Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе
|
Введение 3
1 Современный подход к обучению чтения в школе в свете введения ФГОС
НОО 7
1.1 Характеристика этапов формирования навыков чтения в начальной
школе 7
1.2 Виды чтения 9
1.3 Техника чтения как фактор, обеспечивающий смысловое понимание
текста 13
2 Приемы смыслового чтения 17
2.1 Системный подход при работе с текстом 17
2.2 Технология продуктивного чтения на уроках в начальной
школе 20
2.3 Приемы работы с текстом на уроках русского языка 22
3. Дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием
текста 29
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение
1 Современный подход к обучению чтения в школе в свете введения ФГОС
НОО 7
1.1 Характеристика этапов формирования навыков чтения в начальной
школе 7
1.2 Виды чтения 9
1.3 Техника чтения как фактор, обеспечивающий смысловое понимание
текста 13
2 Приемы смыслового чтения 17
2.1 Системный подход при работе с текстом 17
2.2 Технология продуктивного чтения на уроках в начальной
школе 20
2.3 Приемы работы с текстом на уроках русского языка 22
3. Дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием
текста 29
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (ФГОС НОО) включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»[1]. Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе имеет очень большое значение, потому что сегодня через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка[3].
Вопросами смыслового чтения занимались многие авторы: Ф.И.Буслаев, ввел термин «отчетливое чтение», К.Д. Ушинский стал основателем метода объяснительного чтения, продолжателями его идей были В.И.Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров. Над теорией и методикой чтения работал русский языковед С.И.Абакумов. Принцип многочтения был предложен
М.И.Омароковой, В.Г.Горецким и Л.Ф.Климановой. Из последних разработок большим вниманием пользуется методика продуктивного чтения профессора Н. Н. Светловской,
«Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею
обучения смысловому чтению, ведь в последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% - читают произведения в кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международных исследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднимались выше 32-34 места по пониманию текста[11].
Но дети не всегда хотят читать.
Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость [7]. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге.
Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Часто ребенок не читает, а только слушает, при этом, не всегда вникая в понимание текста.
Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое[9].
За последние 50 лет почти в два раза сократилось время, отведенное для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос в несколько раз. А ведь возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок может воспринимать текст, как опытный чтец [13]. Такие дети с трудом понимают условие задачи по математике, задание к упражнению по русскому языку. Они испытывают трудности в выделении смысловых единиц, установлению причинно-следственных связей, не умеют формулировать основную мысль текста, задавать вопросы и отвечать на них.
В начальной школе долгое время в практике обучения чтению делался
акцент на скорость чтения, вопросы к тексту проверяли поверхностное понимание текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.
Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Все это и определило выбор темы «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе »
Цель: разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе
Объект: процесс формирования смыслового чтения в начальной школе Предмет: дневник чтения для формирования смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: формирование смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школы будет результативным, если:
- разработать дневник чтения для формирования навыков смыслового чтения;
- осуществить подбор текстов для дневника чтения на основании интересов учащихся.
Задачи:
I. Изучить литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»
II. Проанализировать современный подход к чтению;
III. Изучить основные приемы смыслового чтения;
IV. Подобрать и апробировать на уроках русского языка тексты для дневника чтения;
V. Апробировать на уроках русского языка дневник чтения самостоятельной работы над смысловым пониманием текста
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы
• педагогическое наблюдение
• анкетирование
• Опрос
Вопросами смыслового чтения занимались многие авторы: Ф.И.Буслаев, ввел термин «отчетливое чтение», К.Д. Ушинский стал основателем метода объяснительного чтения, продолжателями его идей были В.И.Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров. Над теорией и методикой чтения работал русский языковед С.И.Абакумов. Принцип многочтения был предложен
М.И.Омароковой, В.Г.Горецким и Л.Ф.Климановой. Из последних разработок большим вниманием пользуется методика продуктивного чтения профессора Н. Н. Светловской,
«Чтение - вот лучшее учение», «Будешь читать, будешь много знать» - высказывания старые, но очень точно выражают современную идею
обучения смысловому чтению, ведь в последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% - читают произведения в кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международных исследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднимались выше 32-34 места по пониманию текста[11].
Но дети не всегда хотят читать.
Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость [7]. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге.
Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Часто ребенок не читает, а только слушает, при этом, не всегда вникая в понимание текста.
Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое[9].
За последние 50 лет почти в два раза сократилось время, отведенное для обучения ребенка чтению в начальной школе, а информационная насыщенность и темп, который дается ребенку в начальной школе, вырос в несколько раз. А ведь возрастные психологические возможности ребенка остались прежние, не каждый ребенок может воспринимать текст, как опытный чтец [13]. Такие дети с трудом понимают условие задачи по математике, задание к упражнению по русскому языку. Они испытывают трудности в выделении смысловых единиц, установлению причинно-следственных связей, не умеют формулировать основную мысль текста, задавать вопросы и отвечать на них.
В начальной школе долгое время в практике обучения чтению делался
акцент на скорость чтения, вопросы к тексту проверяли поверхностное понимание текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её.
Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения.
Все это и определило выбор темы «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе »
Цель: разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе
Объект: процесс формирования смыслового чтения в начальной школе Предмет: дневник чтения для формирования смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе
Гипотеза: формирование смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школы будет результативным, если:
- разработать дневник чтения для формирования навыков смыслового чтения;
- осуществить подбор текстов для дневника чтения на основании интересов учащихся.
Задачи:
I. Изучить литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»
II. Проанализировать современный подход к чтению;
III. Изучить основные приемы смыслового чтения;
IV. Подобрать и апробировать на уроках русского языка тексты для дневника чтения;
V. Апробировать на уроках русского языка дневник чтения самостоятельной работы над смысловым пониманием текста
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы
• педагогическое наблюдение
• анкетирование
• Опрос
В начальной школе у ребенка формируются не только основные умения учиться, но и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения помогут младшему школьнику в самостоятельном приобретении новых знаний, а также создадут основу для самосовершенствования и самообразования на других этапах обучения.
Целью данной работы являлись разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе. В ходе данного исследования были достигнуты основные задачи, поставленные нами в начале нашей работы: была изучена литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»; проанализирован современный подход к чтению; изучены основные приемы смыслового чтения; подобраны тексты для дневника чтения, апробирован дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста.
Результатом проделанной работы стал дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста. Дневник был апробирован на уроках русского языка в 3 классе Орловской средней школы Дзержинского района (учитель Мацуганова Любовь Ивановна). Третьеклассникам очень понравилось работать с дневником, так как в него вошли тексты, которые были интересны учащимся. Задания к текстам предполагают неоднократное прочтение текста, работу над техникой чтения, выделение ключевых слов, нахождение основной информации, словарную работу.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку осмысливать текст, улучшать техническую сторону чтения, дает возможность учащимся увидеть, какие языковые явления происходят в тексте.
Целью данной работы являлись разработка и апробация дневника чтения, направленного на формирование смыслового чтения в начальной школе. В ходе данного исследования были достигнуты основные задачи, поставленные нами в начале нашей работы: была изучена литературу по теме «Приемы смыслового чтения на уроках русского языка в начальной школе»; проанализирован современный подход к чтению; изучены основные приемы смыслового чтения; подобраны тексты для дневника чтения, апробирован дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста.
Результатом проделанной работы стал дневник чтения для самостоятельной работы над смысловым пониманием текста. Дневник был апробирован на уроках русского языка в 3 классе Орловской средней школы Дзержинского района (учитель Мацуганова Любовь Ивановна). Третьеклассникам очень понравилось работать с дневником, так как в него вошли тексты, которые были интересны учащимся. Задания к текстам предполагают неоднократное прочтение текста, работу над техникой чтения, выделение ключевых слов, нахождение основной информации, словарную работу.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку осмысливать текст, улучшать техническую сторону чтения, дает возможность учащимся увидеть, какие языковые явления происходят в тексте.
Подобные работы
- Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2014 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С
ПЕСЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



