Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самоотношения слабослышащих подростков, проживающих в условиях специализированного интерната

Работа №26029

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ понятия «Самоотношения» у подростков с нарушением
слуха 7
1.1 Анализ самоотношения в психологических исследованиях 7
1.2 Особенности самоотношения у подростков с нарушением слуха 16
2 Теоретические аспекты агрессивности у слабослышащих подростков 20
2.1 Агрессия как феномен психологического исследования 20
2.2. Особенности агрессии в подростковом возрасте 27
3 Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у слабослышащих
подростков, проживающих в условиях специализированного интерната 32
3.1. Организация и методы исследования 32
3.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 36
3.3 Выводы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема формирования личности в подростковом возрасте является одной из самых главных в современной психологии. Особенно значимой эта проблема является для детей, чье самостоятельное «врастание» в культуру затруднено из-за имеющихся врожденных или приобретенных нарушений слуха, препятствующих полноценному общению с другими людьми. Разнообразие социальной ситуации развития ребенка с нарушенным слухом влияет не только на его речевое развитие, оно также сказывается на адекватности его поведения, эмоциональном и личностном развитии (О.К.Агавелян, Л.С.Выготский, Ч.Б.Кожалиева, и др.)
Особенности становления образа Я, самопознания, переход от чувственно-эмоционального, неосознанного отношения к себе к преобладанию когнитивных, осознаваемых компонентов, отражают основные этапы развития личности человека. Образ Я, включенный в Я-концепцию, определяет содержание индивидуального субъективного мира человека и обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности.
Человек начинает познавать и оценивать себя только при взаимодействии с другими людьми, поэтому бесспорна первоначальная зависимость Я- концепции от влияний ближайшего окружения. Сначала социальные контакты оказывают формирующее воздействие на Я-концепцию, а затем она сама становится активным началом самоотношения и самосознания, мировоззрения человека и определяет отношение к другим людям.
Исходя из исследования М.М. Нудельмана и Т.Н. Прилепской у слабослышащих детей, которые воспитываются и обучаются в заведениях закрытого типа, т.е. специализированном интернате, находясь в коллективе неслышащих подростков, самооценка высокая, потому уровень агрессивности низкий. [8] По исследованиям К. Мидоу было выделено, что самооценка у глухих детей, которые находятся в той среде, где им комфортно - высокая, а у тех, что находятся в обычной - низкая [41].
Так как слабослышащие подростки обостренно относятся к своему дефекту, то можно предположить, что ведущим аспектом самоотношения будет аутосимпатия, которая включает в себя самопринятие, самообвинение, измеряя выраженность установки внутреннего отношения к своему «Я». Аутосимпатия, то есть положительный или отрицательный уровень отношения к своему телу, это ключевой аспект в развитии слабослышащего и глухого ребенка, в зависимости от того, как подросток к себе относится, принимает ли себя или ненавидит свой недостаток.
Актуальность изучения самоотношения подростков с нарушениями слуха обусловлена тем, что именно в этот возрастной период у слабослышащих подростков появляется обостренное отношение к своему дефекту, который отчасти носит болезненный характер. Безусловно, нарушение слуха, как и любое другое нарушение накладывает отпечаток на особенности развития личности и также влияет на развитие агрессивности. Из-за того, что окружающие иначе относятся к слабослышащему, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности и характера.
Цель исследования: выявить особенности самоотношения в разных условиях жизнедеятельности у подростков с нарушениями слуха и взаимосвязь самоотношения с агрессивностью.
Объект исследования: слабослышащие подростки 12-14 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе и специализированном интернате для слабослышащих.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения с агрессивностью и условиями жизнедеятельности у слабослышащих подростков.
Исследовательский вопрос: Какая будет выраженность тесноты связи между компонентами самоотношения и агрессивностью у слабослышащих подростков?
Основная гипотеза: самоотношение у слабослышащих подростков в условиях интерната будет отличаться от самоотношения слабослышащих подростков, учащихся в общеобразовательной школе.
1) При менее выраженных аспектах аутосимпатии, самопринятии и высокой выраженности самообвинения, будет высокий уровень агрессивности.
2) Уровень агрессивности у слабослышащих подростков, проживающих в условиях специализированного интерната, будет ниже, чем у подростков, обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
В исследовании приняли участие слабослышащие подростки 13-15 лет со второй и третьей степени глухоты из Красноярской общеобразовательной школы-интернат №9 и ученики из Красноярской общеобразовательной школы №17.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические источники в отечественной и зарубежной литературе по проблеме исследования;
2. Подобрать методы и методики для исследования;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование, обработать полученный материал;
4. Провести количественный анализ полученных данных;
5. Сформулировать выводы и заключение по результатам исследования.
Теоретическая база исследования: концепция самосознания В.В. Столина, С.Р. Пантелеев; исследования С. Куперсмита, М. Розенберга в области самоотношения; особенности познавательного и личностного развития детей с нарушенным слухом (Т.Г. Богданова, С.М. Боскис, А.П. Гозова, М.М. Нудельман, В. Петшак, Т.Н.Прилепская, Т.В. П.М.Соловьев); психолого¬педагогические теории о проблемах развития личности (И. Божович, Е. С. Выготский, А. В. Петровский, С. JI. Рубинштейн).
Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие методы и методики:
1. Опросник самоотношения ОСО (В.В.Столин, С.Р. Пантелеев);
2. Методика Басса - Дарки для диагностики агрессивности;
3. Методы математической статистики Критерий Манна-Уитни (u- критерий);
4. Коэффициент корреляции Пирсона.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение особенностей самоотношения слабослышащих подростков и ее влияние на агрессивность является актуальной проблемой, поскольку от позитивного или негативного отношения к самому себе зависит дальнейшая жизнь человека. В особенности это касается подростков, которые переживают переходный возраст, где происходят психогормональные процессы и в придачу имеют слуховой дефект, из-за которого в большинстве случаев задаются вопросом, почему он не такой как все.
Несмотря на то, что существует множество исследований направленные на изучение самоотношения и агрессивности, как показывает мой анализ литературы по данному вопросу, самоотшению слабослышащих подростков уделяется мало внимания. Благодаря пройденной мной работе, мной работе можно выделить основные направления, в котором данный феномен рассматривается: типологический и казуальный.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей самоотношения в разных условиях жизнедеятельности у подростков с нарушением слуха и взаимосвязь самоотношения.
В ходе проведения исследования нам удалось выявить выраженности аспектов самоотношения, уровень агрессивности и различия между группами респондентов.
В дальнейшем исследовании ряд гипотез подтвердились:
1. Различие выраженности самоотношения между группами респондентов статистически значима.
2. Уровень агрессивности у группы, состоящей из слабослышащих подростков, обучающиеся в условиях общеобразовательной школы выше, чем у группы, состоящей из слабослышащих, проживающих в условиях специализированного интерната статистически значима.
Корреляция между компонентами самоотношения и индексом агрессивности статистически не значима, что значит, что гипотеза не подтвердилась. А значит цель исследования достигнута частично.



1. Басс, А. Дарки. А. Концепция агрессии / А. Басс, А. Дарки. - Екатеринбург. : Юрайт, 2013. - 201 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция? Психология самосознания: Хрестоматия / Р. Бернс. - Самара. : Бахрах-М, 2006. - 140 с.
4. Бернс, Р. Развития Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2009. - 420 с.
5. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие / Т. Г. Богданова.
- М. : Академия, 2002. - 203 с.
6. Богданова, Т. Г. Эффективности детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей / Т. Г. Богданова, А. Ю. Хохлова // Культурно-историческая психология. - 2008. - №3. - C. 86 - 91.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович.
- М. : НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
8. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.
10. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / C. Ю. Головин.
- Мн. : Харвест, 1998. - 800 с.
11. Гримак, Л. П. Общение с собой: начало психологии активности / Л. П. Гримак. - М. : Прогресс, 2011. - 132 с.
12. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. - М. : Москва, 1991. - 315 с.
13. Иванова, Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л. Ю. Иванова. - М. : Архангельск, 1993.
- 141 с.
14. Извольская, А. А. Об особенностях развития Я-концепции детей с нарушенным слухом / А. А. Извольская. - М. : МГППУ, 2009. - С. 201-203
15. Кайгородов, Б. В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 155-159.
16. Кобзева, О. В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах / О. В. Кобзева. - М. : МГУ, 2009. - 170 с.
17. Колышко, А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие / А. М. Колышко. - Гродно. : ГрГУ, 2004. - 102 с.
18. Кон, И. С. Развитие самосознания / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 254 с.
19. Конрад, Л. Агрессия: так называемое «зло» / Л. Конрад. - СПб. : Амфора, 2001. - С. 284-290
20. Кордуэлл, М. Психология: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
21. Кошелева, Е. А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявление в общении / Е. А. Кошелева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - №2. - С. 672¬675
22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2010. - 390 с.
23. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. - М. : МГУ, 1991. - 110 с.
24. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. - М. : Смысл, 1993. - 32 с.
25. Петровский, А. В. Общая психология / А.В. Петровский. - М. : Просвящение, 1986. - 267 с.
26. Портнова, Ю. М. Самоотношение как важнейший компонент самосознания / Ю. М. Портнова // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. - Н. Новгород, 2006. - С. 84-87.
27. Райгородский, Д. Я. Самосознание и защитные механизмы личности / Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. - 656 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. - 720 с.
29. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии - 1991. - № 1. - С. 81-88
30. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 206 с.
31. Синяк, В. А. Особенности психического развития глухого ребенка /
B. А. Синяк, М. М. Нудельман. - М. : Просвещение, 1975. - 108 с.
32. Соловьев, И. М. Психология глухих детей / И. М Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова. - М. : Редакционно-издательский совет Академии педагогических наук СССР, 1971. - 448 с.
33. Столпи, В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. д-ра псих. наук: 19.00.01 / В.В. Столпи. - М., 1985. 503 с.
34. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. - М. : Наука, 1977. - 144 с.
35. Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности / Т. В. Шипунова // Социологические исследования. - 2002. - № 5. -
C. 15-20
36. Ярмоленко, Г. П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии: дис. канд. психол. наук / Г. П. Ярмоленко. - СПб., 2004. - 161с.
37. Plutchik R, Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions / R. Plutchik, H. Kellerman, H. R. Conte. - N.Y. : Plenum, 1979. - p. 152.
38. Brinich, P., Relationship between intellectual functioning and communicative competence in deaf children / P. Brinich // Journal of Communicational Disorders. - 1981. - №14. - p. 429-434
39. Desjardin, J. L. Assessing Parental Perceptions of Self-Efficacy and Involvement in Families of Young Children with Hearing Loss / J. L. Desjardin // Volta Review. - 2003. - 103 (4). - p. 391-409
40. Marshark M. Psychological Development of Deaf Children / M. Marshark. - N.Y. : Oxford University Press, 1993. - 275 p.
41. Meadow, K. Early Manual Communication in Relation to the Deaf Child's Intellectual, Social, and Communicative Functioning / K. Meadow // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. - 2005. - №10 (4). - p. 321-329
42. Severely Hard-of-Hearing Children: Implications for the Future // International Journal of Pediatric Otolaringology. - 1999. - №49 (1). p. 39-43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ