Введение
1. Теоретические основы развития общей выносливости у юношей 16-17 лет,
занимающихся единоборствами 6
1.1. Роль единоборств в развитии физических качеств спортсмена 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности юношей 16-17 лет,
занимающихся единоборствами 8
1.3. Виды выносливости, понятие общей выносливости 11
1.4. Средства развития общей выносливости 17
1.5. Методы развития общей выносливости 22
1.6. Методика развития общей выносливости 25
2. Организация и методы исследования 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 29
3. Комплекс специальных упражнений на развитие общей выносливости у
юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами 33
3.1. Результаты исследования 34
3.2. Анализ результатов исследования 37
Заключение 43
Практические рекомендации 45
Список использованных источников 46
Приложение А-Б 51-56
Актуальность. Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна. Огромное количество людей, а особенно мальчиков, юношей стремятся овладеть навыками, умениями и знаниями восточных единоборств. Но для того, чтобы успешно ими овладеть, не достаточно иметь только желание. Любой спортсмен, в первую очередь, должен быть хорошо развит физически. Он должен быть силен и вынослив [28].
Учитывая вышесказанное, становится важным вопрос о поисках эффективных путей развития общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами. При развитии общей выносливости у данной категории спортсменов следует создавать условия для постоянного повышения аэробных нагрузок, основанных на различных видах физкультурной деятельности (учебной, игровой, соревновательной) [16]. Однако этого недостаточно для того, чтобы решить задачу развития выносливости у юношей, так как содержание предлагаемых программных упражнений требует, в основном, выполнение большей по объему и довольно однообразной работы. В связи с тем, что у данной категории спортсменов имеются различные индивидуально-типологические особенности, не всем из них удается выполнять необходимый объем работы, способствующий развитию общей выносливости [25].
Объект исследования - тренировочный процесс у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
Предмет исследования - комплекс специальных упражнений, направленный на развитие общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
Цель исследования - выявить эффективность комплекса специальных упражнений, направленного на развитие общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
Исходя из цели работы, нами решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию общей выносливости у спортсменов, занимающихся единоборствами.
2. Разработать комплекс специальных упражнений, направленный на развитие общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений, направленного на развитие общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
Гипотеза - предполагается, что разработанный комплекс специальных упражнений позволит улучшить показатели общей выносливости у юношей 16¬17 лет, занимающихся единоборствами.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы относительно развития общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- метод математической статистики.
1. В ходе изучения учебно-методической и научно-исследовательской литературы по выбранной теме, нами было проанализирована 50 источник.
Довольно глубоко вопросы развития общей выносливости исследованы в теории и методике спорта (Б.Н. Захаров, Ж.К. Холодов, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский и др.). Меньше изучены особенности развития общей выносливости в возрастном аспекте. Так исследовались, методики развития общей выносливости в младшем школьном возрасте, в среднем школьном возрасте. Имеются работы по исследованию физической работоспособности и выносливости студентов. В то же время способность к проявлению общей выносливости у спортсменов юношеского возраста рассматривается крайне редко. Чаще встречаются работы прикладной направленности на примере специфической деятельности, реже работы, учитывающие индивидуальные особенности занимающихся.
Анализируя учебно-методическую и научно-исследовательскую литературу, мы определили, что с помощью единоборств можно успешно решать задачи развития физических качеств спортсменов, в частности такого физического качества, как выносливость.
Выделяют общую и специальную выносливость. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основным средством является бег: равномерный бег, длительный бег, кроссовый бег, бег трусцой, темповый бег, повторный бег. Так же при развитии общей выносливости используется комплексное упражнение, фартлек, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, подвижные и спортивные игры, 8¬10 общеразвивающих упражнений по методу круговой тренировки.
Наибольший эффект в развитии аэробных возможностей дает не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами.
2. Разработанный нами комплекс специальных упражнений по развитию общей выносливости предназначен для юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами.
За основу занятий по развитию общей выносливости мы взяли недельный микроцикл, тренировочные занятия в котором изменялись каждые две недели по своей интенсивности и продолжительности на протяжении семи месяцев (октябрь - апрель). Время одного занятия длилось от 50 до 90 минут. Тренировочные занятия проводились три раза в неделю.
3. За время проведения эксперимента стало видно, что юноши улучшили показатели общей выносливости в обеих группах, но явный эффект более виден в экспериментальной группе.
В первом тесте «Бег 2000 м» абсолютный сдвиг в экспериментальной группе составил 1,8 мин. (17,4%), в контрольной - 0,6 мин. (6 %) в сторону улучшения показателей. Во втором тесте 12 мин. бег, «Тест Купера» абсолютный сдвиг в экспериментальной группе составил 523 м. (18,6%), в контрольной - 70 м. (2,6%) в сторону улучшения показателей.
Анализ данных показывает, что в группе юношей, занимавшихся по традиционной программе, произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако, они не так значительны, как в экспериментальной. В экспериментальной группе, можно отметить, что произошли значительные изменения, которые явились следствием целенаправленных тренировочных занятий юношей на основе разработанного комплекса специальных упражнений.
Таким образом, наша гипотеза о том, что благодаря разработанному комплексу специальных упражнений можно улучшить паказатели общей выносливости у юношей 16-17 лет, занимающихся единоборствами, подтвердилась.
1. Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей/ Е.К. Аганянц, Е.В. Демидов - Москва: 2002. - 102 с.
2. Анищенко А.В. Развитие выносливости у детей школьного возраста./А.В. Анищенко//Физическая культура и спорт в сфере образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 20 ноябрь 2015 г. / отв. за вып. М. С. Злотников. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. - 144 с.
3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И. А. Аршавский - Москва.: 2001. - 285 с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека/В.К. Бальсевич.- М.: Теория и практика физической культуры, 2000, -275с.
5. Балыбердин, О. А. Фартлек - метод развития выносливости / О. А. Балыбердин // Физическая культура в школе. - 2010. - № 4. С. 59 - 61.
6. Басик, Т. В., Калашников Ю. Б., Шиян, В. В. Способы оценки специальной выносливости таэквондистов / Т. В. Басик, Ю. Б. Калашников, В. В. Шиян // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 28 -29.
7. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания учебник /— Ростов н/Д : Феникс, 2008, - 381 с. : ил. - (Высшее образование).с-371
8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский - Москва.: 2004. - 320 с.
9. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека/ И.В. Гайворонский. - Москва.: Академия, 2008. - 494 с.
10. Глубокий В.А. Круговой метод в воспитании общей выносливости курсантов и слушателей СИБЮИ МВД России/ В.А. Глубокий, А.В.Попов// Физическая культура в системе образования : Сб. ст. V научно - практич. конф. / Красноярс. гос. ун - т. Красноярск, 2002. 250 с.
11. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведения / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
12. Дубровский, В.И. Биомеханика: учебное пособие для высших и средних учебных заведений/ В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - Москва.: Владос-пресс, 2003. - 672 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 285 с.
14. Иваницкий, М.Ф. Анатомия Человека/ М.Ф Иваницкий - Москва.: Физкультура и Спорт, 2003. - 623 с
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры /Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ А.И. Герцена, 2000. - 486 с.
16. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография/ В.Б. Иссурин. -М.:Советский спорт, 2010. -288с.
17. Канев В.А. Роль и значение восточных единоборств в системе физической культуры/В.А. Канев, О.А. Шипицина, С.В. Трошева//Современные проблемы совершенствования образования в области физической культуры и спорта : Материалы Межрегиональной научно - практической конференции / Под общей ред. Е.Е. Шомысовой . Сыктывкар : Издательство СыктГУ, 2003. 92 с.
18. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. 2009. № 7. С. 2-5.
19. Лебедев, Н. А. Использование различных средств повышения выносливости при подготовке молодых бегунов на средние и длинные дистанции / Н. А. Лебедев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 28 - 30.
20. Листова, М. Л. Выносливость - важный показатель здоровья человека / М. Л. Листова // Физическая культура в школе. - 2010. № 5. С. 39 -40.
21. Лопатина Т.А., Лопатин Ю.Е. Развитие силы, быстроты, выносливости в процессе самостоятельных занятий: учебное пособие. / КрасГАСА. - Красноярск, 2006. 67 с.
22. Лях, В. И. Выносливость: основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 1998. - № 1. - С. 7 - 15.
23. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев - Москва.: Физическая культура и спорт 2007. - 577 с..
24. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов/ Л.Ф Обухова — Москва.: Высшее образование; МГППУ 2006. — 460 с.
27. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин - Москва.: физкультура и спорт, 2002. - 459 с.
28. Опейкин М.В. Развитие физических качеств юных каратэистов/ М.В. Опейкин// Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии : Сб. материалов международного симпозиума/ Красноярск. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 340с.
29. Основы спортивной тренировки.: информационный сборник/ Красноярское училище (техникум) олимпийского резерва. Сост.: В.Г. Личаргин, В.А. Ггрошев, М.А. Артемова. - Красноярск, 2014. - 96 с.
30. Пикалин Р.Н. Боевое каратэ в учебной программе/ Р.Н. Пикалин//Физическая культура в системе образования : Сб. ст. научно - практич. конф. / Краснояр. гос. ун - т. Красноярск, 2001. 202 с.
31. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта6 Учеб. для студ. сред. и высш. Учебных заведений/ В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. -608с.
32. Скрытник, О.В. Теоретические основы физического воспитания : учебник / О.В. Скрытник.- Уссурийск, - 2009,- 72 с.
33. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений./И.И. Соковня-Семенова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -144с.
34. Сокунова, С. Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов / С. Ф. Сокунова // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 56 - 60.
35. Современная система спортивной подготовки / Под ред. В.Л. Сыча, Ф.Л. Суслова, Б.Н. Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 2009. С. 3-4.
36. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2010. С.528.
37. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебник / Э.Я. Степаненкова.- Москва,- 2006,- 368 с.
38. Теория и методика физического воспитания / Под общ.ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 526 с.
39. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. С.182.
40. Ткачева Т.В. Развитие выносливости у студентов 1,2 курсов всех специальностей/ Т.В. Ткачева// Физическая культура и спорт в системе образования : Сб. материалов VI Всероссийский с международным участие научно- практической конференции / Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2003. - 432 с.
41. Трусова, О.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на развитие выносливости у учащихся старших классов / О.В. Трусова// Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Международ.науч.-практ.конф. (Белгород, 1720 октября 2007г.). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - С. 167 - 170.
42. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник/ Н.И. Федюкович. - Изд.10-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. -480с.
43. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2001. - 448 с.
44. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий / Материалы Всероссийской научно - практической конференции/ Под общей редакций : Волкова В. Ю., Пономарева Г. Н., Щербакова В. Г. Часть 2. СПб., 2000. - 206с.
45. Физическая культура и спорт в системе образования: сб. материалов XIII Всерос. науч.-практич. конф. 22-24 апреля 2011г. - Красноярск; Сиб. федер. ун-т, 2011. - 512с.
46. Физиология человека: Учебник для вузов физ.культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под общей ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.
47. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с.
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.
49. Худякова В.М. Аэробные упражнения - эффективное средство для укрепления здоровья школьников/ В.М. Худякова, В.М. Смирнов, Л.И. Иванова//Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы II международной научно - практической конференции. - Ставрополь, 2005. - 311 с.
50. Якимов, А. М. Особенности подготовки юных бегунов на выносливость / А. М. Якимов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 1. - С. 28 - 33.