Формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения формирования социальных 7
умений у старших дошкольников
1.1 Понятие «социальных умений» 7
1.2 Формирование социальных умений у дошкольников как 12
психолого-педагогическая проблема
1.3 Особенности формирования социальных умений у старших 17
дошкольников
2. Формирование социальных умений у старших дошкольников 24
(на примере МБДОУ «Детский сад №31« Алёнушка»»)
2.1 Анализ сформированное™ социальных умений у старших дошкольников
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию 31
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры
2.3 Методические рекомендации по формированию 38
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры в условиях ДОУ
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1 53
Приложение 2 59
1. Теоретические основы изучения формирования социальных 7
умений у старших дошкольников
1.1 Понятие «социальных умений» 7
1.2 Формирование социальных умений у дошкольников как 12
психолого-педагогическая проблема
1.3 Особенности формирования социальных умений у старших 17
дошкольников
2. Формирование социальных умений у старших дошкольников 24
(на примере МБДОУ «Детский сад №31« Алёнушка»»)
2.1 Анализ сформированное™ социальных умений у старших дошкольников
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию 31
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры
2.3 Методические рекомендации по формированию 38
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры в условиях ДОУ
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1 53
Приложение 2 59
Многие годы дошкольное воспитание в стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально- потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Социальное развитие (социализация) - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Однако, несмотря на созданные в современной педагогической науке теоретическо-методические предпосылки, исследованию формирования социальных умений старших дошкольников не уделено достойного внимания. К социальным умениям относятся коммуникативные (умения адекватно воспринимать и понимать текст собеседника, точно и компактно излагать свои мысли, вступать в контакт), организаторские (умение договариваться о распределении функций и ролей в паре или группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, следить за соблюдением способа работы пары или группы, запрашивать помощь), познавательные (умение выделять проблемы и определять способы их решения в совместной деятельности), рефлексивные (умение планировать свою деятельность, принимать цели и следовать им в совместной деятельности, самоопределяться в ситуации взаимодействия, принимать ответственность за происходящее в группе. Все они развиваются с учетом возрастной специфики дошкольников, особенности которых находят свое отражение в программно-методическом обеспечении.
Актуальность нашей работы заключается в том, что социализация старших дошкольников в условиях ДОУ невозможна без формирования социальных умений.
Цель исследования: выявить особенности формирования социальных умений у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: социальные умения старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальных умений у старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность социальных умений.
2. Рассмотреть особенности формирования социальных умений у старших дошкольников.
3. Проанализировать сформированность социальных умений у старших дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка» г.Лесосибирска Красноярского края).
4. Разработать методические рекомендации по формированию социальных умений у старших дошкольников.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнено понятие социальных умений старших дошкольников с учётом их возрастной специфики;
- определены критерии, показатели и уровни сформированное™ социальных умений старших дошкольников;
- разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально реализованы педагогические условия по формированию социальных умений у старших дошкольников в образовательной среде ДОУ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных умений у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка»г.Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям для написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса в ДОУ, публикаций методической разработки по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных 48 источников, трёх приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
Социальное развитие (социализация) - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Однако, несмотря на созданные в современной педагогической науке теоретическо-методические предпосылки, исследованию формирования социальных умений старших дошкольников не уделено достойного внимания. К социальным умениям относятся коммуникативные (умения адекватно воспринимать и понимать текст собеседника, точно и компактно излагать свои мысли, вступать в контакт), организаторские (умение договариваться о распределении функций и ролей в паре или группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, следить за соблюдением способа работы пары или группы, запрашивать помощь), познавательные (умение выделять проблемы и определять способы их решения в совместной деятельности), рефлексивные (умение планировать свою деятельность, принимать цели и следовать им в совместной деятельности, самоопределяться в ситуации взаимодействия, принимать ответственность за происходящее в группе. Все они развиваются с учетом возрастной специфики дошкольников, особенности которых находят свое отражение в программно-методическом обеспечении.
Актуальность нашей работы заключается в том, что социализация старших дошкольников в условиях ДОУ невозможна без формирования социальных умений.
Цель исследования: выявить особенности формирования социальных умений у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: социальные умения старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальных умений у старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность социальных умений.
2. Рассмотреть особенности формирования социальных умений у старших дошкольников.
3. Проанализировать сформированность социальных умений у старших дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка» г.Лесосибирска Красноярского края).
4. Разработать методические рекомендации по формированию социальных умений у старших дошкольников.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнено понятие социальных умений старших дошкольников с учётом их возрастной специфики;
- определены критерии, показатели и уровни сформированное™ социальных умений старших дошкольников;
- разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально реализованы педагогические условия по формированию социальных умений у старших дошкольников в образовательной среде ДОУ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных умений у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка»г.Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям для написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса в ДОУ, публикаций методической разработки по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных 48 источников, трёх приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
В результате изучения и анализа теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдения, сбора эмпирического материала, количественного и качественного анализа результатов практического исследования было установлено: термин «социальные умения» рассматривается как способы деятельности субъекта, заданные обществом и освоенные этим субъектом, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими субъектами для выполнения деятельности, значимой в социуме. Социальные умения представляются совокупностью знаний об обществе, мире, о способах взаимодействия с другими людьми, о своём месте в социальном мире, а также воспитание навыков по взаимодействию.
В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема развития социальных умений, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что формирование социальных умений происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача становления социальных умений частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Впрочем, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений.
Особенностями формирования социальных умений у старших дошкольников являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и т.д.
С целью выявления особенностей социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, нами была проведена исследовательская работа. Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной этой к школе группы развития в количестве 15 человек.
Проведенное диагностирование социальных умений дало возможность увидеть доминирование среднего и низкого уровней развития социальных умений у старших дошкольников.
На низком уровне формирования социальных умений находилось 33,4% дошкольников. Дети никак не выражали интереса к различным сторонам жизни: истории города и т.д. Недостаточно ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.
На среднем уровне развития социальных умений оказалось 53,3% детей. Данные дошкольники характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, в конфликтах проявляли сочувствие. Высказывали заинтересованность и стремление к своему будущему обучению в школе. Данная группа дошкольников умеет договариваться с другими детьми и воспитателем, также могут работать парами. Однако испытывают некоторые этические трудности в совместной деятельности, осуществляемой детей в общем коллективе, не всегда уступают, а также не всегда могут доказать свою правоту другим детям.
Минимальное число детей 13,3% находятся на высоком уровне развития социальных умений. Данная подгруппа дошкольников, довольно охотно вступала в общение. Умели сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Верно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность. Данные дошкольники в процессе проведения игры умеют делиться игрушками, не ощущают проблем в общении со сверстниками и педагогом, стараются сами придумывать правила игры, охотно подчиняются необходимым правилам.
Успешное формирование социальных умений детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр возможно при создании необходимых условий (наличие профессиональной компетентности педагогов, знание и выполнение ими правил игры; организация специальной предметно-развивающей среды; тесное сотрудничество с родителями; внедрение в практику работы с детьми имеющихся или создание новых методик обучения дошкольников правилам сюжетно-ролевой) и целенаправленном педагогическом воздействии с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Дети, у которых сформированы определенные социальные умения в период дошкольного возраста, успешно адаптируются к новой социальной среде (школе), уверенно шагают по жизни.
В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема развития социальных умений, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что формирование социальных умений происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача становления социальных умений частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Впрочем, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений.
Особенностями формирования социальных умений у старших дошкольников являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и т.д.
С целью выявления особенностей социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, нами была проведена исследовательская работа. Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной этой к школе группы развития в количестве 15 человек.
Проведенное диагностирование социальных умений дало возможность увидеть доминирование среднего и низкого уровней развития социальных умений у старших дошкольников.
На низком уровне формирования социальных умений находилось 33,4% дошкольников. Дети никак не выражали интереса к различным сторонам жизни: истории города и т.д. Недостаточно ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.
На среднем уровне развития социальных умений оказалось 53,3% детей. Данные дошкольники характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, в конфликтах проявляли сочувствие. Высказывали заинтересованность и стремление к своему будущему обучению в школе. Данная группа дошкольников умеет договариваться с другими детьми и воспитателем, также могут работать парами. Однако испытывают некоторые этические трудности в совместной деятельности, осуществляемой детей в общем коллективе, не всегда уступают, а также не всегда могут доказать свою правоту другим детям.
Минимальное число детей 13,3% находятся на высоком уровне развития социальных умений. Данная подгруппа дошкольников, довольно охотно вступала в общение. Умели сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Верно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность. Данные дошкольники в процессе проведения игры умеют делиться игрушками, не ощущают проблем в общении со сверстниками и педагогом, стараются сами придумывать правила игры, охотно подчиняются необходимым правилам.
Успешное формирование социальных умений детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр возможно при создании необходимых условий (наличие профессиональной компетентности педагогов, знание и выполнение ими правил игры; организация специальной предметно-развивающей среды; тесное сотрудничество с родителями; внедрение в практику работы с детьми имеющихся или создание новых методик обучения дошкольников правилам сюжетно-ролевой) и целенаправленном педагогическом воздействии с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Дети, у которых сформированы определенные социальные умения в период дошкольного возраста, успешно адаптируются к новой социальной среде (школе), уверенно шагают по жизни.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (Педагогика, психология, Алтайский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОД ПО СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



