ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические аспекты управления сбытовой деятельностью
предприятия 8
1.1 Понятие сбытовой деятельности 8
1.2 Организация сбытовой деятельности предприятия, каналы сбыта . 13
1.3 Зарубежный опыт управления сбытовой деятельностью 23
2 Особенности управления сбытом в ООО «КраМЗ» 32
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 32
2.2 Управление сбытом продукции 35
2.3 Проблемы управления сбытом продукции на ООО «КраМЗ» 40
3 Совершенствование организации сбыта ООО «КраМЗ» 41
3.1 Мероприятия по совершенствованию эффективности управления
сбытом 41
3.2 Оценка эффективности реализуемого мероприятия 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Актив баланса предприятия ООО «КраМЗ» 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Пассив баланса предприятия ООО «КраМЗ» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Отчет о прибылях и убытках ООО «КраМЗ» 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Сертификат качества продукции ООО «КраМЗ» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Горизонтальный анализ баланса ООО «КраМЗ» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Вертикальный анализ баланса ООО «КраМЗ» 60
На современном этапе развития рынка алюминия, возрастающая конкуренция вынуждает предприятия расширять рынки сбыта с той целью, чтобы их деятельность была достаточно успешной. Расширение рынков сбыта повлечет за собой ряд возможностей, тем самым помогая предприятию - производителю занять высокое место в конкурентной борьбе. Иначе говоря, достижение успеха фирмой на рынке зависит в большей степени от того, как организовано управление сбытом на предприятии.
Система управления сбытом продукции - является центральным звеном в системе экономической устойчивости работы предприятия. Этому есть свое подтверждение. Именно в процессе сбыта и реализации готовой продукции можно определить, насколько эффективными были концепции, используемые в той или иной сбытовой стратегии предприятия.
За рубежом, для эффективного управления сбытом и организации сбытовой деятельности, иностранные предприятия характеризуются глубокой специализацией по таким направлениям как: исследование рынка и его развитие, управление марками и продуктами (марочная стратегия), реклама и продвижение товара, а также организация работы представительств. Зарубежные производители самостоятельно организуют основные каналы сбыта, путем образования собственных филиалов в виде дочерних компаний или совместных предприятий в других странах или крупных регионах.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, но и обеспечивают коммерческую деятельность по управлению сбытом готовой продукции. В условиях рыночной экономики усиливается ее роль, и усложняются задачи. Достижение успеха компании на мировом рынке зависит не только от производства, финансов фирмы, качества продукции, но так же и от управления сбытовой деятельностью на предприятии и ее организации.
В связи с этим выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как по степени насыщения рынка управление сбытовой деятельностью приобретает все большее значение и становится одним из важнейших условий эффективного хозяйствования на мировом рынке.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка эффективности применения зарубежного опыта для совершенствования управления сбытом продукции, с учетом зарубежного опыта. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1) Дать общую характеристику организации и проанализировать ее сбытовую деятельность.
2) Проанализировать мировой рынок алюминия, а также рынок сбыта продукции «КраМЗ».
3) Выявить сильные и слабые стороны предприятия.
4) Предложить мероприятия для их устранения и повышения эффективности управления сбытом.
5) Оценить эффективность внедрения разработанных мероприятий.
Предмет исследования - совершенствование управления сбытом продукции.
Объектом исследования является Красноярский металлургический завод.
Теоретической и методологической основой выполненной работы послужили работы по совершенствованию управлением сбыта продукции отечественных и зарубежных авторов, перечисленных в списке использованных источников.
В процессе проведения оценки эффективности в выпускной квалификационной работе успешно достигнута цель исследования и решены все поставленные в работе задачи. Следует отметить, что для любого промышленного предприятия, которое планирует успешно реализовать свою продукцию на мировом рынке, а в частности открывать новые рынки сбыта, необходимо задуматься о развитии и поддержании долгосрочных международных экономических отношении.
В представленной выпускной квалификационной работе объектом исследования является одно из самых крупных по мощностям предприятие по переработке алюминия и алюминиевых сплавов - ООО «КраМЗ». В ходе оценки работы предприятия в рамках сбытовой деятельности был проведен анализ управления сбытом, как на самом предприятии, так и рынках иностранных государств, что помогло разработать мероприятия по совершенствованию сбыта, основываясь на зарубежном опыте. Для оценки эффективности в работе были решены следующие задачи, а именно: рассмотрены теоретические аспекты управления сбытом, проведен анализ мирового рынка алюминия, дана характеристика объекта исследования, проведен анализ проблем на предприятии, на основании чего были предложены эффективные мероприятия по совершенствованию управления сбытом продукции.
В условиях экономической нестабильности спрос на продукцию «КраМЗ» значительно сократился, при этом востребованной на рынке остается продукция именно в виде алюминиевых полуфабрикатов. Проведение предложенных мероприятий, несомненно, приведет к увеличению спросу на зарубежных рынках, а именно на рынке Азии. Проанализировав итоговые данные, можно увидеть, что результат от проведения мероприятия по выходу на новый рынок сбыта (при помощи полной загрузки производственных мощностей) позволит предприятию увеличить выручку как минимум на 2,37 %, в сравнении с 2017 годом, увеличит долю экспорта на 10,41%.
В заключение следует отметить, что управление сбытом является важной составляющей деятельности предприятий. Это объясняется тем, что профессиональное решение вопросов сбыта призвано максимально удовлетворить потребности клиентов, создать дополнительные маркетинговые преимущества, увеличить объемы реализации, обеспечить рост прибыли не только в кратком, но и в долгосрочном периоде, что позволит предприятию успешно функционировать в выбранной им сфере бизнеса.
1. Euromonitor International. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.euromonitor.com
2. London Metal Exchange 2018. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.lme.com
3. Metal Research - Металлургические исследования [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.metalresearch.ru/world_aluminium_analysis.html
4. National Minerals Information Center. «Mineral Commodity Summaries 2017» [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.usgs.gov
5. RBK News «UC Rusal прокомментировал пошлины США на импорт
алюминия» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
www.rbc.ru/rbcfreenews/5a996d9d9a7947a48bf5cac5
6. TASS. Информационное агентство России. «РФ изучает вопрос о подаче иска к США в ВТО из-за пошлин на сталь и алюминий» [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://tass.ru/ekonomika/5269193
7. Алюминиевая промышленность в современном мире [Электронный ресурс]: Международный студенческий научный вестник. Режим доступа: www.scienceforum.ru/2016/1536/25820
8. Алюминиевая промышленность показала рост по всем направлениям
[Электронный ресурс]: Металлоснабжение и сбыт. - Режим доступа:
www.metalinfo.ru/ru/news/45858
9. Баркан, Д. И. Эффективное управление сбытом. М.: Академия, 2012.
10. Березина, Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения экономической эффективности деятельности предприятия / Е. А. Березина. - Москва: МНИЖ, 2015. - 54-55 с.
11. Болт, Г. Дж. «Практическое руководство по управлению сбытом»: Перевод с английского. Под редакцией Ф.А. Крутикова. М.: Экономика, 2014 - 503 с.
12. Брагина, Е., Гумен, Р. Мировая промышленность: статика и динамика // Мировая экономика и международные отношения. 2003.
13. Бурцев, В. В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - 85 с.
14. Васильев, Г. А., Осипова, Л. В. и др. «Совершенствование деятельности сбытовых служб промышленных предприятий: Обзорная информация». - М.: ЦНИИТЭИМС, 2012.
15. Ведомости. «Чем грозит России введение США пошлин на металлы» [Электронный ресурс]: Режим доступа:www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/02/752610-kreml-naprasno
16. Ворожева, Т. П. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 45 - 48.
17. Все об алюминии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.aluminiumleader.ru
18. Гранкина, Н. А., Попов, Е. В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции// Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - с. 90-103.
19. Ефимова, С. А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс, 2013.
20. Журнал «MetalsExpert» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://metals-expert.com
21. Лукина, Р. И. Искусство управлением сбыта / Учебное пособие 2011г.
22. Лысакова, И. Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения. // Маркетинг. - 2013. - № 2. - с. 144.
23. Международный выставочный портал. «Aluminium 2018»
[Электронный ресурс]: Режим доступа:www. expoclub. ru/db/exhibition/view/7734
24. Минеральное сырье: от недр до рынка: Цветные металлы. Под редакцией А.П. Ставского.- М.: Научный мир, 2011. - 496с.
25. Мировой институт алюминия [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.world-aluminium.org/statistics/
26. Мировой рынок алюминия 2018. Мировая экономика [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=3930&type=news
27. Обзор рынка алюминия [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ereport.ru/articles/commod/aluminum.htm
28. Обзор рынка алюминия [Электронный ресурс]: Морские вести России. Режим доступа:www.morvesti.ru/tems/detail. php?ID=55044
29. Объединение поставщиков, производителей и потребителей алюминия «Алюминиевая ассоциация» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.aluminas .ru
30. Официальный сайт ООО «Красноярский металлургический завод» [Электронный ресурс]. - Красноярск, 2006-2018. - Режим доступа:http://kramz- trade.ru/
31. Перерва, П. Г. Управление сбытом промышленной продукции в системе маркетинга. Практический маркетинг. - М.: НПО "Рим", 2010.
32. Петрова, Ю. А., Спиридонова, Е. Б., Новикова, А. С. Золотые правила успешного сбыта; - М.: Феникс 2014. - 160 c.
33. Русал. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rusal.ru
34. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4- е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА - М, 2013. - 512 с.
35. Санников, А. А. Эффективное управление сбытом. М.: Прогресс, 2014.
36. Статистика мировых товарных рынков [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.cmmarket.ru
37. Троицкий, И.А. Металлургия алюминия / И.А. Троицкий, В.А. Железнов. — Москва: Металлургия, 2012. - 352 с
38. Фридман, Лоуренс Дж; Фьюри, Тимоти Р. Новые каналы сбыта - главное преимущество компаний; - М.: Эксмо 2016. - 352 с.
39. Хиревич, Э. Ю., Руйга, И. Р. Роль государства в развитии алюминиевой промышленности: зарубежный опыт, отечественная практика / Э. Ю. Хиревич, И. Р. Руйга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3266-3270.
40. Центр экономического анализа и экспертизы. «Обзор рынка алюминия» [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.ceae.ru
41. Цели маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия/ под ред. Завьялова П.С., Демидова В.Е. - М.: Внешиздат, 2013.
42. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.cbr.ru
43. «Металл-Экспо 2018»[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.metal-expo.ru/r
44. Красноярский металлургический завод [Электронный ресурс] //
энциклопедия Красноярского края. - 2018. - Режим доступа: http://my.krskstate.ru/docs/metallurgy/ooo-krasnoyarskiy-metallurgicheskiy-zavod/
45. КраМЗ: Опыт. Развитие. Перспективы: Журнал. - Красноярск, 2014
46. Информационно-справочная литература ООО «КраМЗ»
47. Фролочкина, Т. В. Организация сбытовой деятельности предприятия// Логистика. 2012. №1.
48. Дубровский, В. Ж., Чайкин, Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. - Екатеринбург, 2010
49. Ансофф, И.И. Стратегический менеджмент. Классическое издание.- СПБ - Питер, 2009
50. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л. Багиева: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 105 с.
51. Осмоловский, Н.Р. Сбыт продукции, или как увеличить продажи. М.: Феникс, 2011. 189 с.
52. Шнаппауф, Р. Практика продаж. Справочное пособие по всем ситуациям в сбыте; - М.: Интерэксперт 2014. - 448 c.
53. Оховен Марио Магия энергичных продаж. Стратегия успеха в области сбыта; - М.: Интерэксперт 2014. - 254 c.
54. Обзор экспорта алюминия и изделий из него за 2015 год [Электронный ресурс] // единый информационный портал «Экспортеры России». - Режим доступа:http://www.rusexporter.ru/research/industry/detail/4357/
55. Шант, Д. В 2018 году совокупный рост потребления алюминия не
превысит 40 тыс. тонн [Электронный ресурс] : Д. Шант // информационное агенство « РЖД-Партнер». - 2018. - Режим доступа:http://www.rzd-
partner.ru/logistics/interview/v-2018-godu-sovokupnyv-rost-potrebleniva-alvuminiva-ne-prevysit-40-tysvach-tonn
56. Котировки цветных и драгоценных металлов на биржах Лондона,Нью-Йорка, Шанхая [Электронный ресурс]: - Режим доступа
http: //www.info geo.ru/metall s/ex/
57. Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. - Москва: Юрайт, 2014. - 448 с
58. Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 448 с.;
59. КраМЗ планирует создать сильный металлургический комплекс [Электронный ресурс]: - МЕТАЛЛУРГМАШ ИНЖИНИРИНГ - Режим доступа http://www.metmashengineering.ru/media/newseng/304/
60. Попова, А.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А. И. Попова, Г. В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 536 с.
61. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. - Москва: Кнорус, 2014. - 552с.
62. Маркин, Ю. П. Экономический анализ. / Ю. П. Маркин. - Москва: Омега-Л, 2012. - 450 с.
63. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Основные социально-экономические показатели России. - Режим доступа:http://www.gks.ru
64. Изучение рынка алюминиевых плит: отчет для ООО «КраМЗ» / - Лондон: CRU, 2016 - 14 с.
65. Центральный металлический портал РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http: //metallicheckiy-portal .ru/
66. Российский алюминий нацелен вытеснить импортный [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://informatio.ru/news/economy/rossiyskiy_alyuminiy/
67. Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли цветной металлургии государств - членов Евразийского экономического союза, Москва 2015. С. 4
68. Металлургия - одна из ключевых отраслей промышленности [Электронный ресурс]: - Режим доступаhttp://www.metaprom.ru/articles/a705-metallurgiya-odna-iz-kluchevyh-otrasley-promyshlennosti/
69. Чаплина, А. Н.Разработка и обоснование стратегии развития организации: Учеб. пособие /А.Н.Чаплина, И.В. Кошелева;/Краснояр.гос.торг.- экон. ин-т. - Красноярск, 2014. - 150
70. Производство алюминия и алюминиевых сплавов [Электронный ресурс] : Режим доступа:http: //a 1 um.ru/krasnoyarskiy-aluminievui-zavod.html
71. Алюминий и его сплавы: Учебное пособие / Сост. А.Р.Луц, А.А. Суслина. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - 81 с
72. Строительный рынок: итоги 2015 года и тенденции развития [Электронный ресурс]: - Информация и новости об архитектуре, строительстве и недвижимости. Режим доступа:http: //www.radidomapro .ru/ryedktzij/stroytel stvo/kapitalnoye/stroitelignyj-rynok-- itogi-2015-goda-i-tendentzii--25900.php.
73. В России растет выпуск алюминиевых профилей и прутков [Электронный ресурс]. - Электрон. жури. - Москва, 2016. - Режим доступа: http://www.xim-pro.ru/single-post/2016/11/18.
74. План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких
переделов из алюминия на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс]: утв. Правительством РФ 28.11.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
75. Обзор рынка алюминиевых профилей [Электронный ресурс]: - Электрон.журн. - Металлы и цены. - Москва, 2013-2017. - Режим доступа: http: //metal4u.ru/articles/by _id/176
76. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 656 с.
77. Тематические новости металлургии [Электронный ресурс]: Официальный сайт ИИС “Металлоснабжение и сбыт. - Режим доступа: http: //www.metalinfo .ru/ru/news/s315 .html.
78. Липсиц, И. В. Экономика: учебник для вузов; допущено МО РФ / И. В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2014. — 656 с.
79. Белорусов, А.С. Международный менеджмент: Учебник. - М.: Юристъ, 2015. - 224 с.
80. Информационно-аналитический журнал «Металлургический бюллетень» - «Итоги 2017 года в черной металлургии» [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.metalbulletin.ru/
81. Мировой институт алюминия [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //www.world-aluminium.org/statistics/
82. Общая структура потребления алюминия по регионам [Электронный ресурс]: Металлургический интернет-портал. - Режим доступа: http s: //www.steell and.ru/stat/analytic s/1364.html/
83. Переверзев, M. П. Организация производства на промышленных
предприятиях: учебное пособие; допущено УМО по направлению
педагогического образования / М. П. Переверзев, С. И. Логвинов, С. С. Логвинов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 332 с.
84. Промышленный инжиниринг. «Перспективы развития алюминиевой отрасли России» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.plm.pw/2016/05/AL-RF.html
85. Романова, А.Н. Производственный менеджмент: учебник/ А.Н. Романова, М.М., Максимцова, В.Я., Горфинкель - М.: Проспект, 2012.
86. Рынок алюминия России в период санкций 2017/2018 [Электронный ресурс] : Группа аналитиков по изучению рынков промышленной продукции «MetalResearch» Режим доступа: www.metalresearch.ru/rus_aluminium_market_20 17.html
87. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: Инфра-М, 2013.
88. The largest Chinese producers of aluminum profile [Электронный ресурс]
: Certain Aluminum Extrusions from China. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=HdVCEkPg88sC&printsec=frontcover&hl=ru
89. Экспорт алюминиевого профиля США [Электронный ресурс] : Аналитика и исследования российского экспортного центра. - Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/spief2017/docs/CfflA%20cnpaBKa%202016_12.pdf
90. Прогноз экономического развития России на 2017- 2020 гг. [Электронный ресурс] : Официальный сайт Внешэкономбанка. - Режим доступа:www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/macro/pr201705_1.pdf
91. Каталог организаций, работающих на рынке металлов или связанных с металлургией [Электронный ресурс] : Новости, аналитика, цены, статистика рынка черных, цветных и драгоценных металлов. - Режим доступа: http://www.metaltorg.ru/catalogue/showlist.php?ct=1002&ky=00310002.
92. Aluminium Outlook: Market insights and Looking ahead [Электронный ресурс]: Teknologiateollisuus. - Режим доступа:
http://teknologiateollisuus.fi/sites/default/files/file_attachments/gotz.pdf
93. Алюминиевая промышленность в Европе [Электронный ресурс] :
Сайт алюминиевой промышленности. - Режим доступа:
http: //aluminiumguide.ru/aljuminij -evropa/
94. Summaries from the 31st Metal Bulletin Aluminium Conference
[Электронный ресурс] : Aluminium Insider. - Режим доступа:
http://aluminiuminsider.com/summaries-from-the-31 st-metal-bulletin-aluminiumconference/.
95. РУСАЛ нарастит сбыт алюминия в России [Электронный ресурс] : Сайт Красноярска «Деловые новости». - Режим доступа: http://www.dela.ru/lenta/188770/
96. На мировом рынке повысились биржевые котировки алюминия [Электронный ресурс] : Казахстанский горнопромышленный портал. - Режим доступа:http: //mining.kz/arkhiv-novostej/vse-novo sti-rk/item/2333 8-na-mirovomrynke-povysilis-birzhevye-kotirovki-alyuminiya-obzor.
97. Мировое потребление алюминия ежегодно растет на 5-6%
[Электронный ресурс] : Алюминиевая ассоциация. - Режим доступа:
http: //www.aluminas. ru/aluminum/in_the_world/
98. Общая структура потребления алюминия по регионам [Электронный ресурс] : Металлургический интернет-портал. - Режим доступа: http s: //www.steell and.ru/stat/analytic s/1364.html/
99. Влияние на формирование цены на алюминий, как и за счет чего она будет меняться алюминия [Электронный ресурс] : Официальный сайт ОК «РУСАЛ». - Режим доступа:http: //www.rusal.ru/press-center/articles/2350/
100. Обзор мирового рынка алюминия [Электронный ресурс]:
Алюминиевая ассоциация. - Режим доступа:
http: //www.aluminas. ru/upload/iblock/4ab/2016-aluminium-market-review. pdf
101. «Русал» в 2017 году увеличил производство алюминия на 1,1% [Электронный ресурс] : Портал о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, участниках финансового рынка и его структуре. - Режим доступа: www.finanz.ru/novosti/aktsii/rusal-v-2016-godu-uvelichil-proizvodstvoalyuminiya-na-1-1percent-do-3-685-mln-tonn-1001755454.
102. Безруков, И. С., Веролайнен, С. И., Добровольский, И. Н. Международный маркетинг. Учебное пособие. - Владивосток: Изд - во Дальневост. Ун - та, 2016.
103. Иванов, И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник; допущено УМО вузов России по образованию в области менеджмента / И. Н. Иванов. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 352 с.
104. Олейнов А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2014. - N 3. - С.24-31.
105. ГОСТ 22233-2001Профили прессованные из алюминиевых сплавов для светопрозрачных ограждающих конструкций. Технические условия: - Введ. 30.06.2002. - Москва: Госстрой России, 2001. - 132 с.
106. Ведомости. «Чем грозит России введение США пошлин на металлы»
[Электронный ресурс]: Режим доступа:www.vedomosti.ru/business/articles/2018/03/02/752610-kreml-naprasno
107. Ворожева, Т. П. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 45 - 48.
108. Все об алюминии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.aluminiumleader.ru
109. Гранкина, Н. А., Попов, Е. В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции// Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - с. 90-103.
110. Ефимова, С. А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс, 2013.
111. Журнал «MetalsExpert» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://metals-expert.com
112. Лукина, Р. И. Искусство управлением сбыта / Учебное пособие 2011г.
113. Лысакова, И. Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения. // Маркетинг. - 2013. - № 2. - с. 144.
114. Международный выставочный портал. «Aluminium 2018»
[Электронный ресурс]: Режим доступа:www. expoclub. ru/db/exhibition/view/7734
115. Минеральное сырье: от недр до рынка: Цветные металлы. Под редакцией А.П. Ставского.- М.: Научный мир, 2011. - 496с.
116. Березина, Е. А. Стимулирование сбыта как источник повышения экономической эффективности деятельности предприятия / Е. А. Березина. - Москва: МНИЖ, 2015. - 54-55 с.
117. Болт, Г. Дж. «Практическое руководство по управлению сбытом»: Перевод с английского. Под редакцией Ф.А. Крутикова. М.: Экономика, 2014 - 503 с.
118. Брагина, Е., Гумен, Р. Мировая промышленность: статика и динамика // Мировая экономика и международные отношения. 2003.
119. Бурцев, В. В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - 85 с.
120. Васильев, Г. А., Осипова, Л. В. и др. «Совершенствование деятельности сбытовых служб промышленных предприятий: Обзорная информация». - М.: ЦНИИТЭИМС, 2012.