Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиация как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних

Работа №25942

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
696
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Конфликты с участием несовершеннолетних и подходы к их
разрешению 6
1.1 Понятие конфликта и виды конфликтов с участием
несовершеннолетних 6
1.2 Подходы к урегулированию конфликтов с участием
несовершеннолетних 12
2 Применение медиации в урегулировании конфликтов с участием
несовершеннолетних 18
2.1 Особенности применения медиации в урегулировании
конфликтов с участием несовершеннолетних 18
2.2 Служба школьной медиации как субъект проведения
медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних 25
3 Деятельность служб школьной медиации в образовательных
учреждениях г. Красноярска 35
3.1 Опыт урегулирования конфликтов с участием
несовершеннолетних службами школьной медиации г.Красноярска 35
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности служб
школьной медиации г. Красноярска 43
Заключение 49
Список использованных источников 52


Социальная поляризация общества, усиление миграционных процессов обостряют социальную напряженность и стимулируют появление различных конфликтов, в том числе среди несовершеннолетних. Высокий уровень конфликтов среди подростков объясняется также низким уровнем их коммуникативной компетентности, причиной которой является замена непосредственного «живого» общения виртуальным и т.д. Вместе с тем, последствия конфликтов с участием несовершеннолетних взрослыми (родителями, учителями) зачастую недооцениваются, конфликты детей игнорируются либо разрешаются «силовыми» способами. Результатом этого может стать усвоение несовершеннолетними неправильных моделей поведения в конфликте, низкая успеваемость и отсутствие ощущения себя в безопасности. Очевидно, что педагогам школ и других образовательных учреждений, работающим с несовершеннолетними, необходимо уделять больше внимания их отношениям со сверстниками в рамках образовательного пространства и досугового времяпровождения.
Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с переходом на международные нормы и стандарты в данной сфере, что, соответственно, требует применения новых методов, способов работы с детьми [1]. Одним из таких достаточно новых для российской практики способов разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних является медиация и, хотя о необходимости повсеместного внедрения данного способа заявляется на самом высоком уровне, внедрение медиации в разрешение конфликтов несовершеннолетних до сих пор остается фрагментарным и проблемным.
Теоретическую основу работы составили работы О.В. Аллахвердовой, X. Бессемера, Дж. Брэйтуэйта, А.В. Дмитриева, Л.Ц. Кагермазовой, Л.М. Карнозовой, А.Ю. Коновалова, Л.Н. Лукьяновой, Р.Р. Максудова, М.С.Миримановой, Т.П. Мозговой, М. Пель, М.Н. Садовниковой и других. Также были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» [22]; Указ Губернатора Красноярского края от 28.10.2016 № 571-рг «О мерах направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий на территории Красноярского края» [24].
Объект бакалаврской работы - конфликты с участием несовершеннолетних.
Предмет - медиация как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности служб школьной медиации.
Задачи:
- описать понятие конфликта и виды конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить подходы к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних;
- рассмотреть особенности применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних;
- проанализировать службы школьной медиации как субъект проведения медиации по разрешению конфликтов с участием несовершеннолетних;
- изучить опыт урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних службами школьной медиации г. Красноярска
Методы, используемые для написания работы:
- анализ документов, нормативно правовой базы,
- наблюдение;
- интервью.
Эмпирическую базу исследования составил анализ деятельности служб школьной медиации МАОУ «Средняя школа №151», МАОУ «Средняя школа №149» и МАОУ «Гимназия №5», который заключался в анализе документов, регламентирующих деятельность службы, и интервью с кураторами, которые ее возглавляет.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами бакалаврской работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная бакалаврская работа была посвящена изучению медиации как способа урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних.
В первой главе было рассмотрено понятие конфликта и основных подходов к урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. Так, под конфликтом авторами понимается способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов. Существует множество классификаций видов конфликтов, однако ввиду базовой потребности возраста несовершеннолетних в общении и налаживании социальных связей внимание обращено на межличностные конфликты. Зачастую они обусловлены желанием несовершеннолетнего занять определенное положение в референтной группе, использовать образцы поведения взрослых людей. К реагированию на такие конфликты в литературе выделяют три основных подхода: карательный,реабилитационный, восстановительный. В настоящее время карательный и реабилитационный подход имеют место быть, однако показали свою несостоятельность и низкую эффективность в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. На первый план здесь должен выйти восстановительный подход, который предусматривает разрешение конфликта и восстановление межличностных отношений его участниками.
Вторая глава была посвящена особенностям применения медиации в урегулировании конфликтов с участием несовершеннолетних. Для наиболее полного понимания были рассмотрены понятие медиации - способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, стадии процедуры и основные принципы. Однако традиционным в ситуации конфликтов с участием несовершеннолетних считается применение восстановительной медиации, которая направлена на создание условий для диалога, в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений с возможным привлечением ближайшего окружения. Особенностями применения медиации в конфликтах с участием несовершеннолетних являются восстановление утраченной коммуникации, и вовлечение семьи и ближайшего окружения, которые могут помочь в осуществлении процедуры. Также нельзя не отметить воспитательное значение восстановительной медиации, так как она направлена на осознание несовершеннолетним случившегося. Ввиду большого количества времени, проводимого несовершеннолетними в школе, целесообразным является организация служб школьной медиации как субъекта проведения медиации по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних. В связи с этим рассмотрены требования к куратору, стоящему во главе службы, и участникам из числа обучающихся. Процесс становления службы проходит через определенное количество этапов. Деятельность службы регламентируется рядом нормативных актов, что подтверждает значимость и необходимость ее организации.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности служб школьной медиации в образовательных учреждениях г. Красноярска на примере МАОУ «Средняя школа №149», МАОУ «Гимназия №5», МАОУ «Средняя школа №151». На основе представленной информации были определены недостатки в деятельности служб школьной медиации. А именно:
- недостаточная проработка положения о службе школьной медиации;
- равнодушное или негативное отношение родителей к деятельности служб; куратором отмечались случаи, когда ученик был вынужден отказаться от участия в медиации по настоянию своих родителей;
- недостаточное количество каналов поступления информации о конфликтах;
- низкая мотивация школьников для участия в работе службы школьной медиации;
- отсутствие специального помещения, обеспечивающего соблюдение принципа конфиденциальности, для проведения медиации;
- низкий уровень компетентности куратора службы;
- неэффективная информационно-просветительская работа;
- отсутствие возможности получения школьниками практического опыта разрешения конфликтных ситуаций.
В работе были предложены рекомендации по нивелированию выявленных недостатков.



1 О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2 Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев. - М.: Гардарика, 2006. - 320 с.
3 Буртовая, Е. В. Конфликтология: учебное пособие / Е. В. Буртовая. - СПб., 2008. - 233 с.
4 Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология: учебник / Л.Ц.Кагермазова. - М: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 276 с.
5 Слепцова, Ю.А. Причины возникновения конфликтов / Ю.А.Слепцова // Инновационная наука, - 2015. - № 6. - С. 2-5.
6 Мириманова, М.С. Конфликтология: учебное пособие / М. С. Мириманова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
7 Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие / А. Я. Анцупов., С.В. Баклановский - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
8 Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А.Ю. Коновалов, под общ. ред. Карнозовой Л.М. - М: МООО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. - 256 с.
9 Лукьянова, Л.Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения / Л.Н. Лукьянова // Научно-методические разработки. - 2012. - № 10. - С. 1-5.
10 Мозговая, Т.П. Восстановительный подход в профилактике делинквентного поведения / Т.П. Мозговая // Идеи и идеалы. - 2013. - № 2. -С. 35-38.
11 Карнозова, Л. М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: метод. пособие / Л.М. Карнозова. - М: ООО «Информполиграф», 2009. - 108 с.
12 Брейтуэйт, Дж. Преступление, стыд и воссоединение / Дж. Брейтуэйт. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. - 310 с.
13 Лайша, Т.Н. Восстановительный подход в социальной сфере/ Т.Н. Лайша // Восстановительный подход в социальной сфере. Теория и практика. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010. - С. 35-37
14 Грицай, Л.А. Семейно-ориентированный подход как одно из направлений системы образования в XXI веке: утопические мечтания или реальность будущего? / Л.А. Грицай // Future Human Image - 2014. - № 2. - С. 9-13.
15 Аллахвердова, О. В. Медиация. Пособие для посредников: метод. пособие / О.В. Аллахвердова. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - 124 с.
16 Бочкова, В.В. Медиация в России: историко-правовой аспект / В.В. Бочкова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет - 2014. -- № 3. - С. 28-31.
17 Пель, М. Приглашение к медиации / М. Пель. - М.: Изд-во ООО
«Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» 2000. - 400 с.
18 Бессемер, X. Медиация. Посредничество в конфликтах / X. Бессемер. - Калуга: Духовное познание, 2004. - 176 с.
19 Садовникова, М. Н. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом: Методические рекомендации : метод. пособие / М. Н. Садовникова, А.А.Коровушкина. - Иркутск: ИГУ, 2015. - 258 с.
20 Максудов, Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология: методические рекомендации / Р.Р. Максудов. - М.: Институт права и публичной политики, 2009. - 72 с.
21 Стандарт восстановительной медиации. Разработан и утвержден Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации от 17 марта 2009 года. - М.: 2009. - 10 с.
22 Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23 Красноярский институт повышения квалификации [Электронный ресурс]: службы школьной медиации в образовательной организации. - Режим доступа: http://www.kipk.ru.
24 О мерах, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних на территории Красноярского края [Электронный ресурс]: Указ губернатора Красноярского края от 28.10.2016 № 571-рг // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
25 Общественный центр «Судебно-правовая реформа» [Электронный ресурс]: технологии восстановительного правосудия. - Режим доступа: http://sprc.ru.
26 Карнозова, Л.М. Мониторинг деятельности территориальных служб примирения за 2015 год, проводимый в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации / Л.М. Карнозова // Вестник восстановительной юстиции - 2016. - № 13. - С. 151-192.
27 Покровская, В.Л. Документы, сопровождающие деятельность школьных и муниципальных служб примирения в Пермском крае: методические рекомендации / В.Л. Покровская, Е.В. Терентьева, 2009. - 60 с.
28 Положение о службе школьной медиации МАОУ «Гимназия №5»: Утв. приказом директора А.А. Лазутина от 15.09.2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gimnaziy5.ru
29 Положение о службе школьной медиации МАОУ «Средняя школа №149»: Утв. приказом директора А.А. Шмаланда от 24.09.2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sch149.avers-telecom.ru
30 Положение о службе школьной медиации МАОУ «Средняя школа №151»: Утв. приказом директора Т.А. Дебеловой от 18.10.2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://151школа.рф
31 Юнусова, Н.М. Об ответственности родителей за воспитание детей / Н.М. Юнусова // Вестник ТГУПБП - 2013. - № 2. - С. 1-7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ