Медиация как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних
|
Введение 3
1 Конфликты с участием несовершеннолетних и подходы к их
разрешению 6
1.1 Понятие конфликта и виды конфликтов с участием
несовершеннолетних 6
1.2 Подходы к урегулированию конфликтов с участием
несовершеннолетних 12
2 Применение медиации в урегулировании конфликтов с участием
несовершеннолетних 18
2.1 Особенности применения медиации в урегулировании
конфликтов с участием несовершеннолетних 18
2.2 Служба школьной медиации как субъект проведения
медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних 25
3 Деятельность служб школьной медиации в образовательных
учреждениях г. Красноярска 35
3.1 Опыт урегулирования конфликтов с участием
несовершеннолетних службами школьной медиации г.Красноярска 35
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности служб
школьной медиации г. Красноярска 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
1 Конфликты с участием несовершеннолетних и подходы к их
разрешению 6
1.1 Понятие конфликта и виды конфликтов с участием
несовершеннолетних 6
1.2 Подходы к урегулированию конфликтов с участием
несовершеннолетних 12
2 Применение медиации в урегулировании конфликтов с участием
несовершеннолетних 18
2.1 Особенности применения медиации в урегулировании
конфликтов с участием несовершеннолетних 18
2.2 Служба школьной медиации как субъект проведения
медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних 25
3 Деятельность служб школьной медиации в образовательных
учреждениях г. Красноярска 35
3.1 Опыт урегулирования конфликтов с участием
несовершеннолетних службами школьной медиации г.Красноярска 35
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности служб
школьной медиации г. Красноярска 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Социальная поляризация общества, усиление миграционных процессов обостряют социальную напряженность и стимулируют появление различных конфликтов, в том числе среди несовершеннолетних. Высокий уровень конфликтов среди подростков объясняется также низким уровнем их коммуникативной компетентности, причиной которой является замена непосредственного «живого» общения виртуальным и т.д. Вместе с тем, последствия конфликтов с участием несовершеннолетних взрослыми (родителями, учителями) зачастую недооцениваются, конфликты детей игнорируются либо разрешаются «силовыми» способами. Результатом этого может стать усвоение несовершеннолетними неправильных моделей поведения в конфликте, низкая успеваемость и отсутствие ощущения себя в безопасности. Очевидно, что педагогам школ и других образовательных учреждений, работающим с несовершеннолетними, необходимо уделять больше внимания их отношениям со сверстниками в рамках образовательного пространства и досугового времяпровождения.
Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с переходом на международные нормы и стандарты в данной сфере, что, соответственно, требует применения новых методов, способов работы с детьми [1]. Одним из таких достаточно новых для российской практики способов разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних является медиация и, хотя о необходимости повсеместного внедрения данного способа заявляется на самом высоком уровне, внедрение медиации в разрешение конфликтов несовершеннолетних до сих пор остается фрагментарным и проблемным.
Теоретическую основу работы составили работы О.В. Аллахвердовой, X. Бессемера, Дж. Брэйтуэйта, А.В. Дмитриева, Л.Ц. Кагермазовой, Л.М. Карнозовой, А.Ю. Коновалова, Л.Н. Лукьяновой, Р.Р. Максудова, М.С.Миримановой, Т.П. Мозговой, М. Пель, М.Н. Садовниковой и других. Также были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» [22]; Указ Губернатора Красноярского края от 28.10.2016 № 571-рг «О мерах направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий на территории Красноярского края» [24].
Объект бакалаврской работы - конфликты с участием несовершеннолетних.
Предмет - медиация как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности служб школьной медиации.
Задачи:
- описать понятие конфликта и виды конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить подходы к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних;
- рассмотреть особенности применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних;
- проанализировать службы школьной медиации как субъект проведения медиации по разрешению конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить опыт урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних службами школьной медиации г. Красноярска
Методы, используемые для написания работы:
- анализ документов, нормативно правовой базы,
- наблюдение;
- интервью.
Эмпирическую базу исследования составил анализ деятельности служб школьной медиации МАОУ «Средняя школа №151», МАОУ «Средняя школа №149» и МАОУ «Гимназия №5», который заключался в анализе документов, регламентирующих деятельность службы, и интервью с кураторами, которые ее возглавляет.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами бакалаврской работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с переходом на международные нормы и стандарты в данной сфере, что, соответственно, требует применения новых методов, способов работы с детьми [1]. Одним из таких достаточно новых для российской практики способов разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних является медиация и, хотя о необходимости повсеместного внедрения данного способа заявляется на самом высоком уровне, внедрение медиации в разрешение конфликтов несовершеннолетних до сих пор остается фрагментарным и проблемным.
Теоретическую основу работы составили работы О.В. Аллахвердовой, X. Бессемера, Дж. Брэйтуэйта, А.В. Дмитриева, Л.Ц. Кагермазовой, Л.М. Карнозовой, А.Ю. Коновалова, Л.Н. Лукьяновой, Р.Р. Максудова, М.С.Миримановой, Т.П. Мозговой, М. Пель, М.Н. Садовниковой и других. Также были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» [22]; Указ Губернатора Красноярского края от 28.10.2016 № 571-рг «О мерах направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий на территории Красноярского края» [24].
Объект бакалаврской работы - конфликты с участием несовершеннолетних.
Предмет - медиация как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности служб школьной медиации.
Задачи:
- описать понятие конфликта и виды конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить подходы к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних;
- рассмотреть особенности применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних;
- проанализировать службы школьной медиации как субъект проведения медиации по разрешению конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить опыт урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних службами школьной медиации г. Красноярска
Методы, используемые для написания работы:
- анализ документов, нормативно правовой базы,
- наблюдение;
- интервью.
Эмпирическую базу исследования составил анализ деятельности служб школьной медиации МАОУ «Средняя школа №151», МАОУ «Средняя школа №149» и МАОУ «Гимназия №5», который заключался в анализе документов, регламентирующих деятельность службы, и интервью с кураторами, которые ее возглавляет.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами бакалаврской работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Данная бакалаврская работа была посвящена изучению медиации как способа урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних.
В первой главе было рассмотрено понятие конфликта и основных подходов к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. Так, под конфликтом авторами понимается способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов. Существует множество классификаций видов конфликтов, однако ввиду базовой потребности возраста несовершеннолетних в общении и налаживании социальных связей внимание обращено на межличностные конфликты. Зачастую они обусловлены желанием несовершеннолетнего занять определенное положение в референтной группе, использовать образцы поведения взрослых людей. К реагированию на такие конфликты в литературе выделяют три основных подхода: карательный,реабилитационный, восстановительный. В настоящее время карательный и реабилитационный подход имеют место быть, однако показали свою несостоятельность и низкую эффективность в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. На первый план здесь должен выйти восстановительный подход, который предусматривает разрешение конфликта и восстановление межличностных отношений его участниками.
Вторая глава была посвящена особенностям применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. Для наиболее полного понимания были рассмотрены понятие медиации - способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, стадии процедуры и основные принципы. Однако традиционным в ситуации конфликтов с участием несовершеннолетних считается применение восстановительной медиации, которая направлена на создание условий для диалога, в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений с возможным привлечением ближайшего окружения. Особенностями применения медиации в конфликтах с участием несовершеннолетних являются восстановление утраченной коммуникации, и вовлечение семьи и ближайшего окружения, которые могут помочь в осуществлении процедуры. Также нельзя не отметить воспитательное значение восстановительной медиации, так как она направлена на осознание несовершеннолетним случившегося. Ввиду большого количества времени, проводимого несовершеннолетними в школе, целесообразным является организация служб школьной медиации как субъекта проведения медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. В связи с этим рассмотрены требования к куратору, стоящему во главе службы, и участникам из числа обучающихся. Процесс становления службы проходит через определенное количество этапов. Деятельность службы регламентируется рядом нормативных актов, что подтверждает значимость и необходимость ее организации.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности служб школьной медиации в образовательных учреждениях г. Красноярска на примере МАОУ «Средняя школа №149», МАОУ «Гимназия №5», МАОУ «Средняя школа №151». На основе представленной информации были определены недостатки в деятельности служб школьной медиации. А именно:
- недостаточная проработка положения о службе школьной медиации;
- равнодушное или негативное отношение родителей к деятельности служб; куратором отмечались случаи, когда ученик был вынужден отказаться от участия в медиации по настоянию своих родителей;
- недостаточное количество каналов поступления информации о конфликтах;
- низкая мотивация школьников для участия в работе службы школьной медиации;
- отсутствие специального помещения, обеспечивающего соблюдение принципа конфиденциальности, для проведения медиации;
- низкий уровень компетентности куратора службы;
- неэффективная информационно-просветительская работа;
- отсутствие возможности получения школьниками практического опыта разрешения конфликтных ситуаций.
В работе были предложены рекомендации по нивелированию выявленных недостатков.
В первой главе было рассмотрено понятие конфликта и основных подходов к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. Так, под конфликтом авторами понимается способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов. Существует множество классификаций видов конфликтов, однако ввиду базовой потребности возраста несовершеннолетних в общении и налаживании социальных связей внимание обращено на межличностные конфликты. Зачастую они обусловлены желанием несовершеннолетнего занять определенное положение в референтной группе, использовать образцы поведения взрослых людей. К реагированию на такие конфликты в литературе выделяют три основных подхода: карательный,реабилитационный, восстановительный. В настоящее время карательный и реабилитационный подход имеют место быть, однако показали свою несостоятельность и низкую эффективность в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. На первый план здесь должен выйти восстановительный подход, который предусматривает разрешение конфликта и восстановление межличностных отношений его участниками.
Вторая глава была посвящена особенностям применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. Для наиболее полного понимания были рассмотрены понятие медиации - способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, стадии процедуры и основные принципы. Однако традиционным в ситуации конфликтов с участием несовершеннолетних считается применение восстановительной медиации, которая направлена на создание условий для диалога, в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений с возможным привлечением ближайшего окружения. Особенностями применения медиации в конфликтах с участием несовершеннолетних являются восстановление утраченной коммуникации, и вовлечение семьи и ближайшего окружения, которые могут помочь в осуществлении процедуры. Также нельзя не отметить воспитательное значение восстановительной медиации, так как она направлена на осознание несовершеннолетним случившегося. Ввиду большого количества времени, проводимого несовершеннолетними в школе, целесообразным является организация служб школьной медиации как субъекта проведения медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. В связи с этим рассмотрены требования к куратору, стоящему во главе службы, и участникам из числа обучающихся. Процесс становления службы проходит через определенное количество этапов. Деятельность службы регламентируется рядом нормативных актов, что подтверждает значимость и необходимость ее организации.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности служб школьной медиации в образовательных учреждениях г. Красноярска на примере МАОУ «Средняя школа №149», МАОУ «Гимназия №5», МАОУ «Средняя школа №151». На основе представленной информации были определены недостатки в деятельности служб школьной медиации. А именно:
- недостаточная проработка положения о службе школьной медиации;
- равнодушное или негативное отношение родителей к деятельности служб; куратором отмечались случаи, когда ученик был вынужден отказаться от участия в медиации по настоянию своих родителей;
- недостаточное количество каналов поступления информации о конфликтах;
- низкая мотивация школьников для участия в работе службы школьной медиации;
- отсутствие специального помещения, обеспечивающего соблюдение принципа конфиденциальности, для проведения медиации;
- низкий уровень компетентности куратора службы;
- неэффективная информационно-просветительская работа;
- отсутствие возможности получения школьниками практического опыта разрешения конфликтных ситуаций.
В работе были предложены рекомендации по нивелированию выявленных недостатков.
Подобные работы
- МЕДИАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Процедура медиации как способа профилактики правонарушений несовершеннолетних
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Роль третьей стороны в конфликтах с участием школьников
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коучинг как технология управления конфликтами в организации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Перспективы медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Споры, связанные с воспитанием детей: виды, порядок разрешения и
последствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Актуальные проблемы и перспективы внедрения медиации в общеобразовательные учреждения Красноярского края
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



