Введение 3
Глава 1.Коллизии в праве: общая характеристика 7
1.1. Понятия и причины существования коллизий в праве 7
1.2. Классификация коллизий 15
1.3. Предотвращение, преодоление и устранение коллизий в праве 19
Глава 2. Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня 26
2.1. Теоретические основы соотношения коллизий: 26
2.1.1. Теоретические основы соотношения коллизий нормативно-правовых
актов федерального и регионального уровня 26
2.1.2. Теоретические основы соотношения коллизий федеральных законов
2.1.3. Теоретические основы соотношения коллизий внутригосударственных договоров и соглашений законодательства (федерального и регионального) 42
2.2. Проблемные вопросы соотношения федеральных и региональных нормативно- правовых актов 47
Глава 3. Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского
края 50
3.1. Порядок преодоления коллизий между федеральными и региональными
нормативными правовыми актами 50
3.2. Коллизии между федеральными и региональными нормативными
правовыми актами на примере Красноярского края 55
3.3. Актуальные тенденции возникновения и преодоления коллизий между
Заключение 73
Список использованных источников 77
Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Это признано всеми, к этому привыкли, это соблюдается.
Однако право в современных условиях и консервативно в поддержании устойчивого порядка, и изменчиво. Оно претерпевает большие изменения. В современных условиях национально-правовая «самодостаточность» каждой страны, не утрачивая своих истоков, испытывает все более мощное влияние других правовых систем. И международно-правовая система тоже все более активно взаимодействует с национально-правовыми системами. Возникает обширное поле юридических противоречий - в правовых теориях, правовых взглядах, актах и юридических действиях. Потребности в коллизионных нормах, в процедурах регулирования коллизионных ситуаций, в специальном анализе так называемых спорных правоотношений и юридических коллизий становятся все более насущными.
Юридические коллизии есть следствие социальных, экономических и политических коллизий, которые в правовой сфере приобретают особую остроту и деструктивность. Они отражают сложный процесс развития современной действительности - процесс, который, как и всякое развитие, не может быть бесконфликтным. Тем более это актуально в период коренной ломки старых общественных отношений, смены власти, форм собственности, идеологии, образа жизни.
Современное правовое развитие в мире объективно обусловило формирование коллизионного права. Десятилетия и столетия юридические противоречия разрешались в рамках традиционных отраслей права. Их инструментарий был нацелен на своеобразное «правовое ожидание» происходящих нарушений законности. Накопление и развитие коллизий, их обострение и перерастание в острые юридические конфликты не удавалось перевести в русло механизма их легального преодоления. Ныне речь идет об управляемом процессе предотвращения и устранения юридических коллизий.
Имеется немало научных трудов в данной сфере, накоплен большой социальный опыт преодоления юридических противоречий. И, тем не менее, в юридической науке не выбран системный подход к анализу данного явления. Общественная практика не вооружена необходимым инструментарием.
Таким образом, исследование проблематики юридических коллизий имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение их основ и овладение навыками анализа коллизионных и конфликтных ситуаций и приемами правильного применения набора средств для их преодоления является актуальной задачей.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают коллизии в праве, возникающие в процессе законотворческой деятельности федерального и регионального законодательства.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают понятия и сущностные характеристики коллизий, совокупность коллизионных нормативных актов федеральных и региональных законодательства.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературных источников по теме выпускной квалификационной работы сопоставить различные подходы к коллизиям в праве, уяснить причины и способы разрешения юридических коллизий регионального и федерального законодательства на опыте Красноярского края.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы проанализировать и раскрыть наиболее распространенные трактовки понимания юридической коллизии.
Кроме того, одной из задач исследования является нахождение основных причин и классификаций коллизий в праве.
К числу задач исследования относится также выявление и освещение путей преодоления и способов разрешения юридических коллизий, так же выявление противоречий законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъекта Российской Федерации на примере Красноярского края.
Методы исследования. Для достижения цели выпускной квалификационной работы были применены различные методы исследования: общенаучные (системный метод познания) и частнонаучные (формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения), а также специально-юридические (сравнительно-правовой и формально¬юридический).
Краткая характеристика специальной литературы по теме. Как показал анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, проблемой понятия и сущности юридических коллизий, способами их разрешения занимались многие специалисты. Среди них такие известные ученые-правоведы, как Р. Г. Абдулатипов, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Л. Ф. Болтенкова, Н. А. Власенко, А. Б. Венгеров, Г. В. Ф. Гегель, В. В. Глущенко, С. А. Комаров, Т. А. Клепицкая, В. Л. Кулапов, А. Я. Курбатов, О. С. Курылева, Н. И. Матузов, А. В. Малько, М. Н. Марченко, В. Д.Перевалов,С. В. Поленина, В. Н. Протасов, Л. П. Рассказов, Л. И.Спиридонов, Я. М. Семенова, Я. И. Скакунов, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Толстик, Н. В. Худойкина, И. В. Упоров.
Структура выпускной квалификационной работы включает титульный лист, содержание, введение, три главы (Коллизии в праве: общая характеристика, Коллизии нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, Разрешение и преодоление коллизий федеральных и региональных нормативно-правовых актов: опыт Красноярского края), заключение и список использованных источников.
На основании глубокого изучения темы выпускной квалификационной работы можно сделать выводы, о том что:
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. Понятие «правовая коллизия» имеет множество значений. В самом общем виде оно может быть определено как ситуация, связанная с конфликтом, конкуренцией двух и более правых норм, источников права, систем правового регулирования или правопорядков в целом.
Вопрос о соответствии федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации на современном этапе проблематичен в результате возникновения многочисленности коллизионных нормативно-правовых актов и судебных разбирательств о признании незаконных актов законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству на опыте Красноярского края.
Система законодательства Российской Федерации определена конституционной моделью разграничения компетенции в Российской Федерации, которая исходит из трехуровневого разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами: предметы ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предметы ведения субъектов Российской Федерации. Исследование вопросов соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, позволяет отметить, что законодательство каждого субъекта Российской Федерации образует относительно самостоятельную, обусловленную с учетом региональных особенностей и ограниченную компетенционными рамками систему.
Коллизии порождаются причинами субъективного характера, но вместе с тем их предпосылки обусловлены объективно. Среди причин возникновения коллизий следует отметить нечеткость конституционного и законодательного выражения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов; множественность законотворческих органов; недостаточный профессионализм субъектов законотворчества; политические разногласия субъектов законотворчества; неправильную интерпретацию законодательных актов; отсутствие общероссийских прогнозов и программ развития законодательства субъектов РФ; несвоевременность принятия федерального законодательства; отсутствие четкого механизма приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральной Конституцией и законами; излишнюю урегулированность федеральными законами полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения.
Наибольшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане представляет вопрос о компетенции и уровне юридической грамотности федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения. Так на основании изученных материалов делается вывод, что возникновение противоречий можно было избежать, если бы законодатель проявлял достаточный уровень внимательности и верно истолковывал положения федерального законодательства.
Для устранения возможных противоречий между федеральным и региональным законодательством, законодатель обязал прокурора организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Это положение, на наш взгляд, установлено в целях обеспечения быстрого прокурорского реагирования, кроме того, прокурор обязан обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных нормативно -правовых актов,противоречащих федеральному законодательству.
Многие принимаемые акты субъектами Российской Федерации ограничивают права и льготы граждан по сравнению с федеральным законодательством путем установления дополнительных критериев для получения какого-либо права и льготы, дополнительные критерии нарушают права и интересы категории граждан: они теряют право на получение соответствующей льготы. Полагаем, что в нынешних условиях, когда государство провозглашает одной из основных целей комплексную защиту семьи, материнства и детства допущение таких противоречий, затрагивающих права этих категорий граждан, неприемлемо, и законодателю следует детально и досконально изучать соответствующие законопроекты в ходе их рассмотрения.
Одной из самых актуальных тенденций при возникновении коллизий между актами федерального и регионального законодательства является сложность быстрого и незамедлительного реагирования на изменения федерального законодательства, а также, длительность процедуры внесения соответствующих изменений. На наш взгляд, возможной формой ускорения приведения регионального законодательства федеральному, является внесении изменений в региональное законодательство в течение 30 дней с момента подписания федерального.
Как основной способ преодоления коллизий, как между федеральными нормативными актами и региональными нормативными актами, так и другими видами коллизий, представляется широко обсуждаемый Федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", имеющий своей целью формирование порядка правотворческой и правоприменительной деятельности. Предполагается дать определение понятия нормативного правового акта и характеристику видов нормативных правовых актов в зависимости от их юридической природы, закрепляется иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулируются вопросы планирования подготовки нормативных правовых актов и их принятия, правила подготовки и оформления их текстов, а также имплементации норм международного права. Содержатся положения об экспертной оценке нормативных правовых актов, порядке их официального опубликования, вступления в силу и действия, вопросы реализации и правового мониторинга, правила толкования и устранения коллизий нормативных правовых актов, учет нормативных правовых актов.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята 12 декабря 1993г.] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета. - 2009. - 21 января.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184- ФЗ // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
3. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Справочная правовая система «Гарант».
4. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. №82-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс».
5. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. 8.03.2015) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
7. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
8. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 // Справочная правовая система «Гарант».
9. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. № 155 // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
10. Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 18 октября 2011 г. № 1180н // Справочная правовая система «Консультант- Плюс».
11. Закон Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» // Справочная правовая система «Гарант».
12. Закон Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об
особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» // Справочная правовая система «Гарант».
13. Закон Красноярского края от 9 июня 2011 года № 12-5937 (ред. от 01.12.2014) «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
14. Закон Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17 -4377 (ред. от 05.12.2013) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы» // Справочная правовая система «Гарант».
15. Закон Красноярского края от 24.04.1997 № 13-487 (ред. от
30.09.2002) «О семейных (родовых) захоронениях на территории
Красноярского края» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
16. Закон Красноярского края от 08.06.2017 № 3-789 «О внесении изменений в Закон края "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края» // Справочная правовая система «Гарант».
17. Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-03 "Устав Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система: «Гарант».
18. Закон Ленинградской области от 12 июля 2001 г. № 44-03 «О новой редакции областного закона «Устав Ленинградской области» // Справочная правовая система «Гарант».
19. Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г.(ред.от 26.10.2016) № 461-III "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" // Справочная правовая система «Консультант плюс».
20. Постановлением Правительства Красноярского края от 28 июня 2011 г. № 383-п «О порядке выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал» // Справочная правовая система «Гарант».
21. Положение о комитетах Законодательного Собрания Красноярского края утв. Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 14.05.2007 №1-4П // Справочная правовая система «Консультант плюс».
22. Регламент Законодательного собрания Красноярского края утв.
Постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2963П // Режим доступа:
http ://www. sobranie. mfo/lawsmfo.php?UID=5814
Акты судебной практики.
1. Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2012 № 53-АПГ12-12
Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 18.06.2012 которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании незаконным поди. 1 п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особеностях правового регулирования
муниципальной службы в Красноярском крае» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
2. Определение Верховного суда Российской Федерации от 13 июля 2011 г. № 53-Г11-31 // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
3. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2013 по делу № А33-5764/2013 об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2013г. // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
4. Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 11.12.2013г. по делу № 2-5999/2013 ~ М-4354/2013 // Режим доступа: http://centr.krk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=56675258&delo id=1540005&new=0&text number=1
Иные официальные документы.
1. Проект Федерального закона № 96700088-2 "О нормативных правовых актах Российской Федерации" по состоянию на 26 декабря 2014 // Режим доступа:http://minjust.ru/ru/node/116235
2. Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по второму чтению по проекту ФЗ № 329663-3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант плюс».
3. Анализ деятельности территориальных органов Минюста России в сфере обеспечения единства правового пространства// Режим доступа: http://to54.minjust.ru/ru/node/120991
Литература.
1. Абдулатипов, Р. Г. Время быть гражданином // Российская газета. - 2000. - 22 января.
2. Алексеев, С. С. Государство и право: начальный курс / С. С. Алексеев. - Москва: Юридическая литература, 2013. - 410 с.
3. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - Москва : БЕК, 2010. - 320 с.
4. Арзамасов Ю.Г. Иерархия ведомственных нормативных актов // Государственная служба. 2004. № 5. С. 63-67.
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. - Москва: Норма-Инфра, 2009. - 360 с.
6. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. Т. I: Введение в гражданское право -(Магистр): учеб. Москва : Юрайт, 2011. 521 с.
7. Болтенкова, Л. Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов: основные противоречия // Федерализм. - 1996. №1
8. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М. Наука, 2009. 528 с.
9. Галич-Золотарева М. В. Теория и практика федерализма: системный подход / Науч. ред. - Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2009. 640 с.
10. Зотолокина, Т. А. Соотношение федерального и регионального уровней правового регулирования трудовых отношений // Вестник Омского университета, 2003, №1, С. 117-120
11. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 39.
12. Конституция дороже договора // Российская газета. - 2001. - 21 сентября.
13. Коллизионные нормы в советском праве / Власенко Н.А.; Науч. ред.: Черданцев А.Ф. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. 100 с.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - Москва, 1996.
15. Власенко, Н. А. Выступление на научно -методическом семинаре, посвященном юридической технике // Государство и право, 2000. №12. С. 97.
16. Власенко, Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. - Иркутск, 2011. 142 с.
17. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - Москва: Просвещение, 2010. - 390 с.
18. Глущенко, В. В. Теория государства и права: системно - управленческий подход. Москва: Юридическая литература, 2012. 416 с.
19. Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право. 2007. № 12. С. 92-98.
20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Москва : Юридическая наука, 2012. 416 с.
21. Клепицкая, Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие - 2-е изд. - («Карманное учебное пособие»). - Москва : РИОР, 2008. 126 с.
22. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. - Москва : НОРМА, 2008. 384 с.
23. Курбатов, А. Я. Порядок разрешения коллизий в российском праве / А. Я. Курбатов // Корпоративный юрист. - 2012. № 11. С. 4-12
24. Курылева, О. С. Конституционно-правовые проблемы реализации международных норм о труде: Материалы международной научно-практической конференции / О. С. Курылева. - Мн.: БГУ, 2010. 420 с.
25. Лебедев В. А. Коллизии в конституционном праве // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 35 (250). Право. Вып. 30. С. 7.
26. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. - Москва : Проспект, 2011. 704 с.
27. Матузов, Н. И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. Москва: Юристъ, 2010. 500 с.
28. Матузов, Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения / Н. И. Матузов // Правоведение. - 2000. № 5. С. 225-244.
29. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд.,дополненное. - Москва : Азбуковник, 1999. - Режим доступа: http:// slovarozhe gova.ru/word.php?wordid= 11461
30. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: Учебник - («Основы наук») (ГРИФ). - Москва : Высш. обр., 2008. 379 с.
31. Петров А. А., Шинкевич Д. С. К вопросу о соотношении федеральных подзаконных актов и региональных законов // Вести. Том. гос. ун-та. Право. 2015. № 2 (16).
32. Петрова, Е. И. К вопросу о соотношении постановлений Правительства РФ и законов субъектов РФ в системе источников трудового права // Актуальные проблемы российского права: сб. ст. Москва : Изд-во МГЮА, 2007. № 1(4). С. 269-275
33. Поленина, С. В. Юридическая конфликтология - новое направление в науке / С. В. Поленина // Государство и право. 2011. № 4. С. 47-50.
34. Протасов, В.Н. Теория права и государства: Вопросы и ответы. Москва : Наука, 2009. 240 с.
35. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов - («Высшее образование») (ГРИФ). - Москва : РИОР, 2011. 463 с.
36. Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 30-39
37. Саленко А.В. Россия - унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2001, № 2.- С. 63-73
38. Семенова, Я. М. Устранение коллизий в процессе применения норм трудового права: автореф. дисс. ... канд. юридич. наук / Я. М. Семенова.- Пермь, 2013. 125 с.
39. Скакунов, Э. И. От конфликтов к стабильности: путь России / Э. И. Скакунов. - Тольятти, 2012. 325 с.
40. Скобелкин, В. Н., Передерии С. В., Чуча С. Ю., Семенюта Н. Н. Трудовое процедурно-процессуальное право : Учеб. пос. / Под ред. В. Н. Скобелкина. Воронеж : Изд. Воронеж, гос. ун-та, 2002. 504 с.
41. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права: Учебник. Москва: Юристъ, 2009. 304 с.
42. Стародубцева И.А. Особенности коллизий в конституционном законодательстве// Конституционное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 12
43. Сырых, В.М. Теория государства и права Учебник для вузов. 5-е изд., стер. (ГРИФ). - Москва : Юстицинформ, 2012. 704 с.
44. Тарханов М. В. О договорной форме разграничения предметов ведения и полномочий в системе публичной власти Российской Федерации // Научная сеть Современное право, сетевой журнал. 2014 Режим доступа: https ://www. sovremennoepravo.ru/m/ articles/view/%D0%9E-%D0%B4%D0%BE%D0%B3 %D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B5
45. Тихомиров, Ю. А. Действие закона / Ю. А. Тихомиров. - Москва : Известия, 2012. 260 с.
46. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право: учеб. И науч. -практ. Пособие / Ин-т законодательства и сравн. Правоведения при Правительстве РФ Москва : ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2000. 394 с.
47. Тихомиров, Ю. А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие / Ю. А. Тихомиров. - Москва : Юринформцентр, 2011. 310 с.
48. Тихомиров, Ю. А. О коллизионном праве / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2011. № 2. С. 6-15.
49. Тихомиров, Ю. А. Юридическая коллизия: власть и правопорядок / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. - 2013. № 1. С. 2-6.
a. Тихомиров, Ю. А. Юридическая коллизия / Ю. А. Тихомиров. - Москва : Манускрипт, 2011. 301 с.
b. Толстик, В. А. Иерархия источников российского права: Монография. Н.Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002. 215 с.
50. Топорнин, Б. Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России / Б. Н. Топорнин // Государство и право. - 2010. № 7. С. 35-41.
51. Худойкина, Н. В. Юридический конфликт: динамика, структура, разрешение / Н. В. Худойкина. - М.: Юридическая литература, 2011. 78 с.
52. Упоров, И. В. Теория государства и права. Курс лекций Учебное пособие для вузов. (Серия: «Курс лекций») // Упоров И.В., Старков О.В., Рассказов Л.П. - Москва : Экзамен, 2005. 320 с.
53. Юридические приоритеты и коллизии в федеральном законодательстве / Ю.А. Тихомиров, О.А. Дворникова, Н.Е. Егорова, А.Н. Морозов, Н.В. Плюгина, А.Е. Помазанский // Журнал российского права. 2008. № 11 // Справочная правовая система «Консультант-Плюс.