Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В КУЛИНАРНЫХ ТЕЛЕШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Работа №25994

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы131
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ОЦЕНОЧНОСТИ 6
1.1. Подходы к определению категории оценочности 6
1.1.1. Понятия «оценка» и «оценочность» в современных 6
лингвистических исследованиях
1.1.2. Структура оценки и оценочной ситуации 21
1.1.3. Типология оценки и её функции 25
1.1.4. Языковые средства выражения оценки 33
1.1.5. Неязыковые средства выражения оценки 44
1.2. Понятие теледискурса и его специфика 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 59
ГЛАВА 2. ЛИГВОКОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБЫ
ВЫРАЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ 61
2.1. Жанровая характеристика немецкого кулинарного телешоу на
примере «Die Kuchenschlacht» 61
2.2. Жанровая характеристика американского кулинарного телешоу на
примере «MasterChef» 65
2.3. Актуализация оценки в кулинарных телешоу «Die Kuchenschlacht»
и «MasterChef» 67
2.4. Актуализация оценки в немецком кулинарном телешоу «Die
Kuchenschlacht» 69
2.4.1. Прямая похвала 70
2.4.2. Прямая критика 80
2.4.3. Скрытая критика 83
2.4.4. Скрытая похвала 88
2.5. Актуализация оценки в американском кулинарном телешоу
«MasterChef» 90
2.5.1. Прямая похвала 90
2.5.2. Скрытая критика 101
2.5.3. Прямая критика 106
2.5.4. Скрытая похвала 112
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 122
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ 127


На настоящем этапе развития лингвистической науки появляется немалое количество работ, посвящённых феномену оценочное™, однако ряд проблем, связанных с этой лингвистической категорией, остаётся нерешённым. Так, недостаточно освещённой остаётся взаимосвязь категории оценочное™ с лингвокультурной спецификой дискурса, обусловленность выбора способов и средств выражения оценочное™ особенностями конкретной лингвокультуры, специфика репрезентации оценки в дискурсе; не разработана единая классификация способов выражения критической оценки; оставлены без исследовательского внимания ситуации, в которых оценивание производится невербально. Подобная лакунарность данной проблематики диктует актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является выявление лингвокоммуникативных способов выражения критической оценки, используемых в немецком и американском кулинарных телешоу.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал, посвящённый категории оценочное™ и разграничить понятия «оценка» и «оценочное™».
2. Выделить языковые средства выражения оценки.
3. Описать возможности невербальной репрезентации категории оценочное™ в дискурсе.
4. Ознакомиться с работами, посвящёнными характеристикам теледискурса и его жанровой специфике.
5. Описать лингвокультурные особенности немецкого и американского кулинарных телешоу.
6. На материале немецкоязычного телешоу «Die Kuchenschlacht» и
англоязычного телешоу «MasterChef» выявить
лингвокоммуникативные способы выражения критической оценки.
7. Сопоставить способы выражения оценки в дискурсах двух представленных лингвокультур с целью выявления возможной специфики.
Объектом исследования выступает категория оценочности в телевизионном дискурсе, предметом - лингвокоммуникативные способы выражения критической оценки в кулинарных телешоу.
Материалом исследования послужил 21 выпуск немецкого кулинарного телешоу «Die Kuchenschlacht» общей продолжительностью 887 минут и 21 выпуск американского кулинарного телешоу «MasterChef» общей продолжительностью 861 минута.
Теоретической базой настоящего исследования являются работы по теории оценочности (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, В.Н. Телия, О.В. Новикова, А.С. Яковлева, Е.А. Чернявская, Г.Н. Иванина, J. Rett, M. Peric, A. Pavic Pintaric, J.R. Martin, P.R.R. White, J. Klein, J. Silke, G. Thompson, S. Hunston), исследования в области дискурса и дискурс- анализа (В.Б. Кашкин, В.И. Карасик, О.А. Леонтович, М.Е. Фролов,
Л.А. Нугуманова, Е.Г. Ларина, В.В. Дешевова), труды, посвящённые невербальной коммуникации (М.А. Антошинцева, И.Е. Папулинова, М.В. Рябинина).
В рамках исследования были использованы следующие методы: интерпретативный дискурс-анализ, прагмалингвистический анализ, сопоставительный анализ, метод сплошной выборки, количественный метод.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (45 наименований) и списка источников примеров (26 наименований). В первой главе рассматриваются теоретические основы категории оценочности, её языковые и неязыковые формы репрезентации и специфика дискурса и теледискурса. Во второй главе описывается специфика исследуемых кулинарных телешоу, выявляются и систематизируются лингвокоммуникативные способы репрезентации категории оценочности в немецком и американском кулинарных телешоу, проводится сопоставительный анализ.
Работа прошла апробацию на Международной научно-практической конференции молодых исследователей ИФиЯК СФУ «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» [Красноярск, 2017; 2018], а также на Международной научно -практической конференции «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники» [Пермь, 2017]. По материалам исследования опубликована статья «Лингвокоммуникативные способы выражения критической оценки в немецкоязычном кулинарном телешоу» в сборнике «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённого исследования по выявлению
лингвокоммуникативных способов выражения критической оценки в немецком и американском кулинарных телешоу было предложено определение оценки, которая понимается авторами как вид языковой универсальной категории, выражающей положительное или отрицательное отношение говорящего к явлениям объективной действительности. Критическая оценка определяется как суждение, выраженное квалифицированным поваром, выступающим в роли эксперта в конкретном кулинарном телешоу.
При исследовании учитывались субъект, объект, основание и характер оценки. Исходя из существующих классификаций оценки, мы выделили положительные (мелиоративные) и отрицательные (пейоративные) оценки, что нашло отражение в типологии выявленных лингвокоммуникативных способов (2 способа похвалы и 2 способа критики).
Выражение отношения и эмоций говорящего к реальному миру и описание фактов окружающей действительности выступают главными функциями оценки. По итогам анализа практического материала было выделено 4 лингвокоммуникативных способа выражения критической оценки: прямая похвала, скрытая похвала, прямая критика и скрытая критика, каждый из которых реализуется при помощи разноуровневых языковых и неязыковых средств.
Так, в телешоу «Die Kuchenschlacht» самым распространённым способом репрезентации оценки является прямая похвала (69,5% от всех выраженных оценок и 94,3% от всех положительных оценок). За ней следует прямая критика (13,3% от всех оценок и 50,6% от всех отрицательных оценок), затем скрытая критика (13% от всех оценок и 49,4% от всех отрицательных оценок) и, наконец, скрытая похвала (4,23% от всех оценок и 5,7% от всех положительных оценок).
В «MasterChef» первое место по распространённости также занимает прямая похвала (58,4% от всех оценок и 88,3% всех положительных оценок), второе - скрытая критика (18,9% от всех оценок и 55,9% от всех отрицательных оценок), третье - прямая критика (14,9% от всех оценок и 44,1% от всех отрицательных оценок), четвёртое - скрытая похвала (7,8% от всех оценок и 11,7% от всех положительных оценок).
Было выявлено, что соотношение лингвокоммуникативных способов в немецком и американском телешоу отличается, но совпадают самый распространённый и самый редкий способы выражения оценки, прямая похвала и скрытая похвала соответственно.
Среди других особенностей проанализированных телешоу была выявлена склонность немецких экспертов-критиков давать оценку с использованием лексем с обобщённой семантикой, в то время как американцы прибегают к категоризации, детализируя вкусовые, внешние и прочие качества блюда.
Разницу между прямой критикой и скрытой критикой в американском и немецком телешоу можно объяснить склонностью немцев к большей конкретике, в связи с чем прямая похвала и прямая критика являются наиболее частотными способами оценки в немецком телешоу.
В немецком телешоу прямая похвала вербализуется на 11,1% чаще, что, вероятно, объясняется склонностью немецких критиков к более дружелюбному и неконфликтному коммуникативному поведению в ситуации оценивания, чем американских экспертов. При этом считаем, что представители американской лингвокультуры более склонны к экспрессивному выражению своих суждений, что обусловливает более высокую степень драматургичности и драматизации телешоу «MasterChef».



1. Антошинцева М. А. Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса (на материале интервью): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. СПб, 2004. 328 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений (оценка, событие, факт). М.: Наука, 1988. 341 с.
3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 280 с.
4. Гак В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 1997. 3. С. 87-95.
5. Дешевова В.В. Атональность в телевизионном дискурсе (на материале современных российских телешоу): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2010. 222 с.
6. Дронь Д.Ю. Семантические характеристики оценки интеллектуальных способностей человека в английском языке // Вестник Башкирского университета. Серия: Филология и искусствоведение. 2013. Т. 18. № 4. С. 1156-1160.
7. Жалагина Т.А. Роль вербальных и невербальных компонентов в формировании фокуса внимания // Личностные аспекты языкового общения: межвуз. сб. науч. тр. / под науч. ред. д-ра филол. наук, проф. И.П. Сусова. Калинин: Изд-во КГУ, 1989. С. 87-91.
8. Иванина Г.Н. Выражение эмоциональной оценки в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М, 1984. 197 с.
9. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. / под науч. ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена,
2000. С. 5-20.
10. Кашкин В.Б. Дискурс. Воронеж: Лаборатория оперативной полиграфии ВГУ, 2004. 76 с.
11. Квашина В.В. Оценочность как языковая категория в современной лингвистике // Историческая и социально - образовательная мысль. 2013. 5. С. 250-255.
12. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. 81 с.
13. Крейдлин Г.Е. Кинесика // Словарь языка русских жестов / под ред. С. А. Григорьевой, Н. В. Григорьева, Г.Е. Крейдлин. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 166-248.
14. Кругликова Г.Г. К семантике количественной оценки // Языковые единицы в речевой коммуникации: : межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 80-93.
15. Кулиш Л.Ю. Неязыковые средства коммуникации // Вестник Киевского университета. Серия: Романо-германская филология. 1983. Вып. 17. С. 29-35.
16. Ларина Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Волгоград, 2004. 171 с.
17. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединённых Штатах сегодня. М.: Радуга, 1992. 575 с.
18. Маркелова Т.В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1994. 4. С. 12-19.
19. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства её выражения в русском языке: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 1996. 554 с.
20. Мирзоева Л.Ю. Экспрессивная актуализация средств выражения оценки в произведениях А. П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Алма-Ата, 1992. 224 с.
21. Негрышев А.А. Механизмы медиации в новостийном дискурсе: учеб. пособие. Владимир: ВГГУ, 2004. 116 с.
22. Новикова О.В. Категория оценочности в языке прозы В. П. Некрасова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Алматы, 1994. 203 с.
23. Нугуманова Л.А. Коммуникативно-прагматический аспект
формирования телевизионного дискурса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Уфа, 2014. 198 с.
24. Ньюренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. Баку: Фемида, 1992. 125 с.
25. Папулинова И.Е. Языковая манифестация жестов рук в диалогическом дискурсе (на материале русского, немецкого и английского языков): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Тамбов, 2003. 185 с.
26. Сейфулина С. А. Категория оценки в речи младших школьников: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 1999. 526 с.
27. Серякова И.И. Лексико-семантические и коммуникативно- функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальные средства коммуникации «голос» в современном английском языке: дис. ... канд. филол. наук:10.02.19. Киев, 1987. 182 с.
28. Скаженик Е.Н. Категория оценки в лингвокультурологическом и лингвокогнитивном аспектах (на материале речи студентов): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2002. 288 с.
29. Стернин Н.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания / под ред. Н. В. Уфимцевой. М.: Наука, 1996. С. 13-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ