Введение
1. Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ:
теоретический аспект 7
1.1 Проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ 7
1.2 Традиционные формы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ 13
1.3 Инновационные формы вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ 16
2. Опытно-экспериментальная работа по созданию условий вовлечения
родителей в образовательный процесс ДОУ 25
2.1 Особенности вовлечения родителей в образовательный процесс
ДОУ(на примере ДОУ «Колокольчик» №34 г. Лесосибирска) 25
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ 30
2.3. Методические рекомендации по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ 37
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение 1 -Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2017-18 учебный год 54
Несмотря на то, что в последнее время определились новые, перспективные формы сотрудничества ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической работы, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Проблему организации вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ рассматривали Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, Я. И. Ковальчук,О. Н. Урбанская, и др.
Учеными исследовалось взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и другие, но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.
Существует противоречие между воспитательным потенциалом семьи и возможностями его вовлечения в образовательный процесс ДОУ.
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ способствует открытости образовательной системы, совершенствует образовательный процесс в детском саду. Исходя из этого перед нами встала проблема: каковы Организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Цель исследования - выявить организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: Организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Задачи исследования:
1) Выявить в теоретическом аспекте проблемы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
2) Рассмотреть традиционные и инновационные формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
3) Проанализировать опыт дошкольного образовательного учреждения и выявить организационно-педагогические условия вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ;
4) Разработать методические рекомендации по вовлечению родителей в образовательную деятельность ДОУ.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Описание;
• Беседа;
• Эксперимент;
• Наблюдение;
• Количественный и качественный анализ результатов исследования Экспериментальная база и выборка исследования, проводилось на базе
МБДОУ «детский сад «Колокольчик»» г. Лесосибирск.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, методический материал может стать рекомендацией по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (67 наименований), приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 53 страниц.
Проблема вовлечения дошкольного образовательного учреждения и семьи одна из самых актуальных в наши дни. В современных условиях возрастает потребность вовлечения дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества в воспитательном процессе. Это связано с процессами демократизации, гуманизации и открытости педагогического процесса в ДОУ.
Проблемами вовлечения родителей в деятельность детского сада является, что многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.
Традиционными формами вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ являются родительские собрания, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов, консультации, беседа, работа с родительским комитетом. Взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой взаимную поддержку, совместную деятельность по реализации воспитания ребенка.
С помощью инновационных форм вовлечения родителей в образовательный процесс - это вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Разнообразие инновационных форм вовлечения с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления по различным образовательным областям
Особенности вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
1. Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей .Родители уверены в том ,что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и ВТО же время не
навредит ,так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем(от маленьких до хозяйственных).
2. Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей ,знает особенности ,привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
3. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным
4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытости дошкольного учреждения: он должен стать открытой системой
В результате проделанной работы, было замечено повышения уровня воспитательно-образовательной компетенции родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы, что привело к активности родителей в образовательный процесс ДОУ.
Организованно-педагогические условия -это совокупность внешних факторов, обеспечивающих активное участие родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного обучения:
1 .Положительный образ ДОУ с позиции родителей.
2. Положительная мотивация к сотрудничеству.
3. Субъектная позиция родителей в образовательном процессе.
4. Педагогическое обеспечение процесса обеспечения.
5. Использование нетрадиционных и инновационных форм в работе с родителями.
б.Открытость детского сада по отношению к родителям.
7. Создание условий заинтересованного участия родителей в реализации образовательного процесса.
8. Возможность корректировать родителями воспитательные воздействия на ребенка.
Представленные методические рекомендации направлены на вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, на понимание значимости сотрудничества, на развитие коммуникативных навыков и эффективного общения, взаимоуважения, на взаимопомощь, на благоприятное сотрудничество, на налаживание доброжелательных отношений.
1. Азаров, Ю. П. Взаимодействие с родителями: семейная конференция в ДОУ / Ю. П. Азаров // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 68-76.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник. / Г. М. Андреева. -2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Изд-во МГУ, 1988. - С. 113.
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века : научное пособие ; сост. П. А. Лебедев. - Москва: Педагогика, 1990. - 608 с.
4. Антропологические основы вовлечения дошкольного учреждения с семьей. Вопросы теории и методики. Лекции по педагогической антропологии и философии образования : научное пособие ; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2005. - 284 с.
5. Арнаутова, Е. П. В гостях у директора: монография / Е. П. Арнаутова. - Москва: Академия, 2004. - 206 с
6. Бабич, О. В. Взаимодействие с родительской общественностью как механизм управления образовательным процессом в ДОУ: Материалы городской конференции работников образования. 24-25 августа 2006 года/ О. В. Бабич. - Омск, 2006. - 72 с
7. Балаценко, Л. Н. Формы и методы работы с семьей внутри детского сада [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Первое сентября». - Режим доступа: http://qps.ru/czKTv
8. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. - Москва: Владос, 2014.- 357 с.
9. Буре, Р. С. Готовим детей к школе: учебное пособие / Р. С. Буре. - Москва: Просвещение, 1987. - 95 с.
10. Васильева, Л. В. Опыт работы «Вовлечение родителей в
воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://qps.ru/q7wdv
11. Виноградова, Н. Ф. Использование интерактивных web сервисов для подготовки электронного анкетирования с целью организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи / Н. Ф. Виноградова, С. С. Кузнецова // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. 4.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - 254 с. (С.112¬114).
12. Газизова, М. Л. Попечительский совет в ДОУ: основные функции и возможности [Текст] / М. Л. Газизова [Электр. ресурс]: - режим доступа http://festival.1september.ru/articles/633811/.
13. Гончарова, Н. А. Нетрадиционные формы вовлечения с семьями дошкольников [Текст] / Н. А. Гончарова // Дошкольная педагогика. - 2014. - №4. - С. 63-65.
14. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни : монография / И. В. Гребенников. - Москва: Школа-пресс, 1991. - 267 с
15. Григорьева, И. Ю. Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй: монография / И. Ю. Григорьева. - Оренбург: ООИПКРО, 2005. - 82 с.
16. Григорьева, Н. В. Как мы работаем с родителями [Текст] / Н. В. Григорьева, Л. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С.23-31
17. Давыдова, А. М. Родительское собрание как форма вовлечения воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А. М. Давыдова, Т. Е. Макарова // Проблемы теории и практики современной науки: материалы VII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 47-55.
18. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А. Майер. - Москва - 2015. - 142 с.
19. Далинина, Т. В. Современные проблемы вовлечения дошкольного учреждения с семьей/ Т. В. Данилина //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. С.44-59
20. Добикова, Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. И. Добикова // Проблемы педагогики .- 2015. - №5 (6)
21. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова. - «Сфера». - 2012. -114 с.
22. Доронова, Т. Н. Взаимодействие семьи и детского сада [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Д. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 495.
23. Дубовицкая Т. А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т. А. Дубовицкая, О. И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]: режим доступа https://science-education.ru/ru/article/view?id=6418
24. Духанина, Л. Н. Сотрудничество организаций дошкольного образования и родительской общественности в условиях современных вызовов [Текст] / Л. Н. Духанина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М.: Мозаика-Синтез. - 2016. - № 5. - С. 577-579.
25. Евдокимова, Е. С. Система работы дошкольного учреждения в рамках сотрудничества с семьями воспитанников [Текст] / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №8. - С. 68-70.
26. Есиркепов, Ж. М., Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе [Текст] / Ж. М. Есиркепов, Ж. А Егизбаев // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 60-62.
27. Загиг, Л. В. Взаимодействие социальных институтов в развитии детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. В. Загиг // Дошкольная педагогика. - 2014. - №9. - С.64-67.
28. Закон Российской Федерации «Об образовании» : офиц. текст. - Москва : «Инфра-М», 2002. -54 с.
29. Захарова, Т. Н. Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления образованием в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Захарова // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Издательство «Мозаика- Синтез». - Москва. - 2014. - № 2. - 79 с.
30. Зверева, О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс
ДОО как составляющая взаимодействия с семьей [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Дошкольное воспитание». - Режим доступа:
http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2016_05/2.pdf
31. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева . - Москва: Школа-Пресс, 2000. - 256 с.
32. Зыков, М. Б. Что такое социальная педагогика? : учебник / М. Б. Зыков - Москва: ЮНИТИ, 2006. - 112 с.
33. Иванова, В. М. Вовлечение родителей в развитие познавательной активности детей через совместное создание дидактических игр математического содержания [Текст] / В. М. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 59-61.
34. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. - С.198.
35. Кисленко, О.В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Первое сентября». - Режим доступа:
http://qps.ru/eRp0X
36. Клюева, Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг: учебник / Н. В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
37. Ковальчук, Я. И. Организация сотрудничества дошкольного учреждения и семьи [Текст] / Я. И. Ковальчук // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XL Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС. - 2016. - 170 с.
38. Ковтун, Е. Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал. - Режим доступа: http://qps.ru/Bg2A8
39. Козлова, А. В. Работа с семьей: диагностика, планирование, кон¬спекты лекций, консультации, мониторинг // А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 112 с.
40. Кроев, Е. В. Участие учителей в становлении системы государственно-общественных отношений [Текст] / Е. В. Кроев //Педагогика. - 2015. - № 8. - С. 71-78. Калина, М. А. Родительское собрание в детском саду в нетрадиционной форме [Текст] / М. А. Калина // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 48-49.
41. Кузнецова, С. С. Наша новая школа - школа государственно-общественного управления [Текст] / С. С. Кузнецова // Инновационные технологии научного развития: сборник статей IX Международной научно¬практической конференции (20 мая 2017 г., г. Казань) В 5 ч. Часть 3 / Казань: АЭТЕРНА. - 2017. -267с.
42. Куликова, Т. А. Организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях государственно- общественного управления образованием [Текст] / С. С. Кузнецова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции / отв. ред. Е. В. Намсинк. - Омск: Изд-во ОмГПУ.
- 2017. - 328 с.
43. Левшина, Н. И. Сотрудничество с семьей в создании предметно- развивающей среды для детей раннего возраста [Текст] / Н. И. Левшина, О. С. Грачева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С. 53-59.
44. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: учебное пособие / П. Ф. Лесгафт. - Москва: Просвещение, 1991. - 175 с.
45. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. // Психология развития. - Санкт-Петербург. - 2001. - с. 155-162.
46. Маркова, Т. А. Управляющий совет как условие вовлечения семьи и детского сада [Текст] / Т. А. Маркова // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных исследований / Сборник статей XIX Международной научно¬практической конференции аспирантов. - Омск. - 2016. - С. 161-167.
47. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Москва: Педагогическое общество России, 2001. - С. 123.
48. Минина, А. В. Использование сайта в работе методического центра [Текст] / А. В. Минина, О. Ф. Исса // Справочник старшего воспитателя. - 2012. - № 5. - С. 14-20.
49. Мухитдинов, А. Н Дошкольное образование в ритме наукограда [Текст] / А. Н. Мухитдинов // Обруч. Образование: ребенок и ученик. - 2014.- № 6. - С. 5-7.
50. Образование в документах и комментариях. Закон Российской Федерации «Об образовании» - Москва: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 78 с.
51. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Азбуковник, 1997. - 944 с.
52. Паутова, Н. Г. Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада [Текст] / Н. Г. Паутова, Е. А. Игонина, А. В. Багатова // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 3. - С. 42-47.
53. Петровский, А. В. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции [Текст] / А. В. Петровский, И. Е. Вопилова, А. К. Нисская // Педагогика. - 2015. - № 7. - С. 95-101.
54. Привалова, Е. В. Совместная деятельность детей, педагога и родителей «Ярмарка «Город мастеров» [Текст] / Е. В. Привалова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 65-67
55. Руслова, М. А. Взаимодействие семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей (с учетом требований ФГОС ДО) [Текст] / М. А. Руслова, О. В. Веннецкая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 61-67.
56. Сетевой образовательный проект «Первые дни ребенка в школе».- Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И.Герцена, 2006. - 53 с.
57. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. - Москва: Академия, 2002. - 576 с
58. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Никитина. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 272.С
59. Тараканникова, В. В. Родительское собрание с использованием мультимедийной презентации и элементов деловой игры «Играем - звуки закрепляем» [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. - 2014.
- № 5. - С. 51-53.
60. Тимофеева, Л. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» [Текст] / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2014. - №7. - С. 8-13.
61. Тонкова, Ю. М. Современные формы вовлечения ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий. - 2012. — С. 71-74.
62. Урбанская, О. Н. Система работы ДОУ в рамках сотрудничества с семьями воспитанников [Текст] / О. Н. Урбанская // Дошкольная педагогика. - 2014. № 7. - С. 62-67
63. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : федер. закон отот 17 октября 2013 г. № 1155 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //ivo .garant.ru/#/document/70512244/paragraph/12:0
64. Федотова, Г. Н. Наблюдательный совет как форма государственно-общественного управления в автономной дошкольной образовательной организации [Текст] / Г. Н. Федотова // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 4 (11). - С. 238-241.
65. Фрейдина, Ю.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи / Ю. А. Фрейдина // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2003.- С 64-68.
66. Харчев, А. Г. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках семейного клуба выходного дня [Текст] / А. Г. Харчев // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 54-57.
67. Шкатулла В.И. Образовательное право в России.- Издательство "Юстицинформ", 2016. - 774 с.