Введение 5
1 Выбор оптимальной стратегии снижения производственных затрат
организации как условие роста показателей эффективности ее деятельности 8
1.1 Анализ тенденций и перспектив развития машиностроительного
комплекса России 8
1.2 Исследование подходов к формированию стратегии снижения
производственных затрат предприятия 27
1.3 Исследование действующей практики снижения производственных
затрат машиностроительного предприятия 39
2 Анализ результатов деятельности и затрат на производство продукции
ОАО «КЗХ «Бирюса» 49
2.1 Анализ результатов деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса» на
отраслевом рынке 49
2.2 Анализ затрат на производство основных видов продукции ОАО
«КЗХ «Бирюса» 68
2.3 Обоснование и выбор оптимальной стратегии снижения затрат на
производство продукции предприятия и возможностей ее реализации 84
3 Разработка стратегии снижения производственных затрат ОАО «КЗХ
«Бирюса» 107
3.1 Оценка величины единовременных затрат на реализацию стратегии
снижения производственных затрат ОАО «КЗХ «Бирюса» 107
3.2 Расчет величины производственных затрат организации при переходе
на новую стратегию развития ОАО «КЗХ «Бирюса» 159
3.3 Оценка эффективности влияния стратегии на показатели
деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса» 167
Заключение 180
Список использованных источников
В настоящее время в условиях развития экономической независимости страны, повышается актуальность развития ведущих отраслей промышленности, которые формируют базовую основу для существования отечественного производства. Машиностроительный комплекс является неотъемлемым звеном, обеспечивающим другие отрасли средствами труда, а население необходимыми приборами быта.
В целом развитие машиностроительного комплекса поддерживается многочисленными программами со стороны государства, однако затратное производство, высокий уровень экспорта продукции не позволяет отечественным компаниям получать высокую прибыль, необходимую для развития и процветания компаний.
В условиях современного экономического кризиса, нехватки денежных средств, сокращения возможностей взаимодействия с некоторыми иностранными банками, привело к тому, что сегодня многие компании нуждаются в оценке своих затрат, поиске путей решений данной проблемы, с целью максимизации прибыли. Каждая организация действует сегодня в условиях жесткой конкуренции, поэтому создать «уникальный продукт» становится все сложнее.
С аналогичной проблемой столкнулось машиностроительное предприятие ОАО «Красноярский завод холодильного оборудования «Бирюса». Высокая затратность производства продукции, высокий уровень конкуренции на рыке, низкий уровень сбыта продукции, сокращение прибыли компании заставляет задуматься о рациональности осуществления всех существующих затрат и о способах их сокращения.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время на предприятии наблюдается рост затрат на производство холодильной техники. В связи с чем поиск оптимальной стратегии развития организации в целях
По состоянию на 2015 года наблюдается сокращение выручки и прибыли предприятия ОАО «КЗХ «Бирюса». Например, в 2014 году чистая прибыль компании в 17,99 раз ниже, чем показатели 2012 года. Сокращение выручки обуславливается ростом объемов затрат, необходимых для производства холодильного оборудования. Осуществление мероприятий, направленных на минимизацию себестоимости продукции, позволит ОАО «КЗХ «Бирюса» повысить эффективность производства, увеличить экономические показатели, направить денежные средства в развитие производственного процесса с целью формирования достойной конкуренции с зарубежными аналогами на рынке. Дополнительные денежные средства, полученные в ходе осуществления мероприятий по снижению себестоимости, могут быть направлены также на развитие инфраструктуры, например, на модернизацию или строительство новых объектов хозяйства.
Целью работы является осуществление оценки эффективности разработанной стратегии, направленной на снижение себестоимости конечного вида продукции ОАО «КЗХ «Бирюса».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
- рассмотреть текущее состояние развития машиностроительного комплекса в целом, а также отрасли производящей холодильное оборудование;
- изучить общие принципы и методы минимизации производственных издержек на различных этапах производственного процесса;
- рассмотреть подходы и действующую практику снижения производственных затрат машиностроительных предприятий;
- выполнить анализ результатов деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса» и затрат на производство основных видов продукции на ОАО «КЗХ «Бирюса»;
- обосновать выбор оптимальной стратегии снижения затрат на производство продукции предприятия и оценить возможности ее реализации;
Объектом исследования является машиностроительное предприятие открытое акционерное общество «Красноярский завод холодильного оборудования «Бирюса». Основное направление деятельности ОАО «КЗХ «Бирюса» - производство бытовых холодильников и торгового холодильного оборудования.
Предметом исследования является обоснование и выбор стратегии снижения издержек предприятия на основании анализа себестоимости производства холодильного оборудования на предприятии ОАО «КЗХ «Бирюса».
Для наиболее полного изучения темы в качестве информационной базы использовались периодические издания экономических журналов, справочная литература, информационные статистические базы, бухгалтерские отчетности предприятий, иностранная литература, техническая документация по производству продукции, нормативная документация.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: сравнительный и финансовый анализ, графоаналитический анализ, анализ внешней и внутренней среды предприятия, опрос.
Практическая значимость работы заключается в разработке стратегии, способствующей минимизации издержек производства, повышению эффективности функционирования предприятия, формирования фундамента для дальнейшего роста и развития ОАО «КЗХ «Бирюса». Выявленные направления развития позволят предприятию выйти на новый уровень, тем самым увеличив уровень конкурентоспособности на рынке.
Машиностроение является ведущей отраслью промышленности - как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции - необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.
Машиностроение - отрасль, чрезвычайно сложна по своей структуре и потенциалу развития ее сегментов, одним из которых является производство холодильной техники.
В период существования СССР сильная машиностроительная промышленность в кооперации со странами СЭВ в достаточной степени обеспечивала холодильным оборудованием все отрасли народного хозяйства страны. В 1990-е годы развал отечественной холодильной промышленности привел к закрытию производства российских компрессоров и агрегатов. Существенно сказалось на развитии отрасли разрушение стройной системы ГОСТ и нормативных требований государственных органов технического надзора. Лишь немногим предприятиям удалось остаться на плаву, растеряв при этом устоявшуюся систему заказов готового оборудования и поставок его комплектующих.
Как показал анализ тенденций развития отрасли на сегодня российские производители собирают около 5 миллионов бытовых холодильников в год, из них около полутора миллионов штук - отечественными компаниями. Однако отрасль практически полностью зависит от импорта компрессоров. Параллельно с развалом холодильной промышленности расцвел бизнес по сборке агрегатов и установок из зарубежных комплектующих и блоков.
По данным маркетингового агентства Discovery Research Group, объем рынка коммерческого холодильного оборудования в России в 2013-2014 годах составлял 982 тысяч единиц техники, причем в 2014 году наметилась тенденция к сокращению из-за санкций со стороны ЕС и США. В денежном выражении рынок оценивался в 740,3 миллиона долларов США.
Согласно официальной статистики, не менее 70% холодильной техники на российском рынке собираются из импортных комплектующих,. При этом не менее 20% приходятся на импорт готового оборудования, и лишь 10% - целиком отечественная продукция. Ежегодный рост рынка холодильного оборудования в России с 2010 по 2015 год составлял 14-16%, при этом доля зарубежной продукции оставалась подавляющей. Эти показатели характеризуют реальную степень зависимости нашей страны от импорта в холодильном секторе.
В свете изложенного сегодня Правительством России и руководителями отрасли рассматривается возможность реализации ряда мер по импортозамещению и возрождению холодильной промышленности России:
Во-первых, максимальная концентрация усилий ведущих организаций и компаний по разработке, изготовлению и продвижению на рынок отечественного холодильного оборудования европейского уровня от элементов КИПиА до современных компрессоров, агрегатов и установок. Специалистами и руководством отрасли, а также и на государственном уровне отмечается необходимость отдать приоритет поставкам отечественного холодильного оборудования с характеристиками, не уступающими либо близкими к импортным аналогам.
Возможностью для этого должно стать стимулирование внутреннего спроса на все виды данного оборудования. Несомненно эта работа может дать существенные результаты только при активной государственной поддержке и при наличии команды грамотных, энергичных специалистов, объединенных общей целью возрождения отечественной холодильной промышленности. Следует отметить, что в настоящее время все продуктивные действия в этом направлении проводятся по инициативе и при непосредственном участии «Россоюзхолодпром», «ВНИИХолодмаш - Холдинг», "ВНИХИ", «ЦНИИ «Курс» и некоторых других организаций.
Во-вторых, как отмечается во всех важных стратегических документах особые усилия сегодня нужно направить на восстановление полноценной системы подготовки специалистов-холодильщиков в колледжах и вузах страны. С этой целью уже сейчас «Россоюзхолодпром» ведется активная работа по формированию отраслевого совета для разработки профстандартов и оценки их влияния на качество образовательных стандартов для профильных специалистов в колледжах и вузах.
В-третьих, рассматривается и возможность развития лицензионного производства холодильных компрессоров и агрегатов, в особенности промышленного диапазона, что несмотря на высокую стоимость может быть весьма выгодно. Проблема состоит только в правильном выборе лицензионного объекта, продуктивной договоренности с зарубежными производителями и юридически грамотном оформлении сделки. Рассматривается и возможность не только организации сборки, но и постепенного замещения оборудования изделиями отечественного производства.
В-четвертых, специалисты и руководители ведущих компаний рассматривают необходимость проработки такого варианта развития отрасли, как открытие полноценного производства компрессоров и агрегатов в свободной экономической зоне.
На основании всего выше отмеченного отечественным производителям холодильной техники следует четко понимать, что магистральным направлением в их работе должно стать возрождение отечественной холодильной промышленности с опорой на собственные силы, при условии всемерного изучения и разумного использования мирового опыта [160].
Следует отметить и такую важную для отраслевых производителей холодильного оборудования проблему, как высокий уровень производственных затрат, что напрямую связано с использованием импортных комплектующих, цена которых существенно сказывается на спросе на отечественные товары. Именно поэтому каждый производитель холодильного оборудования сегодня должен быть, в первую очередь, ориентирован на поиск эффективных стратегий собственного развития, в том числе и за счет снижения затрат на производство холодильного оборудования. Именно поэтому в настоящей работе на основании анализа результатов деятельности на отраслевом рынке, оценки собственного потенциала, возможностей и условий развития такого значимого для отрасли хозяйственного субъекта как ОАО «КЗХ Бирюса», предпринята попытка выбора наиболее оптимального варианта стратегического развития на долгосрочную перспективу.
Понимая важность решения проблемы снижения производственных затрат в выпускной квалификационной работе рассмотрены три варианта решения данной задачи, в условиях принятого Правительством России курса на импортозамещение - собственное производство компрессорной техники для моделей холодильного оборудования производимого предприятием.
Руководство предприятия сегодня решает вопрос по какому пути решения проблемы идти:
- изготовление компрессорной техники на собственных свободных площадях (Вариант 1);
- изготовление компрессорной техники на арендованных площадях (Вариант 2);
-изготовление компрессорной техники путем строительства Мини завода (Вариант 1).
Как показал анализ объем возможного выпуска компрессорной техники, который сегодня может обеспечить предприятие - 1000000 ед. При этом собственная потребность составляет-400000 ед.
Все три рассматриваемых варианта дают возможность предприятию реализуя свободный объем производимой техники получить дополнительный доход.
Именно оценке эффективности и выбору наиболее оптимального варианта решения посвящена третья часть выпускной квалификационной работы, в которой выполнен расчет величины единовременных и текущих затрат по анализируемым вариантам стратегических решений.
В результате выполненных расчетов обоснован выбор наиболее оптимального варианта стратегического выбора. Несмотря на позитивные показатели всех трех вариантов, наиболее целесообразным является вариант 1- изготовление компрессорной техники на собственных свободных площадях. Об этом свидетельствуют данные таблицы 80. п. 3.3. работы.
Первый вариант более выгоден для ОАО «КЗХ «Бирюса», поскольку имеет наименьший срок окупаемости - 1,6 года и достаточно высокую норму доходности -2,97. Реализация данного решения позволит организации получить экономию на затратах в сумме 68, 9 млн. рублей в год.
В случае использования компрессоров собственного производства, себестоимость холодильного оборудования будет значительно ниже, что обеспечит экономию денежных средств, вкладываемых в приобретение импортных комплектующих.
Кроме того реализация данного проектного решения является менее рискованной, учитывающей все возможные риски, которые могут произойти в экономике. Величина внутренней нормы доходности данного варианта (47,5%) превышает такой показатель как норма дисконта на 36,19%.
Третий вариант реализации стратегии является менее эффективным, поскольку уровень риска почти граничит с нормой доходности (13%), показатель индекса доходности выше на 0,07. Его привлекательность обуславливается возможностью завода к увеличению выпуска продукции, поскольку его мощность, площади предоставляют потенциал к дальнейшему развитию, что отсутствует у первых двух вариантов.
Однако учитывая тот факт, что в условиях кризиса экономики и предпочтительности существования предприятия в условиях максимальной определенности первый вариант реализации стратегии является наиболее эффективным.
http://regnum.ru/news/2066640.html
29 StudFiles [Электронный ресурс]: информационный сайт, Москва, 2000-
2015. -Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2241661/page:20/
30 Прогноз экономического развития России в 2015-2018 годах [Электронный ресурс]: статистика и информация о тенденциях развития основных отраслей экономики России.- Москва, 2015.-Режим доступа: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/macro/progn15-18.pdf
31 Refrigeration Equipment Manufacturers (Global) Market/Plimsoll//Marketing research.- Plimsoll Publishing Limited, Scotswood House, Great Brittan, 2015, c. 35
32 Основы менеджмента [Электронный ресурс]: информационный сайт.- Москва, 2013-2015.-Режим доступа: http://bmanager.ru/articles/tipy-konkurentnyx- strategij-i-ix-ispolzovanie-v-ekonomike-rossii.html
33 Смирнова, Н.И. Управления затратами метод «Таргет-костинг»/Н.И. Смирнова//Машиностроительный концерн.-2014.-№2.-С.165-177.
34 Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: информационный
сайт.- Москва, 2011-2015.-Режим доступа:
http://www.vuzlib.su/beta3/html/1/5575/5639/
35 Васина, А.С. Проекты снижения затрат: описание альтернатив и расчет экономического эффекта/АльтИнвест// А.С. Васина.-Санкт-Питерург.-2015.-1- 5с.
36 Планирование производственно-экономических показателей деятельности ( на примере ООО «Тавдинский машиностроительный завод»)[Электронный ресурс]: информационный сайт.- Москва, 2011-2015.- Режим доступа: http: //тоЫго .о^Мос/104477/planirovanie_proizvodstvenno - jekonomicheskih_pokazatelej_dejatelbnosti_(tavdinskij_mashinostroitelbnyj)
37 База данных «Контрагент» [Электронный ресурс]: информационный
сайт.- Москва, 2006-2016.-Режим доступа: http://www.k-
agent.ru/catalog/4501163148-1104501006543
38 Статистическое изучение издержек производства и себестоимости промышленной продукции [Электронный ресурс]: информационный сайт.- Москва, 2004-2016.-Режим доступа: http://roovee.net/c133/item252715.html
39 Себестоимость продукции: анализ и пути снижения (на примере ЗАО
«Атлант») [Электронный ресурс]: информационный сайт, содержащий полные аналитические работы.-Москва.-2004-2016.- Режим
доступа:http://mobiro.org/doc/175488/analix_i_puti_snizhenija_sebestoimosti_produ kcii_(na_primere_zao_atlant)
40 База данных «Контрагент» [Электронный ресурс]: информационный
сайт.- Москва, 2006-2016.-Режим доступа: http://www.k-
agent.ru/catalog/7809026421-1027810314619
41 Официальный сайт ОАО «КЗХ «Бирюса» [Электронный ресурс]: информационный сайт.- Красноярск, 2006-2016.-Режим доступа: http://www.biryusa.ru/catalog.php?type=1&page=2
42 Ежеквартальный отчет открытого акционерного общества
«Красноярский завод холодильников «Бирюса».-По состоянию на 4 квартал
2011 года.- Красноярск, 2011.- 80с.
43 Ежеквартальный отчет открытого акционерного общества «Красноярский завод холодильников «Бирюса».-По состоянию на 4 квартал 2014 года.- Красноярск, 2014.- 80с.
44 Ежеквартальный отчет открытого акционерного общества «Красноярский завод холодильников «Бирюса».-По состоянию на 4 квартал
2012 года.- Красноярск, 2012.- 80с.
45 Ежеквартальный отчет открытого акционерного общества «Красноярский завод холодильников «Бирюса».-По состоянию на 4 квартал
2013 года.- Красноярск, 2013.- 80с.
46 Производственные и складские здания, сооружения и помещения (для помещений этого класса характерно наличие постоянного контингента работающих, в том числе круглосуточно): офиц. текст.- Москва, МинстройРФ,
2012. -33с.
47 Управление производством [Электронный ресурс]: информационный
сайт.-Москва, 2010-2016.-Режим доступа: http://www.up-
pro.ru/encyclopedia/zapas-finansovoy-prochnosti.html
48 Regnum (Покупательская способность жителей России) [Электронный ресурс]: информационное агентство.- Москва,1999-2016.-Режим доступа: http://regnum.ru/news/2045338.html
49 Вентиляция-профи [Электронный ресурс]: информация о фильтрах-
осушителях кондиционера: конструктивные особенности и замена.- Москва,1999-2016.- http://ventilationpro.ru/konditsionirovanie/filtr-osushitel-
kondicionera-konstruktivnye-osobennosti-i-zamena.html
50 Wikipedia [Электронный ресурс]: информационный сайт.-1999-2016.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Холодильный_компрессор
51 Система современной техники [Электронный ресурс]: информационный сайт.- Москва, 1999-2016.-Режим доступа: http://systemsauto.ru/electric/ecu.html
52 Фильтры-осушители в России [Электронный ресурс]: информационный сайт.- Санкт-Петербург, 2016.-Режим доступа: http://tiu.ru/Filtry-osushiteli.html