Введение 3
1 Проблемы экономического анализа коммерческой деятельности предприятия 7
1.1 Подходы к анализу коммерческой деятельности торгового предприятия 7
1.2 Общая характеристика предприятия розничной торговли 13
1.3 Предложения по разработке методики комплексного анализа коммерческой
деятельности предприятия розничной торговли 18
2 Методика анализа результативности коммерческой деятельности 24
2.1 Анализ продаж, прибыльности и рентабельности 24
2.2 Анализ расходов предприятия 36
2.3 Факторный анализ доходов, расходов и финансовых результатов 46
3 Методика анализа деловой активности предприятия 58
3.1 Анализ оборачиваемости и продолжительности операционного цикла 58
3.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 76
3.3 Анализ эффективности деятельности сегментов коммерческого предприятия 83
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения
Розничная торговля относится к числу перспективных и быстроразвивающихся секторов экономики России, эффективное функционирование которой является одним из источников достижения устойчивого социально-экономического развития страны, необходимым условием жизнеобеспечения населения и повышения качества жизни.
По существу розничная торговля уже становится самостоятельной отраслью рыночной экономики, которая постоянно приспосабливается к конкретным нуждам потребителей и ищет пути сокращения своих издержек. Решение задач подобного рода предполагает неуклонное повышение эффективности функционирования первичных звеньев отрасли, независимо от формы собственности и вида хозяйствования, что в сложившихся условиях развития отечественной экономики выдвигает необходимость совершенствования управления предприятиями розничной торговли, постоянного поиска средств и методов эффективного ведения хозяйственной деятельности с учетом быстро меняющейся рыночной ситуации.
В современных условиях хозяйствования значение проблем, связанных с управлением торговыми предприятиями, возрастает в силу таких факторов, как постоянный рост внутреннего товарооборота торговли в России, резкое увеличение количества розничных торговых сетей, а также активное продвижение на российский рынок иностранных компаний и, как следствие, усиление конкуренции в этой сфере национальной экономики.
Возрастающая конкуренция между торговыми предприятиями потребовала оптимизации осуществляемых ими бизнес-процессов, с целью повышения эффективности управления, максимизации прибыли и снижения затрат. В то же время, проблемы управления торговыми предприятиями определяются не только неблагоприятными условиями нестабильности среды их функционирования, но и проблемами в организации деятельности хозяйствующих субъектов.
Управление любой организации нуждается в своевременном выявлении возникающих финансово-экономических проблем и позитивных возможностей деятельности. Возрастание роли экономического анализа в оценке хозяйственной деятельности и происходящие изменения в формировании информационной базы привели к необходимости обращения к комплексному экономическому анализу на уровне первичной структурной экономической единицы - хозяйствующего субъекта, поскольку любой уровень управления направлен в конечном итоге на конкретный субъект хозяйствования, характеризуемый определенными показателями.
Несмотря на имеющиеся многочисленные работы в области экономического анализа, на сегодняшний день можно констатировать отсутствие единой методологической основы и информационных моделей анализа отраслевого назначения. К сожалению, мощное развитие торговли и сферы услуг в России не вызвало адекватного возрастания отраслевых методических работ в области бухгалтерского учета и экономического анализа.
Таким образом, перечисленные аргументы, а также отсутствие однозначного представления о сущности комплексного экономического анализа, его содержании, формах и методах проведения, методике обобщения результатов - определили выбор темы диссертационной работы.
Целью настоящего исследования является совершенствование методики комплексного анализа коммерческой деятельности предприятий розничной торговли для обеспечения достоверной и прозрачной внутренней отчетности как основы управленческих решений.
Цель диссертационной работы определила необходимость решения основных задач:
- проанализировать подходы к анализу коммерческой деятельности торгового предприятия и выявить их основные проблемы
- изучить особенности исследуемого предприятия розничной торговли
- проанализировать продажи, прибыльность и рентабельность предприятия
- осуществить анализ расходов предприятия
- провести факторный анализ доходов, расходов и финансовых результатов
- проанализировать оборачиваемость и продолжительность операционного цикла
- выполнить анализ дебиторской и кредиторской задолженности
- провести эффективность деятельности сегментов коммерческого предприятия
Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование методики анализа коммерческой деятельности с учетом специфики предприятий розничной торговли позволит оперативно отслеживать текущую ситуацию в бизнесе, повысит эффективность анализа коммерческой деятельности и позволит принимать взвешенные и верные управленческие решения.
Объектом исследования является методика экономического анализа коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
Предмет исследования - коммерческая деятельность предприятия розничной торговли города Красноярска, включающего в себя сеть супермаркетов, сеть дискаунтеров и распределительный центр, управление которыми осуществляется через центральный офис.
Информационной основой настоящей диссертационной работы являлись работы современных отечественных и зарубежных авторов, таких как В.Г. Савицкая, А.Д. Шеремет, Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова, А.Н. Соломатин, специализирующихся в области бухгалтерского, управленческого и налогового учета, в частности, монографии и публикации периодической печати, ресурсы сети Интернет.
При написании диссертации использовались законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского и налогового учета, а также правовые аспекты. Апробация основных результатов настоящего исследования проведена на основе материалов, предоставленных сотрудниками предприятия, в том числе: данных оперативного, аналитического и синтетического учета.
Научная новизна заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических предложений в области дополнения методики экономического анализа коммерческой деятельности:
- включение в методику анализа продаж, прибыльности и рентабельности, основанного на специфических показателях торговой деятельности;
- дополнение существующих этапов анализа коммерческой деятельности показателями, позволяющими сделать анализ предприятий торговли более информативным;
- выделение сигнальных показателей, специфических для торговой деятельности и влияющих на уровень прибыльности предприятия, для отслеживания их динамики и определение периодичности данного контроля.
В ходе диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания, давшие возможность изучения экономических явлений и процессов во взаимосвязи и непрерывном развитии. В исследовании использованы сравнительный, логический, комплексный и экономико-математические методы анализа и научного познания. В качестве методов, конкретизирующих информацию, полученную посредством дедукции и индукции, анализа и синтеза, в работе широко применялись экономико-математические методы. В процессе проведения исследования применялись также такие приемы экономического анализа, как наблюдение, сравнение и другие, которые в целом позволили обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, сформулированных автором диссертационной работы.
Теоретическую основу исследования составляли концепции и гипотезы, представляемые в современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, сопоставления теоретических положений управленческого и финансового анализа и реальной учетной и аналитической практики на уровне организаций.
Предполагаемыми результатами исследования является то, что методика комплексного анализа коммерческой деятельности позволит исследовать торговые предприятия с точки зрения их экономической эффективности, а так же принимать взвешенные и эффективные управленческие решения.
Целью работы было совершенствование методики комплексного анализа коммерческой деятельности предприятий розничной торговли для обеспечения достоверной и прозрачной внутренней отчетности как основы управленческих решений.
Рассмотрев методики проведения анализа финансовых результатов, предложенные разными авторами, можно отметить, что выбор той или иной методики проведения анализа для отдельно взятого предприятия зависит от особенностей его функционирования и целей, которых необходимо достичь в процессе анализа.
Методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия должен заключаться в следующем: анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала необходимо дать оценку обобщающим показателям, характеризующим финансовые результаты в их динамике, рассмотреть их структуру, определить их изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявить факторы, действие которых привело к изменению этих показателей. Затем необходимо провести детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли.
Исследуемая компания состоит из нескольких юридических лиц, организационной формой которых является общество с ограниченной ответственностью. Данной компании принадлежат две торговые сети, различающиеся форматами и ценовой политикой.
Управление сетями осуществляется через подразделение Центральный офис. В его состав входят: коммерческий отдел, отдел маркетинга, отдел СТМ, отдел централизованных заказов, отдел развития производственный цех и т.д. На сегодняшний день сеть супермаркетов насчитывает 67 торговых точек, которые расположены в различных городах Красноярского края: Красноярске, Абакане, Ачинске, Железногорске, Лесосибирске и Сосновоборске. Торговые точки объединены в пять дивизионов, которыми руководит операционная дирекция. Сеть дискаунтеров ориентирована на лучшее соотношение цены и качества. На данный момент сеть содержит 40 магазинов в Красноярском крае и Хакасии, и планирует прирасти до 100 точек.
В ходе исследования было предложено:
- включение в методику анализа продаж, прибыльности и рентабельности, основанного на специфических показателях торговой деятельности;
- дополнение существующих этапов анализа коммерческой деятельности показателями, позволяющими сделать анализ предприятий торговли более информативным;
- выделение сигнальных показателей, специфических для торговой деятельности и влияющих на уровень прибыльности предприятия, для отслеживания их динамики и определение периодичности данного контроля.
Методика делится на два блока:
1. анализ результативности коммерческой деятельности
2. анализ деловой активности предприятия
Первый блок содержит в себе анализ доходов, расходов и финансовых результатов.
В качестве анализа доходов предлагается анализировать главную статью в данной группе - прибыль от продаж и ее рентабельность. Поскольку прибыль от продаж приносят торговые точки, анализ рекомендуется проводить не только в рамках всей сети, но и в разрезе розничных магазинов. Это позволит выявлять точки с негативной динамикой и оперативно принимать в их отношении управленческие решения.
Анализ расходов, помимо план-фактного анализа издержек и выявления влияния различных факторов на их изменения, предлагается дополнить исследованием структуры расходов и тенденций к изменению отдельных их статей. Данный анализ позволит определить, изменение каких статей окажет наибольшее влияние на объем расходов, что важно для контроля динамики данных показателей и своевременного принятия мер для сдерживания их роста.
Далее проводится факторный анализ влияния доходов, расходов и финансовых результатов на валовый доход и прибыль от продаж, определяется точка безубыточности и запас финансовой прочности предприятия. Данный анализ позволяет определить степень влияния факторов на данные показатели, тенденции их изменений, и найти резервы для их роста
Затем производится анализ деловой активности, который следует начинать с исследования показателей оборачиваемости. В стандартный анализ включается подробный отчет оборачиваемости товарных запасов, и оценивается эффективность товарных запасов, поскольку для предприятий розничной торговли эти показатели имеют огромное значение.
Следующий этап - анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность в розничной торговле не имеет такого большого значения, как в других отраслях, поскольку потребитель оплачивает полученные товары сразу же. В компании еженедельно контролируются общий объем дебиторской задолженности, доля просроченной, изменение резерва по сомнительным долгам, а также суммы погашения за период.
Кредиторская задолженность имеет огромное значение. Обязательства перед банками компания контролирует ежедневно, перед контрагентами - еженедельно. Как ключевые показатели можно использовать общий объем кредиторской задолженности (с разбивкой по периодам), соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (в том числе по срочности).
Так же важен анализ эффективности деятельности сегментов предприятия, поскольку они имеют разнонаправленные действия на финансовые показатели, и очень важно регулярно контролировать данные тенденции.