СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения формирования социальных 7
умений у старших дошкольников
1.1 Понятие «социальных умений» 7
1.2 Формирование социальных умений у дошкольников как 12
психолого-педагогическая проблема
1.3 Особенности формирования социальных умений у старших 17
дошкольников
2. Формирование социальных умений у старших дошкольников 24
(на примере МБДОУ «Детский сад №31« Алёнушка»»)
2.1 Анализ сформированное™ социальных умений у старших дошкольников
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию 31
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры
2.3 Методические рекомендации по формированию 38
социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно¬ролевой игры в условиях ДОУ
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1 53
Приложение 2 59
Многие годы дошкольное воспитание в стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально- потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Социальное развитие (социализация) - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.
Однако, несмотря на созданные в современной педагогической науке теоретическо-методические предпосылки, исследованию формирования социальных умений старших дошкольников не уделено достойного внимания. К социальным умениям относятся коммуникативные (умения адекватно воспринимать и понимать текст собеседника, точно и компактно излагать свои мысли, вступать в контакт), организаторские (умение договариваться о распределении функций и ролей в паре или группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, следить за соблюдением способа работы пары или группы, запрашивать помощь), познавательные (умение выделять проблемы и определять способы их решения в совместной деятельности), рефлексивные (умение планировать свою деятельность, принимать цели и следовать им в совместной деятельности, самоопределяться в ситуации взаимодействия, принимать ответственность за происходящее в группе. Все они развиваются с учетом возрастной специфики дошкольников, особенности которых находят свое отражение в программно-методическом обеспечении.
Актуальность нашей работы заключается в том, что социализация старших дошкольников в условиях ДОУ невозможна без формирования социальных умений.
Цель исследования: выявить особенности формирования социальных умений у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: социальные умения старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальных умений у старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность социальных умений.
2. Рассмотреть особенности формирования социальных умений у старших дошкольников.
3. Проанализировать сформированность социальных умений у старших дошкольников (на примере МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка» г.Лесосибирска Красноярского края).
4. Разработать методические рекомендации по формированию социальных умений у старших дошкольников.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнено понятие социальных умений старших дошкольников с учётом их возрастной специфики;
- определены критерии, показатели и уровни сформированное™ социальных умений старших дошкольников;
- разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально реализованы педагогические условия по формированию социальных умений у старших дошкольников в образовательной среде ДОУ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных умений у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка»г.Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям для написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса в ДОУ, публикаций методической разработки по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных 48 источников, трёх приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.
В результате изучения и анализа теоретических и методических источников по проблеме исследования, наблюдения, сбора эмпирического материала, количественного и качественного анализа результатов практического исследования было установлено: термин «социальные умения» рассматривается как способы деятельности субъекта, заданные обществом и освоенные этим субъектом, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими субъектами для выполнения деятельности, значимой в социуме. Социальные умения представляются совокупностью знаний об обществе, мире, о способах взаимодействия с другими людьми, о своём месте в социальном мире, а также воспитание навыков по взаимодействию.
В настоящее время в дошкольной педагогике актуальна проблема развития социальных умений, привития навыков социального поведения детям дошкольного возраста. Важно отметить, что формирование социальных умений происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача становления социальных умений частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, воспитателем. Впрочем, в режиме дня не выделено время для формирования социальных умений.
Особенностями формирования социальных умений у старших дошкольников являются:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и т.д.
С целью выявления особенностей социальных умений у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, нами была проведена исследовательская работа. Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад №31«Алёнушка» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной этой к школе группы развития в количестве 15 человек.
Проведенное диагностирование социальных умений дало возможность увидеть доминирование среднего и низкого уровней развития социальных умений у старших дошкольников.
На низком уровне формирования социальных умений находилось 33,4% дошкольников. Дети никак не выражали интереса к различным сторонам жизни: истории города и т.д. Недостаточно ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих.
На среднем уровне развития социальных умений оказалось 53,3% детей. Данные дошкольники характеризовались вниманием к эмоциональному состоянию других, в конфликтах проявляли сочувствие. Высказывали заинтересованность и стремление к своему будущему обучению в школе. Данная группа дошкольников умеет договариваться с другими детьми и воспитателем, также могут работать парами. Однако испытывают некоторые этические трудности в совместной деятельности, осуществляемой детей в общем коллективе, не всегда уступают, а также не всегда могут доказать свою правоту другим детям.
Минимальное число детей 13,3% находятся на высоком уровне развития социальных умений. Данная подгруппа дошкольников, довольно охотно вступала в общение. Умели сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Верно понимали эмоциональное состояние людей, активно выражали готовность помочь, нацелены на самостоятельность. Данные дошкольники в процессе проведения игры умеют делиться игрушками, не ощущают проблем в общении со сверстниками и педагогом, стараются сами придумывать правила игры, охотно подчиняются необходимым правилам.
Успешное формирование социальных умений детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами сюжетно-ролевых игр возможно при создании необходимых условий (наличие профессиональной компетентности педагогов, знание и выполнение ими правил игры; организация специальной предметно-развивающей среды; тесное сотрудничество с родителями; внедрение в практику работы с детьми имеющихся или создание новых методик обучения дошкольников правилам сюжетно-ролевой) и целенаправленном педагогическом воздействии с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Дети, у которых сформированы определенные социальные умения в период дошкольного возраста, успешно адаптируются к новой социальной среде (школе), уверенно шагают по жизни.
1. Авдеева, Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие формирование ребенка / Т.Г. Авдеева. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - 197 с.
2. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников / Ш.Г. Алиева //Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 711-715 // URL:
https://moluch.ru/archive/61/9058/(дата обращения: 22.05.2018).
3. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: умения и методы / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
4. Башаева, М.Ю. Формирование социальных умений дошкольников
посредством использования элементов сказкотерапии / М.Ю. Башаева, М.Р. Заварихина // URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_25376160_70079781.pdf(дата обращения: 22.05.2018).
5. Белокурова, Г.В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета / Г.В. Белокурова // URL: https://cvberleninka.ru/article/n/formirovame-sotsialnyh-umemy-oshkolnikov-sredstvami-etiketa(Дата обращения: 22.05.2018).
6. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: МГУ, 2003. - 217 с.
7. Бычкова, В.С. Социальный опыт как основа социального воспитания / В.С. Бычкова, Т.И. Зубкова // URL:http://do.teleclinica.ru/206139(Дата обращения: 22.05.2018).
8. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Академия, 2003. - 367 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. - Москва: Академия, 2011. - 624 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский //URL:
http: //yanko .lib.ru/books/psycho/vygotsky%3Dps pzv_cheloveka%3Dann.htm(Дата обращения: 22.05.2018).
11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова // URL:http://pedlib.rU/Books/3/0481/3-0481-1.shtml(Дата обращения: 22.05.2018).
12. Гордиевских, Л.В. Актуальность проблемы социализации дошкольников / Л.В. Гордиевских. - Москва: Просвещение, 2004. - 123с.
13. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева // URL: http://docplayer.ru/35758432-V-i-dolgova-g-yu-goleva-n-v-kryzhanovskaya-innovacionnye-psihologo-pedagogicheskie-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.html(Дата обращения: 22.05.2018).
14. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.И. Логиновой. - Москва: Просвещение, 1983. - 364 с.
15. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста /Сост.: Т.М. Акинина, Г.В. Степанова. - Москва: УЦ «Перспектива», 2012. - 248с.
16. Дьяченко, О.М. Методика «Игровая комната»
//URL:http://childpsy.ru/lib/metodics/17310/(Дата обращения 24.05.2018)
17. Ерошенко, Г.С. Формирование социально-коммуникативных умений
и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов / Г.С. Ерошенко // URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_28812572_89625832.pdf(Дата доступа: 22.05.2018).
18. Золотова, Г.В Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду / Г.В. Золотова // URL:http://nsportal.ru(Дата обращения: 22.05.2018)
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // URL:https: //studfiles.net/preview/5576321/(Дата доступа: 22.05.2018).
20. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. - Москва: Просвещение, 1998. - 125с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // URL:http://bookre.org/reader?file(Дата виды обращения: 21.05.2018).
22. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 12-14
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва :Юрайт, 2011. - 464с.
24. Кунич, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных умений у дошкольников / А.В. Кунич // URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29239910_24794137.pdf(Дата обращения: 21.05.2018).
25. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 253 с.
26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев // URL: https://www.psyoffice.ru/3740-leontev-a. -n. -problemy-razvitij a-psikhiki..html(flaTa обращения: 21.05.2018).
27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 348 с.
28. Лунгу, Н.Е. Оценивание социализованности детей в дошкольной образовательной организации / Н.Е. Лунгу// URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26104883(Дата обращения: 22.05.2018).
29. Марцинковская, Т.Д. Социометрическая методика «Два домика»
URL:http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/mezhlichnostnve-otnosheniva/145-sotsiometricheskaya-metodika-dva-domika-t-d-martsinkovskaya(flaTa обращения 25.05.2018)
30. Михайленко, Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования / Н. Михайленко // Дошкольное развитие воспитание. - 2000. - № 6. - С. 21-23 // URL: https://moluch.ru/thZ1/archive/12/412/(Дата обращения: 21.05.2018).
31. Михайлова, О.А. Социальная компетентность детей дошкольного
возраста / О.А. Михайлова, Н.Н. Калацкая // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 422-423 // URL:
https://elibrarv.ru/item.asp?id=24157020(Дата обращения: 12.05.2018)
32. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - Москва: Пед. Об-во России, 2001. - 320 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина // URL:
https://studfiles.net/preview/5781439/(Дата обращения: 22.05.2018).
34. Неверович, Я.З. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения / Я.З. Неверович // Личность и деятельность. - Москва, 1977 - с.73.
35. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов // URL:http: //dedovkgu.narod.ru/bib/nemov2. htm(Дата обращения: 23.05.2018).
36. Подымова, Л.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Л.С. Подымова, С.В. Ильина // URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id(Дата обращения 24.05.2018)
37. Семаго, Н.Я. Теория и практика формирование психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 126 с.
38. Синяпкина, Е.И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 63-65 // URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/(Дата обращения: 24.05.2018).
39. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Москва:Владос, 2003.
40. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О.В. Солодянкина. - Москва: АРКТИ, 2006. - 188 с.
41. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Просвещение, 2012. - 367 с.
42. Трубайчук, Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 45-47.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: Основные понятия // URL:
https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата обращения 23.05.2018)
44. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - Москва: МПСИ, 2012. - 427 с.
45. Филиппова, Л.В. Формирование социальной уверенности у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова// URL: http://seluk.ru/zdorove/215628-1 -lv-filippova-molostova-kolcova-prima-formirovanie-socialnov-uverennosti-detev-starshego-doshkolnogo-mladshego.php(Дата обращения 23.05.2018)
46. Формирование социального опыта в воспитательных организация //
URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/socialnaja-pedagogika/26179-
formirovanie-socialnogo-opvta-v-vospitatelnvh-organizacivah.html (Дата обращения: 24.05.2018)
47. Фролова, Р.М. Формирование основ социальной компетенции у детей возрастная старшего дошкольного возраста / Р.М. Фролова // URL: http://frolova.ucoz.net/index/formirovanie_osnov_socialnoj_kompetencii_u_detej starshego doshkolnogo _vozrasta/0-55(Дата обращения: 22.05.2018)
48. Ялова, Л.Н. Формирование социализованности мальчиков и девочек