Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ

Работа №26182

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
850
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения формирования социальных 7
умений у старших дошкольников
1.1 Понятие «социальных умений» 7
1.2 Формирование социальных умений у дошкольников как 12
психолого-педагогическая проблема
1.3 Особенности формирования социальных умений у старших 17
дошкольников
2. Формирование социальных умений у старших дошкольников 24
(на примере МБДОУ «Детский сад №31« Алёнушка»»)
2.1 Анализ сформированное™ социальных умений у старших дошкольников
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию 31
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры
2.3 Методические рекомендации по формированию 38
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры в условиях ДОУ
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1 53
Приложение 2 59


Многие годы дошкольное воспитание в стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально- потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Социальное развитие (социализация) - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Однако, несмотря на созданные в современной педагогической науке теоретическо-методические предпосылки, исследованию формирования социальных умений старших дошкольников не уделено достойного внимания. К социальным умениям относятся коммуникативные (умения адекватно воспринимать и понимать текст собеседника, точно и компактно излагать свои мысли, вступать в контакт), организаторские (умение договариваться о распределении функций и ролей в паре или группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, следить за соблюдением способа работы пары или группы, запрашивать помощь), познавательные (умение выделять проблемы и определять способы их решения в совместной деятельности), рефлексивные (умение планировать свою деятельность, принимать цели и следовать им в совместной деятельности, самоопределяться в ситуации взаимодействия, принимать ответственность за происходящее в группе. Все они развиваются с учетом возрастной специфики дошкольников, особенности которых находят свое отражение в программно-методическом обеспечении.
Актуальность нашей работы заключается в том, что социализация старших дошкольников в условиях ДОУ невозможна без формирования социальных умений.
Цель исследования: выявить особенности формирования социальных умений у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: социальные умения старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальных умений у старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность социальных умений.
2. Рассмотреть особенности формирования социальных умений у старших дошкольников.
3. Проанализировать сформированность социальных умений у старших дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка» г.Лесосибирска Красноярского края).
4. Разработать методические рекомендации по формированию социальных умений у старших дошкольников.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнено понятие социальных умений старших дошкольников с учётом их возрастной специфики;
- определены критерии, показатели и уровни сформированное™ социальных умений старших дошкольников;
- разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально реализованы педагогические условия по формированию социальных умений у старших дошкольников в образовательной среде ДОУ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных умений у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка»г.Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям для написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса в ДОУ, публикаций методической разработки по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных 48 источников, трёх приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения и анализа теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдения, сбора эмпирического материала, количественного и качественного анализа результатов практического исследования было установлено: термин «социальные умения» рассматривается как способы деятельности субъекта, заданные обществом и освоенные этим субъектом, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими субъектами для выполнения деятельности, значимой в социуме. Социальные умения представляются совокупностью знаний об обществе, мире, о способах взаимодействия с другими людьми, о своём месте в социальном мире, а также воспитание навыков по взаимодействию.
В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема развития социальных умений, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что формирование социальных умений происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача становления социальных умений частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Впрочем, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений.
Особенностями формирования социальных умений у старших дошкольников являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и т.д.
С целью выявления особенностей социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, нами была проведена исследовательская работа. Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной этой к школе группы развития в количестве 15 человек.
Проведенное диагностирование социальных умений дало возможность увидеть доминирование среднего и низкого уровней развития социальных умений у старших дошкольников.
На низком уровне формирования социальных умений находилось 33,4% дошкольников. Дети никак не выражали интереса к различным сторонам жизни: истории города и т.д. Недостаточно ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.
На среднем уровне развития социальных умений оказалось 53,3% детей. Данные дошкольники характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, в конфликтах проявляли сочувствие. Высказывали заинтересованность и стремление к своему будущему обучению в школе. Данная группа дошкольников умеет договариваться с другими детьми и воспитателем, также могут работать парами. Однако испытывают некоторые этические трудности в совместной деятельности, осуществляемой детей в общем коллективе, не всегда уступают, а также не всегда могут доказать свою правоту другим детям.
Минимальное число детей 13,3% находятся на высоком уровне развития социальных умений. Данная подгруппа дошкольников, довольно охотно вступала в общение. Умели сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Верно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность. Данные дошкольники в процессе проведения игры умеют делиться игрушками, не ощущают проблем в общении со сверстниками и педагогом, стараются сами придумывать правила игры, охотно подчиняются необходимым правилам.
Успешное формирование социальных умений детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр возможно при создании необходимых условий (наличие профессиональной компетентности педагогов, знание и выполнение ими правил игры; организация специальной предметно-развивающей среды; тесное сотрудничество с родителями; внедрение в практику работы с детьми имеющихся или создание новых методик обучения дошкольников правилам сюжетно-ролевой) и целенаправленном педагогическом воздействии с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Дети, у которых сформированы определенные социальные умения в период дошкольного возраста, успешно адаптируются к новой социальной среде (школе), уверенно шагают по жизни.



1. Авдеева, Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие формирование ребенка / Т.Г. Авдеева. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 197 с.
2. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников / Ш.Г. Алиева //Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 711-715 // URL:
https://moluch.ru/archive/61/9058/(дата обращения: 22.05.2018).
3. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: умения и методы / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
4. Башаева, М.Ю. Формирование социальных умений дошкольников
посредством использования элементов сказкотерапии / М.Ю. Башаева, М.Р. Заварихина // URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25376160_70079781.pdf(дата обращения: 22.05.2018).
5. Белокурова, Г.В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета / Г.В. Белокурова // URL: https://cvberleninka.ru/article/n/formirovame-sotsialnyh-umemy-oshkolnikov-sredstvami-etiketa(Дата обращения: 22.05.2018).
6. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: МГУ, 2003. - 217 с.
7. Бычкова, В.С. Социальный опыт как основа социального воспитания / В.С. Бычкова, Т.И. Зубкова // URL:http://do.teleclinica.ru/206139(Дата обращения: 22.05.2018).
8. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Академия, 2003. - 367 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. - Москва: Академия, 2011. - 624 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский //URL:
http: //yanko .lib.ru/books/psycho/vygotsky%3Dps pzv_cheloveka%3Dann.htm(Дата обращения: 22.05.2018).
11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова // URL:http://pedlib.rU/Books/3/0481/3-0481-1.shtml(Дата обращения: 22.05.2018).
12. Гордиевских, Л.В. Актуальность проблемы социализации дошкольников / Л.В. Гордиевских. - Москва: Просвещение, 2004. - 123с.
13. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева // URL: http://docplayer.ru/35758432-V-i-dolgova-g-yu-goleva-n-v-kryzhanovskaya-innovacionnye-psihologo-pedagogicheskie-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.html(Дата обращения: 22.05.2018).
14. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.И. Логиновой. - Москва: Просвещение, 1983. - 364 с.
15. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста /Сост.: Т.М. Акинина, Г.В. Степанова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2012. - 248с.
16. Дьяченко, О.М. Методика «Игровая комната»
//URL:http://childpsy.ru/lib/metodics/17310/(Дата обращения 24.05.2018)
17. Ерошенко, Г.С. Формирование социально-коммуникативных умений
и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов / Г.С. Ерошенко // URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_28812572_89625832.pdf(Дата доступа: 22.05.2018).
18. Золотова, Г.В Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду / Г.В. Золотова // URL:http://nsportal.ru(Дата обращения: 22.05.2018)
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // URL:https: //studfiles.net/preview/5576321/(Дата доступа: 22.05.2018).
20. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. - Москва: Просвещение, 1998. - 125с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // URL:http://bookre.org/reader?file(Дата виды обращения: 21.05.2018).
22. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 12-14
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва :Юрайт, 2011. - 464с.
24. Кунич, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных умений у дошкольников / А.В. Кунич // URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29239910_24794137.pdf(Дата обращения: 21.05.2018).
25. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 253 с.
26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // URL: https://www.psyoffice.ru/3740-leontev-a. -n. -problemy-razvitij a-psikhiki..html(flaTa обращения: 21.05.2018).
27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 348 с.
28. Лунгу, Н.Е. Оценивание социализованности детей в дошкольной образовательной организации / Н.Е. Лунгу// URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26104883(Дата обращения: 22.05.2018).
29. Марцинковская, Т.Д. Социометрическая методика «Два домика»
URL:http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/mezhlichnostnve-otnosheniva/145-sotsiometricheskaya-metodika-dva-domika-t-d-martsinkovskaya(flaTa обращения 25.05.2018)
30. Михайленко, Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования / Н. Михайленко // Дошкольное развитие воспитание. - 2000. - № 6. - С. 21-23 // URL: https://moluch.ru/thZ1/archive/12/412/(Дата обращения: 21.05.2018).
31. Михайлова, О.А. Социальная компетентность детей дошкольного
возраста / О.А. Михайлова, Н.Н. Калацкая // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 422-423 // URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=24157020(Дата обращения: 12.05.2018)
32. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - Москва: Пед. Об-во России, 2001. - 320 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина // URL:
https://studfiles.net/preview/5781439/(Дата обращения: 22.05.2018).
34. Неверович, Я.З. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения / Я.З. Неверович // Личность и деятельность. - Москва, 1977 - с.73.
35. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов // URL:http: //dedovkgu.narod.ru/bib/nemov2. htm(Дата обращения: 23.05.2018).
36. Подымова, Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id(Дата обращения 24.05.2018)
37. Семаго, Н.Я. Теория и практика формирование психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 126 с.
38. Синяпкина, Е.И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 63-65 // URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/(Дата обращения: 24.05.2018).
39. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Москва:Владос, 2003.
40. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О.В. Солодянкина. - Москва: АРКТИ, 2006. - 188 с.
41. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Просвещение, 2012. - 367 с.
42. Трубайчук, Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 45-47.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Основные понятия // URL:
https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата обращения 23.05.2018)
44. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - Москва: МПСИ, 2012. - 427 с.
45. Филиппова, Л.В. Формирование социальной уверенности у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова// URL: http://seluk.ru/zdorove/215628-1 -lv-filippova-molostova-kolcova-prima-formirovanie-socialnov-uverennosti-detev-starshego-doshkolnogo-mladshego.php(Дата обращения 23.05.2018)
46. Формирование социального опыта в воспитательных организация //
URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26179-
formirovanie-socialnogo-opvta-v-vospitatelnvh-organizacivah.html (Дата обращения: 24.05.2018)
47. Фролова, Р.М. Формирование основ социальной компетенции у детей возрастная старшего дошкольного возраста / Р.М. Фролова // URL: http://frolova.ucoz.net/index/formirovanie_osnov_socialnoj_kompetencii_u_detej starshego doshkolnogo _vozrasta/0-55(Дата обращения: 22.05.2018)
48. Ялова, Л.Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ