Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в реализации права на образование
|
Введение 3
1 Ребенок-инвалид как объект социального сопровождения 6
1.1 Дети-инвалиды как особая социальная группа 6
1.2 Особые образовательные потребности у детей с ограниченными 11
возможностями и право на образование
2 Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями 19
2. Законодательные основы прав детей с особыми образовательными 29 потребностями в реализации права на образование
2.2 Социальное сопровождение как технология работы с детьми- 28
инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве
3 Описание опыта реализации социального сопровождения и разработка 38
рекомендаций по совершенствованию деятельности общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
3.1 Опыт реализации социального сопровождения детей-инвалидов 38
на примере общеобразовательной школы № 92 г. Красноярск
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности социального 49
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 92 г.Красноярска
Заключение 60
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложение
1 Ребенок-инвалид как объект социального сопровождения 6
1.1 Дети-инвалиды как особая социальная группа 6
1.2 Особые образовательные потребности у детей с ограниченными 11
возможностями и право на образование
2 Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями 19
2. Законодательные основы прав детей с особыми образовательными 29 потребностями в реализации права на образование
2.2 Социальное сопровождение как технология работы с детьми- 28
инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве
3 Описание опыта реализации социального сопровождения и разработка 38
рекомендаций по совершенствованию деятельности общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
3.1 Опыт реализации социального сопровождения детей-инвалидов 38
на примере общеобразовательной школы № 92 г. Красноярск
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности социального 49
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 92 г.Красноярска
Заключение 60
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложение
Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международных организаций.
Наиболее важным итогом Международного года инвалидов (1981 г.) явилась Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 года. Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области, в ходе их осуществления подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением [1].
Обусловленные законодательно, существенные изменения приводят к логичному выводу, что современная политика и утверждаемый нормативно - правовой базис, не соответствует устаревшим взглядам в понимании «инвалидности» в обществе, отражающим невежество, пренебрежение, предрассудки и страх, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
Смена парадигм понимания инвалидности, переход от «медицинской» модели, к «социальной» наиболее полным образом отражает деформацию общественного мышления, перехода от ограничений, патологий к особенностям человека, заключающимся в отношении общества, и средовых барьерах. О чем не посредственно, и говорит ратифицированная Конвенция «О правах инвалидов» (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. № 61/106) [2].
В связи с этим, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не является проблемой для общества как таковой, проблемы возникают на этапе адаптации ребенка в обществе, которые заключаются в несовершенном уровне инфраструктуры, неправильным с психосоциальной точки зрения восприятием и принятием ребенка-инвалида в обществе, недостатками образовательной системы в отношении ребенка и несовершенстве адаптированных образовательных программ, таким образом, общество создает проблемы и барьеры в адаптационном процессе детей-инвалидов.
И необходимость изучения данного вопроса становится предельно актуальной в связи с тем, что все эти изменения протекают на фоне коренных перемен в отношениях между лицами с ограничениями и обществом.
И как уже было озвучено, на современном этапе система нормативных актов затрагивающих права инвалидов подвержена кардинальным изменениям, в частности, обусловленными вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 (редакция от 01.05. 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [3].
И поскольку важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия, которое удовлетворяется в рамках общения и совместной деятельности, то благодаря образованию происходит переход людей из одних социальных групп к другим, а именно происходит непосредственное изменение социального статуса и роли отдельного человека в рамках социальной стратификации. Если раньше человек имеющий инвалидность был в «закрытой» или так сказать «отстраненной» группе, которую все обходили стороной, то сейчас новый образовательный подход позволяет сформировать новые установки, ориентации, как для одной категории населения, так и для другой.
Объект работы: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет работы: социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в плане социального сопровождения общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
Задачи:
- рассмотреть ребенка-инвалида как объект социального сопровождения;
- выявить и изучить образовательные потребности детей с ограничен - ными возможностями здоровья;
- изучить нормативно-правовую базу, программы, реализуемые в отно - шении детей-инвалидов в сфере образования;
- выяснить специфику реализации сопровождения с детьми-инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве;
- выявить проблемы деятельности образовательного учреждения в осуществлении социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: анализ нормативно-правовых актов, опрос, наблюдение.
Наиболее важным итогом Международного года инвалидов (1981 г.) явилась Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 года. Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области, в ходе их осуществления подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением [1].
Обусловленные законодательно, существенные изменения приводят к логичному выводу, что современная политика и утверждаемый нормативно - правовой базис, не соответствует устаревшим взглядам в понимании «инвалидности» в обществе, отражающим невежество, пренебрежение, предрассудки и страх, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
Смена парадигм понимания инвалидности, переход от «медицинской» модели, к «социальной» наиболее полным образом отражает деформацию общественного мышления, перехода от ограничений, патологий к особенностям человека, заключающимся в отношении общества, и средовых барьерах. О чем не посредственно, и говорит ратифицированная Конвенция «О правах инвалидов» (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. № 61/106) [2].
В связи с этим, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не является проблемой для общества как таковой, проблемы возникают на этапе адаптации ребенка в обществе, которые заключаются в несовершенном уровне инфраструктуры, неправильным с психосоциальной точки зрения восприятием и принятием ребенка-инвалида в обществе, недостатками образовательной системы в отношении ребенка и несовершенстве адаптированных образовательных программ, таким образом, общество создает проблемы и барьеры в адаптационном процессе детей-инвалидов.
И необходимость изучения данного вопроса становится предельно актуальной в связи с тем, что все эти изменения протекают на фоне коренных перемен в отношениях между лицами с ограничениями и обществом.
И как уже было озвучено, на современном этапе система нормативных актов затрагивающих права инвалидов подвержена кардинальным изменениям, в частности, обусловленными вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 (редакция от 01.05. 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [3].
И поскольку важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия, которое удовлетворяется в рамках общения и совместной деятельности, то благодаря образованию происходит переход людей из одних социальных групп к другим, а именно происходит непосредственное изменение социального статуса и роли отдельного человека в рамках социальной стратификации. Если раньше человек имеющий инвалидность был в «закрытой» или так сказать «отстраненной» группе, которую все обходили стороной, то сейчас новый образовательный подход позволяет сформировать новые установки, ориентации, как для одной категории населения, так и для другой.
Объект работы: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет работы: социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в плане социального сопровождения общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
Задачи:
- рассмотреть ребенка-инвалида как объект социального сопровождения;
- выявить и изучить образовательные потребности детей с ограничен - ными возможностями здоровья;
- изучить нормативно-правовую базу, программы, реализуемые в отно - шении детей-инвалидов в сфере образования;
- выяснить специфику реализации сопровождения с детьми-инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве;
- выявить проблемы деятельности образовательного учреждения в осуществлении социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: анализ нормативно-правовых актов, опрос, наблюдение.
В ходе выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи, проведен анализ литературных источников и нормативно-правовых актов, изучен опыт организации.
Изучение и анализ нормативно-правовых документов, акцентируя внимания на Конвенции ООН по правам инвалидов, показал, что в настоящий момент в современной России кардинально меняется подход к понимаю инвалидности в обществе, с медицинского на социальный, следовательно, создающиеся новые нормативные акты, программы, должны быть ориентированы в рамках социального подхода, не только на структурную работу по созданию условий, но и непосредственно на содержательную работу в психосоциальном направлении с ребенком-инвалидом, членами его семьи.
В рамках работы мы рассмотрели ребенка с ОВЗ, как особую социальную категорию, имеющую определенный круг проблем: проявление личности, ее формирование, психические функции, эмоциональное состояние и другие. В итоге, была выявлена специфичность реализации социального сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, рассмотрен опыт и даны соответствующие рекомендации.
В рамках оценивания образовательных потребностей и их особенностей для данной категории населения, было доказано, что ограничение возможности жизнедеятельности человека связаны не только с первичным физиологическим неблагополучием, но и с так называемым «социальным вывихом» [20]. То есть, не нарушения сами по себе подразумевают неблагополучие, а отношение человека, что непосредственно и предполагала старая модель поникания инвалидности. Соответственно, вышеизложенные положения доказывают о значимости введения нового подхода в образовании, предполагающего подтверждение и закрепления начавшегося процесса подмены понятий.
Далее было изучено социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями, поскольку возможность получения качественного образование по месту проживания имеет большое значение для обеспечения всестороннего развития личности, формирования активной жизненной позиции особых детей, то многоуровневая нормативно-правовая база, является доказательством необходимости и возможности общего образования детей-инвалидов, его важности в процессе реабилитации. Следовательно, перед образовательным учреждением, основным условием работы в области инклюзивного образования становится вопрос качественного управления всеми процессами включения ребенка с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду. В результате, которого, перед руководством образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, встает задача адаптации всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся условиям. И психолого¬педагогического сопровождения является неотъемлемым звеном системы образования. Ставящее перед собой задачу не только расширение представлений о целях образования, в числе которых включены, развитие, воспитание, обучение, но и обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей, обуславливающие интенсивное развитие теории и практики психолого- педагогического сопровождения.
В рамках оценивания сопровождения, был описан и рассмотрен опыт общеобразовательной школы № 92. Учреждение осуществляет
образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, целями которого является: формирование общей культуры личности обучающегося; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни [47]. Где основой психолого-педагогического сопровождения в контексте социально сопровождения, деятельности учреждения, является консультативная и коррекционная работа с детьми-инвалидами, указанная в адаптивной образовательной программе, что в совокупности не достаточно для оказания комплексной психосоциальной работы детям-инвалидам и их семьям, позволяющим нейтрализовать негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь ребенка с ОВЗ, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения.
Резюмируя все вышесказанное, в реализации права на образование детей с ОВЗ, социальное сопровождение образовательного процесса, представляет собой оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию, а так же социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, исключающих развитие дополнительных расстройств: познавательных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов. Центральным тезисом которой, является здоровый климат, обеспечивающий оптимальное функционирование человека.
В ходе изучения опыта деятельности общеобразовательной школы был выявлен ряд проблем, в соответствии с которыми были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения.
Изучение и анализ нормативно-правовых документов, акцентируя внимания на Конвенции ООН по правам инвалидов, показал, что в настоящий момент в современной России кардинально меняется подход к понимаю инвалидности в обществе, с медицинского на социальный, следовательно, создающиеся новые нормативные акты, программы, должны быть ориентированы в рамках социального подхода, не только на структурную работу по созданию условий, но и непосредственно на содержательную работу в психосоциальном направлении с ребенком-инвалидом, членами его семьи.
В рамках работы мы рассмотрели ребенка с ОВЗ, как особую социальную категорию, имеющую определенный круг проблем: проявление личности, ее формирование, психические функции, эмоциональное состояние и другие. В итоге, была выявлена специфичность реализации социального сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, рассмотрен опыт и даны соответствующие рекомендации.
В рамках оценивания образовательных потребностей и их особенностей для данной категории населения, было доказано, что ограничение возможности жизнедеятельности человека связаны не только с первичным физиологическим неблагополучием, но и с так называемым «социальным вывихом» [20]. То есть, не нарушения сами по себе подразумевают неблагополучие, а отношение человека, что непосредственно и предполагала старая модель поникания инвалидности. Соответственно, вышеизложенные положения доказывают о значимости введения нового подхода в образовании, предполагающего подтверждение и закрепления начавшегося процесса подмены понятий.
Далее было изучено социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями, поскольку возможность получения качественного образование по месту проживания имеет большое значение для обеспечения всестороннего развития личности, формирования активной жизненной позиции особых детей, то многоуровневая нормативно-правовая база, является доказательством необходимости и возможности общего образования детей-инвалидов, его важности в процессе реабилитации. Следовательно, перед образовательным учреждением, основным условием работы в области инклюзивного образования становится вопрос качественного управления всеми процессами включения ребенка с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду. В результате, которого, перед руководством образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, встает задача адаптации всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся условиям. И психолого¬педагогического сопровождения является неотъемлемым звеном системы образования. Ставящее перед собой задачу не только расширение представлений о целях образования, в числе которых включены, развитие, воспитание, обучение, но и обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей, обуславливающие интенсивное развитие теории и практики психолого- педагогического сопровождения.
В рамках оценивания сопровождения, был описан и рассмотрен опыт общеобразовательной школы № 92. Учреждение осуществляет
образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, целями которого является: формирование общей культуры личности обучающегося; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни [47]. Где основой психолого-педагогического сопровождения в контексте социально сопровождения, деятельности учреждения, является консультативная и коррекционная работа с детьми-инвалидами, указанная в адаптивной образовательной программе, что в совокупности не достаточно для оказания комплексной психосоциальной работы детям-инвалидам и их семьям, позволяющим нейтрализовать негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь ребенка с ОВЗ, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения.
Резюмируя все вышесказанное, в реализации права на образование детей с ОВЗ, социальное сопровождение образовательного процесса, представляет собой оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию, а так же социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, исключающих развитие дополнительных расстройств: познавательных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов. Центральным тезисом которой, является здоровый климат, обеспечивающий оптимальное функционирование человека.
В ходе изучения опыта деятельности общеобразовательной школы был выявлен ряд проблем, в соответствии с которыми были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения.
Подобные работы
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: история и традиции (Открытый Социально-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕИ 3-4 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016



