Введение 3
1 Современный подход к обучению чтения в школе в свете введения ФГОС
НОО 7
1.1 Характеристика этапов формирования навыков чтения в начальной
школе 7
1.2 Виды чтения 9
1.3 Техника чтения как фактор, обеспечивающий смысловое понимание
текста 13
2 Приемы смыслового чтения 17
2.1 Системный подход при работе с текстом 17
2.2 Технология продуктивного чтения на уроках в начальной
школе 20
2.3 Приемы работы с текстом на уроках русского языка 22
3. Дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием
текста 29
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (ФГОС НОО) включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»[1]. Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка[3].
Вопросами смыслового чтения занимались многие авторы: Ф.И.Буслаев, ввел термин «отчетливое чтение», К.Д. Ушинский стал основателем метода объяснительного чтения, продолжателями его идей были В.И.Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров. Над теорией и методикой чтения работал русский языковед С.И.Абакумов. Принцип многочтения был предложен
М.И.Омароковой, В.Г.Горецким и Л.Ф.Климановой. Из последних разработок большим вниманием пользуется методика продуктивного чтения профессора Н. Н. Светловской,
«Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею
обучения смысловому чтению, ведь в последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% - читают произведения в кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международных исследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднимались выше 32-34 места по пониманию текста[11].
Но дети не всегда хотят читать.
Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость [7]. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге.
Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Часто ребенок не читает, а только слушает, при этом, не всегда вникая в понимание текста.
Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое[9].
За последние 50 лет почти в два раза сократилось время, отведенное для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос в несколько раз. А ведь возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок может воспринимать текст, как опытный чтец [13]. Такие дети с трудом понимают условие задачи по математике, задание к упражнению по русскому языку. Они испытывают трудности в выделении смысловых единиц, установлению причинно-следственных связей, не умеют формулировать основную мысль текста, задавать вопросы и отвечать на них.
В начальной школе долгое время в практике обучения чтению делался
акцент на скорость чтения, вопросы к тексту проверяли поверхностное понимание текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.
Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Все это и определило выбор темы «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе »
Цель: разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе
Объект: процесс формирования смыслового чтения в начальной школе Предмет: дневник чтения для формирования смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: формирование смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школы будет результативным, если:
- разработать дневник чтения для формирования навыков смыслового чтения;
- осуществить подбор текстов для дневника чтения на основании интересов учащихся.
Задачи:
I. Изучить литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»
II. Проанализировать современный подход к чтению;
III. Изучить основные приемы смыслового чтения;
IV. Подобрать и апробировать на уроках русского языка тексты для дневника чтения;
V. Апробировать на уроках русского языка дневник чтения самостоятельной работы над смысловым пониманием текста
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы
• педагогическое наблюдение
• анкетирование
• Опрос
В начальной школе у ребенка формируются не только основные умения учиться, но и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения помогут младшему школьнику в самостоятельном приобретении новых знаний, а также создадут основу для самосовершенствования и самообразования на других этапах обучения.
Целью данной работы являлись разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе. В ходе данного исследования были достигнуты основные задачи, поставленные нами в начале нашей работы: была изучена литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»; проанализирован современный подход к чтению; изучены основные приемы смыслового чтения; подобраны тексты для дневника чтения, апробирован дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста.
Результатом проделанной работы стал дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста. Дневник был апробирован на уроках русского языка в 3 классе Орловской средней школы Дзержинского района (учитель Мацуганова Любовь Ивановна). Третьеклассникам очень понравилось работать с дневником, так как в него вошли тексты, которые были интересны учащимся. Задания к текстам предполагают неоднократное прочтение текста, работу над техникой чтения, выделение ключевых слов, нахождение основной информации, словарную работу.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку осмысливать текст, улучшать техническую сторону чтения, дает возможность учащимся увидеть, какие языковые явления происходят в тексте.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2016. - 51 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.:Просвещение, 2009.- 201 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
6. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс] www.school2100.ru
7. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 1994. - №3, - с. 12 - 19.
8. Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. - М.:Баласс, 2008.
9. Т.Г.Галактионова и коллектив авторов «Учимся успешному чтению». Учебно¬методический комплект для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в начальной школе. Рабочая книга учителя «Учим успешному чтению». - М.: Просвещение, 2012. Серия «Работаем по новым стандартам»
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:
МГУ, 1985. - 231 с.
11. Граник Г. Г.- Когда книга учит [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая.- М.: Педагогика, 1991.
12. Доблаев Л. П. Анализ и понимание текста: Метод, пособие [Текст] / Л. П. Доблаев. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
13. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: Учпедгиз, 1953.СС.30-31; 32-35
14. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. - Изд. «Феникс», Ростов: Феникс, 2005. - 250 с.
15. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011.
16. Ковалёва Г. С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA - 2000 [Текст] / Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский.- М.: Логос, 2004.
17. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
18. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.:2000
19. Мали Любовь Дмитриевна. Автореферат кандидата педагогических наук Мали Любови Дмитриевны по теме: «Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроке чтения». Москва: 1985 год
20. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - Спб.: КАРО. 2009.-144 с. - (Серия «Уроки для педагогов»).
21. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Изд. «Аркти», Москва, 1999. - 210 с.
22. Савенков А. И. Развитие творческого мышления: учебное пособие./ А. И. Савенков. - С.: Учебная литература, 2011. -32с.18.
23. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 1977.
24. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико - экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980 г.
25. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. - С. 40.
27. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь справочник для библиотекарей. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.
28. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинение. - М.: Астрель, 2002. - 324 с.
29. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы// Начальная школа.2014.№3.С.17 - 19
30. Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя [Электронный ресурс] / Л. Рождественская, И. Логвина. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf.
31. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах [Электронный ресурс] / Т. И. Фисенко. - Режим доступа: http: //www.kreativ-didaktika.ru - Название с экрана.