Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ

Работа №26246

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
720
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ:
теоретический аспект 7
1.1 Проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ 7
1.2 Традиционные формы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ 13
1.3 Инновационные формы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ 16
2. Опытно-экспериментальная работа по созданию условий вовлечения
родителей в образовательный процесс ДОУ 25
2.1 Особенности вовлечения родителей в образовательный процесс
ДОУ(на примере ДОУ «Колокольчик» №34 г. Лесосибирска) 25
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ 30
2.3. Методические рекомендации по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ 37
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение 1 -Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2017-18 учебный год 54

Несмотря на то, что в последнее время определились новые, перспективные формы сотрудничества ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической работы, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Проблему организации вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ рассматривали Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, Я. И. Ковальчук,О. Н. Урбанская, и др.
Учеными исследовалось взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и другие, но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.
Существует противоречие между воспитательным потенциалом семьи и возможностями его вовлечения в образовательный процесс ДОУ.
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ способствует открытости образовательной системы, совершенствует образовательный процесс в детском саду. Исходя из этого перед нами встала проблема: каковы Организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: Организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Задачи исследования:
1) Выявить в теоретическом аспекте проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
2) Рассмотреть традиционные и инновационные формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
3) Проанализировать опыт дошкольного образовательного учреждения и выявить организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
4) Разработать методические рекомендации по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Описание;
• Беседа;
• Эксперимент;
• Наблюдение;
• Количественный и качественный анализ результатов исследования Экспериментальная база и выборка исследования, проводилось на базе
МБДОУ «детский сад «Колокольчик»» г. Лесосибирск.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, методический материал может стать рекомендацией по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (67 наименований), приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 53 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема вовлечения дошкольного образовательного учреждения и семьи одна из самых актуальных в наши дни. В современных условиях возрастает потребность вовлечения дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества в воспитательном процессе. Это связано с процессами демократизации, гуманизации и открытости педагогического процесса в ДОУ.
Проблемами вовлечения родителей в деятельность детского сада является, что многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.
Традиционными формами вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ являются родительские собрания, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, консультации, беседа, работа с родительским комитетом. Взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой взаимную поддержку, совместную деятельность по реализации воспитания ребенка.
С помощью инновационных форм вовлечения родителей в образовательный процесс - это вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Разнообразие инновационных форм вовлечения с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления по различным образовательным областям
Особенности вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
1. Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей .Родители уверены в том ,что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и ВТО же время не
навредит ,так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем(от маленьких до хозяйственных).
2. Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей ,знает особенности ,привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
3. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным
4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытости дошкольного учреждения: он должен стать открытой системой
В результате проделанной работы, было замечено повышения уровня воспитательно-образовательной компетенции родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы, что привело к активности родителей в образовательный процесс ДОУ.
Организованно-педагогические условия -это совокупность внешних факторов, обеспечивающих активное участие родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного обучения:
1 .Положительный образ ДОУ с позиции родителей.
2. Положительная мотивация к сотрудничеству.
3. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе.
4. Педагогическое обеспечение процесса обеспечения.
5. Использование нетрадиционных и инновационных форм в работе с родителями.
б.Открытость детского сада по отношению к родителям.
7. Создание условий заинтересованного участия родителей в реализации образовательного процесса.
8. Возможность корректировать родителями воспитательные воздействия на ребенка.
Представленные методические рекомендации направлены на вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, на понимание значимости сотрудничества, на развитие коммуникативных навыков и эффективного общения, взаимоуважения, на взаимопомощь, на благоприятное сотрудничество, на налаживание доброжелательных отношений.



1. Азаров, Ю. П. Взаимодействие с родителями: семейная конференция в ДОУ / Ю. П. Азаров // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 68-76.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник. / Г. М. Андреева. -2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Изд-во МГУ, 1988. - С. 113.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века : научное пособие ; сост. П. А. Лебедев. - Москва: Педагогика, 1990. - 608 с.
4. Антропологические основы вовлечения дошкольного учреждения с семьей. Вопросы теории и методики. Лекции по педагогической антропологии и философии образования : научное пособие ; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2005. - 284 с.
5. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: монография / Е. П. Арнаутова. - Москва: Академия, 2004. - 206 с
6. Бабич, О. В. Взаимодействие с родительской общественностью как механизм управления образовательным процессом в ДОУ: Материалы городской конференции работников образования. 24-25 августа 2006 года/ О. В. Бабич. - Омск, 2006. - 72 с
7. Балаценко, Л. Н. Формы и методы работы с семьей внутри детского сада [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Первое сентября». - Режим доступа: http://qps.ru/czKTv
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. - Москва: Владос, 2014.- 357 с.
9. Буре, Р. С. Готовим детей к школе: учебное пособие / Р. С. Буре. - Москва: Просвещение, 1987. - 95 с.
10. Васильева, Л. В. Опыт работы «Вовлечение родителей в
воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://qps.ru/q7wdv
11. Виноградова, Н. Ф. Использование интерактивных web сервисов для подготовки электронного анкетирования с целью организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / Н. Ф. Виноградова, С. С. Кузнецова // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. 4.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 254 с. (С.112¬114).
12. Газизова, М. Л. Попечительский совет в ДОУ: основные функции и возможности [Текст] / М. Л. Газизова [Электр. ресурс]: - режим доступа http://festival.1september.ru/articles/633811/.
13. Гончарова, Н. А. Нетрадиционные формы вовлечения с семьями дошкольников [Текст] / Н. А. Гончарова // Дошкольная педагогика. - 2014. - №4. - С. 63-65.
14. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни : монография / И. В. Гребенников. - Москва: Школа-пресс, 1991. - 267 с
15. Григорьева, И. Ю. Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй: монография / И. Ю. Григорьева. - Оренбург: ООИПКРО, 2005. - 82 с.
16. Григорьева, Н. В. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. В. Григорьева, Л. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С.23-31
17. Давыдова, А. М. Родительское собрание как форма вовлечения воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А. М. Давыдова, Т. Е. Макарова // Проблемы теории и практики современной науки: материалы VII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 47-55.
18. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. - Москва - 2015. - 142 с.
19. Далинина, Т. В. Современные проблемы вовлечения дошкольного учреждения с семьей/ Т. В. Данилина //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. С.44-59
20. Добикова, Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. И. Добикова // Проблемы педагогики .- 2015. - №5 (6)
21. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова. - «Сфера». - 2012. -114 с.
22. Доронова, Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Д. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 495.
23. Дубовицкая Т. А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т. А. Дубовицкая, О. И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]: режим доступа https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418
24. Духанина, Л. Н. Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов [Текст] / Л. Н. Духанина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М.: Мозаика-Синтез. - 2016. - № 5. - С. 577-579.
25. Евдокимова, Е. С. Система работы дошкольного учреждения в рамках сотрудничества с семьями воспитанников [Текст] / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №8. - С. 68-70.
26. Есиркепов, Ж. М., Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.
27. Загиг, Л. В. Взаимодействие социальных институтов в развитии детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Загиг // Дошкольная педагогика. - 2014. - №9. - С.64-67.
28. Закон Российской Федерации «Об образовании» : офиц. текст. - Москва : «Инфра-М», 2002. -54 с.
29. Захарова, Т. Н. Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления образованием в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Захарова // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Издательство «Мозаика- Синтез». - Москва. - 2014. - № 2. - 79 с.
30. Зверева, О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс
ДОО как составляющая взаимодействия с семьей [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Дошкольное воспитание». - Режим доступа:
http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2016_05/2.pdf
31. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева . - Москва: Школа-Пресс, 2000. - 256 с.
32. Зыков, М. Б. Что такое социальная педагогика? : учебник / М. Б. Зыков - Москва: ЮНИТИ, 2006. - 112 с.
33. Иванова, В. М. Вовлечение родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания [Текст] / В. М. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 59-61.
34. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. - С.198.
35. Кисленко, О.В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Первое сентября». - Режим доступа:
http://qps.ru/eRp0X
36. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг: учебник / Н. В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
37. Ковальчук, Я. И. Организация сотрудничества дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Я. И. Ковальчук // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XL Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2016. - 170 с.
38. Ковтун, Е. Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал. - Режим доступа: http://qps.ru/Bg2A8
39. Козлова, А. В. Работа с семьей: диагностика, планирование, кон¬спекты лекций, консультации, мониторинг // А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 112 с.
40. Кроев, Е. В. Участие учителей в становлении системы государственно-общественных отношений [Текст] / Е. В. Кроев //Педагогика. - 2015. - № 8. - С. 71-78. Калина, М. А. Родительское собрание в детском саду в нетрадиционной форме [Текст] / М. А. Калина // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 48-49.
41. Кузнецова, С. С. Наша новая школа - школа государственно-общественного управления [Текст] / С. С. Кузнецова // Инновационные технологии научного развития: сборник статей IX Международной научно¬практической конференции (20 мая 2017 г., г. Казань) В 5 ч. Часть 3 / Казань: АЭТЕРНА. - 2017. -267с.
42. Куликова, Т. А. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях государственно- общественного управления образованием [Текст] / С. С. Кузнецова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции / отв. ред. Е. В. Намсинк. - Омск: Изд-во ОмГПУ.
- 2017. - 328 с.
43. Левшина, Н. И. Сотрудничество с семьей в создании предметно- развивающей среды для детей раннего возраста [Текст] / Н. И. Левшина, О. С. Грачева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 53-59.
44. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие / П. Ф. Лесгафт. - Москва: Просвещение, 1991. - 175 с.
45. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. // Психология развития. - Санкт-Петербург. - 2001. - с. 155-162.
46. Маркова, Т. А. Управляющий совет как условие вовлечения семьи и детского сада [Текст] / Т. А. Маркова // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований / Сборник статей XIX Международной научно¬практической конференции аспирантов. - Омск. - 2016. - С. 161-167.
47. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Москва: Педагогическое общество России, 2001. - С. 123.
48. Минина, А. В. Использование сайта в работе методического центра [Текст] / А. В. Минина, О. Ф. Исса // Справочник старшего воспитателя. - 2012. - № 5. - С. 14-20.
49. Мухитдинов, А. Н Дошкольное образование в ритме наукограда [Текст] / А. Н. Мухитдинов // Обруч. Образование: ребенок и ученик. - 2014.- № 6. - С. 5-7.
50. Образование в документах и комментариях. Закон Российской Федерации «Об образовании» - Москва: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 78 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Азбуковник, 1997. - 944 с.
52. Паутова, Н. Г. Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада [Текст] / Н. Г. Паутова, Е. А. Игонина, А. В. Багатова // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 3. - С. 42-47.
53. Петровский, А. В. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции [Текст] / А. В. Петровский, И. Е. Вопилова, А. К. Нисская // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 95-101.
54. Привалова, Е. В. Совместная деятельность детей, педагога и родителей «Ярмарка «Город мастеров» [Текст] / Е. В. Привалова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 65-67
55. Руслова, М. А. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей (с учетом требований ФГОС ДО) [Текст] / М. А. Руслова, О. В. Веннецкая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 61-67.
56. Сетевой образовательный проект «Первые дни ребенка в школе».- Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена, 2006. - 53 с.
57. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. - Москва: Академия, 2002. - 576 с
58. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Никитина. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 272.С
59. Тараканникова, В. В. Родительское собрание с использованием мультимедийной презентации и элементов деловой игры «Играем - звуки закрепляем» [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. - 2014.
- № 5. - С. 51-53.
60. Тимофеева, Л. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» [Текст] / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2014. - №7. - С. 8-13.
61. Тонкова, Ю. М. Современные формы вовлечения ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий. - 2012. — С. 71-74.
62. Урбанская, О. Н. Система работы ДОУ в рамках сотрудничества с семьями воспитанников [Текст] / О. Н. Урбанская // Дошкольная педагогика. - 2014. № 7. - С. 62-67
63. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : федер. закон отот 17 октября 2013 г. № 1155 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //ivo .garant.ru/#/document/70512244/paragraph/12:0
64. Федотова, Г. Н. Наблюдательный совет как форма государственно-общественного управления в автономной дошкольной образовательной организации [Текст] / Г. Н. Федотова // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 4 (11). - С. 238-241.
65. Фрейдина, Ю.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи / Ю. А. Фрейдина // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2003.- С 64-68.
66. Харчев, А. Г. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках семейного клуба выходного дня [Текст] / А. Г. Харчев // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 54-57.
67. Шкатулла В.И. Образовательное право в России.- Издательство "Юстицинформ", 2016. - 774 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ