Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников
|
Введение 4
1. Теоретические основы изучения формирования социальных установок
у старших дошкольников 7
1.1 Социальные установки: понятие, формирование и изменение 7
1.2 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании социальных установок 14
2. Педагогические условия формирования социальных установок у
старших дошкольников посредствам мультлектория 23
2.1 Анализ сформированное™ социальных установок у старших
дошкольников(на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края) 23
2.2 Влияние мультфильмов на формирование социальных установок
детей дошкольного возраста 31
2.3 Система занятий по формированию социальных установок с
использованием мультлектория 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Методики для диагностики социальных установок старших дошкольников 57
ПриложениеБКонспекты занятий, направленные на формирование социальных установок с помощью мультлектория 59
1. Теоретические основы изучения формирования социальных установок
у старших дошкольников 7
1.1 Социальные установки: понятие, формирование и изменение 7
1.2 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании социальных установок 14
2. Педагогические условия формирования социальных установок у
старших дошкольников посредствам мультлектория 23
2.1 Анализ сформированное™ социальных установок у старших
дошкольников(на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края) 23
2.2 Влияние мультфильмов на формирование социальных установок
детей дошкольного возраста 31
2.3 Система занятий по формированию социальных установок с
использованием мультлектория 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Методики для диагностики социальных установок старших дошкольников 57
ПриложениеБКонспекты занятий, направленные на формирование социальных установок с помощью мультлектория 59
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [35].
В связи с этим формирование социальных установок детей старшего дошкольного возраста становится одной из важных проблем воспитания. В формировании социальных установок растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Проблемой формирования социальных установок дошкольников занимались Г.Олпорт,А.В.Мудрик и др.
Мультфильмы сегодня являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющим на хорошие мироощущения, мировосприятия детей и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций.Именно мультфильмы могут научить ребенка дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, отзывчивости. Поэтому выбор темы исследования «Формирование социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ» представляется нам актуальным.
Цель исследования: выявление особенностей формирования социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ.
Объект исследования: социальные установки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мультлектория как средства формирования социальных установок старших дошкольников в условиях ДОУ.
Цель, предмет и гипотеза исследования способствовали постановке следующих задач:
1. Выявить сущность социальных установок.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших дошкольников при формировании социальных установок.
3. Проанализировать сформированность социальных установок у старших
дошкольников (на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края).
4. Показать влияние мультфильмов на формирование социальных установок детей дошкольного возраста.
5. Разработать систему занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования, обопщения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социальных установок у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнены содержание и структура социальных установок старших дошкольников с учётом их возрастных особенностей;
- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования социальных установок старших дошкольников в образовательной среде через мультлекторий.
База исследования: МБДОУ №53 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группе в количестве 17 человек
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных установок у старших дошкольников в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям с целью модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на ведущем образовательном портале России «Инфоурок».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 40 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 56 страниц
В связи с этим формирование социальных установок детей старшего дошкольного возраста становится одной из важных проблем воспитания. В формировании социальных установок растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Проблемой формирования социальных установок дошкольников занимались Г.Олпорт,А.В.Мудрик и др.
Мультфильмы сегодня являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющим на хорошие мироощущения, мировосприятия детей и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций.Именно мультфильмы могут научить ребенка дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, отзывчивости. Поэтому выбор темы исследования «Формирование социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ» представляется нам актуальным.
Цель исследования: выявление особенностей формирования социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ.
Объект исследования: социальные установки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мультлектория как средства формирования социальных установок старших дошкольников в условиях ДОУ.
Цель, предмет и гипотеза исследования способствовали постановке следующих задач:
1. Выявить сущность социальных установок.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших дошкольников при формировании социальных установок.
3. Проанализировать сформированность социальных установок у старших
дошкольников (на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края).
4. Показать влияние мультфильмов на формирование социальных установок детей дошкольного возраста.
5. Разработать систему занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования, обопщения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социальных установок у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнены содержание и структура социальных установок старших дошкольников с учётом их возрастных особенностей;
- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования социальных установок старших дошкольников в образовательной среде через мультлекторий.
База исследования: МБДОУ №53 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группе в количестве 17 человек
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных установок у старших дошкольников в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям с целью модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на ведущем образовательном портале России «Инфоурок».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 40 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 56 страниц
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под «социальной установкой (аттитюд) понимают устойчивые системы позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам».
При формировании социальных установок старших дошкольников необходимо учитывать следующие возрастные особенности: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Старшие дошкольники воспринимают и оценивают социальные объекты, такие как: дружба, семья, Родина и др., исходя из своей системы ценностей, на формирование которой оказывает влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные практические действия в отношении объекта установки).
Мультфильмы являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Поэтому в свое работе мы использовали мультекторий как средство формирования социальных установок детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальных установок старших дошкольников, проводилась в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группы в количестве 17 человек. Контрольный этап экспериментальной работыпоказал необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на формирование социальных установок старших дошкольников с использованием мультлектория.
Мультлекторий - это интегрированная форма проведения занятий, наиболее близкая детям, поскольку включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части, обязательны и игровые моменты, но самое главное заключается в том, что устанавливается диалог между ребенком и педагогом.
Просмотр определенных мультфильмов содействует расширению кругозора в той или иной области знаний, формированию представлений об объекте изучения, помогает создать условия для мотивации познавательной деятельности и обобщения учебного материала. На основе просмотра мультфильмов будет прослеживаться их влияние на изменение социальных установок
На констатирующем этапе мы увидели, что очень низкий и низкий уровни в обследованной нами группе выявлен не был, т.к. все дети группы правильно понимают такие социальные установки, как «хорошо» и «плохо». Средний уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм с 94,2% случаев (на констатирующем этапе) снизился до 82,3% случаев, т.е. дети поняли, что «делиться - это хорошо», «надо всегда делиться с друзьями». При этом высокий уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм поднялся с 5,8% случаев до 17,6% случаев, дети стали называть те нравственные качества, которые проявляли герои, и их эмоциональные реакции были яркими и адекватными, проявлялись в мимике и активной жестикуляции. У данных детей сформировались представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Это доказывает, что мультлекторий эффективное средство воздействия на социальные установки старших дошкольников, если в основу формирования тематического круга будет положена социальная проблематика; мультипликационные фильмы будут транслировать социально значимые для старших дошкольников знания, умения, ощущения и навыки; ключевыми приемами работы с детьми станут: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия.
При формировании социальных установок старших дошкольников необходимо учитывать следующие возрастные особенности: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Старшие дошкольники воспринимают и оценивают социальные объекты, такие как: дружба, семья, Родина и др., исходя из своей системы ценностей, на формирование которой оказывает влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные практические действия в отношении объекта установки).
Мультфильмы являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Поэтому в свое работе мы использовали мультекторий как средство формирования социальных установок детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальных установок старших дошкольников, проводилась в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группы в количестве 17 человек. Контрольный этап экспериментальной работыпоказал необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на формирование социальных установок старших дошкольников с использованием мультлектория.
Мультлекторий - это интегрированная форма проведения занятий, наиболее близкая детям, поскольку включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части, обязательны и игровые моменты, но самое главное заключается в том, что устанавливается диалог между ребенком и педагогом.
Просмотр определенных мультфильмов содействует расширению кругозора в той или иной области знаний, формированию представлений об объекте изучения, помогает создать условия для мотивации познавательной деятельности и обобщения учебного материала. На основе просмотра мультфильмов будет прослеживаться их влияние на изменение социальных установок
На констатирующем этапе мы увидели, что очень низкий и низкий уровни в обследованной нами группе выявлен не был, т.к. все дети группы правильно понимают такие социальные установки, как «хорошо» и «плохо». Средний уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм с 94,2% случаев (на констатирующем этапе) снизился до 82,3% случаев, т.е. дети поняли, что «делиться - это хорошо», «надо всегда делиться с друзьями». При этом высокий уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм поднялся с 5,8% случаев до 17,6% случаев, дети стали называть те нравственные качества, которые проявляли герои, и их эмоциональные реакции были яркими и адекватными, проявлялись в мимике и активной жестикуляции. У данных детей сформировались представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Это доказывает, что мультлекторий эффективное средство воздействия на социальные установки старших дошкольников, если в основу формирования тематического круга будет положена социальная проблематика; мультипликационные фильмы будут транслировать социально значимые для старших дошкольников знания, умения, ощущения и навыки; ключевыми приемами работы с детьми станут: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия.
Подобные работы
- МУЛЬТЛЕКТОРИЙ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



