ВВЕДЕНИЕ 3
1 Административно-правовой механизм 5
1.1 Подходы к управлению железнодорожным транспортом 5
1.2 Нормативно-правовая база управления железнодорожным транспортом. 15
1.3 Международный опыт управления железнодорожным транспортом 20
2 Современное состояние и перспективы развития железнодорожного
транспорта в РФ 29
2.1 Анализ и характеристика основных технических показателей 29
2.2 Анализ и характеристика основных экономических показателей 37
2.3 Современные проблемы железнодорожного комплекса 44
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и предложения
по его реформированию 47
3.1 Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года ....47
3.2 Создание высокоскоростных железных дорог 56
3.3 Тарифная политика на железнодорожном транспорте и пути
совершенствования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
Приложение Б
Актуальность исследования роли государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется тем, что современный железнодорожный транспорт не только способствует решению хозяйственных, экономических и стратегических задач государства, но и влияет на другие стороны общественной жизни страны, принимает активное участие в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, в международном сотрудничестве и т.д. В этом аспекте при рассмотрении значения железнодорожной инфраструктуры в глобальном масштабе нужно отметить, что в ее функционировании задействовано множество государственных органов, должностных и юридических лиц, миллионы людей. Деятельность железнодорожного транспорта осуществляется непрерывно, в нем используются разные дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Ежедневная организация пассажиропотока и грузооборота в необходимом русле невозможна без системности управления. Только системность может дать управленческим процессам требуемую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.
В данной работе поставлена цель анализа роли государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
- изучить подходы к управлению железнодорожным транспортом;
- рассмотреть нормативно-правовую базу управления железнодорожным транспортом;
- исследовать международный опыт в области управления железнодорожным транспортом;
- дать анализ и характеристику основных технических и экономических показателей деятельности ОАО «РЖД»;
- выявить современные проблемы железнодорожного комплекса;
- разработать направления совершенствования управления железнодорожным транспортом в России.
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в сфере управления железнодорожным транспортом в России.
Предметом исследования является роль государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации.
Исследования основаны на анализе научной литературы в области государственного управления, транспорта, других специализированных монографических и публицистических изданий; нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта в России.
Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, системно-структурного, формально-юридического.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Железные дороги в настоящее время - основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.
Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли - необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.
Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
- необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
- преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
- необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
- необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
- необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
- недостаточность инвестиционных ресурсов.
Предлагается заострить внимание, прежде всего, на создании высокоскоростных дорог для пригородных перевозок, реализация проекта позволит перевести пассажиропоток на высокоскоростную магистраль и освободить Транссибирскую магистраль для грузоперевозок, таким образом мы можем увеличить и пассажиропоток, и уровень грузоперевозок. А также пересмотреть Прейскурант №10-01 от 2003г. Решив в первую очередь проблемы тарифной политики, мы сможем повысить инвестиционную привлекательность отрасли, улучшить транспортно-экономические связи между регионами и позволить достичь ключевых целей ОАО «РЖД» и железнодорожного транспорта в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996.-№ 5.-Ст. 410.
2. Гречко А.В. Трансформация системы управления железнодорожным транспортом // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. -2014. - № 26.- С. 187.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
4. Катунина И.В. Управление предприятиями железнодорожного транспорта в условиях стратегических изменений // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 3. - С. 192.
5. Леонтьев Р.Г. Отраслевые корпорации и региональный бизнес: интеграция интересов. - М.: ВИНИТИ, 2014. - С. 28.
6. Миндагулов А.Х. Обеспечение транспортной безопасности (о Концепции законопроекта Республики Казахстан) // Российский юридический журнал. - 2012. -№ 6. - С. 12 - 15.
7. Остапюк Б.Я. Принципы эффективного управления железнодорожным транспортом в системе национального хозяйства в условиях глобализации // Бизнес Информ. - 2014. - № 190.
8. Петрусева Н.А., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» И СПС «КонсультантПлюс».
9. Положение о правлении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р.
10. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 (ред. от 17.06.2015) "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 851.
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от
25.12.2015) "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3342.
12. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 (ред. от
25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" // Собрание законодательства РФ. - 2004, - № 32. - Ст. 3344.
13. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от
25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3345.
14. Правила пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (111В) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" // Российская газета. - 2014. - № 172.
16. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 № 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС «КонсультантПлюс».
17. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 50. - Ст. 5977.
18. Савин В.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом: Справочное пособие. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003
19. Симонова, Л. В. Российский рынок железнодорожных перевозок РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс].
20. Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС) (тарифное руководство № 10-В). - М.: НПФ "Планета", 2005. - С. 5-94.
21. Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) (тарифное руководство № 10-А). - М.: НПФ "Планета", 2005. - С. 5-94.
22. Транспортная стратегия до 2030. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс].
23. Устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: одобрен постановлением Правительства РФ 18.09.2003.
24. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 170.
25. Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.
26. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.
27. Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г.
28. Федеральный закон РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10 января 2003 г.