Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ РЕФЛЕКСИВНОГО ТРЕНИНГА

Работа №26175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические представления о формировании конструктивных стратегий
поведения в конфликте у старших подростков с помощью рефлексивного тренинга 9
1.1 Содержание понятия «конфликт». Виды конфликтов. Стратегии
поведения в конфликте 9
1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста.
Специфика проявления стратегий поведения в конфликте в этом возрасте 16
1.3 Рефлексивный тренинг и его возможности в формировании
конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков 25
2 Экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте в
старшем подростковом возрасте и возможностей их формирования с помощью рефлексивного тренинга 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов... 28
2.2 Программа рефлексивного тренинга, направленного на формирование
конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков 44
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 48
Заключение 54
Список использованных источников 58
Приложение

К. Левин считал, что «огромную роль в жизни людей, в развитии личности, функционировании семьи, школы и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом играют конфликты.
Конфликт как социально-психологический феномен - это закономерная и естественная характеристика отношений в социуме. В научной литературе существует большое количество исследований, которые направлены на изучение разных сторон этой проблемы».
Многие ученые считают конфликт острой ситуацией, возникающей в результате противостояния отношений личности и общепринятых норм. Некоторые ученые дают определение конфликта как ситуации взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Подобное противоречие между людьми обязательно характеризуется противоборством: в качестве явления, которое создает очень напряженную психологическую атмосферу в коллективе; в качестве трудноразрешимого противоречия, которое связано с сильными эмоциональными переживаниями; в качестве критической ситуации, то есть такой, где обнаруживается невозможность реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни. Кроме того, Б.Ц. Бадмаев - «охарактеризовал конфликт как внутреннюю борьбу, которая вызывает внешние, объективно данные противоречия, как состояние, которое пробуждает неудовлетворение целым комплексом аргументов, как противостояние между потребностями и возможностью их удовлетворить».
Социальное благополучие общества на разных уровнях его организации очень сильно влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его представителей, особенно подростков, которые ищут способы и примеры так называемого «взрослого поведения».
Относительно возникновения конфликтов именно подростковый возраст является наиболее напряженным. Повышенная проблематичность подростков в большинстве случаев определена особенностями этого возраста и его значением в развитии личности.
Большинство психологов считают, что проявления подростковой конфликтности являются неизбежными, так как попытки личности интегрировать возникающие сексуальные импульсы ведут к внутренним переменам, личностным нарушениям и уменьшению уровня адаптации подростка в социуме. Чтобы уменьшить негативные последствия противостояния сексуальных импульсов и социальных запретов, подростки пытаются применять некоторые механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), которые искажают адекватность восприятия какой-либо ситуации, что, в свою очередь, может стать одной из причин возникновения межличностных конфликтов.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном обществе ярко проявляется усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Они часто попадают в неформальные объединения, очень сильно и ярко переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, которые и приводят к конфликту. И все же даже после очень серьезных конфликтов крайне важным для каждой личности остается сохранность взаимоотношений, и в этой связи увеличивается актуальность изучения поведенческих установок в конфликте и возможностей их формирования.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение в теоретическом и экспериментальном планах стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте и возможностей их формирования с помощью рефлексивного тренинга.
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования: стратегии поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте и возможности их формирования с помощью рефлексивного тренинга.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при помощи программы рефлексивного тренинга можно сформировать конструктивные стратегии поведения в конфликтах у старших подростков.
Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть содержание понятий «конфликт», «стратегии поведения в конфликте».
2. Описать особенности психического развития в старшем подростковом возрасте, выделить, какие стратегии поведения в конфликте в основном используют старшие подростки.
3. Спланировать и реализовать на практике экспериментальное исследование стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать программу рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте.
Методологическая база исследования представлена работами С. Розенцвейга, Р.Х. Килменна, Н.В. Гришиной, К.У. Томаса, Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование:
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Кеннета Томаса в адаптации Н.В. Гришиной;
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2016 г. - ноябрь 2016 г.) - подбор теоретического материала, обзор литературы.
II этап (декабрь 2016 г.) - изучение и анализ источников по проблеме исследования в архивах и библиотеках г. Лесосибирска, г. Енисейска.
III этап (январь 2017 г. - апрель 2017 г.) - обобщение полученных материалов экспериментального исследования.
IV этап (март 2017 г. - апрель 2017 г.) - анализ полученных результатов экспериментального исследования.
V этап (май 2017 г.) - оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что получены экспериментальные данные по проблеме стратегий поведения в конфликте у старших подростков и составлена программа рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и приложения (1 приложение). Общий объем работы 61 страница.
В науке для понятия «конфликт» есть несколько определений, однако во всех отмечается существование противоречия, переходящего в разногласия в случае взаимодействия людей. Но противоречия могут иметься в течение достаточно долгого периода, не переходя в конфликт. Они могут состоять в скрытом противоборстве, которое для перехода в открытое требует ярко выраженного конфликта. Соответственно, помимо просто противоречий необходим инцидент, который и спровоцирует возникновение открытого противоборства [1].
По словам А.Я. Анцупова, «инцидент - это повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть и не умышленно), ущемляя интересы другой стороны. Конфликт же - это открытое столкновение противоположных позиций, целей, мнений субъектов взаимодействия» [2].
К причинам таких столкновений можно отнести жизненные проблемы в самых разных областях: материальные ресурсы, наиболее важные жизненные установки и ценности, властные полномочия, статусно-ролевые взаимодействия, личностные отличия. Причем конфликты действуют во всех областях жизни людей, охватывая всю совокупность отношений в обществе. Сама суть конфликта состоит в том, что это один из видов социального взаимодействия, нормальное и обязательное явление в жизни людей, социальных взаимоотношений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конфликт - это открытое столкновение противоположных позиций, целей, мнений субъектов взаимодействия. Конфликт проходит несколько стадий: формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, разрешение конфликта. Конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, конфликты между личностью и группой, социальные конфликты. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтах - уклонение, приспособление, принуждение, компромисс и сотрудничество. При помощи специальных упражнений можно сформировать определенные стратегии поведения. Наиболее сенситивным периодом для их формирования является старший подростковый возраст.
Границы подросткового возраста варьируют между 10-11 и 14-15 годами, социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, учебная деятельность, общественно-полезный труд и интимно¬личностное общение со сверстниками в трактовке разных авторов становятся ведущими видами деятельности, «чувство взрослости» является основным центральным новообразованием. Подростковый возраст подразделяется на младший и старший и делится он кризисом 13 лет. Старший подростковый возраст соответствует периоду 14-15 лет. В это время подросток меняет интровертность на экстравертность, он экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, нахален, у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру, он начинает активно сравнивать себя с другими. В старшем подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешних средовых условий - таких как психолого¬педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Для изучения стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования предоставлена МБОУ Потаповской СОШ № 8. Выборка составила 46 старших подростков.
Мы использовали следующие методики для проведения исследования:
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Кеннета Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
- Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Проанализировав полученные в ходе диагностики старших подростков данные, мы можем сделать следующие выводы:
- при разных стратегиях поведения в конфликте у старших подростков отмечаются разные уровни адаптации к социальному окружению;
- подростки, придерживающиеся стратегии соперничества, в конфликте направляют свою реакцию на живое или неживое окружение, подчеркивают степень фрустрирующей ситуации, препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;
- у подростков, выбирающих стратегию сотрудничества при разрешении конфликтов, фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует, активность таких испытуемых проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или
- у старших подростков со стратегией поведения компромисс фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя в конфликтной ситуации отсутствует, у таких подростков присутствует постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению;
- подростки с такой стратегий поведения как избегание во время конфликтов явно избегают осуждения кого-либо, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом. Ответственность таких подростков, попавших во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума;
- у старших подростков, которые выбирают стратегию приспособления в ходе конфликтных ситуаций, фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость беспокойством других.
На основании полученных нами в ходе диагностики старших подростков данных мы предлагаем программу рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте. Программа рассчитана на 13 занятий. Длительность каждого занятия составляет 90 минут. После реализации программы рефлексивного тренинга, направленного на формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте у старших подростков, нами была проведена повторная диагностика испытуемых по тем же методикам, которые использовались в первичной диагностике.
Проанализировав полученные результаты, мы выявили факт формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте среди старших подростков экспериментальной группы. Преобладающей стратегией
поведения стала стратегия компромисса, являющаяся конструктивной в решении конфликтных ситуаций. Данные результаты уже позволяют сделать вывод об эффективности программы рефлексивного тренинга. Также при сопоставлении результатов первичной и повторной диагностики мы пришли к выводу о том, что в экспериментальной группе подростков произошли значительные изменения по направлениям и типам реакций. Снизились показатели по таким следующим показателям: экстрапунитивное направление реакций, интропунитивное направление, препятственно- доминантный тип реакции. Возросли показатели по таким параметрам, как импунитивное направление, самозащитные реакции и необходимо- упорствующий тип реакции. В связи с эти мы можем констатировать, что у старших подростков экспериментальной группы снизились показатели, препятствующие успешной адаптации в обществе. Также выяснилось, что уровень социальной адаптации старших подростков, входящих в состав экспериментальной группы, значительно повысился, так как - вдвое увеличилось количество высоких показателей GCR. В контрольной группе значимых изменений не произошло.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.


1. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. - Москва,
2015. - 43 с.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.
- Москва: Владос, 2013. - 23 с.
3. Белобородов, А.М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А.М. Белобородов // Научный диалог. - Екатеринбург, 2013. - №9. - С.6-20.
4. Белопольская, А.М. Самосознание проблемных подростков - Москва, 2007. — 321 с.
5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк.
- Новосибирск: Зефир, 2011. - 211 с.
6. Виноградова, М.Г. Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. Мотивационный аспект / М.Г. Виноградова, А.Л. Выжов // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2011. - №42. - С.29-43.
7. Волков, Б.С. Психология подростка. - Москва, 2005. - 208 с.
8. Выготский, Л.С. Педология подростка. - Москва: Педагогика, 1984.
- 56 с.
9. Выготский, Л.С. Психология подростка / Под ред. Д.Б. Эльконина. - Москва: Владос, 2005. - 209 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 576 с.
11. Дружинина, Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте / Ю.А. Дружинина // Омский научный вестник. - Омск, 2012. - №5. - С.172-176
12. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Педагогика, 2011. - 291 с.
13. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. - Санкт- Петербург: Паритет, 2014. - 184 с.
14. Зайцев, А.К. Социальный конфликт. - Калуга, 2011. - 265 с.
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов. - Москва, 2015. - 210 с.
16. Катаева-Венгер, А.А Трудный возраст: подростки сегодня. - Москва: Школьная Пресса, 2012. - 112 с.
17. Киселева О.В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг- стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения / О.В. Киселева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2007. - №29. - С.152-154
18. Ковалев, Л.Г. Психология личности подростка. - Москва: Владос,
2008. - 322 с.
19. Костюнина, Е.А. Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте / Е.А. Костюнина // Молодой ученый. —
2016. — №1. — С. 642-646.
20. Краковский, А.П. О подростках. - Москва: Педагогика, 2011. - 317 с.
21. Мантикова, А.В. Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков / А.В. Мантикова // Вестник КемГУ. - Кемерово. - 2015. - №2. - С.130-134
22. Мартынова, И.Р. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии / И.Р. Мартынова, Д.С. Ошевский // Психологическая наука и образование. - Москва, 2013. - № 3. - С. 191-201.
23. Медникова, А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков / А.А. Медникова // Вестник ТГПУ. - Томск, 2009. - №2. - С.120-123
24. Мольц, М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - Санкт-Петербург: Мир, 2012. - 152 с.
25. Морозов, Е.А. Использование педагогической терапии в решении проблемы школьных неудач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Морозов Евгений Анатольевич. - Тобольск, 2002. - 190 с.
26. Новосельцев, В.И. Теория конфликта: заблуждения и перспективы. / В.И. Новосельцев, Ю.Л. Полевая // Известия Тульского государственного университета. - Тула, 2013. - № 2. - С. 240 - 247.
27. Обозов, Н.Н. Психология конфликта. - Санкт-Петербург: ЛНПП «Облик», 2001. - 51 с.
28. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. - Санкт-Петербург: Тандем, 2011. - 93 с.
29. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. - Москва: Академия, 2011. - 184 с.
30. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 624 с.
32. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - Москва: Мир, 2014. - 320 с.
33. Рождественская, Н.А. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях / Н.А. Рождественская, А.М. Мамонова // Вестник Московского университета. Психология. - Москва, 2010. - № 1. - С. 110-116.
34. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
35. Степанова, Н.В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса / Н.В. Степанова // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск, 2013. - №1. - С.204- 207
36. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - Москва: Сфера,
2009. - 120 с.
37. Шаленко, В.Н. Конфликты в трудовых коллективах / В.Н. Шаленко. - Москва: Издательство МГУ, 2006. - 89 с.
38. Шеллинг, Т. Стратегия конфликта. - Москва: ИРИСЭН, 2007. - 366 с.
39. Щербина, В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. - Москва: Независимый институт гражданского общества, 2004. - 520 с.
40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ