Введение
1 Теоретические представления о формировании конструктивных стратегий
поведения в конфликте у старших подростков с помощью рефлексивного тренинга 9
1.1 Содержание понятия «конфликт». Виды конфликтов. Стратегии
поведения в конфликте 9
1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста.
Специфика проявления стратегий поведения в конфликте в этом возрасте 16
1.3 Рефлексивный тренинг и его возможности в формировании
конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков 25
2 Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте в
старшем подростковом возрасте и возможностей их формирования с помощью рефлексивного тренинга 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов... 28
2.2 Программа рефлексивного тренинга, направленного на формирование
конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков 44
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 48
Заключение 54
Список использованных источников 58
Приложение
К. Левин считал, что «огромную роль в жизни людей, в развитии личности, функционировании семьи, школы и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом играют конфликты.
Конфликт как социально-психологический феномен - это закономерная и естественная характеристика отношений в социуме. В научной литературе существует большое количество исследований, которые направлены на изучение разных сторон этой проблемы».
Многие ученые считают конфликт острой ситуацией, возникающей в результате противостояния отношений личности и общепринятых норм. Некоторые ученые дают определение конфликта как ситуации взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Подобное противоречие между людьми обязательно характеризуется противоборством: в качестве явления, которое создает очень напряженную психологическую атмосферу в коллективе; в качестве трудноразрешимого противоречия, которое связано с сильными эмоциональными переживаниями; в качестве критической ситуации, то есть такой, где обнаруживается невозможность реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни. Кроме того, Б.Ц. Бадмаев - «охарактеризовал конфликт как внутреннюю борьбу, которая вызывает внешние, объективно данные противоречия, как состояние, которое пробуждает неудовлетворение целым комплексом аргументов, как противостояние между потребностями и возможностью их удовлетворить».
Социальное благополучие общества на разных уровнях его организации очень сильно влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его представителей, особенно подростков, которые ищут способы и примеры так называемого «взрослого поведения».
Относительно возникновения конфликтов именно подростковый возраст является наиболее напряженным. Повышенная проблематичность подростков в большинстве случаев определена особенностями этого возраста и его значением в развитии личности.
Большинство психологов считают, что проявления подростковой конфликтности являются неизбежными, так как попытки личности интегрировать возникающие сексуальные импульсы ведут к внутренним переменам, личностным нарушениям и уменьшению уровня адаптации подростка в социуме. Чтобы уменьшить негативные последствия противостояния сексуальных импульсов и социальных запретов, подростки пытаются применять некоторые механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), которые искажают адекватность восприятия какой-либо ситуации, что, в свою очередь, может стать одной из причин возникновения межличностных конфликтов.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном обществе ярко проявляется усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Они часто попадают в неформальные объединения, очень сильно и ярко переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, которые и приводят к конфликту. И все же даже после очень серьезных конфликтов крайне важным для каждой личности остается сохранность взаимоотношений, и в этой связи увеличивается актуальность изучения поведенческих установок в конфликте и возможностей их формирования.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение в теоретическом и экспериментальном планах стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте и возможностей их формирования с помощью рефлексивного тренинга.
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования: стратегии поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте и возможности их формирования с помощью рефлексивного тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при помощи программы рефлексивного тренинга можно сформировать конструктивные стратегии поведения в конфликтах у старших подростков.
Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть содержание понятий «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
2. Описать особенности психического развития в старшем подростковом возрасте, выделить, какие стратегии поведения в конфликте в основном используют старшие подростки.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать программу рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте.
Методологическая база исследования представлена работами С. Розенцвейга, Р.Х. Килменна, Н.В. Гришиной, К.У. Томаса, Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование:
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Кеннета Томаса в адаптации Н.В. Гришиной;
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.) - подбор теоретического материала, обзор литературы.
II этап (декабрь 2016 г.) - изучение и анализ источников по проблеме исследования в архивах и библиотеках г. Лесосибирска, г. Енисейска.
III этап (январь 2017 г. - апрель 2017 г.) - обобщение полученных материалов экспериментального исследования.
IV этап (март 2017 г. - апрель 2017 г.) - анализ полученных результатов экспериментального исследования.
V этап (май 2017 г.) - оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что получены экспериментальные данные по проблеме стратегий поведения в конфликте у старших подростков и составлена программа рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и приложения (1 приложение). Общий объем работы 61 страница.
В науке для понятия «конфликт» есть несколько определений, однако во всех отмечается существование противоречия, переходящего в разногласия в случае взаимодействия людей. Но противоречия могут иметься в течение достаточно долгого периода, не переходя в конфликт. Они могут состоять в скрытом противоборстве, которое для перехода в открытое требует ярко выраженного конфликта. Соответственно, помимо просто противоречий необходим инцидент, который и спровоцирует возникновение открытого противоборства [1].
По словам А.Я. Анцупова, «инцидент - это повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть и не умышленно), ущемляя интересы другой стороны. Конфликт же - это открытое столкновение противоположных позиций, целей, мнений субъектов взаимодействия» [2].
К причинам таких столкновений можно отнести жизненные проблемы в самых разных областях: материальные ресурсы, наиболее важные жизненные установки и ценности, властные полномочия, статусно-ролевые взаимодействия, личностные отличия. Причем конфликты действуют во всех областях жизни людей, охватывая всю совокупность отношений в обществе. Сама суть конфликта состоит в том, что это один из видов социального взаимодействия, нормальное и обязательное явление в жизни людей, социальных взаимоотношений.
Конфликт - это открытое столкновение противоположных позиций, целей, мнений субъектов взаимодействия. Конфликт проходит несколько стадий: формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, разрешение конфликта. Конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, конфликты между личностью и группой, социальные конфликты. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтах - уклонение, приспособление, принуждение, компромисс и сотрудничество. При помощи специальных упражнений можно сформировать определенные стратегии поведения. Наиболее сенситивным периодом для их формирования является старший подростковый возраст.
Границы подросткового возраста варьируют между 10-11 и 14-15 годами, социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, учебная деятельность, общественно-полезный труд и интимно¬личностное общение со сверстниками в трактовке разных авторов становятся ведущими видами деятельности, «чувство взрослости» является основным центральным новообразованием. Подростковый возраст подразделяется на младший и старший и делится он кризисом 13 лет. Старший подростковый возраст соответствует периоду 14-15 лет. В это время подросток меняет интровертность на экстравертность, он экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, нахален, у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру, он начинает активно сравнивать себя с другими. В старшем подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешних средовых условий - таких как психолого¬педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Для изучения стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования предоставлена МБОУ Потаповской СОШ № 8. Выборка составила 46 старших подростков.
Мы использовали следующие методики для проведения исследования:
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Кеннета Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
- Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Проанализировав полученные в ходе диагностики старших подростков данные, мы можем сделать следующие выводы:
- при разных стратегиях поведения в конфликте у старших подростков отмечаются разные уровни адаптации к социальному окружению;
- подростки, придерживающиеся стратегии соперничества, в конфликте направляют свою реакцию на живое или неживое окружение, подчеркивают степень фрустрирующей ситуации, препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;
- у подростков, выбирающих стратегию сотрудничества при разрешении конфликтов, фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует, активность таких испытуемых проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или
- у старших подростков со стратегией поведения компромисс фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя в конфликтной ситуации отсутствует, у таких подростков присутствует постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению;
- подростки с такой стратегий поведения как избегание во время конфликтов явно избегают осуждения кого-либо, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом. Ответственность таких подростков, попавших во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума;
- у старших подростков, которые выбирают стратегию приспособления в ходе конфликтных ситуаций, фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость беспокойством других.
На основании полученных нами в ходе диагностики старших подростков данных мы предлагаем программу рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте. Программа рассчитана на 13 занятий. Длительность каждого занятия составляет 90 минут. После реализации программы рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков, нами была проведена повторная диагностика испытуемых по тем же методикам, которые использовались в первичной диагностике.
Проанализировав полученные результаты, мы выявили факт формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте среди старших подростков экспериментальной группы. Преобладающей стратегией
поведения стала стратегия компромисса, являющаяся конструктивной в решении конфликтных ситуаций. Данные результаты уже позволяют сделать вывод об эффективности программы рефлексивного тренинга. Также при сопоставлении результатов первичной и повторной диагностики мы пришли к выводу о том, что в экспериментальной группе подростков произошли значительные изменения по направлениям и типам реакций. Снизились показатели по таким следующим показателям: экстрапунитивное направление реакций, интропунитивное направление, препятственно- доминантный тип реакции. Возросли показатели по таким параметрам, как импунитивное направление, самозащитные реакции и необходимо- упорствующий тип реакции. В связи с эти мы можем констатировать, что у старших подростков экспериментальной группы снизились показатели, препятствующие успешной адаптации в обществе. Также выяснилось, что уровень социальной адаптации старших подростков, входящих в состав экспериментальной группы, значительно повысился, так как - вдвое увеличилось количество высоких показателей GCR. В контрольной группе значимых изменений не произошло.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.