Введение
1 Современная демографическая ситуация в России и Красноярском крае 6
1.1 Проблема рождаемости: факторы, обуславливающие её снижение и
последствия 6
1.2 Политика государства Российской Федерации в вопросах улучшения
демографической ситуации и ее проблемы 14
1.3 Анализ демографической ситуации в Красноярском крае 22
2 Анализ эффективности демографической политики Красноярского
края 29
2.1 Основные направления деятельности органов власти Красноярского
края в области улучшения демографической ситуации 29
2.2 Основные проблемы в работе органов власти Красноярского края в
области улучшения демографической ситуации 35
3 Рекомендации по оптимизации мер демографической политики
Красноярского края 43
3.1 Развитие системы самозанятости и укрепления семейных ценностей 43
3.2 Мероприятия по решению жилищных проблем молодых семей 48
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий 51
Заключение 58
Список использованных источников 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена демографической проблеме в Красноярском крае.
На сегодняшний день одной из самых актуальных, острейших проблем современной России остается демографическая ситуация, проблема сокращения численности населения. Известно, что рождаемость является самым существенным и стратегическим элементом изменения численности населения в России.
На первый взгляд современное демографическое положение страны характеризуется позитивными тенденциями. «Потрясающий результат», как прокомментировала демографические итоги первого полугодия вице-премьер Ольга Голодец. Начиная с 2000 года наблюдается увеличение числа родившихся (исключение составили только 2005, 2013 и 2015 годы). По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года детей родилось на 0,2 % больше, чем за тот же период 2015 года. Голодец отметила, что наблюдается сокращение рождаемости по отдельным регионам. Данный факт может быть обусловлен особенностями возрастной структуры населения. В регионах европейской части России, характеризующейся более старой возрастной структурой населения, - самые низкие показатели общей рождаемости. В регионах Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, где население моложе по своей возрастной структуре, показатели выше.
Тем не менее, стоит отметить, что наметившийся рост рождаемости в период 2000-2016 все же уступает по показателям периоду 1971-1990. А прогнозы на 2025 год предполагают глубокий демографический спад. В первое полугодие 2016 года, несмотря на увеличение числа родившихся, значение общего коэффициента рождаемости с учетом роста населения продолжало снижаться, составив за первые шесть месяцев в пересчете на год 12,7 %о против 12,8 %о за тот же период 2015 года с учетом Крымского федерального округа.
По словам председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, многочисленное поколение, родившееся в 1980-е годы, как раз сейчас входит в брачный и детородный возраст. Эксперт выразил мнение, что Россию ждет демографическая яма к 2025 году, что произойдет из-за сокращения числа женщин репродуктивного возраста. В результате этого число новорожденных уменьшится не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2012 годом. Кроме того, по прогнозу ООН, к 2030 году население сократится до 138,6 миллиона человек. Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляла 146,5 млн. человек, включая Крым, по данным Росстата [23].
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, цель которой - определить основные проблемы, связанные с демографической ситуацией в Красноярском крае, и предложить их рекомендации на государственном уровне.
Для того, чтобы данная цель была достигнута в полном объеме, в работе необходимо последовательное решение следующих задач:
- определить основные факторы, обуславливающие снижение рождаемости;
- рассмотреть особенности политики государства в вопросах повышения рождаемости;
- представить современную демографическую ситуацию в Красноярском крае;
- выявить основные направления и проблемы органов власти Красноярского края в области улучшения демографической ситуации в крае;
- разработать рекомендации по оптимизации работы органов власти Красноярского края в области улучшения демографической ситуации в крае и провести оценку их социально-экономической эффективности.
Объект исследования в настоящей работе - демографическая ситуация.
Предмет исследования - пути решения демографической проблемы в Красноярском крае.
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
На протяжении нескольких десятилетий в России наблюдается выраженный демографический кризис, под которым понимается резкое уменьшение численности населения.
В последние годы ситуация несколько стабилизировалась и, согласно официальным заявлениям, ухудшение демографических показателей приостановилось. Однако речь пока может идти не о выходе из кризиса, а только об изменении некоторых показателей в лучшую сторону относительно ухудшения прошлых лет.
Условно можно выделить три группы факторов, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране:
- экономические факторы,
- репродуктивное здоровье,
- репродуктивное поведение населения.
На сегодняшний день большинство экспертов сходятся во мнении, что демографическая политика не может быть отделена от социальной политики в целом. Снижение объемов средств социальной политики повлечет и снижение уровня рождаемости, поэтому страны с уровнем рождаемости, не превышающим простое воспроизводство, должны модифицировать целый ряд социальных институтов. Таким образом, усилия государства должны быть сфокусированы на создании социально-экономического климата, благоприятствующего появлению детей и их воспитанию. Российские семьи ждут дополнительных социальных гарантий. В этом ключе наибольшую важность представляют экономическая и социальная стабильность, повышение достатка, расширение возможностей занятости и возможности получения жилья, доступность качественного обслуживания в области здравоохранения, образования и социальной защиты.
Современная демографическая ситуация Красноярского края характеризуется следующими негативными тенденциями и проблемами:
- абсолютным сокращением населения (на 10,5% за последние двадцать лет);
- перспективой сокращения в ближайшие годы в структуре населения доли женщин в фертильном возрасте и, как следствие, снижением рождаемости;
- миграционной убылью населения в рамках внутрироссийской миграции и миграционным приростом;
- растущей концентрацией населения в одном из шести макрорайонов - Центральном, «собирающим» население как внутри края, так и в межрегиональных потоках, и потерей населения всеми остальными микрорайонами;
- ростом за последнее десятилетие ожидаемой продолжительности жизни населения края при рождении (с 62,5 лет в 2013 г. до 67,7 года в 2017 г.), которая однако по - прежнему остается ниже, чем в среднем по РФ (69,4 года).
Делая общий вывод относительно работы органов власти Красноярского края в области улучшения демографической ситуации в крае и проблем в ней, следует отметить, что в настоящее время в крае практически отсутствует полноценная программа, направленная на улучшение демографической ситуации в регионе. Последний раз данный документ принимался в 2009 году и был рассчитан на 2010-2012 годы. В той или иной мере мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации, содержатся в различных программах «Развитие здравоохранения», «Развитие системы социальной поддержки населения», «Развитие физической культуры, спорта, туризма», «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей Красноярского края», «Развитие транспортной системы», однако не затрагивают весь спектр имеющихся проблем.
Проведенное анкетирование показало, что, по общему мнению, политика в области семьи, проводимая в Красноярском крае, недостаточно эффективна (42 %). Следовательно, ее действенность мало ощутили на себе и большинство респондентов (39 %). Чуть меньшее число опрошенных высказались, что проводимая политика ощутима только для определенных типов семей (37 %). Есть и отрицательные ответы на оказываемую помощь (11 %), позитивное отношение высказали лишь 10 % опрошенных.
Среди основных проблем, которые, по мнению респондентов, необходимо решать в сложившейся ситуации - это: решение жилищных проблем (77 %), повышение заработной платы (59 %), выплата материнского капитала (59 %), увеличение до прожиточного минимума размеров ежемесячного пособия на ребенка (57 %), решение проблемы безработицы (57 %). Наряду с материальным обеспечением населения особое значение в крае приобретают такие демографические проблемы, как увеличение количества дошкольных образовательных учреждений, повышение качества медицинских услуг.
В связи с изложенными проблемами были разработаны следующие рекомендации по оптимизации работы органов власти Красноярского края в области улучшения демографической ситуации в крае:
- разработка программы, направленной на улучшение демографической ситуации в Красноярском крае при координации ее выполнения Министерством социальной политики Красноярского края;
- изменение уровня предоставления льгот многодетным семьям: перевод его с регионального на федеральный уровень;
- возможность закрытие ипотечного кредита выплатой из бюджета края в поддержку молодой семьи;
- организация партнерских отношений со строительными компаниями города (оказание помощи при строительстве, получении тендера и сдаче домов со стороны органов власти за предоставление части квартир в качестве поддержки молодых семей);
- увеличение количества дошкольных образовательных учреждений посредствам организации самозанятости населения и поддержке проектов самозанятости на открытие частных дошкольных учреждений;
- организация медицинского обслуживания на базе платных медицинских учреждений в замен на поддержку данных учреждений со стороны правительства Красноярского края (снижение налогового бремени, помощь при открытии);
-повышение статуса многодетности и стимулирование женщин к отказу от абортов посредствам медицинского просвещения.
С целью определения, на сколько данные мероприятия нужны жителям края, было проведено исследование, в рамках которого 50-ти респондентам (молодым семьям, имеющим от 1 до 3 детей или не имеющим их вообще, с различным уровнем достатка (от 15 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в месяц на семью)) предлагалось ознакомиться с представленными мероприятиями и определить, на сколько, по их мнению, они будут значимы именно для них. Анализ ответов респондентов показал, что абсолютным большинством респондентов (68 %) отмечена целесообразность предложенных мероприятий.
Кроме того, в рамках анкетирования предлагалось определить, какое из мероприятий будет иметь наиболее положительный эффект в области решения демографической проблемы в Красноярском крае. При этом респондентам предлагалось не ограничиваться одним вариантом, а выбирать сразу несколько. Как показали представленные данные, мероприятия, связанные с квартирным вопросом и повышения статуса к многодетности будут иметь положительный эффект по мнению абсолютно всех респондентов. Наименьший положительный эффект будут иметь, по мнению опрошенных, разработка программы, направленной на улучшение демографической ситуации в Красноярском крае при координации ее выполнения Министерством социальной политики Красноярского края и изменение уровня предоставления льгот многодетным семьям: перевод его с регионального на федеральный уровень. Однако, и их значимость была оценена достаточно большим количеством респондентов.
Анализ показал, что предложенные мероприятия, основанные, главным образом, на организации различных связей, не будут особо финансово обременительны для бюджета Красноярского края, однако, будут иметь следующий эффект:
- организация планомерной и последовательной работы, направленной на улучшение демографической ситуации в крае через мероприятия, прописанные в программе;
- высвобождение финансовых средств из краевого бюджета в сумме минимум 523,5 млн. руб. в год;
- возможность ежегодно 220-ти нуждающимся семьям въехать в собственное жилье, получив в качестве части оплаты ипотеки помощь из краевого бюджета;
- возможность нуждающимся семьям переселиться в собственное жилье при полном отсутствии возможности его приобретения. Как следствие, больше семей в крае смогут получить жилье по программе, при этом без дополнительной нагрузки на бюджет края;
- увеличение количества дошкольных учреждений в крае, следовательно, уменьшение очереди в детские дома, развитие самозанятости населения, а следовательно, увеличению поступлений в бюджет края в виде налогов;
- снижение уровня заболеваемости и смертности среди трудоспособного населения края, предоставление своевременной медицинской помощи нуждающимся гражданам края;
- повышение мотивации к деторождению, снижение количества абортов, как следствие, повышение рождаемости.
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2016 года) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2016 года) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 N 359-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48- ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2015 года) // СПС КонсультантПлюс.
5. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // СПС КонсультантПлюс.
7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс.
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года»// СПС КонсультантПлюс.
9. Закон Красноярского края от 25 января 2007 года N 21-5775 «О краевой целевой программе «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» на 2007-2009 годы.
10. Постановление правительства Красноярского края 20 ноября 2009 года N 592-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» на 2010-2012 годы.
11. 2016-й: рекордные итоги ввода жилья. [Электронный ресурс].
URL:http://www.sibdom.ru/publication/articles/21/1667 (дата обращения 13.05.2017).
12. Антонов, А.И. Современные особенности репродуктивного поведения: снижение репродуктивных установок и ориентаций [Текст] / А. И. Антонов // Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. - М. : КДУ, 2008. - С. 113-157.
13. Ближайшие демографические перспективы России. [Электронный ресурс]. URL:http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/tema02.php^aTaобращения 13.05.2017).
14. Бойко, В.В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Мысль, 1985. - 328 с.
15. Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада[Текст] / П. Дж. Бьюкенен. - М.: ACT, 2003. - 444 с.
16. Вишневский, А. Г. Рождаемость [Текст] / А. Г. Вишнеский, С. В. Захаров, О.Г. Исупов // Население России 2013. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2015. - С. 81-181.
17. ВЦИОМ: Почти две трети россиян не имеют детей и не планируют
обзаводиться ими. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.rbc.ru^aTa обращения 13.05.2017).
18. Григорьев, Ю.А. Демографическая и семейная политика[Текст] / Ю. А. Григорьева // Развитие человеческого потенциала Сибири: проблемы социального воспроизводства регионального сообщества. - Иркутск: Изд-во Оттиск, 2013. - С. 416-485.
19. Григорьев, Ю. А. Закономерности демографических процессов и семейная политика[Текст] / Ю. А. Григорьев, О. И. Баран // Социально-гигиенические подходы в решении фундаментальных и прикладных проблем современной медицины: Матер. 49-й науч.-практ. конф. с международным участием. - Новокузнецк: ООО «Полиграфист», 2014. - С. 31-37.
20. Григорьев, Ю. А. Тенденции воспроизводства населения в Сибирском федеральном округе за последние десятилетия [Текст] / Ю. А. Григорьев, О. И. Баран // Фундаментальные и прикладные исследования в профилактической медицине: Матер. 50-й науч.-практ. конф. с междунар. участием - Новокузнецк, 2015. - С. 27-32.
21. Григорьев, Ю.А. Демографический переход и границы вмешательства государства в охрану здоровья населения [Текст] / Ю. А. Григорьев, Е. Н. Репин, О. И. Баран // Общественное здоровье. Гигиена труда. Экология: Матер. XXXIX науч.-практ. конф. - Новокузнецк, 2014. - С. 16-21.
22. Данные Росстата. [Электронный ресурс].
URL:http://www.gks.ru/bgd/free/B14_00/Main.htm(дата обращения 13.05.2017).
23. Закутин, А. К вопросу повышения рождаемости в России.
[Электронный ресурс]. URL:https://www.geopolitica.ru/article/k-voprosu-
povysheniya-rozhdaemosti-v-rossn^aTa обращения 13.05.2017).
24. Захаров, С. В. Рождаемость и воспроизводство населения [Текст] / С.В. Захаров, О. Г. Исупов, В. И. Сакевич // Население России 2010-2011. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2013 - С. 276-384.
25. Колесняк, А. А. Оценка демографической политики в Красноярском
крае [Текст] / А. А. Колесняк, И. А. Жильцова// Вестник Красноярского
государственного аграрного университета. 2014. - №5. - С.23-30.
26. Ловцова, Н. И. Демографическая проблема: кто виноват и что делать? [Текст] / Н. И. Ловцова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Мир России. - 2015. - Т. 14. - № 4. - С. 78-104.
27. Мануйлова А. Рождаемость не оправдывает средств. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kommersant.ru/doc/2937884
28. Отдел народо населения ООН UN Population Division World Population
Prospects The 2010 Revision.
[3HeKTpoHHbifipecypc].URL:http://www.unpopulation.org^aTa обращения 13.05.2017).
29. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. [Электронный ресурс].
URL:http://www.krskstate.ru/2030/plan^aTaобращения 13.05.2017).
30. Слонимчик, Ф. Оценка влияния политики материнского капитала в России [Текст] / Ф. Слонимчкик, А.В. Юрко // Демографическое обозрение. - 2015. - №3. - Том 2. - С.30-68.
31. Хвыля-Олинтер Н. А. Демографическое состояние современной России [Текст] / Н. А. Хвыля-Олинтер// Социум и власть. - 2015. - № 4 (54). - С. 15-23.