Теоретические основы соотношения федерального и регионального законодательства: на опыте Красноярского края
|
Введение 3
Глава 1.Коллизии в праве: общая характеристика 7
1.1. Понятия и причины существования коллизий в праве 7
1.2. Классификация коллизий 15
1.3. Предотвращение, преодоление и устранение коллизий в праве 19
Глава 2. Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня 26
2.1. Теоретические основы соотношения коллизий: 26
2.1.1. Теоретические основы соотношения коллизий нормативно-правовых
актов федерального и регионального уровня 26
2.1.2. Теоретические основы соотношения коллизий федеральных законов
2.1.3. Теоретические основы соотношения коллизий внутригосударственных договоров и соглашений законодательства (федерального и регионального) 42
2.2. Проблемные вопросы соотношения федеральных и региональных нормативно- правовых актов 47
Глава 3. Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского
края 50
3.1. Порядок преодоления коллизий между федеральными и региональными
нормативными правовыми актами 50
3.2. Коллизии между федеральными и региональными нормативными
правовыми актами на примере Красноярского края 55
3.3. Актуальные тенденции возникновения и преодоления коллизий между
Заключение 73
Список использованных источников 77
Глава 1.Коллизии в праве: общая характеристика 7
1.1. Понятия и причины существования коллизий в праве 7
1.2. Классификация коллизий 15
1.3. Предотвращение, преодоление и устранение коллизий в праве 19
Глава 2. Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня 26
2.1. Теоретические основы соотношения коллизий: 26
2.1.1. Теоретические основы соотношения коллизий нормативно-правовых
актов федерального и регионального уровня 26
2.1.2. Теоретические основы соотношения коллизий федеральных законов
2.1.3. Теоретические основы соотношения коллизий внутригосударственных договоров и соглашений законодательства (федерального и регионального) 42
2.2. Проблемные вопросы соотношения федеральных и региональных нормативно- правовых актов 47
Глава 3. Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского
края 50
3.1. Порядок преодоления коллизий между федеральными и региональными
нормативными правовыми актами 50
3.2. Коллизии между федеральными и региональными нормативными
правовыми актами на примере Красноярского края 55
3.3. Актуальные тенденции возникновения и преодоления коллизий между
Заключение 73
Список использованных источников 77
Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается.
Однако право в современных условиях и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в коллизионных нормах, в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными.
Юридические коллизии есть следствие социальных, экономических и политических коллизий, которые в правовой сфере приобретают особую остроту и деструктивность. Они отражают сложный процесс развития современной действительности - процесс, который, как и всякое развитие, не может быть бесконфликтным. Тем более это актуально в период коренной ломки старых общественных отношений, смены власти, форм собственности, идеологии, образа жизни.
Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Ныне речь идет об управляемом процессе предотвращения и устранения юридических коллизий.
Имеется немало научных трудов в данной сфере, накоплен большой социальный опыт преодоления юридических противоречий. И, тем не менее, в юридической науке не выбран системный подход к анализу данного явления. Общественная практика не вооружена необходимым инструментарием.
Таким образом, исследование проблематики юридических коллизий имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение их основ и овладение навыками анализа коллизионных и конфликтных ситуаций и приемами правильного применения набора средств для их преодоления является актуальной задачей.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают коллизии в праве, возникающие в процессе законотворческой деятельности федерального и регионального законодательства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают понятия и сущностные характеристики коллизий, совокупность коллизионных нормативных актов федеральных и региональных законодательства.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме выпускной квалификационной работы сопоставить различные подходы к коллизиям в праве, уяснить причины и способы разрешения юридических коллизий регионального и федерального законодательства на опыте Красноярского края.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы проанализировать и раскрыть наиболее распространенные трактовки понимания юридической коллизии.
Кроме того, одной из задач исследования является нахождение основных причин и классификаций коллизий в праве.
К числу задач исследования относится также выявление и освещение путей преодоления и способов разрешения юридических коллизий, так же выявление противоречий законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъекта Российской Федерации на примере Красноярского края.
Методы исследования. Для достижения цели выпускной квалификационной работы были применены различные методы исследования: общенаучные (системный метод познания) и частнонаучные (формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения), а также специально-юридические (сравнительно-правовой и формально¬юридический).
Краткая характеристика специальной литературы по теме. Как показал анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, проблемой понятия и сущности юридических коллизий, способами их разрешения занимались многие специалисты. Среди них такие известные ученые-правоведы, как Р. Г. Абдулатипов, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Л. Ф. Болтенкова, Н. А. Власенко, А. Б. Венгеров, Г. В. Ф. Гегель, В. В. Глущенко, С. А. Комаров, Т. А. Клепицкая, В. Л. Кулапов, А. Я. Курбатов, О. С. Курылева, Н. И. Матузов, А. В. Малько, М. Н. Марченко, В. Д.Перевалов,С. В. Поленина, В. Н. Протасов, Л. П. Рассказов, Л. И.Спиридонов, Я. М. Семенова, Я. И. Скакунов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Толстик, Н. В. Худойкина, И. В. Упоров.
Структура выпускной квалификационной работы включает титульный лист, содержание, введение, три главы (Коллизии в праве: общая характеристика, Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского края), заключение и список использованных источников.
Однако право в современных условиях и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в коллизионных нормах, в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными.
Юридические коллизии есть следствие социальных, экономических и политических коллизий, которые в правовой сфере приобретают особую остроту и деструктивность. Они отражают сложный процесс развития современной действительности - процесс, который, как и всякое развитие, не может быть бесконфликтным. Тем более это актуально в период коренной ломки старых общественных отношений, смены власти, форм собственности, идеологии, образа жизни.
Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Ныне речь идет об управляемом процессе предотвращения и устранения юридических коллизий.
Имеется немало научных трудов в данной сфере, накоплен большой социальный опыт преодоления юридических противоречий. И, тем не менее, в юридической науке не выбран системный подход к анализу данного явления. Общественная практика не вооружена необходимым инструментарием.
Таким образом, исследование проблематики юридических коллизий имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение их основ и овладение навыками анализа коллизионных и конфликтных ситуаций и приемами правильного применения набора средств для их преодоления является актуальной задачей.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают коллизии в праве, возникающие в процессе законотворческой деятельности федерального и регионального законодательства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают понятия и сущностные характеристики коллизий, совокупность коллизионных нормативных актов федеральных и региональных законодательства.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме выпускной квалификационной работы сопоставить различные подходы к коллизиям в праве, уяснить причины и способы разрешения юридических коллизий регионального и федерального законодательства на опыте Красноярского края.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы проанализировать и раскрыть наиболее распространенные трактовки понимания юридической коллизии.
Кроме того, одной из задач исследования является нахождение основных причин и классификаций коллизий в праве.
К числу задач исследования относится также выявление и освещение путей преодоления и способов разрешения юридических коллизий, так же выявление противоречий законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъекта Российской Федерации на примере Красноярского края.
Методы исследования. Для достижения цели выпускной квалификационной работы были применены различные методы исследования: общенаучные (системный метод познания) и частнонаучные (формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения), а также специально-юридические (сравнительно-правовой и формально¬юридический).
Краткая характеристика специальной литературы по теме. Как показал анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, проблемой понятия и сущности юридических коллизий, способами их разрешения занимались многие специалисты. Среди них такие известные ученые-правоведы, как Р. Г. Абдулатипов, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Л. Ф. Болтенкова, Н. А. Власенко, А. Б. Венгеров, Г. В. Ф. Гегель, В. В. Глущенко, С. А. Комаров, Т. А. Клепицкая, В. Л. Кулапов, А. Я. Курбатов, О. С. Курылева, Н. И. Матузов, А. В. Малько, М. Н. Марченко, В. Д.Перевалов,С. В. Поленина, В. Н. Протасов, Л. П. Рассказов, Л. И.Спиридонов, Я. М. Семенова, Я. И. Скакунов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Толстик, Н. В. Худойкина, И. В. Упоров.
Структура выпускной квалификационной работы включает титульный лист, содержание, введение, три главы (Коллизии в праве: общая характеристика, Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского края), заключение и список использованных источников.
На основании глубокого изучения темы выпускной квалификационной работы можно сделать выводы, о том что:
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. Понятие «правовая коллизия» имеет множество значений. В самом общем виде оно может быть определено как ситуация, связанная с конфликтом, конкуренцией двух и более правых норм, источников права, систем правового регулирования или правопорядков в целом.
Вопрос о соответствии федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации на современном этапе проблематичен в результате возникновения многочисленности коллизионных нормативно-правовых актов и судебных разбирательств о признании незаконных актов законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству на опыте Красноярского края.
Система законодательства Российской Федерации определена конституционной моделью разграничения компетенции в Российской Федерации, которая исходит из трехуровневого разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами: предметы ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предметы ведения субъектов Российской Федерации. Исследование вопросов соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, позволяет отметить, что законодательство каждого субъекта Российской Федерации образует относительно самостоятельную, обусловленную с учетом региональных особенностей и ограниченную компетенционными рамками систему.
Коллизии порождаются причинами субъективного характера, но вместе с тем их предпосылки обусловлены объективно. Среди причин возникновения коллизий следует отметить нечеткость конституционного и законодательного выражения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов; множественность законотворческих органов; недостаточный профессионализм субъектов законотворчества; политические разногласия субъектов законотворчества; неправильную интерпретацию законодательных актов; отсутствие общероссийских прогнозов и программ развития законодательства субъектов РФ; несвоевременность принятия федерального законодательства; отсутствие четкого механизма приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральной Конституцией и законами; излишнюю урегулированность федеральными законами полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения.
Наибольшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане представляет вопрос о компетенции и уровне юридической грамотности федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения. Так на основании изученных материалов делается вывод, что возникновение противоречий можно было избежать, если бы законодатель проявлял достаточный уровень внимательности и верно истолковывал положения федерального законодательства.
Для устранения возможных противоречий между федеральным и региональным законодательством, законодатель обязал прокурора организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Это положение, на наш взгляд, установлено в целях обеспечения быстрого прокурорского реагирования, кроме того, прокурор обязан обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных нормативно -правовых актов,противоречащих федеральному законодательству.
Многие принимаемые акты субъектами Российской Федерации ограничивают права и льготы граждан по сравнению с федеральным законодательством путем установления дополнительных критериев для получения какого-либо права и льготы, дополнительные критерии нарушают права и интересы категории граждан: они теряют право на получение соответствующей льготы. Полагаем, что в нынешних условиях, когда государство провозглашает одной из основных целей комплексную защиту семьи, материнства и детства допущение таких противоречий, затрагивающих права этих категорий граждан, неприемлемо, и законодателю следует детально и досконально изучать соответствующие законопроекты в ходе их рассмотрения.
Одной из самых актуальных тенденций при возникновении коллизий между актами федерального и регионального законодательства является сложность быстрого и незамедлительного реагирования на изменения федерального законодательства, а также, длительность процедуры внесения соответствующих изменений. На наш взгляд, возможной формой ускорения приведения регионального законодательства федеральному, является внесении изменений в региональное законодательство в течение 30 дней с момента подписания федерального.
Как основной способ преодоления коллизий, как между федеральными нормативными актами и региональными нормативными актами, так и другими видами коллизий, представляется широко обсуждаемый Федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", имеющий своей целью формирование порядка правотворческой и правоприменительной деятельности. Предполагается дать определение понятия нормативного правового акта и характеристику видов нормативных правовых актов в зависимости от их юридической природы, закрепляется иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулируются вопросы планирования подготовки нормативных правовых актов и их принятия, правила подготовки и оформления их текстов, а также имплементации норм международного права. Содержатся положения об экспертной оценке нормативных правовых актов, порядке их официального опубликования, вступления в силу и действия, вопросы реализации и правового мониторинга, правила толкования и устранения коллизий нормативных правовых актов, учет нормативных правовых актов.
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. Понятие «правовая коллизия» имеет множество значений. В самом общем виде оно может быть определено как ситуация, связанная с конфликтом, конкуренцией двух и более правых норм, источников права, систем правового регулирования или правопорядков в целом.
Вопрос о соответствии федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации на современном этапе проблематичен в результате возникновения многочисленности коллизионных нормативно-правовых актов и судебных разбирательств о признании незаконных актов законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству на опыте Красноярского края.
Система законодательства Российской Федерации определена конституционной моделью разграничения компетенции в Российской Федерации, которая исходит из трехуровневого разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами: предметы ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предметы ведения субъектов Российской Федерации. Исследование вопросов соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, позволяет отметить, что законодательство каждого субъекта Российской Федерации образует относительно самостоятельную, обусловленную с учетом региональных особенностей и ограниченную компетенционными рамками систему.
Коллизии порождаются причинами субъективного характера, но вместе с тем их предпосылки обусловлены объективно. Среди причин возникновения коллизий следует отметить нечеткость конституционного и законодательного выражения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов; множественность законотворческих органов; недостаточный профессионализм субъектов законотворчества; политические разногласия субъектов законотворчества; неправильную интерпретацию законодательных актов; отсутствие общероссийских прогнозов и программ развития законодательства субъектов РФ; несвоевременность принятия федерального законодательства; отсутствие четкого механизма приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральной Конституцией и законами; излишнюю урегулированность федеральными законами полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения.
Наибольшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане представляет вопрос о компетенции и уровне юридической грамотности федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения. Так на основании изученных материалов делается вывод, что возникновение противоречий можно было избежать, если бы законодатель проявлял достаточный уровень внимательности и верно истолковывал положения федерального законодательства.
Для устранения возможных противоречий между федеральным и региональным законодательством, законодатель обязал прокурора организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Это положение, на наш взгляд, установлено в целях обеспечения быстрого прокурорского реагирования, кроме того, прокурор обязан обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных нормативно -правовых актов,противоречащих федеральному законодательству.
Многие принимаемые акты субъектами Российской Федерации ограничивают права и льготы граждан по сравнению с федеральным законодательством путем установления дополнительных критериев для получения какого-либо права и льготы, дополнительные критерии нарушают права и интересы категории граждан: они теряют право на получение соответствующей льготы. Полагаем, что в нынешних условиях, когда государство провозглашает одной из основных целей комплексную защиту семьи, материнства и детства допущение таких противоречий, затрагивающих права этих категорий граждан, неприемлемо, и законодателю следует детально и досконально изучать соответствующие законопроекты в ходе их рассмотрения.
Одной из самых актуальных тенденций при возникновении коллизий между актами федерального и регионального законодательства является сложность быстрого и незамедлительного реагирования на изменения федерального законодательства, а также, длительность процедуры внесения соответствующих изменений. На наш взгляд, возможной формой ускорения приведения регионального законодательства федеральному, является внесении изменений в региональное законодательство в течение 30 дней с момента подписания федерального.
Как основной способ преодоления коллизий, как между федеральными нормативными актами и региональными нормативными актами, так и другими видами коллизий, представляется широко обсуждаемый Федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", имеющий своей целью формирование порядка правотворческой и правоприменительной деятельности. Предполагается дать определение понятия нормативного правового акта и характеристику видов нормативных правовых актов в зависимости от их юридической природы, закрепляется иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулируются вопросы планирования подготовки нормативных правовых актов и их принятия, правила подготовки и оформления их текстов, а также имплементации норм международного права. Содержатся положения об экспертной оценке нормативных правовых актов, порядке их официального опубликования, вступления в силу и действия, вопросы реализации и правового мониторинга, правила толкования и устранения коллизий нормативных правовых актов, учет нормативных правовых актов.
Подобные работы
- Достоинство жителей г. Красноярска и Красноярского края: юридический аспект
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Современные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: опыт реформирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы взаимодействия исполнительной власти Алтайского края с органами местного самоуправления города Барнаула
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционное просвещение молодежи на примере СФУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЛАВАНИЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Привлечение молодежи на государственную гражданскую и муниципальную службу как инструмент развития публичной службы
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



