Введение 4
1 Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста 7
1.1 Развитие мелкой моторики в онтогенезе 7
1.2 Продуктивная детальность младших дошкольников в развитии мелкой
моторики 20
1.3 Особенности организации развивающих занятий для младших
дошкольников в группе кратковременного пребывания 28
2 Экспериментальное исследование развития моторики младших
дошкольников в группе кратковременного пребывания 33
2.1 Констатирующий этап исследования 33
2.2 Развивающий этап эксперимента 37
2.3 Контрольный этап эксперимента 39
Заключение 42
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие мелкой моторики, имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально¬исполнительских умений, овладения родным языком.
Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».[1]
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой. В группах кратковременного пребывания и дошкольных учреждениях у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов. В системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук через занятия продуктивной деятельностью.
Пальчиковые игры - это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Актуальность указанной темы и обусловила ее выбор и логику проведения и описания теоретического и эмпирического исследования. Практическая значимость разработки данной проблематики сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости.
Объект: Развитие мелкой моторики младших дошкольников.
Предмет: Продуктивная деятельность как развитие мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель: описание принципов развития продуктивной деятельности для развития мелкой моторики младших дошкольников в группе кратковременного пребывания.
Гипотеза: Система занятий на развитие мелкой моторики младших дошкольников в группе кратковременного пребывания будет эффективной, если будет организовано:
1. включение родителей в деятельность с ребенком на занятиях;
2. домашняя проработка полученных навыков детей.
Выдвинутая гипотеза предопределила задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно¬методическую литературу по проблеме исследования.
- Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания.
- Создать комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания.
- Выявить результативность проведенного исследования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания.
Экспериментальная база исследования: МБУ СО "Центр социальной помощи семьи и детям "Октябрьский", в исследовании принимало участие 9 детей и их родителей(как лучше описать, 9 пар может быть?)
Этапы экспериментальной работы:
- подготовительный этап - подбор диагностического материала - методик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, определение количественных и качественных показателей для обработки результатов исследования;
- констатирующий этап - выявление исходного уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, на основе полученных данных принятие решения о проведении педагогического исследования с применением комплекса занятий на развитие мелкой моторики в группе кратковременного пребывания;
- формирующий этап - подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики у испытуемых, проведение коррекционно-развивающей работы;
- контрольный этап - выявление итогового уровня развития мелкой моторики у детей 3-4 лет после проведения пальчиковых игр с детьми;
- заключительный этап (обобщающий) - сравнительный анализ итоговых эмпирических данных, формулировка выводов.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в исследовании изменений в развитии мелкой моторики младших дошкольников на занятиях продуктивной деятельностью в группе кратковременного пребывания. Для достижения поставленной цели в ходе практической деятельности на базе социального центра помощи семьи и детям «Октябрьский» было проведено исследование посредством организации серии занятий на развитие мелкой моторики, с включением родителей в процесс занятий, развить в них интерес.
После обработки научной литературы и наглядного примера с занятий, стало ясно, что домашняя проработка необходима, и родители охотно включались в процесс занятий.
При раскрытии специфики работы Центра социальной помощи семь и ребенку, как места для развития младших дошкольников которые по каким либо обстоятельствам не ходят в детский сад, нами было установлено, что данное учреждение приспособлено для проведения продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики младших дошкольников.
В настоящем исследовании применены такие методы, как наблюдение, тестирование и блок подготовленных занятий на развитие мелкой моторики в группе кратковременного пребывания. В соответствии с этим к дальнейшей работе прилагаются описание наблюдений с занятий по развитию мелкой моторики и описание домашнего блока работ.
Практическое исследование, проведенное в рамках данной работы, результат наблюдений и тестирования младших дошкольников в группе кратковременного пребывания дают основания сделать вывод о том, что занятия продуктивной деятельностью, как средство развития повышения уровня развития мелкой моторики, способствует для взаимодействия с родителями, их мотивированию при выполнении совместных упражнений в группе кратковременного пребывания. Гипотеза подтверждается, по истечению всего срока экспериментального исследования было наглядно видно повешение развития мелкой моторики младших дошкольников в группе кратковременного пребывания во время занятий продуктивной деятельностью при постоянном поощрении и поддержке родительской активности на встречах и домашних заданиях.
Основываясь на вышесказанном, мы подходим к выводу, что проведенное в рамках данной работы исследование подтверждает заявленную гипотезу в связи с повышением развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью младших дошкольников в группе кратковременного пребывания.
Организованная в рамках практической деятельности серия занятий на развитие мелкой моторики была эффективной. Было бы полезным проверить ее результаты на контрольной группе и с большей выборкой. В целом, предложенная в бакалаврской работе модель развития мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в группе кратковременного пребывания может быть использована в практике работы учреждений и организаций, занимающихся развитием младших дошкольников.
1. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
2. Савина, Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
3. Ткаченко,Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
4. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин М., «Педагогика», 1989
5. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. — 1990 с.260-266.
6. Шемякин Н.Ф. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М.,1959. Т. 1.С.140-192.
7. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. - Л., 1962
8. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.
9. Р. Кайл (Тайны психики ребенка). 3-е междунар. изд. - СПб. Прайм- Еврознак; М: Олма-Пресс, 2002. - с.413
10. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. - 143 с.
11. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - с.500.
13. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - 495 с. - с.145.
14. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - с.96 .
15. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.
17. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007- с.32.
18. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980
19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 200- с.20-23.
20. Комарова Т.С Коллективное творчество детей Савенков А.И.. - М., 2005-с.45.
21. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М., 2004-с.10.
22. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007
23. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991
24. Комарова Т.СКоллективное творчество детей)Савенков А.И. - М., 2005.
25. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971- с. 142-143.
26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду
В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М., 1977- с.4-10.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972- с.6.
28. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.
29. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000- 240с.
30. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /
В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2014. - 236 с.
31. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ "Сфера", 2013. - 128 с.
32. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1.
33. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. -с 192. Интернет ресурсы: (http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna- dashkina/lepka-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo- vozrasta.html) Дашкина Наталья Михайловна.
34. Конспект занятия по декоративному рисованию для детей 3-4 лет.Тема: "Нарядные матрешки” 2012/07/24 Режим доступа: www.konspekt- zanyatiya-po-dekorativnomu-risovaniyu-dlya-detey-3-4.
35. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Задания для детей 3 - 4 лет. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/430533.
36. Дарья Колдина: Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. Режим доступа: http://www.labirint.ru/books/134865.
37. Занятие по рисованию «Бабочки» для детей 3-4 лет. Режим доступа: http: //www.maam.ru/detskij sad/risovanie-babochki-dlj a-ditei-3 -4-let.html.