Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения копинг-поведения у лиц с ОВЗ 10
1.1 Копинг-поведение и копинг-стратегии: определение и виды в
психологии 10
1.2 Категории и особенности лиц с ОВЗ 17
1.3 Особенности копинг-поведения лиц с ОВЗ (на примере людей-
инвалидов) 25
2 Экспериментальное исследование особенностей поведенческих копинг-
стратегий и возможностей их формирования у лиц с ОВЗ 31
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 31
2.2 Психологическая программа формирования поведенческих копинг-
стратегий и повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ 46
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 51
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение
Люди с ОВЗ относятся к одной из социально незащищённых категорий населения. Существует ряд проблем, осложняющих их полноценное существование в обществе. Чаще это трудности с получением образования и трудоустройством, значительно низким уровнем дохода и повышенном уровне потребностей в медицинском и социальном обслуживании. В современных условиях более остро стала ощущаться потребность в социальной и трудовой адаптации и необходимости выявления существующих проблем с целью предотвращения их усугубления и принятия своевременных мер в целях стабилизации социального положения этой категории населения.
Исследования, позволяющие оказывать помощь лицам с ОВЗ, становятся все более востребованы, в свете ориентации государственной политики РФ на создание людям данной категории условий для компенсации или же преодоления ограничений жизнедеятельности, реализации прав на участие в жизни общества. Одним из главных свидетельств станет проведение в сентябре 2017 года в одном из крупнейших российских городов Первого Всемирного Конгресса людей с инвалидностью. Он призван обратить внимание на изменение отношения общества к людям-инвалидам, налаживание коммуникации между ними в условиях городской среды. Кроме этого обсуждению подлежат проблемы потребностей людей с ОВЗ и их потенциальные возможности [30].
Тяжелое хроническое заболевание, способствующее ограничению возможностей в здоровье, является стрессогенным и ставит человека в ситуацию постоянного и неустанного преодоления. Подобные состояния, как и «дистрессовые», и «трудные жизненные» ситуации определяются как воздействия внешней и внутренней среды, к которым вырабатывается (приобретается) устойчивость в процессе адаптации человека [7].
Известно о существовании механизмов и процессов, выступающих в виде единой защитной системы, которая призвана трансформировать внутренние
Лица с ОВЗ, находящиеся в условиях стационарного пребывания в психоневрологическом интернате, в большинстве случаев, переживают разрыв семейных отношений, родственных связей. Подобные условия способствуют увеличению дистанции между людьми данной категории и обществом, постепенно приводя к угасанию потребностей в общении, обеднению круга интересов и потребностей. Возможность поделиться собственными переживаниями с другими людьми, рассчитывая при этом на какую-либо поддержку в разрешении критической ситуации, является основой поведенческих копинг-стратегий, позволяющих смягчить влияние стрессоров на личность.
На данный момент существует относительно малое количество исследований, посвященных изучению копинг-поведения людей с ОВЗ, а также возможностей формирования у лиц данной категории адаптивных стратегий совладания.
Цель исследования: определение особенностей поведенческих копинг- стратегий и возможностей их формирования у лиц с ОВЗ.
Объект исследования: копинг-стратегии как психологическое явление.
Предмет исследования: поведенческие копинг-стратегии, их особенности и возможности формирования у лиц с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование поведенческих копинг-стратегий у лиц с ОВЗ напрямую коррелирует с уровнем социально-психологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования, охарактеризовав понятия «лица с ОВЗ», «поведенческие копинг-стратегии», выделив их особенности у лиц с ОВЗ.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение поведенческих копинг-стратегий, социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать психологическую программу, направленную на формирование поведенческих копинг-стратегий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы.
2. Эмпирические методы: методика «Модели преодолевающего поведения» (шкала «SACS» С. Хобфолл), методика «Индикатор копинг- стратегий» (Д. Амирхан), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Методы математической статистики: корреляционный анализ, непараметрический t-критерий Уилкоксона (Вилкоксона).
Методологической основой исследования послужили работы В.Ю. Задвинского, М.А. Лебедева, А.В. Голенищенко, Н.Н. Петрова, Е.В. Пичугиной, В. Руднева и др.
Экспериментальное исследование особенностей поведенческих копинг- стратегий лиц с ОВЗ проводилось в течение 2016-2017 г. на выборке воспитанников КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат». Количество выборки - 15 человек, в возрасте от 33 до 54 лет.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.) - анализ литературы по теме исследования, характеристика понятий «лица с ОВЗ», «поведенческие копинг- стратегии» определение их видов и психологического значения, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной
2 этап (январь 2017 г. - май 2017 г.) - разработка и апробация психологической программы формирования поведенческих копинг-стратегий и повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ.
3 этап(май 2017 г. - июнь 2017 г.) - проведение повторной диагностики особенностей копинг-поведения и социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психологической программы формирования поведенческих копинг-стратегий и повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования представлены в виде докладов и публикаций на конференциях и конкурсах разного уровня: III-й международной научно-практической конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» (Кемерово, 2016); международной научно-практической конференции «Влияние науки на инновационное развитие» (Уфа, 2016); международной научно-практической конференции «Современные концепции развития науки» (Казань, 2016); международной научно-практической конференции «Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты» (Кемерово, 2017); международном конкурсе «Педагогика XXI век» (Москва, 2017); II-м региональном молодежном научно-образовательном фестивале «Ступени» (Лесосибирск, 2017). Общее количество публикаций по теме исследования - 6.
Практическая значимость работы заключается в том, что нами был проанализирован и систематизирован теоретический материал по заявленной проблеме. Изученыособенностикопинг-поведения и социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ, разработана психологическая программа формирования поведенческих копинг-стратегий и повышения адаптационных возможностей лиц с ОВЗ. Полученные данные могут быть
Теоретический анализ литературы показал, что на современном этапе существует три подхода к определениюкопинг-поведения. Первый - диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса. Второй подход - ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. Третий подход к совладающему поведению - интегративный.
Понятие «совладание» означает использование воли человека в ситуации, которая предполагает сконцентрированность и контроль над собой, т.е. над своими мыслями, желаниями, чувствами и т.д. Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией, что во-многом определяет процесс его социально-психологической адаптации. Для успешности данного процесса и сохранения психологического здоровья необходимо активное использование когнитивных, эмоциональных и познавательных стратегий совладания.
Некоторыми особенностями обладает копинг-поведение лиц с ОВЗ, выступающее как составляющая часть единой защитной системы, реализующей функции социально-психологической адаптации. Это обусловлено личностными особенностями, характером воспитания, уровнем ригидности, особенностями нарушений в когнитивной волевой сферах, низким уровнем социальной компетентности и перцептивными искажениями,
В целях определения особенностей копинг-поведения и социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие две группы респондентов: воспитанники КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», проживающие в условиях стационара и группа взрослых людей, не имеющих каких-либо отклонений в развитии или ограничений здоровья.
Нам удалось установить, что копинг-поведение большинства лиц с ОВЗ, находящихся в условиях стационара имеет следующие особенности:в условиях возникающих трудностей или стресса они преимущественно используют стратегию«поиск социальной поддержки», обращаясь за помощью для разрешения проблемы к окружающей среде (семье, друзьям, значимым другим). Кроме этого предпочтительным является разрешение проблем, через активацию имеющихся личностных ресурсов, что характеризует когнитивные копинг-стратегии. Возможно обращение к импульсивным действиям, быстрым, необдуманным решениям. В отличии от людей не имеющих какие-либо ограничения здоровья, в меньшей степени для них свойственно использование эмоциональных копинг-стратегий, например, «уход от проблем» и «избегание». Это может быть вызвано наличием некоторых перцептивных искажений, связанных с особенностями заболевания. Лица с ОВЗ имеют меньшую склонность к проявлению агрессивных действий, которые могут быть направленны на других людей, проявляться в тенденции испытывать негативные чувства при неудачах и конфликтах. Ими, в большей степени, отмечается ориентация на установление социальных контактов и выстраивание отношений, даже при условии, что не всегда имеется установка на получение поддержки или сочувствия.
Из анализа теоретических источников нам стало известно, что повышение уровня использования предпочитаемых участниками копинг-стратегий, способно оказать положительное влияние на процесс социально-психологической адаптации инвалидов. Исходя из этого нами была разработана и реализована психологическая программа, направленная на формирование поведенческих копинг-стратегий и повышение адаптационных возможностей лиц с ОВЗ.
На основании анализа результатов формирующего эксперимента и повторной диагностики мы можем отметить у 83,3% испытуемых проявление или стремление к модели поведения, активности, которая позволила бы поделиться собственными переживаниями с другими людьми, рассчитывая на какую-либо поддержку в разрешении критической ситуации. Выявлена положительная динамикапоказателей уровня социально-психологической адаптации, а именно: повышение среди участников тренинга в 83,3% случаев показателей самопринятия. В более чем 60% испытуемых (у 66,7% участников) удалось добиться повышения уровня принятия других людей и достижения состояния эмоциональной комфортности при этом. Также у 66,7% лиц с ОВЗ произошло снижение показателей интернальности, что может быть свидетельством ослабления внутреннего контроля.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что организация специальной системы занятий, направленной на формирование поведенческих копинг-стратегий, способна повысить уровень адаптации лиц с ОВЗ. Цель, поставленная нами в выпускной квалификационной работе, достигнута, все задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена.
1. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник московского университета. - 2011. - № 1. - С. 100-110.
2. Битюцкая, Е. В. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией / Е. В. Битюцкая, Е. А. Баханова, А. А. Корнеев // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2(18). - С. 41-55.
3. Вишневская, О. А. Социальное функционированиебольных параноидной шизофренией в ремиссии / О. А. Вишневская, А. Н. Гвоздецкий, Н. Н. Петрова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т. 22, №4. - С. 30-36.
4. Воеводин, И. В. Модульная оценка копинга повседневного стресса (модификация методики Э. Хайма) / И. В. Воеводин // Психология стресса и совпадающего поведения. - 2013. - Т. 2. - С. 278-280.
5. Володина, Ю. А. Развитие позитивных презентационных моделей поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение в родительской семье / Ю. А. Володина, Н. В. Матяш, М. В. Рудин. - Брянск:Ладомир, 2015. - 200 с.
6. Волынская, Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла / Л. Б. Волынская. - Москва : Флинта, 2012. - 168 с.
7. Воскресенская, Л. А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Воскресенская // Психология стресса и совладающего поведения. - 2013. - Т. 1. - С. 89.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
9. Голенищенко, А. В. Психотерапия больных шизофренией в условиях стационара: методы влияния на формирование адаптивных механизмов копинг - поведения и психологической защиты: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18 / Голенищенко Андрей Викторович. - Оренбург, 2007. - 214 с.
10. Грановская, Р. М. Защита личности: Психологические механизмы / Р. М. Грановская, И. М. Никольская. - Санкт-Петербург : Знание, Свет, 2009. - 331 с.
11. Даниленко, А. А. Механизмы психологической защиты и копинг- стратегии как процессы интрапсихической адаптации / А. А. Даниленко // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 154-156.
12. Денисенко, И. А. Психосоциальная реабилитация больных шизофренией / И. А. Денисенко, Л. Г. Сидорова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - № 5(8). - С. 63-64.
13. Дмитриев, Г. М Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / Г. М. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. — Санкт-Петербург: ПОНИ, 2010 г. - 316 с.
14. Жариков, Н. М. Психиатрия / Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. - Москва : Медицина, 2002. - 544 с.
15. Заборина, Л. Г. Исследование личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л. Г. Заборина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 298-305.
16. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 701 с.
17. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский Государственный Медицинский университет им. Академика И. П. Павлова, 2009. - 136 c.
18. Калашникова, С. А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личности в особых условиях / С. А. Калашникова // Гуманитарный вектор. - 2013. - № 33. - С. 172-179
19. Каткова, М. Н. Особенности защитно-адаптивной системы у пациентов с шизофренией и шизотипическим расстройством / М. Н. Каткова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №345. - С.183-185.
20. Коблова, А. А. Некоторые аспекты социальной адаптации больных шизофренией / А.А. Коблова // Бюллетень медицинских интернет- конференций. - 2011. - №7. - С.114-115.
21. Крюкова, Т. Л. Психология стресса и совладающегоповедения : материалы Международной научно - практической конференции : в 2 т. / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - 302 с.
22. Куфтяк, Е. В. Концепция семейного совладания: основные положения[Электронный ресурс] / Е. В. Куфтяк // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2012. - №5(16). - Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer10.php
23. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Ленинград : Медицина, 1970. - 178 с.
24. Леонтьев, Д. А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях / Д. А. Леонтьев // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. - 2011. - С. 69-70.
25. Маленова, А. Ю. Особенности отношения и копинг-поведения студентов зрелого возраста в ситуации экзаменационной аттестации / А. Ю. Маленова // Вестник Омского университета. - 2012. - № 1. - С. 59-67.
26. Малышев, И. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенческих стратегий учащихся и студентов / И. В. Малашев // Известия Саратовского университета. - 2012. - №3. - С. 69-76.
27. Маслоу, А. Мотивация и личность /А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 351 с.
28. Мельницкая, Т. Б. Особенности копинг-поведения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях России/ Т. Б.
Мельницкая, Т. В. Белых // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5, № 24. - С. 11.
29. Мкртчян, А. Г. Отдаленный исход в клиническое выздоровление при манифестныхпрогредиентных формах шизофрении (сообщение 1) / А. Г. Мкртчян // Независимый психиатрический журнал. - 2012. - № 2. - С. 10-13.
30. Первый Всемирный Конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : официальный сайтПервого Всемирного конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья. - Режим доступа: http://kongress2017.ru/главная/
31. Петров, Н. Н. Особенности психосоциальной адаптации и когнитивный стиль больных шизофренией / Н. Н. Петров, В. Ю. Задвинский // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2007. - №3. - С.56-62.
32. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидности [Электронный ресурс] : изложение учебных предметов, дисциплин. - Режим доступа: http://lektsia.com/2x28e3.html
33. Рощина, И. Ф. Рецензия на монографию В. П. Критской и Т.К. Мелешко Патопсихология шизофрении / И. Ф. Рощина, Л. И. Абрамова // Психиатрия. - 2015. - № 4. - С. 98-99.
34. Руднев, В. Философия языка и семиотика безумия / В. Руднев. - Москва : Территория будущего, 2007. - 528 с.
35. Сербина, Л. Ф. Психологические проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья / Л. Ф. Сербина // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность. - 2012. - С. 28-32.
36. Сидукова, И. В. Лица с ограниченными возможностями здоровья как особая категория молодежи / И. В. Сидукова //YouthWorldPolitic. - 2014. - № 4. - С. 30-33.
37. Соловьева, Н. А. Психология инвалидности : методические указания / Н. А. Соловьева. - Ярославль : Ярославский государственный университет, 2004. - 47 с.
38. Тарасова, И. В. Психолого-социальные аспекты работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Тарасова // Универсальная безбарьерная среда в образовательной организации: лучшие практики в России и за рубежом. - 2016. - С. 158-162.
39. Теплякова, И.В. Совладающее поведение как условие преодоления ситуаций в студенческой среде / И. В. Теплякова // Вектор науки Томского государственного университета. - 2012. - №3(10). - С.215 - 217.
40. Узлов, Н. Д. Шизофрения как клинический и культурный феномен: к проблеме шизофренизации массового сознания / Н. Д. Узлов. - Пермь : [б. и.], 2009. - 366 с.
41. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва : Институт Психотерапии. - 490 с.
42. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - Москва : Генезис, 2003. - 144 с.
43. Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - Санкт-Петербург :Прайм-Еврознак, 2006. - 704 с.
44. Шизофрения (F20) [Электронный ресурс] : онлайн версия
Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения. - Режим доступа: http://mkb-
10.com/index.php?pid=4161