С чего начинается работа режиссера над постановкой массового театрализованного представления? С режиссёрского замысла, определяющего образно-постановочное решение, «ход» будущего представления, то есть его сквозное действие, форму, атмосферу и стиль. На профессиональном жаргоне этот замысел называют «задумкой». И поскольку в данном случае первичным. эле¬ментом будущего представления оказывается не пьеса и не музыкальная партитура, а именно режиссерская «задумка», то в дальнейшем режиссер, как правило, выполняет функции драматурга либо в «гордом одиночестве», либо в соавторстве с профессиональным литератором. Такое вынужденное совмещение профессий в известной мере объясняется тем, что пока у нас нет драматургов-профессионалов в данной области искусства, знающих его специфику и специализирующихся на создании сценариев для массовых представлений. Помимо трех основных по В. И. Немировичу-Данченко функций режиссера — постановщика, воспитателя и организатора — здесь он выступает еще и в качестве режиссера-драматурга.
Толчком к возникновению у режиссера «задумки» являются конкретные предлагаемые обстоятельства данного представления; его тема, идея и сверхзадача, место проведения (подробнее об этом в следующей главе), наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обряды и обычаи, связанные с данным событием и местом. В отличие от традиционной пьесы которая, как правило, пишется «вообще» и может быть поставлена в любом театре ив любое время, сценарий массового представления всегда точно привязан к конкретному месту и определенному событию.
Замысел диктует режиссеру отбор номеров, переработку их и подготовку новых. А уже наличие определенных номеров вместе с доскональным знанием местного материала помогает режиссеру на основе «задумки» составить режиссерский план, либретто будущего представления. И лишь затем наступает этап создания подробного литературно-режиссерского сценария.
В сценарии массового представления, как и в любом драматургическом произведении, обязательны завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Только здесь они обычно именуются иначе: пролог, серия логически связанных тематических эпизодов, финал.
Пролог — это эпиграф ко всему представлению. В то же время он часто несет и экспозиционные функции, то есть содержит необходимую информацию. Существует мнение, что массовое представление нужно начинать большим, мощным номером многочисленного коллектива. Действительно, чаще всего так оно и бывает! Но это вовсе не обязательно. Каждый тематический эпизод должен иметь законченное образное решение и, в свою очередь, состоять из тех же компонентов: завязки, развития действия, кульминации и развязки. Все эти эпизоды должны быть сюжетно или ассоциативно связаны между собой и следовать друг за другом по степени эмоционального нарастания, логично подводя зрителя к финалу.
В финале, как правило, кульминация представления и его раз¬вязка совмещены в ударный, эмоционально-приподнятый эпилог апофеозного звучания. Такой финал обычно называют «точкой» представления, хотя правильнее было бы сравнить его с восклицательным знаком.
Массовое представление должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. Ему категорически противопоказаны статично-декламационные, так называемые «разговорные» эпизоды и сцены. Символические и аллегорические по¬строения, пластические метафоры, образно-ассоциативные мизансцены заменяют здесь диалоги и монологи. В основе зрелищной природы массового представления лежат большие танцевально-музыкально-пантомимические композиции, подкрепленные минимальным количеством текста. Причем текст этот должен быть сжатым, емким, образным, отлитым в тугую поэтическую строку или в хлесткую цирковую репризу. В противном случае он просто «не дойдет» до зрителя.
Все эти необходимые условия обязательно нужно учитывать уже на стадии создания сценария. На последнем его этапе чаще всего режиссер нуждается в помощи профессионального литератора — автора текстов, лучше — поэта, чем драматурга или прозаика.
«Действенность массового представления определяется конфликтами, столкновениями, борьбой идей внутри каждого эпизода. И это тоже режиссер обязан предусмотреть на уровне создания сценария. Так же, как еще на этом этапе он должен решить проблему выхода на площадку и ухода с нее больших масс исполнителей. Ни занавеса, ни чистых перемен массовом представлении нет, какие-либо неоправданные паузы недопустимы. Поэтому идеальное решение проблемы — когда сами перестановки удается театрализовать, сделать их элементом сценического действия.
Тематические эпизоды являются плотью представления. Каждый такой эпизод состоит из отдельных номеров. Номера в массовом представлении соответствуют понятию «явление» в классической драме, а иногда даже выполняют функции отдельной реп¬лики, фразы.
К сожалению, сплошь и рядом приходится видеть, как иные режиссеры, поставив пролог и финал, все остальное представление, самую суть его сводят к простому концертному показу номеров. Но даже и в этой ситуации, когда режиссер фактически выполняет функции эстрадного администратора или помрежа, он вынужден думать о соотношении и чередовании жанров и ритмов, о нарастании эмоционального впечатления и т. д. То есть как-то выстраивать последовательность номеров, исходя из их качества. Кроме того, режиссеру приходится заботиться о «связках» между номерами. Чаще всего в роли этих «связок» выступает банальный конферанс, который престижнее сейчас именовать «текстом ведущего».
Конечно, такое построение массового представления говорит либо о полном непонимании режиссером специфики, либо о ката¬строфической нехватке времени на постановку, либо, наконец, об откровенной халтуре. Хотя уже и в этом качественно неполноценном варианте представления заложены основы того, что является одной из основных, специфических функций работы режиссера массовых форм, — монтажа номеров.
Массовое представление — это не прокат готовых номеров, как в эстрадном концерте, и не иллюстрация с их помощью ка¬кого-то тезиса. Это слияние, сплав разножанровых номеров, доку¬ментального материала, специально написанных текстов и т. д. и т. п., в результате чего рождается новое качество, создается произведение совершенно нового синтетического, комплексного жанра. На наш взгляд, именно режиссеру массовых театрализованных представлений в наибольшей степени подходит придуманный В. Э. Мейерхольдом термин «автор спектакля».
Монтаж номеров в эпизоде и последующий монтаж эпизодов в представлении правильнее было бы называть словом «коллаж», поскольку это не механическое соединение однородного материала, а составление из разножанровых номеров совершенно самостоятельного произведения искусства, сродни тому, как это про¬исходит в некоторых направлениях современного изобразительного искусства и поэзии. Или, пользуясь терминологией С. М. Эйзен¬штейна—«монтаж аттракционов».
При монтаже используются, как правило, имеющиеся в наличии в данном конкретном месте номера профессиональных актеров и самодеятельности, детские и спортивные. Подготовка новых, специально созданных для данного представления номеров, к со¬жалению, очень редко оказывается возможной. Поэтому кажется более чем спорным утверждение Д. В. Тихомирова, что режиссер массового представления — «это прежде всего сочинитель и постановщик номеров». Думается, нет такого режиссера, специалиста во всех жанрах, который сумел бы сочинить и поставить десятки специальных разножанровых номеров для массового представления, к тому же в весьма ограниченные сроки. Скорее следует говорить о переработке, переделке, доводке готовых номеров (хотя это всегда очень болезненный процесс и для руководителей коллективов и для их участников и прибегать к такой мере следу¬ет только в случае крайней необходимости). Чаще всего номера приходится сокращать, учитывая темпоритм всего представления, использовать какой-то фрагмент номера. Иногда — переодевать актеров или. менять в номере музыкальное сопровождение, чтобы добиться единого цветового и музыкального решения всего представления. Но, как правило, объединяются несколько номеров в один сводный. Очень часто создаются сводные хоры и оркестры, сводные хореографические и спортивные коллективы.
При создании представления текстовые «связки», конферанс являются самым примитивным способом соединения номеров, а потому наименее желательным. Текст должен нести самостоятельную смысловую нагрузку, помогать в создании поэтической атмосферы, доводить до зрителя только самую необходимую информацию. Но все это возможно в закрытом помещении с хорошей акустикой (например, в концертном зале), а никак не на больших открытых площадках, где ведущего попросту не видно и не слышно.
В идеале никакие специальные «связки» вообще не нужны, но¬мера должны быть смонтированы так, чтобы один логично вытекал из другого, был естественным продолжением и развитием темы или, наоборот, чтобы номера, согласно сюжету, вступали друг с другом в конфликт, в столкновение (так называемый контрастный монтаж). «Два каких-либо куска, поставленные рядом, неминуемо соединяются в новое представление, возникающее из этого сопоставления как новое качество», — писал С. М. Эйзенштейн.
В принципе существуют три типа монтажа: последовательный — когда все номера просто выстроены в определенном логическом порядке один за другим, параллельный — когда действие разворачивается одновременно в нескольких плоскостях, дополняя и обогащая одно другое, и ассоциативный (или, как его называл В. Яхонтов, «монтаж взрыва») — когда два события сталкиваются одно с другим, рождая новое качество, новый художественный образ.
1) Силин А. Д. «Площади – наши палитры». Москва 1982 г.
2) Шароев И. Г. «Режиссура эстрадных массовых представлений». Москва 1986 г.
3) Петров Б. Н. «Режиссура массового спортивно – художественного театра». Ленинград 1986 г.
4) Сост. Глан Б. Н. «Массовые праздники и зрелища». Москва.