Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в реализации права на образование

Работа №26190

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
678
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Ребенок-инвалид как объект социального сопровождения 6
1.1 Дети-инвалиды как особая социальная группа 6
1.2 Особые образовательные потребности у детей с ограниченными 11
возможностями и право на образование
2 Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями 19
2. Законодательные основы прав детей с особыми образовательными 29 потребностями в реализации права на образование
2.2 Социальное сопровождение как технология работы с детьми- 28
инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве
3 Описание опыта реализации социального сопровождения и разработка 38
рекомендаций по совершенствованию деятельности общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
3.1 Опыт реализации социального сопровождения детей-инвалидов 38
на примере общеобразовательной школы № 92 г. Красноярск
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности социального 49
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 92 г.Красноярска
Заключение 60
Список сокращений 63
Список использованных источников 64
Приложение


Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международных организаций.
Наиболее важным итогом Международного года инвалидов (1981 г.) явилась Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 года. Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области, в ходе их осуществления подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением [1].
Обусловленные законодательно, существенные изменения приводят к логичному выводу, что современная политика и утверждаемый нормативно - правовой базис, не соответствует устаревшим взглядам в понимании «инвалидности» в обществе, отражающим невежество, пренебрежение, предрассудки и страх, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
Смена парадигм понимания инвалидности, переход от «медицинской» модели, к «социальной» наиболее полным образом отражает деформацию общественного мышления, перехода от ограничений, патологий к особенностям человека, заключающимся в отношении общества, и средовых барьерах. О чем не посредственно, и говорит ратифицированная Конвенция «О правах инвалидов» (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. № 61/106) [2].
В связи с этим, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не является проблемой для общества как таковой, проблемы возникают на этапе адаптации ребенка в обществе, которые заключаются в несовершенном уровне инфраструктуры, неправильным с психосоциальной точки зрения восприятием и принятием ребенка-инвалида в обществе, недостатками образовательной системы в отношении ребенка и несовершенстве адаптированных образовательных программ, таким образом, общество создает проблемы и барьеры в адаптационном процессе детей-инвалидов.
И необходимость изучения данного вопроса становится предельно актуальной в связи с тем, что все эти изменения протекают на фоне коренных перемен в отношениях между лицами с ограничениями и обществом.
И как уже было озвучено, на современном этапе система нормативных актов затрагивающих права инвалидов подвержена кардинальным изменениям, в частности, обусловленными вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 (редакция от 01.05. 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [3].
И поскольку важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия, которое удовлетворяется в рамках общения и совместной деятельности, то благодаря образованию происходит переход людей из одних социальных групп к другим, а именно происходит непосредственное изменение социального статуса и роли отдельного человека в рамках социальной стратификации. Если раньше человек имеющий инвалидность был в «закрытой» или так сказать «отстраненной» группе, которую все обходили стороной, то сейчас новый образовательный подход позволяет сформировать новые установки, ориентации, как для одной категории населения, так и для другой.
Объект работы: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет работы: социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности в плане социального сопровождения общеобразовательной школы № 92 г. Красноярска
Задачи:
- рассмотреть ребенка-инвалида как объект социального сопровождения;
- выявить и изучить образовательные потребности детей с ограничен - ными возможностями здоровья;
- изучить нормативно-правовую базу, программы, реализуемые в отно - шении детей-инвалидов в сфере образования;
- выяснить специфику реализации сопровождения с детьми-инвалидами в инклюзивном образовательном пространстве;
- выявить проблемы деятельности образовательного учреждения в осуществлении социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: анализ нормативно-правовых актов, опрос, наблюдение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи, проведен анализ литературных источников и нормативно-правовых актов, изучен опыт организации.
Изучение и анализ нормативно-правовых документов, акцентируя внимания на Конвенции ООН по правам инвалидов, показал, что в настоящий момент в современной России кардинально меняется подход к понимаю инвалидности в обществе, с медицинского на социальный, следовательно, создающиеся новые нормативные акты, программы, должны быть ориентированы в рамках социального подхода, не только на структурную работу по созданию условий, но и непосредственно на содержательную работу в психосоциальном направлении с ребенком-инвалидом, членами его семьи.
В рамках работы мы рассмотрели ребенка с ОВЗ, как особую социальную категорию, имеющую определенный круг проблем: проявление личности, ее формирование, психические функции, эмоциональное состояние и другие. В итоге, была выявлена специфичность реализации социального сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, рассмотрен опыт и даны соответствующие рекомендации.
В рамках оценивания образовательных потребностей и их особенностей для данной категории населения, было доказано, что ограничение возможности жизнедеятельности человека связаны не только с первичным физиологическим неблагополучием, но и с так называемым «социальным вывихом» [20]. То есть, не нарушения сами по себе подразумевают неблагополучие, а отношение человека, что непосредственно и предполагала старая модель поникания инвалидности. Соответственно, вышеизложенные положения доказывают о значимости введения нового подхода в образовании, предполагающего подтверждение и закрепления начавшегося процесса подмены понятий.
Далее было изучено социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями, поскольку возможность получения качественного образование по месту проживания имеет большое значение для обеспечения всестороннего развития личности, формирования активной жизненной позиции особых детей, то многоуровневая нормативно-правовая база, является доказательством необходимости и возможности общего образования детей-инвалидов, его важности в процессе реабилитации. Следовательно, перед образовательным учреждением, основным условием работы в области инклюзивного образования становится вопрос качественного управления всеми процессами включения ребенка с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду. В результате, которого, перед руководством образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, встает задача адаптации всех участников образовательного процесса - родителей, детей, педагогов к меняющимся условиям. И психолого¬педагогического сопровождения является неотъемлемым звеном системы образования. Ставящее перед собой задачу не только расширение представлений о целях образования, в числе которых включены, развитие, воспитание, обучение, но и обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей, обуславливающие интенсивное развитие теории и практики психолого- педагогического сопровождения.
В рамках оценивания сопровождения, был описан и рассмотрен опыт общеобразовательной школы № 92. Учреждение осуществляет
образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, целями которого является: формирование общей культуры личности обучающегося; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни [47]. Где основой психолого-педагогического сопровождения в контексте социально сопровождения, деятельности учреждения, является консультативная и коррекционная работа с детьми-инвалидами, указанная в адаптивной образовательной программе, что в совокупности не достаточно для оказания комплексной психосоциальной работы детям-инвалидам и их семьям, позволяющим нейтрализовать негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь ребенка с ОВЗ, его соматическое и психическое здоровье, межличностные отношения.
Резюмируя все вышесказанное, в реализации права на образование детей с ОВЗ, социальное сопровождение образовательного процесса, представляет собой оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию, а так же социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, исключающих развитие дополнительных расстройств: познавательных, эмоциональных, двигательно-волевых процессов, неврозов, психозов. Центральным тезисом которой, является здоровый климат, обеспечивающий оптимальное функционирование человека.
В ходе изучения опыта деятельности общеобразовательной школы был выявлен ряд проблем, в соответствии с которыми были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения.



1. Социальное сопровождение детей-инвалидов. Внедрение современных технологий и практик: метод. Пособие - Красноярск, 2013. - 32 с.
2. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70170066/paragraph/1:5
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 01.05.2017 г.// Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:9
4. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] : принятая
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19.12.1975 г. № 3447 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/basesearch/ декларация о правах инвалидов
5. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : принятая резо -
люцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garantru/#/basesearch/KOHBeHUM о правах инвaлидoв/all:6
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный
ресурс] : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ ред. от 07.03.2017 //
Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/10164504/paragraph/160462:11
7. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство пивали - дов в современной России / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
8. Агапов, Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие
/ Е.П. Агапов. - Ростов-на-Дону: Центр унив. полиграфии, 2009. - 324 с.
9. Социальное сопровождение детей-инвалидов. Внедрение
современных технологий и практик»: методическое пособие. Красноярск, 2013. - 32 с.
10. Коростелева, Н.А. Социальная модель инвалидности как основа форми - рования толерантного отношения к инвалидам вестник челябинского государственного педагогического университета / Н.А. Коростелева // Педагогические науки. Челябинск, 2012, №8.
11. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возмож - ностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
12. Условия реализации права на образование детей- инвалидов в контексте их профессионального будущего: сборник тезисов выступлений на семинаре-круглом столе 27 февраля 2015 года: Москва, МВШСЭН, 2014.
13. Басов, Н.В. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие / Н.Ф. Басов - Москва, 2012. - 400 с.
14. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики ано - мального развития детей : науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР // В. И. Лубовский. - Москва, Педагогика, 1989. - 104 с.
15. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нару - шением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - №6. - С.17-24.
16. Фатихова, Л.Ф., Сайфутдиярова, Е.Ф. Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии: методическое пособие / Л.Ф. Фатихова, Е.Ф. Сайфутдиярова. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2013. - 87 с.
17. Лазуренко, С. Б. Особые образовательные потребности детей с ограни - ченными возможностями здоровья / С.Б. Лазуренко, М.В.Простова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011.
18. Назарова, Н.М. Специальная педагогика : учебное пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др. - Москва: Издательский центр «Академия» - 400 с. 2005.
19. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова - Москва : Педагогика, 1982. - 504с.
20. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Гене - ральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/2540422
21. Программа ЮНЕСКО «Образование для всех» [Электронный ресурс] : http://www.unesco.ru/ru/
22. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
[Электронный ресурс] : с изменениями от 11.05.1994//
r.http://www.echr.ru/documents/doc/2440801/2440801
23. Конституция Российской Федерации [ Электронный ресурс] : принятая
всенародным голосованием от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 - ФКЗ // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа
http: //base.garant.ru/10103000/
24. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155. // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/13:11
25. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599. Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/70860670/paragraph/1:13
26. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598. //Справочная правовая система
«Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/70862366/paragraph/1:15
27. О введении ФГОС ОВЗ [Электронный ресурс] : письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07. Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/basesearch/ О введении ФГОС OB3/all:13
28. Малофеев, Н.Н., Никольская, О.С. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология : науч.-метод. жури. - 2010. - № 1. - C.6-22.
29. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ ред. от 28.11. 2015 г. // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/ 179146/ paragraph/1:13
30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 1.12.2015 № 1297. // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/71265834/paragraph/8275:19
31. Об образовании в Красноярском крае [Электронный ресурс] : закона Красноярского края от 26.06.2014 ред. от 22.12.2016 № 6-25194 - Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.rU/0/doc/8008
32. О порядке межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) [Электронный ресурс] : постановление Правительства Красноярского края от 9.11.2012 № 583-П. // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70775082/#ixzz49kCY3ffv
33. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2015 № 528н ред. 27.01.2016. // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71169212/paragraph/1:19
34. Сухих, В. Г. Формирование готовности специалистов социального про - филя к работе с лицами с ограниченными возможностями : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / В.Г. Сухих. - Красноярск, 2015. - 208 с.
35. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы :
учебное пособие/ Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
36. Павлова, Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспи - тания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2002, № 8.
37. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. - Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
38. Гоголева, Е. А. Роль инклюзивного образования в социальной интег -
рации детей-инвалидов / Е. А. Гоголева, А. С. Изгагина // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического
исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург : [УрФУ], 2015. - С. 1937-1944.
39. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе /
М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
40. Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях / О.Г. Приходько и др. - Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.
41. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов- психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ