Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическое воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Работа №26148

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8694
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы экономического воспитания старших
дошкольников 7
1.1 Сущность экономического воспитания дошкольников 7
1.2 Формы и методы экономического воспитания дошкольников 12
1.3 Анализ программ ДОУ в контексте экономического воспитания 17
2. Экономическое воспитание старших дошкольников посредством
сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ 26
2.1 Сюжетно-ролевая игра как средство экономического воспитания
старших дошкольников 26
2.2 Экономическое воспитание старших дошкольников с
использованием сюжетно-ролевой игры на примере ДОУ 30
2.3 Методические рекомендации по экономическому воспитанию
старших дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры 41
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 1 Сертификат публикации

В условиях возрастающей экономической самостоятельности современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. В новых экономических условиях современный ребенок становится полноправным участником социально-экономических процессов, что диктует необходимость воспитания с дошкольного возраста деятельных, самостоятельных, экономически грамотных граждан. Экономическое воспитание выступает одним из важнейших компонентов современной педагогической системы дошкольного образования.
Л. А. Голуб, С. А. Козлова, И. А. Сасова и др. считают дошкольный возраст благоприятным для закладывания основ экономически грамотной личности. Чтобы сделать процесс познания экономических категорий понятным для детей дошкольного возраста, экономическое воспитание дошкольников должно быть построено на использовании средств и методов, доступных и интересных для ребенка.
Проблема экономического воспитания заключается в том, что наполнение сюжетно-ролевых игр экономическим содержанием позволит ребенку обогащать свой социальный опыт, познавать особенности трудовых взаимоотношений между людьми путем отражения различных сторон социально-экономической действительности в игровых сюжетах.
Цель работы - выявить особенности экономического воспитания в дошкольном возрасте в условиях ДОУ.
Объект исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
1. Рассмотреть сущность экономического воспитания.
2. Раскрыть формы и методы экономического воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ.
3. Изучить сюжет ролевой игры как средство экономического воспитания старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по экономическому воспитанию старших дошкольников на примере сюжетно-ролевой игры в условиях ДОУ.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- обогащение сюжетно-ролевых игр старших дошкольников экономически целесообразным содержанием;
- организация экономически воспитывающей предметно- пространственной среды в ДОУ;
- взаимосвязь семьи и ДОУ в решении проблем экономического воспитания детей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме экономического воспитания посредствам сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников в МБОУ №4 «Кириковская средняя школа» с. Кириково Пировского района Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям с целью модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный материал
могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством анкетирования, проведения мастер-класса с воспитателями, публикаций методических материалов по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 46 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 54 страницы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономических представлений старших дошкольников. Экономическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и т.д. и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества.
Используя систему методов (наблюдение, беседа, игровые приемы, рассказ и др.) и форм (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, экскурсия, театрализованные представления, практические занятия и др.) в ДОУ эффективно осуществляется целенаправленная работа по экономическому воспитанию дошкольников.
В образовательных программах ДОУ экономическому воспитанию уделяется самое серьезное внимание. Программы нацеливают воспитателей на подготовку ребенка к взрослой жизни, на такие проблемы, как заработная плата родителей и их труд, на проблему экономного ведения домашнего хозяйства, на экономное расходование материальных средств в ДОУ и т.д.
Педагогически обоснованная и целесообразная сюжетно-ролевая игра с экономическим содержанием способствует реализации задач, которые определены в «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования»: «Знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром» [36].
Исследование проходило на базе МБОУ №4 «Кириковская средняя школа» с. Кириково Пировского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 15 дошкольников.
Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни среднему людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, т.к. полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало детского внимания экономическому воспитанию из- за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания.
Для экономического воспитания особенно важно развивающее влияние сюжетно - дидактических игр: развитие навыков поведения в согласовании с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра может помочь познать значение трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке.
Данные контрольного этапа эксперимента указывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономического представления.
Анализ качественных и количественных данных эксперимента подтверждает гипотезу о том, экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевой игры является действенным при реализации следующих педагогических условий: обогащение сюжетно-ролевых игр старших дошкольников экономически целесообразным содержанием; организация экономически воспитывающей предметно-пространственной среды в ДОУ; связь семьи и ДОУ в решении проблем экономического воспитания детей, подтвердилась.



1. Алиева, Т. Экономика: жизнь и игра / Т. Алиева // Обруч. - 2014. - №1. - С. 3 - 5.
2. Аменд, А. Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А. Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 4. - С. 55 - 57.
3. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 4. - С. 103 - 105.
4. Бакина, М. Современные дети, современные игры / М. Бакина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 58 - 60.
5. Белокашина, С. В. Экономика для дошкольников / С. В. Белокашина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 8. - С. 63 - 65.
6. Беляева, Н. И. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста / Н.П. Беляева // URL:http://diss.seluk.ru/av-pedagogika/807947-1 -ekonomicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.php (дата обращения: 01.05.2018).
7. Богомолова, М. И. Исходные аспекты экономического воспитания
детей / М. И. Богомолова / Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции.
Тольятти. - 2001. - С. 29-34 // URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9594/(дата обращения: 02.05.2018).
8. Борцовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Борцовская, А. А. Реан. - Санкт-
Петербург: Питер, 2006. - 304 с. // URL:http://intellect-
invest. org.ua/content/userfiles/files/library/Bordovskaya_Rean_Pedago gika_2008.pdf(дата обращения: 03.05.2018).
9. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре // URL:http://thelib.ru/books/r_s_bure/socialno_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_metodicheskoe_posobie-read.html (дата обращения: 04.05.2018).
10. Василенко, О. Сюжетно-ролевая игра как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста / О. Василенко // URL:https://ru.calameo.com/books/00149627436668a008cfO(дата обращения: 05.05.2018).
11. Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Г алкина // Одаренный ребенок. - 2010. - № 4. - С. 42 - 44.
12. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 34 - 36.
13. Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников / Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. - 2012. - № 2. - С. 12 - 14.
14. Гусева, Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации / Т. В. Гусева. - Ярославль, 2005 // URL:http://www.easyschool.ru/books/12/2937/(дата обращения: 06.06.2018).
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - Санкт- Петербург: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
16. Дошкольникам об экономике / У. Н. Табих //
URL:http://bookre.org/reader?file=715087(flaTa обращения: 07.05.2018).
17. Жуйкова, Т. П. Теоретические подходы в экономическом
воспитании / Т. П. Жуйкова, А. А. Кокухина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 108 - 111 // URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/187/9594/ (дата обращения: 08.05.2018).
18. Жуковская, Р. И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию / Р. И. Жуковская / Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - Москва: Просвещение, 2013. - 368 с.
19. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р. А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - 2012. - № 4. - С. 53 - 56.
20. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 169 с.
21. Казакова, Н. Мы любим рекламу / Н. Казакова // Обруч. - 2014. - № 1.- С. 29 - 31.
22. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. - 2014. - №7. - С. 24 - 26.
23. Карпова, С. И. Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста / С. И. Карпова, В. С. Иванова // Гаудеамус. - 2017. - № 2 // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-ekonomicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 09.05.2018).
24. Козлова, С. А. Нравственное форма воспитание дошкольников в
процессе ознакомления детском с окружающим миром / С. А. Козлова // URL: http://pedlib.ru/Books/6/0111/6_0111-122.shtmlCaara обращения: 10.05.2018).
25. Козлова, Е. Н. Введение детей в мир экономики / Е. Н. Козлова, Н. А. Савина // URL:http://sarov55.ru/savina/vvedenie-detey-v-mir-ekonomiki.html(дата обращения: 11.05.2018)
26. Константинов, Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н.
Медынский, М. Ф. Шабаева // URL:https://studfiles.net/preview/3558822/(дата обращения: 12.05.2018)
27. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) / Н.
А. Короткова // Ребёнок в детском саду. - 2016. - № 5. - С. 83 - 85.
28. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак.
- Москва: ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.
29. Липсиц, И. Удивительные приключения в стране «Экономика» / И. Липсиц. - Москва, 1992.
30. Лунева, Г. Играем в экономику / Г. Лунева // Дошкольное воспитание.
- 2013. - №10. - С. 51 - 53.
31. Макаренко, A. C. Экономическое воспитание детей. Проектировать лучшее в человеке / A. C. Макаренко // URL: https://www.litmir.me/br/?b=577833&p=1(дата обращения: 13.05.2018)
32. Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ /В. П. Макеенок // Педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 43 - 45.
33. Митросенко, С. В. Проблема экономического воспитания дошкольников в современных условиях / С. В. Митросенко // URL: http: //www.rusnauka. com/21 _SEN_2014/Pedago gicaZ3_170654.doc.htm(дата обращения: 14.05.2018)
34. Митросенко, С. В. Современное состояние исследования экономического воспитания дошкольников / С. В. Митросенко // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Изд- во ООО «Аэтерна», 2015 // URL:https: //elibrary.ru/item.asp?id=23074497(дата обращения: 15.05.2018)
35. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 38 - 45.
36. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // URL:http://historich.ru7/index.html(дата обращения: 16.05.2018).
37. Самодурова, О. М. О понятии «экономическое воспитание» детей дошкольного возраста / О. М. Самодурова // URL:http://izron.ru/articles/o-nekotorykh-voprosakh-i-problemakh-psikhologii-i-pedagogiki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/o-ponyatii-ekonomicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/(дата обращения: 17.07.2018).
38. Сасова, И. А. Как изучать дошкольникам экономику? / И. А. Сасова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 1. - С. 12 - 14.
39. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008. - 170 с.
40. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
41. Струнилина, Н. А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников / Н. А. Струнилина // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2. - С. 93 - 95.
42. Трубицына, С. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Березка» / С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина и др.// URL:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Berezka.pdf(дата обращения: 18.05.2018).
43. Шаламова, Т. П. Приобщаем дошкольников к миру экономики / Т. П. Шаламова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 4. - С. 89 - 91.
44. Шатова, А. Д. Дошкольник и... экономика. Авторская программа / А. Д. Шатова // URL:https://lektsia.com/1x4ae8.html(дата обращения: 19.05.2018).
45. Щедрина, Е. В. Исследования экономических представлений у детей / Е. В. Щедрина // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С.157 - 159.
46. Экономическое воспитание дошкольников // URL:
http://raguda.ru/vs/jekonomicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html (дата обращения: 20.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ