Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению

Работа №26176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1025
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы тревожности и девиантного
поведения в психологической науке 9
1.1 Понятие и виды тревожности 9
1.2 Тревожность в подростковом возрасте 14
1.3 Девиантное поведение подростков 19
2 Экспериментальное исследование и коррекция тревожности у
подростков, склонных к девиантному поведению 27
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов констатирующего эксперимента 27
2.2 Программа коррекции тревожности у подростков, склонных к
девиантному поведению 39
2.3 Анализ результатов повторной диагностики подростков 52
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение

Актуальность исследования. Подростковый возраст является фактором риска для развития девиаций и склонности к девиантному поведению в силу таких особенностей развития как: «...повышенный эгоцентризм; тяга к сопротивлению и протесту; амбивалентность характера; стремление к риску и неизвестному, к независимости и отрыву от семьи; обостренная тяга к взрослению; незрелость нравственных убеждений; болезненное реагирование на возрастные изменения; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности; деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира; негативная или несформированная «Я-концепция»; гипертрофированные поведенческие реакции; низкая переносимость трудностей» [29, с. 69].
Подросток не только не успевает осознать происходящие с ним изменения, но и не успевает к ним адаптироваться. В результате появляется неуверенность в себе, повышенная конфликтность, недоверие к окружающим, склонность к депрессиям, агрессивное и жестокое поведение, тревожность.
У подростка испытывающего чувство тревожности и не чувствующего себя в безопасности нередко появляются определенные качества позволяющие компенсировать подобные чувства. Подросток может стать агрессивным, испытывать желание навредить тем, кто, по его мнению, относился к нему негативно. Компенсируя таким образом чувство беспомощности, подросток находит выход для враждебности и оказывается способен совершать поступки, отклоняющиеся от нормы.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном плане тревожности и возможностей ее коррекции у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: тревожность подростков, склонных к девиантному поведению, и возможности ее коррекции.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами коррекционная программа позволит снизить уровень тревожности и склонность подростков к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования; рассмотреть понятия «тревожность», «девиантное поведение», «склонность к девиантному поведению»; охарактеризовать тревожность и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования тревожности и склонности к девиантному поведению у подростков и провести констатирующий эксперимент; произвести количественную и качественную обработку полученных диагностических данных и проанализировать результаты исследования.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на коррекцию тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Провести повторное диагностическое обследование подростков с целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
В экспериментальной работе нами использовались следующие диагностические методики: методика диагностики склонности к
отклоняющемуся поведению (авт. А.Н. Орел); «Шкала CMAS» (авт. А.М. Прихожан); «Методика личностной тревожности» (авт. А.М. Прихожан, адапт. Гамезо М.В., Герасимовой В.С., Орловой Л.М.).
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются работы отечественных исследователей в области тревожности (Клепач Ю.В., Кузнецова О.В., Погорелова Е.И., Прихожан А.М. и др.) и
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Казачинская средняя общеобразовательная школа» с. Казачинское Красноярского края. Выборка представлена подростками в возрасте 11-12 лет в количестве 30 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования тревожности и склонности к девиантному поведению у подростков; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и реализация программы, направленной на коррекцию тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических материалов по проблеме тревожности и склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте. Составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Основные положения и результаты исследования представлены на IX Международной научно-практической конференции «Совершенствование
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девиантное поведение подростков является одной из самых сложных и в то же время самых распространенных проблем нашего общества.
Анализ литературных источников показал, что девиантным считается поведение, которое не соответствует официально установленным социальным нормам и ролям, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Авторы, рассматривающие девиантное поведение, называют множество причин, способствующих его формированию, особо отмечая, что подростковый возраст в связи с его кризисностью может способствовать возникновению девиантного поведения. На сегодняшний день значительно возросло количество тревожных подростков, которые отличаются чрезмерным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности в первую очередь связано с неудовлетворением возрастных потребностей подростка.
Понятием «тревожность» большая часть психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те, или иные события и явления жизни.
В ходе проведенного нами первичного диагностического исследования было выявлено, что некоторые тревожные подростки склонны к девиантному поведению.
Исходя из полученных результатов диагностики, мы пришли к выводу о необходимости организации коррекционно работы с подростками. Нами была разработана и реализована коррекционная программа, направленная на коррекцию тревожности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики подростков, мы выяснили, что после проведенной тренинговой работы число подростков с высоким уровнем тревожности и склонностью к девиантному поведению значительно уменьшилось. Следовательно, проведенная нами тренинговая работа является эффективной.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза исследования получила подтверждение.



1. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - Москва : ПЕРСЭ, 2014. - 160 с.
2. Бердникова, А. П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? [Электронный ресурс] / А. П. Бердникова. - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/
3. Вачков, И. В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И. В. Вачков // Школьный психолог. - 2014. - № 8. - С. 7-8.
4. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
5. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 2015. - № 2. - С. 47-53.
6. Карпенко, Л. А. Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Творговой. - Москва : ПЕРСЭ, 2015. - 416 с.
7. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения /
Ю. А. Клейберг. - Москва : Юрайт, 2014. - 160 с.
8. Клепач, Ю. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Клепач Юлия Владимировна. - Воронеж, 2012. - 230 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/
9. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение / Г. И. Колесникова, А. Б. Котова, А. И. Петрулевич. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 128 с.
10. Кон, И. С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И. С. Кон. - Режим доступа: http://www/koob.ru
11. Кузнецова, О. В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / Кузнецова Оксана Владимировна. - Москва,
2013. - 26 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/
12. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А. Е. Личко. - Режим доступа: http://lutim.narod.ru/
13. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 176 с.
14. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - Москва : «Новая строка», 2014. - 182 с.
15. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей / Л. В. Макшанцева, Л. В. Кузьмин // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 19-25.
16. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. - Москва : Издательский дом «Городец», 2016. - 392 с.
17. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
18. Невский, И. А. Подростки группы риска в школе: монография / И. А. Невский. - Москва : Издательский дом «Городец», 2011. - 112 с.
19. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2013. - 448 с.
20. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. - Москва : Сфера, 2016. - 192 с.
21. Петровский, А. В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Т. 1. - Москва : ПЕРСЭ, 2015. - 251 с.
22. Погорелова, Е. И. Тревога как фактор развития личности: на примере преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / Погорелова Елена Ивановна. - Ставрополь,
2012. -25 с. - Режим доступа: http://dissland.com/
23. Прихожан, А. М. Виды тревожности [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан. - Режим доступа: http://studme.org/38948/psihologiya/
24. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва : МОДЭК,
2013. - 304 с.
25. Прялухина, А. В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А. В. Прялухина, Л. Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 88-90.
26. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. В. Разживина // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/3. - С. 41-44.
27. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 624 с.
28. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - Москва : Прогресс,
2014. - 424 с.
29. Реан, А. А. Психология детства / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2013. - 368 с.
30. Сирота, Н. А. Коппинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Санкт-Петербург : ПНИИ им. В.М. Бехтерева. - 2011. - №1. - С. 63-75.
31. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия / сост. В. М. Астапов. - Санкт-Петербург : ПЕРСЭ, 2015. - 240 с.
32. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. - Москва : Академия, 2011. - 336 с.
33. Тарханова, И. Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / И. Ю. Тарханова, М. А. Ковальчук - Москва : Владос-Пресс,
2015. - 288 с.
34. Толстых, Н. Н. Психология сиротства [Электронный ресурс] / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 400 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/
35. Фетискин, Н. П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики / Н. П. Фетискин. - Москва : Сфера, 2013. - 331 с.
36. Харрис, Т. Детская тревожность [Электронный ресурс] / Т. Харрис. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/
37. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - Москва : «Канон Плюс», 2012. - 208 с.
38. Худик, В. А. Клинико-психологическая харатеристика детей и подростков с отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] / В. А. Худик. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/
39. Чеснокова, Т. Д. Изучение уровня тревожности школьников старшего подросткового возраста / Т. Д. Чеснокова, Е. А. Щеулова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9 . - С. 34-46.
40. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - Москва : ВЛАДОС. - 2013. - 123 с.
41. Швец, И. Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Швец Ирина Геннадьевна. - Ярославль, 2012. - 181 с. - Режим доступа: http://dissland.com/
42. Шишова, Т. В. Застенчивый невидимка / Т. В. Шишова. - Москва : Сфера, 2014. - 95 с.
43. Шмаков, В. М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития [Электронный ресурс] / В. М. Шмаков. - Режим доступа: http://www.oppl-ural.ru/node
44. Юсина, И. А. Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков [Электронный ресурс] / И. А. Юсина. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/teenager/
45. Юсина, И. А. Тревожность школьников [Электронный ресурс] / И. А. Юсина. - Режим доступа: http://studbooks.net/696080/psihologiya/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ