты, функции, сущность и характерные составляющие.
2. Изучить особенности семейного воспитания в СССР на основании обзора научной литературы по теме советского родительства и основных принципов семейного воспитания Советского Союза.
3. Изучить феномен современного семейного воспитания на основании обзора научной литературы по данной теме, рассмотреть роль родителей и взаимоотношения между членами семьи, определить новые модели воспитания в семье с ведущими культурно-ценностными ориентировками.
4. Провести лингвистический эксперимент для выявления ассоциативного ряда и взаимосвязи между понятиями рассматриваемого феномена среди представителей разных возрастов.
5. Сравнить на основе полученных результатов проведения эксперимента феномен семейного воспитания в современной России и СССР.
Методологические основы исследования
Процесс исследования феномена семейного воспитания в России предполагает использование общенаучных методов: анализ, описание, синтез, обобщение. Проведение сравнительного анализа предполагает использование таких методов, как анализ, описание, экстраполяция, моделирование, аналитический обзор, метод ассоциативного лингвистического эксперимента.
Предполагаемый результат
Изучение феномена семейного воспитания и составление сравнительного анализа на тему феномена семейного воспитания в современной России и России времен СССР. Проведение исследования по определенным критериям покажет динамику изменений в принципах воспитания, распространенных в советской и суверенной России.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы, могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области культурной антропологии, антропологии семьи, социологии культуры, культурологии, семейной психологии, педагогики. Также результаты исследования могут найти применение в качестве материалов исследования для выступления на научных конференциях, создания проектов, составления научных и публицистических статей.
Структура работы
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования проведено сопоставление двух систем/ моделей семейного воспитания в России, характерной для советского периода и актуальной в современности.
Глава содержит рассмотрение семьи и феномена семейного воспитания, ее структурные компоненты, семейные ценности и традиции. А также в этой главе показаны особенности советского семейного воспитания, выделены основные цели и принципы, которые сформировались под влиянием политической идеологии. Освещена тема родительства, роль отца и матери в воспитании ребенка в пространстве советской семьи. Рассмотрены изменения в направлениях и ценностных установках современного воспитания, обозначена роль родителей и их взгляды на компоненты семейного воспитания. Раскрыты новые формы и модели семьи, а также изменения в статусных ролях членов семьи, их взаимоотношение.
Проведя обзор научной литературы на тему сущности семьи и семейного воспитания можно выделить основные компоненты, функции и задачи семейного воспитания. Компонентами семейного воспитания являются: умственное, физическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание ребенка. В пространстве семьи осуществляются основные функции - социализация личности ребенка, освоение морали и приобретение духовно-нравственных ценностей. Семье свойственно воплощение ценностных культурно-нравственных инициатив в этом и заключается незаменимость семейного воспитания. Участники процесса воспитания (родители и ближайшие родственники) обязаны грамотно реализовать ценностный потенциал семьи, обладающий духовно-нравственными характеристиками, а также не выступать в роли асоциальной среды для ребенка. Подобная среда - это семьи, которые не в состоянии удовлетворить структурные аспекты семейного воспитания или в которых неверно транслируются знания и неправильно преподносятся ценности.
Рассмотрение исследовательских позиций по теме советского семейного воспитания позволило сделать выводы о роли родителей в процессе воспитания, их отношению к воспитательским обязанностям, а также помогло определить задачи и актуальную модель воспитания советской семьи.
Роль женщины в советской семье изменялась в зависимости от социальных условий, наряду с материнством она должны была выполнять профессиональные обязанности. В первые десятилетия мужчины отстранились от воспитания детей, что серьезно повлияло на образ отцовства. После либерализации семейной политики роль мужчины в семье повысилась, однако, из-за ранее сформированных стереотипов негативное представление о роли отца в семье до конца не исчезло.
Ранее патриархальная семья принимает облик традиционной, в которой постепенно начинают проявляться черты новой модели семьи, где центром становится ребенок, его социализация и воспитание. Основной задачей семейного воспитания в СССР считалась подготовка детей к жизни в социалистическом обществе, которую диктовала и поддерживала идеология. Благодаря государственной политике формировались принципы и ценности, существовавшие в пространстве семьи. Ведущими факторами в процессе воспитания являлись популяризация равенства, общности и солидарности, касательно идей и интересов.
Изучение особенностей и трансформаций в современном воспитании привело к выводам относительно определения модели и компонентов современного семейного воспитания, а также ролевых позиций современных родителей и преследуемых ими целей в развитии детей.
Традиционная модель семейных отношений сменяется современной (светской) моделью. Происходит нивелировка традиционных российских ценностей, в результате привнесения устоев и ценностей извне. Данный процесс сформировал смешанный тип семьи. Вначале XXI в. семейное воспитание наполняется проявлениями глобальной рационализации, происходит замена традиционных ценностей практическими нормами семейного воспитания, акцент ставится на прагматических компонентах.
По мнению исследователей, происходит переориентация родителей с воспитания детей на супружеские отношения, в связи с этим родители не желают иметь большое количество детей. Родители стараются сформировать у современного поколения детей качества самостоятельности, практичности, расчетливости и предприимчивости. Современные условия диктуют выполнять задачу воспитания именно такими методами, но подобное негативно влияют на нравственность и духовную базу личности ребенка.
Итак, исследованием рассмотрены особенности советского семейного воспитания, выделены основные цели и принципы, которые сформировались под влиянием политической идеологии. Освещена тема родительства, роль отца и матери в воспитании ребенка в пространстве советской семьи. Рассмотрены изменения в направлениях и ценностных установках современного воспитания, обозначена роль родителей и их взгляды на компоненты семейного воспитания.
Анализ научных источников, посвященных феномену семейного воспитания в современной и советской России, позволили констатировать сходство в задачах воспитания - социализация и развитие в ребенке качеств, помогающих преодолевать дальнейшие жизненные трудности. Но в зависимости от политической ситуации и идеологии можно отметить различия в подходах в воспитании, применяются разные модели воспитания (традиционная, детоцентрическая, светская). В советский период времени наблюдался традиционных подход к воспитанию детей, в котором происходила постепенная переориентация с патриархальной модели на светский тип. С наступлением современной эпохи начинают господствовать светские идеалы, вбираются иные примеры воспитания, приходящие извне.
Родители в советской семье исполняли роль воспитателя и транслировали ценности, продиктованные идеологией. Но в некоторых этапах прослеживалась у родителей переориентация с роли воспитателя на выполнение профессиональных обязанностей. С приходом новой воспитательной модели сформировался баланс между этими обязательствами. Что касается роли современных родителей, то здесь прослеживается концентрация на отношения между родителями. Но роль в качестве основных воспитателей никуда не исчезла, лишь наполнилась большей свободой в выборе воспитательных методик.
Таким образом, на основании изученной литературы можно заключить, что в советской и современной семье преобладают отличные ценности. Семья периода Советского союза согласовывала свои воспитательные методы с провозглашенной идеологией государства, старалась воспитать своего ребенка гражданином социалистического общества, развивая в нем чувства солидарности и равенства, любви к труду и Родине. А современное воспитание концентрируется на привнесении практичных качеств, основанных на прагматических ценностях. Из-за чего в современной семье укрепляется префигуративная модель взаимоотношений между поколениями.
Изучив теоретическую основу феномена семейного воспитания в современной и советской семье, были сделаны выводы на основе точек зрения исследователей, работавших в области проблемы семейного воспитания. Опираясь на компетентные мнения исследователей, определены отличные модели воспитания, взаимоотношения между членами семьи, отношение родителей к обязанностям воспитания и развития детей, а также ценности и базовые принципы воспитания, как в советской, так и в современной семье.
На основании полученных характеристик, выделенных при обработке данных ассоциативного эксперимента, проведенного среди жителей города Красноярска, на слова-стимулы «воспитание в советской семье» и «современное семейное воспитание» можно сделать вывод о том, что у респондентов существуют определенные образы, касаемо выделенных понятий.
Мнение о воспитании в советской семье является противоречивым. С одной стороны его описывают негативно, указывая на его строгие методы по отношению к воспитанию детей, с другой стороны считают его правильным и достойным.
На советское воспитание оказывало большое влияние мнение общества и советская идеология, вследствие чего воспитание в советской семье является консервативным и традиционным. Оно было наполнено семейными ценностями и нравственными устоями. Взаимоотношения между членами семьи были уважительными по отношению друг к другу, и существовал авторитет старших, где главой семьи являлся отец. В воспитании принимали участие старшие родственники.
Родители выражали строгость по отношению к детям. Они диктовали правила внутри семьи, развивая дисциплину и послушание у детей. Наряду с запретами и порицанием родители часто прибегали к телесным наказаниям.
В детях старались развить такие качества как самостоятельность, ответственность, скромность, честность, уважение и помощь старшим, а также любовь к своей родине и верность традициям. Воспитание происходило всесторонне - родители старались привить детям трудолюбие, выполняли воспитание физическое и интеллектуальное. Старались занимать детей в свободное от учебы время спортом, искусством и другими занятиями.
Ребенок мог длительное время оставаться без присмотра родителей из- за их занятости. Дети могли находить себе занятие на улице, проводить там много времени.
В советский период предпочтение отдавалось большой семье, где принято было иметь много детей.
Анализ полученных данных, полученных в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента позволяет сделать вывод о том, что у респондентов существует сформированное представление относительно понятия «современное семейное воспитание».
По данному понятию были выделены смысловые группы, которые указывают на то, что современное воспитание является мягким по отношению к детям. Появляется свобода выбора, современные родители могут выбирать верные, на их взгляд, модель и методы воспитания, при этом респонденты отмечали, что родители не понимают всей ответственности за воспитание своих собственных детей.
В современном воспитании материальные блага ценятся выше духовно-нравственных традиционных ценностей. Происходит подмена истинных ценностей в процессе семейного воспитания, а также частичная утрата духовности и переориентация авторитета с родителей на сверстников ребенка. Нарушается целостность семьи, в воспитании детей принимают участие только родители.
Наблюдается большое количество разводов, вследствие чего родители воспитывают детей в неполных семьях и осуществляют свою воспитательную роль в одиночестве. Семьи обзаводятся одним ребенком, предпочитают иметь небольшое количество детей или вовсе проявляют сознательное нежелание иметь детей.
От современных родителей требуется прививание ребенку здорового образа жизни, развитие индивидуальных качеств. А от современных детей требуется быть спокойными, послушными, сильными и целеустремленными.
Родители уделяют много внимания, иногда даже излишне много, формируя культ ребенка в семье. Было замечено, что современные дети избалованные и остаются безнаказанными. Дети достаточно поздно взрослеют и вырастают ленивыми и эгоистичными; не уважают взрослых и являются неблагодарными по отношению к родителям.
На основании результатов обработки ассоциаций были выделены отличия в компонентах семейного воспитания, преследуемых целях развития и модели самого воспитания:
^Воспитание в советской семье считается достаточно строгим, но правильным и действенным, по сравнению с современным. Советские родители хотели вырастить ребенка верным гражданином своей страны, тогда как в современности родители не понимают всей ответственности за воспитание детей. Современное воспитание является мягким.
2. Методы воспитания, применяемые в советских семьях, были продиктованы советской идеологией и контролировались мнением общества. Оно было традиционным и консервативным. На данный момент, в современной России традиционная модель сменяется светской, где привносятся новые методы воспитания, родители в праве сами выбирать, каким образом воспитывать своих детей.
3. Интернет и различные новые технологии влияют на семейное воспитание, тогда как в советский период влияние оказывала общественность и идеология того времени.
4. Воспитание советской семьи было наполнено семейными ценностями и нравственными устоями, а сейчас наблюдается процесс подмены истинных ценностей, материальные блага становятся выше духовно-нравственных ценностей.
5. В советской семье родители хотели иметь большую семью с множеством детей, сейчас же родители обзаводятся небольшим количеством детей, в силу экономических и иных соображений, а также могут проявлять сознательное нежелание иметь детей, что является феноменом современности.
6. В семье советского периода воспитанием могли заниматься, помимо родителей, старшие родственники. Тогда как сейчас современные дети не знают своих родственников, так как дети, чаще всего, живут отдельно от своих бабушек и дедушек, а также и других близких родственников.
7. В современности наблюдается большое количество разводов, вследствие чего родители воспитывают детей в неполных семьях и осуществляют свою воспитательную роль в одиночестве. Если же в воспитании принимают участие оба родителя, то они приходят к компромиссу при распределении воспитательных функций и обязанностей. В советской семье ситуация была иной, по сравнению с матерью, отец меньше участвовал в воспитании детей, но при этом существовал авторитет старших, где главой всегда оставался отец.
8. Советские родители выражали строгость к своим детям, они диктовали определенные правила поведения, прибегали к телесным наказаниям, развивая дисциплину и послушание у детей. Современные же уделяют слишком много внимания своим детям, окружая их гиперопекой, вследствие чего дети остаются безнаказанными и становятся избалованными.
9. Раньше в детях старались развивать такие качества как самостоятельность, ответственность, скромность, уважение к старшим, а также любовь к своей родине и верность традициям, родители старались привить детям трудолюбие. А сейчас от современных детей требуется быть спокойными, послушными, сильными и целеустремленными. Было замечено, что сейчас дети вырастают ленивыми и эгоистичными, а также не уважают взрослых и являются неблагодарными по отношению к родителям.
Помимо выделенных отличий были замечены и сходства:
1. Как и в советский, так и в современный периоды в российских семьях родители были ориентированы на построение карьеры и увлечены работой, из-за чего происходила нехватка времени на воспитание детей.
Ребенок долгое время мог оставаться без присмотра родителей.
2. Родители всегда старались развить ребенка интеллектуально и физически, прививали любовь к спорту, искусству и другим занятиям.
Согласно источникам и мнениям исследователей семейное воспитание содержит в себе определенные функции и компоненты воспитания, которые отметили и респонденты в своих представлениях о данном феномене. Участники эксперимента подтвердили мнения исследователей в вопросах отношения родителей к воспитанию детей, их роли в данном процессе, задачах воспитания и актуальных семейных ценностях, как в советском, так и в современном этапе.
Но при обработке и интерпретации данных, полученных при проведении ассоциативного эксперимента, не были замечены представления, которые бы характеризовали важность и незаменимость семейного воспитания. При этом были получены новые представления о феномене семейного воспитания, так наряду с гипер-опекой (которая была отмечена источниками при рассмотрении современного семейного воспитания) существует безответственность, как другая крайняя точка в отношении родителей к процессу воспитания.
Изучая теоретическую основу современного семейного воспитания была отмечена тенденция к намеренному стремлению создавать семьи с малым количеством детей, благодаря работе с ассоциациями наметился новый феномен, который указывает на сознательное нежелание вовсе иметь детей.
Итак, можно заключить, что, за исключением нескольких сходств, в целом прослеживается серьезная разница в подходах к воспитанию и других выделенных критериях между двумя периодами семейного воспитания в России. Произошла трансформация методов воспитания, вследствие чего появились новые феномены семейного воспитания.



1. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С. П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
2. Алиева, Д. К. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения / Д. К. Алиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - №3. - С.1¬4.
3. Антонов А. И. Социология семьи: учебное пособие / А. И. Антонов, В. И. Медков, Е. Н. Новоселова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с.
4. Батурин, Ю. М. Право и политика в компьютерном круге / Ю. М. Батурин. - М.: Наука, 1987. - 79 с.
5. Батчаева, X. X. Этнопедагогическое пространство семьи / X. X. Батчаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Т. 1. Майкоп, - 2004. - С. 12-17.
6. Бауман 3. Индивидуализированное общество: монография / 3. Бауман. - М.: Логос, 2000. - с. 201.
7. Безопасность детей в Интернете - М.: Корпорация Microsoft, 2006. С.16.
8. Боровикова, Т. Многодетные семьи: возможность преодоления
демографического кризиса в России [Электронный ресурс] / Т. Боровикова // По материалам конференции «Семья, дети и демографическая ситуация», М. - 2006. - Режим доступа:
http://24sos.ru/index.php?newsid=40
9. Бутаева, М. А. Семья в контексте современных проблем трансформации России / М. А. Бутаева // Власть. - 2011. - №4. - С. 34-38.
10. Быков А. В. Концепция ценностей в социологии Э. Дюркгейма / А. В. Быков // Мониторинг. - 2009. - №3. - С.219-226.
11. Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность: автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / Волжина Ольга Ивановна. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования и М-ва труда и соц.развития Рос. Федерации, 2002. - 312 с.
12. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во второй половине Х1Х - начале XX в. автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.О. Володина. - Вологда, 2006. - 26 с.
13. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака: учебное пособие / С. Н. Гавров - М.: НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.
14. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. -351с.
15. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социальный анализ: учебное пособие / С. И. Голод. - СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.
16. Гончарова Т. С. Российская семья: история и современность / Т. С. Гончарова // Вестник ТГТУ. - 2013. - №1. -С. 226-231.
17. Дарендорф Р. После 1989. Размышления о революции в Европе / Р. Дарендорф. - М.: Ad Marginem, 1998. - С.114.
18. Дармодехин, С. В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации / С. В. Дармодехин // Педагогика. - 2001. - № 1- С. 10.
19. Дементьева, И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье / И. Ф. Дементьева // Вестник РУДН, сер. Социология. - 2004. - № 6-7. - С. 150-160.
20. Дзгоева, Ф. О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями : монография / Ф. О. Дзгоева. - М.: Проспект, ТК Велби, 2003. - 96 c.
21. Дремов, А. К. Основы эстетического воспитания : учебное пособие / А. К. Дремов, Д. Ф. Козлова, П. .А. Мезенцев. М.: Высшая школа , 1975. - 327 с.
22. Дьячкова, М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - №12. - С.142.
23. Завадская, Л. Н. Гендерная экспертиза российского законодательства / Л. Н. Завадская. - М.: Издательство БЕК, 2001. - 272 с.
24.Замараева, 3. П. Особенности трансформации института отцовства в советский период / 3. П. Замараева, В. М. Новоселов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №6. - С.53-56.
25.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности: учебное пособие / сост. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО 'МОДЭК', 2005. - С. 36-45.
26.3ейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е. И. Зейлигер-Рубинштейн. - Л., 1998. - С. 103.
27.3еньковский, В. В. О религиозном воспитании в семье / В. В. Зеньковский // Вопросы религиозного образования и воспитания. — Париж, 1928. — Вып. 2. — С. 56—95.
28.Зубкова, Е. В круге ближнем. Частная жизнь советского человека / Е. Зубкова // Родина- 2008. -№ 7. -С.130-136.
29. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: В 10 т. - Т.1 / И. А. Ильин. - М.: Русская книга, 1993. - С. 290—306.
30. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силой. Путь к очевидности / Ильин И. А. - М.:Республика,1993. С.324.
31. Ильин, И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 2.- С.41.
32. Исаев, Ю. Н. Ассоциативный эксперимент как источник изучения языковой картины мира и как метод когнитивного исследования / Ю. Н. Исаев // Вестник ЧГУ. - 2015. - №2 - С.157.
33. Ишембитова, 3. Г. Проблемы воспитания в семье в условиях глобализации общества / 3. Г. Ишембитова // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19. №2 - С.682-700.
34. Каганович, А. А. Опыт реализации идей формирования личности в авторских воспитательных системах П. П. Блонского, М. А. Погребинского, В. Н. Сорока-росинского и педагогической теории и практике А. С. Макаренко / А. А. Каганович // Казанский педагогический журнал. - 2007. - №4. - С. 116-120.
35. Караулова, Ю. Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности / Ю. Н. Караулова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 1994. - №1. - С. 190-218.
36. Киселева, Е. В. Семья как социокультурная ценность / Е. В. Киселева // Вестник славянских культур. -2016. -№1. - С.76-83.
37. Котова О. А. Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / Котова Ольга Алексеевна. - Курск, 2004. - 157 с.
38. Кокурина, О. Ю. Представления И. А. Ильина и П. А. Сорокина о праве, добре и зле, наказании и награде / О. Ю. Какурина // Среднерусский вестник общественных наук. -2012. - №1. - С.97-105.
39. Крупская, Н. К. Пролетарские дети : избранные педагогические произведения // Крупская Н. К. - М.: Академия пед. наук, 1955. - Т. 1. - 867 с.
40. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.
41. Кучмаева, О. В. Взаимодействие семьи и общества: особенности и перспективы : монография / О. В. Кумачаева, О. Л. Кумачаев, О. Л. Петрякова - М.: ФГБОИ ВПО ГАСК. - 2012. - 112 с.
42. Ласько, А. И. Семья как основа государства / А. И. Ласько // Политика, государство и право. - 2014. - № 6.
43. Лебедева, О. В. Гражданское образование в историко-педагогическом процессе России / О. В. Лебедева // Вестник ВятГГУ. - 2006. - №14. - С.121-127.
44. Ленин В.И. О воспитании и образовании : сборник работ / В. И. Ленин. - М.: Просвещение, 1987. - С.363.
45. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / И.Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. - 175 с.
46. Линевская Д. О. Н. Бердяев, Н. Лосский и С. Франк О природе ценности / Д. О. Линевская // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2008. - С.218-222.
47. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : Наука, 2003. - 368 с.
48. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - С.111.
49. Майдиков, И. М. Основы социологии : учебное пособие / И. М. Майдиков. - М.: Академия, 1999. - С.35-36.
50. Макаренко, А. С. Книга для родителей : учебное пособие / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1985. - 359 с.
51. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина : учебное пособие / А.С. Макаренко. - М.: Мир, 2014. - 304 c.
52. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения Т. 1: Интерпретации культуры : учебное пособие / Б. Малиновский. - СПб: «Университетская книга», 1997. - С.373-384.
53. Мацкевич И. В. Толкотт Парсонс и развитие теории организации / И. В. Мацкевич // Вестник БГУ. - 2013. - №6. - С.42-46.
54. Мацковский, М. С. Российская семья в изменяющемся мире / М. С. Мацковский // Семья в России. -1995. - № 3-4.
55. Назаров, А. И. Ассоциация и ассоциативный эксперимент: разные судьбы / А. И. Навзаров, Р. В. Солоклов // Вопросы психологии. - 2007, №4. - С. 125 - 139.
56. Научный журнал СФУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journal.sfu-kras.ru/
57. Носкова А. В. Эволюция государственной семейной политики в России: от советских к современным моделям / А. В. Носкова // Вестник МГИМО. - 2013. - №6 - С.291-301.
58. Ростова, О. С. Политика советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960-1970-е годы) / О.С. Ростова // Вестник Саратовской государственной юридической академии - 2012. - № 2 - С.72.
59.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - С.81.
60. Омарова, П. О. Семья как институт социализации и воспитания / П. О. Омарова, 3. 3. Гасанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №4. - С. 173-186.
61. Палкин, А. Д. Ассоциативный эксперимент как способ кросс- культурного исследования образов сознания / А. Д. Палкин // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 81-89.
62. Панкова Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. ... д-ра пед. наук. : 09.00.13 : Панкова Людмила Михайловна. - Санкт-Петербург, 2003. - 404с.
63. Паутова, Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения / Л. А. Паутова // Социология: методология, методы и математическое моделирование. - 2007. - № 24. - С. 149-168.
64. Переславцева Л. И. Информационная среда как фактор формирования духовно-нравственной культуры современной молодежи / Л. И. Переславцева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . - 2012. - № 1- С.105-107.
65. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания : учебное пособие / В. Ф. Петренко. - М., МГУ,1988. - 208 с.
66. Попова, Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии : учебное пособие / Т. В. Попова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 207с.
67. Порохнюк, Е. В. Семейные ценности и типы семейного поведения современной Российской семьи / Е. В. Порохнюк // Власть. - 2014. - №2. - С.160-163.
68. Потаповская, О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России / О. М. Потаповская // Вестник ПСТГУ. - 2011. - №4 -С.110¬137.
69. Рабжаева, М. В. Семья в русском обществе: исторический и социокультурный анализ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/rabzhaeva1.htm(Дата обращения 22. 04. 2018)
70. Резолюция Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР [Электронный ресурс] «О мерах усиления государственной поддержки семей с детьми» 22.01.1981 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - Режим доступа : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm
71. Романовская, Л. Р. Воспитание добродетели как задача государства в античной философии / Л. Р. Романовская // Вестник Тюменского государственного университета - 2012. - №3. - С. 248-252
72. Русецка А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А.М. Русецка. - М., 2007. - 45 с.
73. Садовская, В. С. Педагогические основы формирования культуры быта: монография / В. С. Садовская. - М.: МГУК, 1996. - 206 с.
74. Седова Н. Е. Философские основания определения критерия воспитанности гендерной культуры у студентов младших курсов вуза / Н. Е. Седова, С. Г. Демченко // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №9. - С. 120¬131
75. Слобин, Д. Психолингвистика : учебное пособие / Д. Слобин, Дж. Грин, А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - С. 139.
76. Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире / В. И. Слободчиков. // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33-39.
77. Слюсаренко, Н. В.. Пути формирования информационной культуры у студентов гуманитарных специальностей / Н. В. Слюсаренко, И. Г. Матросова // Вестник ТИУиЭ. - 2016. - №2 - С.121-124.
78. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество /П. А. Сорокин. - М.:Политиздат,1992. - С.156-175.
79. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1989. - 288 c.
80. Тойм К. Ассоциативный эксперимент в психодиагностике в XIX веке // Уч. Зап. Тарт. ун-та. - 1978. - С.106 - 121.
81. Токмакова, М. А. Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций : автореф. дис. ... канд. социол. наук. : 22.00.04 / Токмакова Мария Анатольевна - М., 1999. - 30 с.
82. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей: монография / В. С. Торохтий. - Москва : Центр социальной педагогики, 1996. - 218 с.
83. Узик, А. В. Ценностный кризис семьи в современной России и его последствия в контексте глобализации : Сб. статей аспирантов / Тезисы докладов и выступлений на VI Международном социальном конгрессе - М., 2006. - С. 176.
84. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: В 11 тт. Т. 2. Педагогические статьи / К.Д. Ушинский. - М.-Л., 1948. - С. 425 - 488.
85. Феминология. Семьеведение : учебное пособие /под ред. Л. Т. Шинелева. - М.: Союз, 1997.- 287 с.
86. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев.-2.изд., перераб. и доп. - М.:Мысль,1979. - 365 с.
87. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы: социально-демографическое исследование / А.Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М., 1978. - 149 с.
88.Чернова, Ж. В. Модель «советского» отцовства: дискурсивные предписания / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной // Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб. - 2007. - С.166.
89.Черняк, Е. М. Социология семьи: учебное пособие / Е. М. Черняк. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. - 238 с.
90.Чёрствая, О. Е. Историко-педагогический анализ роли матери в семейном укладе в советской России / О. Е. Черствая // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - №3. - С.235.
91. Шаваева, О. А. Семейные ценности как объект социально¬философского анализа / О. А. Шаваева // Научный журнал КубГАУ - 2014. - № 96. - С.297-308.
92. Шаваева, О. А. Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху / О.А. Шаваева // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №99. - С.1-12.
93. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2007.- С.21-22.
94. Юзмухаметова Л. Ш. Границы секуляризации семейных ценностей в российском обществе/ Л. Ш. Юзмухаметова // Вестник Казанского технологического университета - 2011. - С 266-279.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ